Обучение иноязычному монологическому высказыванию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Теоретические основы обучения говорению на английском языке,Говорение на иностранном языке как вид речевой деятельности,Монолог как одна из форм говорения,Методика обучения детей иноязычному монологическому высказыванию,Система упражнений для обучения иноязычному монологическому высказыванию

Содержание работы

Введение…… ……………………………………………………………
Глава I Теоретические основы обучения говорению на английском языке………………………………………
1.1 Говорение на иностранном языке как вид речевой деятельности…………………………………………….
1.2 Монолог как одна из форм говорения………………...
1.3 Методика обучения детей иноязычному монологическому высказыванию……………………..
1.4 Система упражнений для обучения иноязычному монологическому высказыванию……………………..
Заключение… ……………………………………………………………
Список использованной литературы


…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

говорение Чегесова.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

    Пространственные и временные компоненты связаны с выполнением определенного вида деятельности и во многом определяют тему общения. Они оказывают также влияние на выбор языковых средств, на манеру и тональность общения. Например, в общественном транспорте неуместны громкий голос, смех, некоторые темы для разговора и многое другое. Очень важно в таких ситуациях руководствоваться нормами и правилами поведения, характерными для определенной культуры.

    Что касается такого компонента ситуации как предпосылки общения, то в этой связи можно сослаться на Е.С. Кубрякову, которая утверждает, что в процессе общения «проявляются силы, исходящие по существу не от говорящего, а от его оценки состояния, знаний, склада ума, принадлежности к тому или иному социальному слою и тех, на кого рассчитана речь» [2].

    Результаты  ориентировки в собеседнике отражаются в структуре и объеме высказывания, а также в отборе языковых средств.

    При организации учебного процесса следует  стремиться к тому, чтобы упражнения и ситуации содержали как можно больше проблемных вопросов, позволяющих воспитанникам высказывать противоположные точки зрения, спорить и убеждать. Активное участие в решении проблем повышает интерес к занятию языком, а удовлетворение от самостоятельно найденного решения является сильным мотивирующим фактором, развивающим умственную деятельность детей. 

    Требования  к построению учебного процесса в  аспекте обучения говорению 

    В современной методике на смену фронтальной  работе на занятии все более активно  приходят социальные/интерактивные формы обучения. Выполняя парные, групповые или коллективные задания, дети сосредоточивают свое внимание не на языковой форме высказывания, а на содержании. Важна при этом цель совместной деятельности — узнать новую информацию и зафиксировать/оценить ее, сообща обсудить проблемные задания, сопоставить разные точки зрения, принять участие в игре, сделать что-нибудь совместно (проект, план-схему путешествия и так далее). В процессе выполнения интерактивных заданий дети проявляют творчество и самостоятельность, а не являются пассивными исполнителями речевых действий.

    Следует отметить то, что коммуникативные  стратегии используются и в родном языке, когда возникают те или  иные трудности в общении. К основным из этих стратегий относятся [2]:

  • возвращение к сказанному (Извините, я начну сначала);
  • парафраз (Я выражу это иначе);
  • замена на:
    • общее слово (вещь, человек);
    • местоимение (это, оно, они, что-то);
    • более общее понятие (дерево вместо дуб);
    • синоним (дискуссия вместо дебаты);
  • описание при помощи:
    • общих физических качеств (цвет, размер);
    • специфической черты (У него четыре ноги);
  • показ (Вот смотрите, что я имею в виду);
  • жесты, мимика, звуки;
  • просьба помочь (Скажите, пожалуйста, снова, как это называется?).

    Большое значение для успешности обучения говорению  будет, иметь правильно организованная групповая/коллективная работа и коммуникативно-ориентированное построение учебного процесса в целом.

    1.2. Монолог как одна  из форм говорения

 

    Монологическая  речь - это особый вид вербального общения людей, предполагающий процесс формирования и формулирования своих мыслей посредством звуковой системы языка. Продуктом монологического общения является монологическое высказывание, особое и сложное умение, которое нужно специально формировать [3].

    Проблема  обучения монологической речи до настоящего времени является одной из малоизученных. Споры идут даже по вопросу едино го определения (определения, данные Н.Ю. Шведовой, В.В. Виноградовым, И.А. Зимней и другими).

    Н.И. Гез предложила такое определение: монолог – организованный вид речи, представляющий собой продукт индивидуального построения и предполагающий продолжительное высказывание одного лица, обращенное к аудитории [3].

    Монологическая  речь имеет свои специфические психологические  и лингвистические характеристики.  

    Психологические характеристики

    1. Односторонний характер общения.

    Монологическая  речь обращена и направлена на одно или несколько лиц (аудиторию), но речевое поведение говорящего в  большинстве случаев не зависит  от слушателей, так как их реакция  на высказывание может не носить внешневыраженного характера.

    2. Подготовленность, планируемость.

    Монологическая  речь заранее программируется либо во внутренней, либо во внешней речи, что предполагает сформированность умений предвидеть композиционную структуру  высказывания, наметить производный языковой материал и смысловые вехи речи.

    3. Контекстность монологической речи.

    Как правило, монологическая речь строится без учета ситуаций экстралингвистического характера. Она должна быть понята из самой себя. Поэтому для достижения точного, адекватного понимания  говорящий должен обеспечить себе контекст, не допускающий двойного толкования мысли.

    4. Непрерывный характер.

    Непрерывность позволяет говорящему связно и полно  высказать свои мысли. Последовательность и логичность, полнота и связность  изложения, композиционная оформленность - являются важнейшими качествами монологической речи, которые вытекают из ее контекстного и непрерывного характера.

    5. Меньшая эмоциональность (по сравнению с диалогической речью).

    В монологической речи говорящий пользуется в основном нейтральным словарем, использование паралингвистических средств является скорее исключением, чем нормой.

    6. Неограниченность во времени.

    В психологической литературе отмечается большая трудность и сложность  монологической речи по сравнению с  диалогической: связность и последовательность изложения своих мыслей, ясность и отчетливость формы выражения (что трудно и в родном языке).  

    Лингвистические характеристики

  1. Полносоставность предложений, развернутость изложения мыслей.
  2. Приближенность к книжно-письменной речи по сложности синтаксиса, словаря.
  3. Наличие связующих элементов.

    Монологическая  речь - связная речь, поэтому необходимо наличие временных наречий, прономинальных замен, союзов и прочего.

    4. Монотемность монологической речи. [20]

    Перечисленные выше характеристики монологической речи свойственны ей в реальной жизни, в реальном общении. При обучении условия накладывают некоторые ограничения на данный вид речевой деятельности, поэтому в детском саду говорят об учебной монологической речи, которая обладает характеристиками естественной, но в минимизированном виде.

    1.3. Методика обучения детей монологическому высказыванию

 

    Основной  целью обучения говорению является развитие у детей способности  осуществлять устное речевое общение  в разнообразных социально детерминированных ситуациях.

    В качестве лингвистического компонента содержания обучения монологической речи ученые называют речевые образцы разного уровня от простого предложения до связного монологического высказывания - текста.

    В методической литературе нет единого  мнения по поводу уровневого характера  монологических высказываний. Исследователи говорят о трех уровнях монологической речи - одного предложения, связного высказывания и свободной речи. Предложенная классификация базируется на количественных принципах (объем высказывания, лексико-грамматическое разнообразие ...) и качественных характеристиках (глубина раскрытия, логичность, завершенность, оценочность суждений ...).

    Исследователи предлагают следующие уровни монологического  высказывания (в основу классификации  положены критерии - количество и качество иллюстративных опор, количество и качество смысловых вех - главных мыслей в монологическом высказывании, количество и качество производного языкового материала):

  • уровень одного предложения, конечным продуктом которого является элементарное монологическое высказывание

    Предложение может  считаться, монологом, если оно содержит законченную мысль. Смысловые вехи элементарного монологического высказывания заключены в словах, главных членах предложения.

  • уровень минимального монологического высказывания, конечный продукт которого составляет монологическое высказывание определенного функционально-смыслового типа - описание, повествование (рассказ), рассуждение (одна смысловая веха в объеме предложения и производный языковой материал, необходимый и достаточный для уточнения идеи, заложенной в главном предложении).
  • уровень развернутого монологического высказывания,  сообщение текстового уровня (несколько смысловых вех и производный языковой материал).[20]

    Брандес М.П. говорил, что в реальном общении  человек пользуется так называемой контаминированной речью, являющейся не тематическим соединением разных речевых форм, а их внутренним скрещиванием, но в учебных условиях представляется целесообразным говорить об учебном описании, повествовании и рассуждении.

      По мнению Е.И. Мотиной, описание есть способ изложения, который представляет собой характеристику предметов, явлений или частей в статическом состоянии.

    Для него характерно простое нанизывание  предложений в порядке их логической последовательности. Обычно описание является объективным, лишенным эмоциональности. Описание имеет свою структуру (зачин, центральная часть, концовка).

    По  мнению О.А. Нечаевой, повествование - это функционально-смысловой тип речи, выражающий сообщение о развивающихся действиях или состояниях и располагающий для реализации этой функции специфическими смысловыми средствами.

     Повествование имеет свою структуру (введение, основная часть, заключение), В повествовании наблюдается смена временного плана, используются экспрессивно-эмоциональные средства.

    О.А. Нечаева считает, что рассуждение - тип речи, который характеризуется особыми отношениями между входящими в его состав суждениями, образцами умозаключения, и специфической языковой структурой, зависящей не только от логической основы рассуждения, но и от смыслового значения вводного суждения.

    Рассуждение – самый трудный тип монологического высказывания, в его структуру входят три части - исходный тезис (информация, ложность или истинность которой требуется доказать), аргументирующая часть и вывод. В рассуждении необходимо использование синонимических языковых средств, развивающих мысль по-новому [20].

    Под связным монологическим называнием понимается связная речь, состоящая из ряда логически, последовательно связанных между собой предложений, интонационно оформленных и объединенных единым содержанием (Г.В. Рогова, Ш.М. Рожкова).

    В  психологический компонент содержания обучения монологической устной речи входят речевые навыки и умения в ее составе. Под монологическими умениями, по мнению С.Ш. Шатилова, понимаются умения:

    1) правильно в языковом отношении, 

    2) логически последовательно (связно),

    3) достаточно полно, 

    4) достаточно коммуникативно-мотивированно (в зависимости от целей коммуникации) и творчески пользоваться языковыми средствами иностранного языка.

    Данные  умения с учетом их специфики в  различных типах монологических высказываний являются целью обучения и содержанием, на котором она реализуется. 

    1.4. Система упражнений  для обучения иноязычному

    монологическому высказыванию

 

    Известно, что процесс порождения речевых  высказываний не может быть полностью автоматизирован с точки зрения формы и содержания, ибо в противном случае была бы утрачена сущность языка как основного средства обмена мыслями. Вместе с тем речевые механизмы включают в себя многочисленные компоненты, которые поддаются автоматизации и фигурируют в процессе речевого общения как закрепленные операции, то есть навыки. Например, в силу неразрывного единства слухового и речедвигательного анализатора человек должен в совершенстве владеть навыками имитации сигналов, фонематическим и интонационным слухом, мгновенным комбинированием слов в пределах изученного минимума и другим. Таким образом, любое речевое умение имеет в своей основе автоматизированные закрепленные операции, выработанные под контролем сознания с помощью разнообразных упражнений. [8]

    Типы  упражнений и характер операций, связанных  с их выполнением, будут видоизменяться в зависимости от этапа обучения и языковой сложности порождаемого текста.

Информация о работе Обучение иноязычному монологическому высказыванию