Обучение иноязычному монологическому высказыванию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Теоретические основы обучения говорению на английском языке,Говорение на иностранном языке как вид речевой деятельности,Монолог как одна из форм говорения,Методика обучения детей иноязычному монологическому высказыванию,Система упражнений для обучения иноязычному монологическому высказыванию

Содержание работы

Введение…… ……………………………………………………………
Глава I Теоретические основы обучения говорению на английском языке………………………………………
1.1 Говорение на иностранном языке как вид речевой деятельности…………………………………………….
1.2 Монолог как одна из форм говорения………………...
1.3 Методика обучения детей иноязычному монологическому высказыванию……………………..
1.4 Система упражнений для обучения иноязычному монологическому высказыванию……………………..
Заключение… ……………………………………………………………
Список использованной литературы


…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

говорение Чегесова.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

    Например, у начинающего изучать язык объем  оперативной памяти на иностранном языке значительно ниже, чем на родном, поэтому для выработки одного и того же навыка, например имитации довольно длинных синтаксических структур, понадобятся дополнительные упражнения, расширяющие ограниченные возможности памяти.

    В зависимости от ступени обучения выделяются два этапа овладения монологической речью:

    1) овладение основами монологического  общения;

    2) совершенствование монологических  умений.

    Учитывая  особенности монологической речи как  вида речевой деятельности и как  сложного речевого умения, можно предложить следующую классификацию упражнений [20]:

    а) тренировочные/подготовительные:

  • имитативные (основанные на воспроизведении материала);
  • трансформационные (видоизменение структур);
  • конструктивные (по образцу или без него);
  • комбинированные;

    б) речевые/коммуникативные:

    • подготовленной монологической речи:
      • воспроизведение связных высказываний с некоторой модификацией;
      • составление рассказа по ключевым словам, плану. 
    • неподготовленной монологической речи:
      • придумывание заголовка и его обоснование;
      • описание картинок;
      • характеристика действующих лиц.

    Подсистема  подготовительных/тренировочных упражнений призвана обеспечить условия формирования речевого высказывания и успешность его осуществления.

    Примерную организацию подготовительных упражнений можно представить следующим образом:

  • имитация (без преобразования, с незначительным преобразованием образцов);
  • видоизменение предложений (подстановки, расширение или сокращение предложений, замена реплик и другое);
  • синонимические и антонимические замены;
  • комбинирование и группировка (слов, предложений, речевых формул);
  • конструирование и образование по аналогии;
  • вопросоответные упражнения.

    Для иллюстрации вышесказанного перечислим некоторые виды подготовительных упражнений [2]:

  • ответить на вопрос, употребив образцы (слова, конструкции, речевые формулы);
  • заменить в предложении выделенные слова синонимами/антонимами;
  • назвать ситуацию, в которой могут употребляться перечисленные речевые/этикетные формулы;
  • преобразовать повествовательные предложения в вопросительные;
  • описать предмет/явление двумя-тремя фразами;
  • восстановить в предложении/тексте пропущенные слова, опираясь на контекст.

    Речевые упражнения способствуют выработке умений формировать речевые сообщения в условиях, приближающихся к естественному общению. Они обучают [2]:

  • однозначно формулировать основную мысль;
  • последовательно развивать мысль;
  • выражать одну и ту же мысль разными средствами;
  • строить высказывание с учетом его прагматической ценности;
  • соотносить высказывание с ситуацией общения;
  • приспосабливаться к индивидуальным особенностям партнера по общению;
  • соотносить паралингвистические явления (жесты, мимику) с ситуацией общения;
  • прогнозировать реакцию партнера и адекватно реагировать на его реплики.

    Речевые упражнения не рассматриваются как  одноуровневая подсистема. Динамика формирования речевых умений, предполагающая в качестве конечной цели свободное комбинирование материала адекватно коммуникативному намерению, связана с разработкой упражнений двух групп — для обучения подготовленной (с позиции педагога — управляемой) речи и для развития умений неподготовленной (неуправляемой) речи [2].

    При порождении подготовленного высказывания учащиеся опираются на память, на ассоциации, на правила и многочисленные формальные подсказки. Этот вид речи носит менее творческий характер, так как в большинстве своем он связан не только с заданным материалом, но и с подсказанным содержанием.

    Неподготовленная  речь — сложное речевое умение, которое проявляется в способности детей без затрат времени на подготовку решать коммуникативно-мыслительные задачи, оперируя усвоенным языковым материалом как в знакомых, так и в незнакомых ситуациях [2].

    Говорящий редко использует совершенно новый  материал, не бывший в его речевом  опыте. Память главным образом долговременная, воспроизводит усвоенные слова, сочетания, штампы, речевые и этикетные формулы. В зависимости от ситуации общения, набора готовых оперативных единиц в памяти и знания правил говорящий образует новые знаки по аналогии с прошлым опытом. На любом уровне высказывания (слово, фраза, текст) этот процесс творческий, однако в неподготовленной речи творчество находит более полное выражение.

    Речевые упражнения для обучения подготовленной монологической речи:

  • воспроизведение связных высказываний с некоторой модификацией (изменением конца или начала, введением нового действующего лица, видоизменением композиции изложения);
  • составление ситуации или рассказа (по ключевым словам, по плану; на заданную тему, изложенную кратко на родном языке);
  • описание картины или серии картин связанной (ых) с изучаемой темой;
  • воспроизведение ситуаций, в которых использованы названные обороты и речевые формулы;
  • пересказ (близкий к тексту);
  • составление плана прослушанного рассказа.

    Речевые упражнения для обучения неподготовленной монологической речи:

  • придумывание заголовка и его обоснование;
  • описание картин, не связанных с изученной темой;
  • составление ситуации с опорой на жизненный опыт или ранее прочитанное;
  • обоснование собственного суждения или отношения к фактам;
  • оценка прослушанного или прочитанного.

    Упражнения  всех перечисленных этапов должны отвечать, кроме того, следующим требованиям:

    • быть посильными по объему;
    • апеллировать к разным видам памяти, восприятия и мышления;
    • быть целенаправленными и мотивированными (что предполагает наличие формулировки конечной или промежуточной цели выполнения упражнений);
    • активизировать умственную деятельность детей;
    • содержать жизненные и типичные примеры и ситуации.
 
 
 

Заключение

    Говорение – это самый сложный вид  речевой деятельности, овладение которым сопряжено с большими трудностями. Эти трудности обусловлены сложностью самого процесса порождения речевого высказывания, который непросто протекает и на родном языке, т.к. связан с формулированием мысли средствами языка.

    Чтобы правильно обучить говорению, нужно знать структуру говорения, владеть средствами обучения иноязычной речи, учитывать последовательность овладения формами говорения (диалог и  монолог) и владеть способами их обучения в зависимости от их особенностей.

    Так диалогическая форма речи отличается большой распространенностью, она функционирует буквально в любой форме человеческой деятельности, являясь доминирующей формой устной речи. Исходя из этого следует отметить, что в системе обучения английскому языку в школе овладение говорением происходит по схеме: от диалогической формы речи к монологической.

      При диалогической форме речи  обмен репликами в их последовательности  отражает логическое развитие  коммуникации и реализацию речевых  намерений всех участвующих в  ней. Развернутые ситуации при монологической речи строятся на внутренней логике развития мысли говорящего и на контексте всего высказывания с учетом ситуации общения.

    Немаловажной  в устной коммуникации является организация  самого акта общения, составными элементами которого являются вступление в общение и проявление инициативы, поощрению к общению и поддержанию его, и наконец завершение общения. Владение этими элементами позволяет учащимся вступать в контакты и осуществлять общение и обмен информацией в форме принятой данным языковым коллективом и закрепленной в традициях народа – носителя изучаемого языка. 

      Список  использованной литературы

  1. Бородич, А.М. Методика развития речи детей: Учебное пособие, – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.
  2. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
  3. Гез, Н.И., Ляховицкий, М.В., Миролюбов, А.А. Методика обучения иностранному языку в средней школе. – М.: Высшая школа, 1982. – 373 с.
  4. Колкер, Я.М, Устинова, Е.С., Еналиева, Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку. – М.: Академия, 2004. – 264 с.
  5. Методика как теория и практика обучения иностранным языкам. – Нижний Новгород, 1994.
  6. Общая методика иностранным языкам. / Сост. Леонтьев А.А – М.: Русский Язык, 1991 (Методика и психология обучения иностранным языкам).- 360 с.
  7. Общая методика преподавания иностранных языков в средних специальных учебных заведениях. / Под ред. А.А. Миролюбова, А.В. Парахиной. – М.: Высшая школа, 1984. – 240 с.
  8. Пассов, Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. - М.: «Русский язык», 1977. – 216 с.
  9. Рогова, Г.В., Верещагина, И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. – М.: Просвещение, 1988. – 330 с.

Информация о работе Обучение иноязычному монологическому высказыванию