Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 10:13, курсовая работа
Цель работы заключается в поиске и анализе существующих систем дистанционного обучения для практического применения в процессе обучения английскому языку.
Объектом исследования выступают системы дистанционного обучения английскому языку.
Предметом исследования является дистанционное обучение как одна из форм получения различного образования.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
5
1.1 Понятие дистанционного обучения и образования
5
1.2 особенности дистанционного обучения
7
1.3 компоненты курса дистанционного
Обучения
9
1.4 методика дистанционного обучения
10
1.5 подходы и методы обучения, используемые в
Дистанционном обучении
13
Выводы по 1 главе
19
ГЛАВА 2. ОБЗОР ДИСТАНЦИОННЫХ СИСТЕМ ОБУЧЕНИЯ
20
2.1 СДО Moodle
20
2.2 СДО TrainingWare Class
22
2.3 СДО Claroline LMS
23
Выводы по 2 главе
24
Заключение
25
Список используемой литературы
- лист WWW-адресов, имеющих отношение к данному курсу;
- анонимную таблицу текущей успеваемости студентов;
- Интернет - страницу текущих объявлений;
- средства обеспечения аудио- и видеоконференций [Панарина, 2004];
Перед созданием курса необходимо:
- уточнить возможности использования уже существующих систем ДО или уже разработанных кем-то материалов;
- продумать систему взаимодействия студентов
с преподавателями;
- определить соотношение между традиционными
методами и методами ДО в концептуальном
плане.
1.4 Методика дистанционного обучения
Методика обучения иностранным языкам переживала свои трудности в поисках оптимальных путей для формирования эффективного направления в выработке форм и методов обучения иностранным языкам. В определенный момент, с развитием прогресса, появился активный методологический поиск, который, собственно говоря, продолжается и сейчас, способствуя развитию современных методических решений обучения иностранным языкам. Можно сказать, что началось образование комплексного метода, который включает лучшие элементы разных методик, не исключая и метод дистанционного обучения иностранным языкам.
Методика дистанционного обучения является одной из самых молодых методик. Эта форма до недавнего времени не применялась очень широко в области преподавания иностранных языков. И хотя существовали различные радио и телепередачи, печатные средства, организовывались заочные курсы обучения языкам для тех, кто желал изучать иностранные языки или совершенствовать свои знания в этой области, - результативно овладеть иностранным языком в условиях редких встреч с преподавателем практически невозможно. Между тем постоянно велись поиски обучения иностранным языкам на расстоянии. Со временем шире стали использоваться возможности телевидения, видеозаписи, а с появлением интернета возможности значительно увеличились. И все же нет еще стройной всеобъемлющей методики в этой деятельности, а успех ее осуществления зависит от многих факторов и в первую очередь от системной обратной связи с опытным преподавателем. Здесь на помощь в настоящее время приходит использование компьютерных телекоммуникационных технологий для обучения вообще и иностранным языкам в частности. Можно отметить ряд преимущественных аспектов данной формы обучения. Одним из самых важных, пожалуй, является тот факт, что у людей появляется возможность изучать иностранный язык, если ранее они такой возможности не имели, по причине отсутствия учебных учреждений, педагогов, техники. Затем надо отметить оперативную передачу информации на любые расстояния. Большое преимущество перед другими формами обучения - гибкий график занятий, весьма положительный фактор. Эта форма обучения расширяет возможности доступа к источникам информации, передачи ее на расстоянии, накопления и хранения информации, организации и участия в различных интерактивных телекоммуникационных проектах, непосредственном общении с носителями языка и с преподавателями на расстоянии. Кроме того, она позволяет проводить обучение большого количества людей, создавать единую образовательную среду, снижает затраты на обучение (нет необходимости в аренде помещений), при правильном подходе повышает качество образования за счет применения средств огромных электронных библиотек. Online симуляторы и игры-менеджеры – одна из активно развивающихся форм дистанционного обучения.
Хотя нельзя не сказать и о недостатках данного метода, которые в достаточной степени влияют на позицию дистанционного обучения среди других методик.
Основным недостатком является то, что не все имеют возможность воспользоваться этой методикой – нужны определенные технические средства и, конечно, можно говорить о несовершенстве формы контроля - ведь высшие учебные заведения, к сожалению, еще не готовят специалистов курса предусматривающего обучение методике дистанционного преподавания. Надо подготовить морально преподавателей к внедрению новых технологий, обучить представителей ППС, разработать базу нормативно-правовых документов, регламентирующих внедрение и проведение дистанционного образования, разработать электронные курсы. При этом следующие факторы надо учитывать:
- использование педагогических методов;
- научность разработанных для данной программы материалов;
- наличие эффективной обратной
связи и взаимодействие
- очень важным аспектом любой программы является мотивация;
- программа или курс должны быть уровневыми, чтобы обучаемый мог выбрать любой модуль в зависимости от своего уровня обученности; (учитываются уровни ступеней, периодов обучения, этапов формирования умений и навыков по всем видам речевой деятельности и стадий, которые определяются внутри этапов)
- особое значение имеет
Поэтому говоря о методике дистанционного обучения, прежде всего, следует начать с содержательной и методологической части программы. Мы должны учитывать, что обучение иностранному языку на расстоянии должно строиться на особой основе, так как обучаемым передаются не только готовые знания, но в то же время обучаемых стимулируют к добыванию знаний в процессе учебно-познавательной деятельности. При этом не надо забывать о принципе новизны в изучении иностранных языков, например, больше использовать вариативность текстов разного содержания, пусть даже построенных на одном и том же материале, что предполагает отказ от простого заучивания и способствует развитию речевых умений.
Дистанционное обучение хотя и отличается от других методик, но его методические принципы схожи с принципами других методик, так как прежде всего принцип коммуникативности служит платформой для любой из них. То есть надо помнить, что “общение - это лучшее обучение общению”.
Благодаря наличию специфических черт, дистанционное обучение все больше становится самостоятельным явлением в методологии, эта форма обучения завоевывает свою определенную позицию, постоянно развивается и совершенствуется. После принятия федерального закона об электронном обучении и дистанционных образовательных технологиях, все чаще в СМИ можно встретить дискуссии о возможностях использования дистанционно-образовательных технологий в образовательном процессе, причем чаще речь идет о ВУЗах, а между тем в школах с 2000 года в российском образовательном пространстве функционирует интернет-школа “Просвещение”. Несколько областей в России апробируют обучение по предложенным технологиям и надо отметить, что, говоря о дистанционном обучении, внедрение этих новых технологий выявил новый интерес к работе в инновационном режиме, выявил интерес учителей к повышению квалификации. Модернизировался контроль, оптимизировался процесс подготовки учителей к урокам, в том числе и в традиционной классно-урочной системе.
1.5. Подходы и методы обучения, используемые при дистанционном обучении
Подход к обучению представляет собой точку зрения на сущность предмета, которому надо обучать, выступает как самая общая методологическая основа исследования в конкретной области знаний, определяет стратегию обучения языку и выбор метода обучения, реализующего такую стратегию. Методы обучения являются тактической моделью процесса обучения.
Коммуникативно-деятельностный подход считается оптимальным и рассматривается в качестве теоретической базы построения современной системы обучения русскому языку как иностранному. Для этого подхода характерны следующие черты:
- в центре обучения находится
обучающийся как субъект
- система обучения предполагает
максимальный учет
- деятельностный характер
- объектом обучения должна быть речевая деятельность в таких ее видах, как слушание, говорение, чтение, письмо;
- первостепенное внимание
- реализация основных
Однако при ДО есть возможность использования методов, принципов и приемов как бихевиористского подхода, когда овладение языком идёт путем образования речевых автоматизмов в ответ на предъявляемые стимулы, так и индуктивно-сознательного подхода, когда овладение языком происходит путем наблюдения за речевыми образцами, что приводит к овладению языковыми правилами и способами их употребления в речи (например, в играх на изучение новой лексики и грамматики, при многократном прослушивании аудиозаписей или стихотворений с концентрированным содержанием определенной лексики и конструкций, при просмотре видео). Познавательный подход, т.е. сознательное овладение языком в последовательности от знаний в виде правил и инструкций к речевым навыкам и умениям на основе усвоенных знаний, можно использовать при создании соотнесённого с модулями основного курса комплекса правил, творческих заданий и упражнений, предназначенного для самостоятельной работы заинтересованных в более глубоком усвоении русского языка студентов, или для дополнительной работы со студентами, чьи психологические особенности требуют именно сознательного подхода к обучению.
При таком интегрированном подходе к ДО целесообразно говорить и о комбинированном методе, объединяющем в себе принципы следующих методов обучения:
Коммуникативный метод, в основе которого лежат такие принципы, как речевая направленность обучения, систематичность, функциональность, ситуативность, новизна, интуитивность в сочетании с сознательным овладением языком, параллельное усвоение всех видов речевой деятельности, устное опережение;
Суггестопедический метод, позволяющий раскрыть резервы памяти, повысить интеллектуальную активность личности, развить положительные эмоции, снимающие чувство утомляемости и способствующие росту мотивации обучения. Всё это способствуют значительному увеличению объема усваиваемого материала за единицу времени, формированию прочных речевых навыков и умений и способности включаться в различные ситуации общения;
Прямой метод, имеющий целью обучение практическому владению языком, на начальном этапе – преимущественно его устной форме. Отбор лексического материала обусловлен темами общения, хорошо разработанная система фонетических упражнений позволяет эффективно овладевать звуковой стороной языка; наглядность используется как одно из основных средств семантизации иноязычного материала. Применение чтения и письма способствует закреплению нового материала. Использование ТСО привело к образованию современных вариантов прямого метода: аудиовизуального и аудиолингвального;
Аудиолингвальный метод (АЛМО) предусматривает в процессе занятий многократное прослушивание и воспроизведение вслед за диктором строго отобранных структур, что ведет к их автоматизации. Занятия организуются в последовательности: слушание – говорение – чтение – письмо. Формирование речевых навыков происходит при выполнении упражнений на многократное повторение образцов. Речевая практика преобладает над объяснениями и комментариями. Широко используется страноведческая информация.
В процессе овладения структурами языка были выделены четыре этапа:
- заучивание путем подражания;
- сознательный выбор новой
- практика в тренировке модели;
- свободное употребление модели.
Аудиовизуальный метод позволяет обучить языку в сжатые сроки на ограниченном лексико-грамматическом материале, характерном для сферы обиходно-бытового общения и преимущественно в устной форме при интенсивном использовании средств зрительной и слуховой наглядности. Последние используются в качестве основного средства семантизации и активизации учебного материала и призваны обеспечить зрительно-слуховой синтез. Концепция метода базируется принципах глобальности (в качестве единицы обучения рассматривается предложение, восприятие и воспроизведение которого носит целостный характер), устного опережения, беспереводности, ситуативности (материал вводится в форме диалогов с использованием типичных ситуаций повседневного общения), функциональности (отбор языкового материала подчинен задачам общения). Языковой материал представлен, в основном, разговорными клише.
В рамках метода разработана модель обучения, включающая четыре этапа занятий:
Поскольку речь идёт о краткосрочном курсе, то кроме коммуникативной направленности процесса обучения необходимо учитывать и его интенсивность. Однако при интенсификации обучения не должна страдать его эффективность. Использование компьютера и подсоединяемых технических средств и программ позволяет создать комбинирований метод, включающий в себя метод активизации резервных возможностей обучаемого (Г.А. Китайгородская), отдельные элементы ритмопедии (Г.М. Бурденюк) и релаксопедии (И.Е. Шварц, Б.К. Моисеев). Названные методы направлены главным образом на овладение устной иноязычной речью в сжатые сроки и при значительной ежедневной концентрации учебных часов. Интенсивные методы обучения опираются на неиспользуемые в обычном обучении психологические резервы личности учащегося. От традиционного обучения интенсивные методы отличаются способами организации и проведения занятий: уделяется повышенное внимание различным формам педагогического общения, социально-психологическому климату в группе, созданию адекватной учебной мотивации, снятию психологических барьеров при усвоении языкового материала и речевом общении;
метод активизации следует принципам:
Информация о работе Обзор дистанционных систем обучения иностранному языку