Организация обучения иностранному языку в интерактивном режиме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в нашем обществе роль информационных технологий чрезвычайно важна, они занимают сегодня центральное место в процессе развития общества, его системы образования и культуры. Широкое использование информационных технологий в самых различных сферах деятельности человека диктует целесообразность скорейшего ознакомления с ними, начиная с ранних этапов обучения и познания.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы организации интерактивного обучения
1.1 Понятие и формы интерактивного обучения
1.2 Правила организации интерактивного обучения
Глава 2. Интерактивный подход в методике преподавания иностранному языку
2.1 Применение интерактивного подхода
2.2 Принципы организации обучения иностранному языку
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа (интерактиный режим).docx

— 32.19 Кб (Скачать файл)

Евразийская Академия

Деканат: «Иностранные языки  и Переводческое дело» 

Нугманова А. 625 г.

 

Курсовая работа

 

 

 

Специальность: 5В011900 – «Иностранный язык: Два иностранных языка»

Дисциплина: «Современная методика обучения иностранным языкам»

Тема: «Организация обучения иностранному языку в интерактивном  режиме»

Научный руководитель : К. Фил. Н., профессор Даукариева У. К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические  основы организации интерактивного обучения

1.1 Понятие и  формы интерактивного обучения 

1.2 Правила  организации интерактивного обучения

Глава 2. Интерактивный подход в методике преподавания иностранному языку

2.1 Применение  интерактивного подхода

2.2 Принципы  организации обучения иностранному  языку

Заключение

Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время в  нашем обществе роль информационных технологий чрезвычайно важна, они  занимают сегодня центральное место  в процессе развития общества, его  системы образования и культуры. Широкое использование информационных технологий в самых различных  сферах деятельности человека диктует  целесообразность скорейшего ознакомления с ними, начиная с ранних этапов обучения и познания.

Система образования и  наука являются одним из объектов процесса информатизации общества. Информатизация образования требует теоретического обоснования и выбора используемых информационных технологий. Естественно  что, стремление активно применять  современные информационные технологии в сфере образования должно быть направлено на повышение уровня и  качества подготовки специалистов. Поэтому  недостаточно просто овладеть информационной технологией. Необходимо выделить и  наиболее эффективно использовать те её возможности, которые могут в  какой- то мере обеспечить решение конкретно  поставленных задач.

Все достижения в области  применения информационных технологий в сфере образования, должны служить  одной цели - разработке методологической основы применения информационных технологий в процессе самообразования и  обучения. По существу в настоящее  время общество стоит перед задачей - научиться правильно и рационально  применять компьютер в системе  образования.

Рассматривая вопрос о  компьютерной технологии обучения (КТО) можно сказать, что она представляет собой технологию обучения, основанную на принципах информатики и реализуемую  с помощью компьютеров. Главной  отличительной особенностью КТО  от традиционной является применение компьютера в качестве нового и динамично  развивающегося средства обучения, применение которого кардинально меняет систему  форм и методов преподавания.

В системе образования  создаётся огромное количество программного обучения для поддержки учебного процесса. Это могут быть базы данных (БД), традиционные информационно - справочные системы, хранилища (депозитарии) информации любого вида (включая графику и  видео), компьютерные обучающие программы, а также программы, позволяющие  осуществлять администрирование учебного процесса.

Современный этап применения компьютерной технологии обучения в  учебном процессе заключается в  использовании компьютера как средства обучения не эпизодически, а систематически с первого до последнего занятия  при любом виде обучения.

Многие школы за последние  годы начали использовать возможности  современных компьютеров и телекоммуникаций непосредственно в учебной работе, в особенности при обучении иностранному языку.

Иностранный язык - это учебный  предмет, который в силу своей  специфичности (создание для обучающихся  искусственной языковой среды из-за отсутствия естественной) предполагает наиболее гибкое и широкое использование  различных технических средств  обучения. Поэтому не удивительно, что  в преподавании иностранного языка  новые возможности, открываемые  мультимедийными средствами, нашли  самое разнообразное применение. Многие основные методические инновации  связаны сегодня с применением  интерактивных методов обучения. Слово “интерактив” пришло к нам  из английского от слова “interact”. “Inter” - это “взаимный”, “act” - действовать. Интерактивный - означает способность  взаимодействовать или находится  в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное  обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Целью данной курсовой работы является - рассмотреть организацию  обучения иностранному языку в интерактивном  режиме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы организации интерактивного обучения

1.1 Понятие  и формы интерактивного обучения

Интерактивное обучение - это  специальная форма организации  познавательной деятельности. Она имеет  в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит  в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует  свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный  процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс  познания, они имеют возможность  понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в  процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами  деятельности. Причем, происходит это  в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет  не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более  высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию  и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению  общих, но значимых для каждого участника  задач. Интерактив исключает доминирование  как одного выступающего, так и  одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные  проблемы на основе анализа обстоятельств  и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные  решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для  этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются  исследовательские проекты, ролевые  игры, идет работа с документами  и различными источниками информации, используются творческие работы.

В настоящее время методистами  и учителями-практиками разработано  немало форм групповой работы для  обучения. Наиболее известные из них - “большой круг”, “вертушка”, “аквариум”, “мозговой штурм”, “дебаты”. Эти  формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у  школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими. Важно, чтобы уровень обсуждаемой проблемы позволял перейти от узких вопросов к широкой постановке проблемы.

При работе с учениками 6-8 классов уместнее начинать с наиболее простых форм групповой работы (“вертушка”, “большой круг”, “аквариум”). Ценное в этих формах в том, что они  позволяют ребенку не только выразить свое мнение, взгляд и оценку, но и, услышав  аргументы партнера по игре, подчас отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. Наиболее простая форма группового взаимодействия - “большой круг”.

Работа проходит в три  этапа.

Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему.

Второй этап. В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап. По кругу каждый ученик зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту - не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Прием “большого круга” оптимально применять в тех случаях, когда возможно быстро определить пути решения вопроса или составляющие этого решения. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать  законопроекты или инструкции, локальные  нормативно-правовые акты.

“Аквариум” - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему “перед лицом общественности”. Малая группа выбирает того, кому она  может доверить вести тот или  иной диалог по проблеме. Иногда это  могут быть несколько желающих. Все  остальные ученики выступают  в роли зрителей. Отсюда и название - аквариум.

Этот организационный  прием дает школьникам возможность  увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть: как они  общаются; как реагируют на чужую  мысль; как улаживают назревающий  конфликт; как аргументируют свою мысль и так далее.

Как же на практике осуществлять интерактивное общение? Важнейшее  условие для этого - личный опыт участия  в тренинговых занятиях по интерактиву. Другими словами, освоение учителем активных методов и приемов обучения просто невозможно без непосредственного  включения в те или иные формы. Можно прочитать горы литературы об активных методах обучения, но научиться  им можно только путем личного  участия в игре, мозговом штурме или дискуссии.

1.2 Правила организации  интерактивного обучения

Педагогам, которые решили работать в интерактивной  технологии, необходимо помнить о  некоторых правилах организации  интерактивного обучения на уроках.

Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или  иной мере все участники (ученики). С  этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников семинара в процесс обсуждения.

Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие  на урок, психологически готовы к непосредственному  включению в те или иные формы  работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.

Правило третье. Обучающихся  в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и  качество обучения могут оказаться  в прямой зависимости. В работе не должны принимать участие более 30 человек. Только при этом условии  возможна продуктивная работа в малых  группах. Ведь важно, чтобы каждый был  услышан, каждой группе предоставлена  возможность выступить по проблеме.

Правило четвертое. Отнестись  со вниманием к подготовке помещения  для работы. Это не такой праздный вопрос, как может показаться сначала. Класс должен быть подготовлен с  таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами для учеников должен быть создан физический комфорт.

Плохо, если кому-то на занятии  придется сидеть, “вывернув” шею. Поэтому  столы лучше поставить “елочкой”, чтобы каждый ученик сидел вполоборота  к ведущему занятие и имел возможность  общаться в малой группе. Хорошо, если заранее будут подготовлены материалы, необходимые для творческой работы.

Правило пятое. Отнеситесь со вниманием к вопросам процедуры  и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться  не нарушать его. Например, полезно  договориться о том, что все участники  будут проявлять терпимость к  любой точке зрения, уважать право  каждого на свободу слова, уважение его достоинства.

Правило шестое. Отнеситесь со вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально  его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться  принципом случайного выбора.

В заключение отметим, что  интерактивное обучение позволяет  решать одновременно несколько задач. Главное - оно развивает коммуникативные  умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между  учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.

Использование интерактива  в процессе урока, как показывает практика, снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать  внимание на узловые вопросы темы занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Интерактивный  подход в методике преподавания иностранному языку

2.1 Применение  интерактивного подхода

В последние годы в методике преподавания иностранных  языков наметилась тенденция к переходу от коммуникативного подхода к его  разновидности -- интерактивному подходу, который был предложен западными  методистами. Однако, еще не выработано однозначное понимание самого термина «интерактивный подход».

Некоторые авторы отождествляют  его с коммуникативным подходом, считая, что «интерактивная модель овладения языком предполагает, что  обучение происходит во время и в  процессе участия в языковых актах» (2, с.74). Другие определяют интерактивный  метод как модифицированный прямой метод, включающий ряд других методов.

В противоположность такому мнению, Н.В.Баграмова, ссылаясь на К.Юли-Ренко (K.Yli-Renko), делает вывод, что «основное  внимание при коммуникативно-интерактивном  подходе уделяется самому процессу коммуникации и учебной ситуации в аудитории» (3, с.4), в то время  как коммуникативное обучение ставит в центре внимания коммуникативные  функции языка. Данный вывод согласуется  с положением А.А.Леонтьева о том, что взаимодействие (интеракция) опосредовано общением. Благодаря общению люди могут вступать во взаимодействие, а не наоборот. «Взаимодействие, интеракция -- это коллективная деятельность, которая  рассматривается нами не со стороны  содержания или продукта, а в плане  социальной ее организации» (4, с.29). Б.Д.Парыгин  рассматривает общение как двустороннее явление: по содержанию - это «коммуникативный процесс взаимного выражения  психического состояния и обмена информацией», по форме -- это поведенческий  аспект, «реализуемый в процессе интеракции, то есть взаимодействия людей, их поведения  по отношению друг к другу» (5, с.50).

Информация о работе Организация обучения иностранному языку в интерактивном режиме