Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 12:08, реферат
Язык является важнейшим средством коммуникации в обществе и тесно связан с мышлением и сознанием. Поэтому лингвистика входит (в качестве одной из центральных наук) в круг гуманитарных (социальных) научных дисциплин, исследующих человека и человеческое общество. Разные виды коммуникации в обществе исследуются языкознанием, теорией коммуникации, культурной антропологией (изучающей коммуникацию посредством любых сообщений, не только языковых и знаковых) и семиотикой. Для исследования языковых текстов, служащих знаковым задачам «надъязыковых» систем (мифологии, ритуала, религии, философии и т.п.), соответствующие научные дисциплины обращаются за помощью к лингвистическим дисциплинам: филологии, исследующей тексты; герменевтике, занимающейся пониманием текстов, и т.д. Ключевая роль лингвистики для многих смежных гуманитарных наук делает её выводы важными для всего гуманитарного знания в целом.
Введение 3
Глава I. Основные этапы развития лингвистики
I.1. Этап зарождения лингвистической науки5
I.2. Этап развития лингвистики8
I.3. Современный этап развития лингвистики10
Глава II. Проблема речевого акта.12
Глава II. Становление психолингвистики как науки.15
Заключение 18
Список литературы 19
Оглавление
Введение 3
Глава I. Основные этапы развития лингвистики
I.1. Этап зарождения лингвистической науки5
I.2. Этап развития лингвистики8
I.3. Современный этап развития лингвистики10
Глава II. Проблема речевого акта.12
Глава II. Становление психолингвистики как науки.15
Заключение 18
Список литературы 19
Введение
Современная лингвистика представляет собой продукт длительного и довольно противоречивого исторического развития лингвистического знания. Она является результатом познавательной деятельности, которая осуществлялась усилиями представителей многих этнических культур, в самых разных регионах и странах мира.
Язык является важнейшим средством коммуникации в обществе и тесно связан с мышлением и сознанием. Поэтому лингвистика входит (в качестве одной из центральных наук) в круг гуманитарных (социальных) научных дисциплин, исследующих человека и человеческое общество. Разные виды коммуникации в обществе исследуются языкознанием, теорией коммуникации, культурной антропологией (изучающей коммуникацию посредством любых сообщений, не только языковых и знаковых) и семиотикой. Для исследования языковых текстов, служащих знаковым задачам «надъязыковых» систем (мифологии, ритуала, религии, философии и т.п.), соответствующие научные дисциплины обращаются за помощью к лингвистическим дисциплинам: филологии, исследующей тексты; герменевтике, занимающейся пониманием текстов, и т.д. Ключевая роль лингвистики для многих смежных гуманитарных наук делает её выводы важными для всего гуманитарного знания в целом. История лингвистики по своим методам сближается с историей и другими науками, исследующими изменение во времени социальных структур, развитие которых в ряде случаев определяет и пути языковой эволюции, и развитие культуры, литературы, искусства и др. Одной из важнейших проблем является выяснение того, в какой мере развитие одного из этих рядов эволюционирующих явлений причинно влияет на эволюцию другого ряда. История лингвистики соотносится с большим числом исторических дисциплин, на выводы которых она опирается.
Взаимодействие лингвистики с соответствующими социальными и психологическими науками обусловлено многообразием функций языка в обществе и тесным характером его связи с мышлением и с психической деятельностью человека. Лингвистика как наука о языковом общении всё ближе связывается с современной социологией. Учение о строении общества, его функционировании и его эволюции и развитии может дать лингвистике многое в связи с тем, как тот или иной язык используется различными социальными объединениями (классами, представителями различных социальных прослоек), как отражается на языке разделение и объединение социальных общностей, образование территориально-социальных групп в пределах одного языка (диалекты) или между разными языками (языковые союзы). Особенно тесны связи лингвистики с психологией, уже в XIX в. вызвавшие вторжение психологических методов и идей в языкознание. В 50-х гг. XX вв. образовалась новая, пограничная с лингвистикой наука - психолингвистика. В данной работе большее внимание будет уделено развитию и становлению именно психолингвистики.
Чрезвычайно важным для языковедения является понимание соотношения языка и основных общественных категорий: базисов, надстроек, классов, орудий труда. Только после сопоставления с общественными категориями можно понять своеобразие функционирования и эволюции языка.
Т. о., целью данной работы будет проследить и раскрыть основные этапы становления и развития лингвистической науки, в т. ч. такого ее направления, как психолингвистика, показать, как менялись философские подходы к языку и основным лингвистическим категориям на разных исторических этапах развития общества, а также, как менялись и усовершенствовались методы исследования, применяемые лингвистическими дисциплинами. Основными методами поведенного исследования стали сопоставительный анализ и обобщение.
Глава I. Основные этапы развития лингвистики.
I.1. Этап зарождения лингвистической науки
Древний этап развития лингвистики (Др. Греция и Индия) характеризуется господством логического направления. Анализ языка - лишь подсобное средство логики; язык рассматривается как средство формирования и выражения мысли.
Древние индийцы добились существенных успехов в изучении звуков речи и их классификации на основе артикуляторных признаков. Ими уже осознавалась нетождественность понятий звука речи и фонемы. Особенно высокого уровня достигает разработка проблем грамматики. Вершиной грамматической мысли и образцом для множества подражаний явился труд «Восьмикнижие» Панини (V-IV вв. до н.э.). Особо широкое распространение в Индии получили лингвофилософские идеи ведущего представителя «грамматической школы» философии Бхавртрихари (V-VI вв. н.э.), изложенные в знаменитом сочинении «Вакьяпадия» («О слове и предложении»). Этот мыслитель отождествлял Брахмана как высшую реальность, не имеющую начала и конца, со Словом (Словом-сущностью), из которого развёртывается вся Вселенная с её бесконечным разнообразием предметов и явлений.
Европейская культура в основном восходит к тому, что было создано древними греками на протяжении ряда веков. Греки верили, что у каждого предмета есть два названия - в языке богов и в языке смертных. Главная тема споров древнегреческих философов - характер связи между словом и предметом.
Ценнейший вклад в развитие философии языка и в теорию языка внёс Платон (420-347 гг. до н.э.). Диалог Платона (V-IV вв. до н.э.) «Кратил» - первое специальное сочинение по языкознанию в европейской науке, содержащее некоторую систему представлений («модель») о преобразовании идеи в текст. Платон утверждал, что сущности вещей («объективные идеи») отражаются в субъективном человеческом сознании различными сторонами и, соответственно, различными именами. В высказывании каждое имя ещё более уточняется и становится доступно сообщению другому человеку. Значение Платона для языкознания, однако, заключается не столько в его специальных рассуждениях, сколько в конструктивном способе построения его философской системы, связанном с лингвистическим моделированием (диалоги «Софист» и «Парменид»).
Подлинным основоположником античной языковедческой традиции был другой виднейший мыслитель древности - Аристотель (387-322 гг. до н.э.). Он обращается к проблемам языка главным образом в сочинениях о суждении, видах умозаключений, о проблемах словесных искусств. Аристотель, как и Платон, считал исследование языка лишь вспомогательной частью логики, однако придавал ему большее значение. В работах «Категории», «Об истолковании», «Топика» изложена цельная логико-языковая концепция. Исходной точкой этой концепции является система понятий - слов, «логосов», разбитых на категории, а конечной - анализ разнообразных типов высказываний - суждений и их связей. В философскую систему Аристотель ввёл 10 категорий (сущность, количество, качество, отношение и др.), представляющих собой, по его мнению, высшие роды объективного бытия. Эти категории - построенный в строгой иерархии список всех форм сказуемого (от именных форм к глагольным и от более независимых к более зависимым), которые могут встретиться в простом предложении древнегреческого языка. Аристотель первый из античных мыслителей подошёл к проблеме грамматической формы, развивал учение о частях речи как грамматически различающихся классах слов. Основным типом суждения он считал высказывание: «Существительное - субъект - существительное - предикат» (напр., «Лошадь - животное»). Другие типы суждений-высказываний он рассматривал как преобразования (трансформации) основного типа. Концепция Аристотеля развивалась в европейской логике и грамматике средневековья. Его логическая грамматика не потеряла значения до XX в., особенно в школьной практике. Некоторые термины в русской грамматике - кальки введённых Аристотелем терминов.
Существенный вклад в формирование основ лингвистической теории внесли философы эллинистического периода (III-I вв. до н.э.), особенно представители стоической школы (Зенон, Хрисипп, Диоген Вавилонский).
В целом греческая философия V-I вв. до н.э. сыграла значительную роль в формировании логицистского подхода к языку, который на протяжении 2-2,5 тыс. лет характеризовался острым вниманием к онтологическим и гносеологическим аспектам изучения языка, невниманием и безразличием к изменениям языка во времени и к различиям между конкретными языками. Такой подход подчёркивал приоритет функциональных критериев в выделении, определении и систематизации явлений языка, утверждал принцип универсальности грамматики человеческого языка. Философы искали гармонию между языковыми и логическими категориями.
Учения о языке, сложившиеся в Греции и Риме, представляют собой две взаимозависимые и вместе с тем вполне самостоятельные составляющие единой средиземноморской языковедческой традиции, образовавшие исходную, античную ступень в формировании единой европейской лингвистической традиции.
I.2. Этап развития лингвистики
История средних веков являет собой процесс длительный и неоднородный. В ней обнаруживаются 3 этапа: 1) этап становления феодализма; 2) этап консолидации и расцвета феодального строя и 3) этап заката феодализма. Средние века являют нам распространение мировых религий.
Вопросы языка были предметом достаточно активного обсуждения в филолого-грамматических трактатах, отражая потребности общественно-языковой практики и философской мысли. Усилия учёных были направлены не только на канонизацию старых текстов, но и на создание правил построения новых текстов. Нельзя сводить грамматические идеи средневековья только к копированию античных образцов. В этот период в грамматической теории было создано много нового. С точки зрения существования языка средние века характеризуются двумя важными чертами:
1) распространением в
2) расширением территории, на которой
существуют письменные языки, включением
в эти территории ряда мест,
где уже существуют и
Единственным изучаемым языком эпохи средневековья была латынь, т.к. латинский язык был универсальным языком науки. В эпоху Возрождения на первый план выходит создание и развитие национальных языков, изучение и освоение различных языков в международном масштабе, а также пересмотр античного и средневекового лингвистического наследия.
Эпоха великих географических открытий (XIII-XV вв.) знакомит европейцев с неизвестными народами, языками, появляются описания новых языков. При этом пути формирования национальных литературных языков были различны. Бытовая речь могла возвыситься до национального языка либо благодаря историческому развитию языка из готового материала (как в романских языках), либо благодаря скрещиванию и смешению наций (как в англ. языке).
Конец феодального средневековья, начало эпохи Возрождения отмечены колоссальной фигурой. Это - итальянец Данте, последний поэт средневековья и, вместе с тем, первый поэт нового времени. Данте одним из первых заинтересовался вопросами языка в трактате «О народной речи». Касаясь вопроса о происхождении языка, Данте указывает, что люди не могут понимать друг друга только с помощью жестов или телодвижений, что для передачи друг другу своих мыслей надо иметь разумный и чувствительный знак. Таким знаком и стал язык.
Среди грамматистов эпохи Возрождения следует отметить П. Раме (Рамуса), который написал грамматики греческого, латинского и франц. языков, и Я. Ааруса, которого иногда называют первым фонетистом нового времени. В небольшой работе «О буквах две книги» он дает систематические определения звуков речи и способов их образования.
С XVI в. начинается самостоятельная разработка грамматических вопросов в России, в частности, в работах Максима Грека. Первая печатная славянская грамматика вышла в свет в Вильно в 1586 г. под заглавием «Славянская грамматика». Первой славянской грамматикой, на которой сказалось влияние западноевропейских лингвистических учений, была «Грамматика словянская совершеного искусства восми частей слова...» (1596 г.) Лаврентия Зизания. В ней автор, пользуясь греческими образцами, даёт 10 склонений и 2 спряжения.
Особенностью всех грамматик, вышедших в XIV-XVII вв., является их описательный характер. В основу национальных грамматик были положены схемы латинской грамматики, однако изложение грамматических особенностей различных языков не укладывалось в эти схемы, что вело к выявлению специфики конкретных языков и содействовало развитию грамматической теории.
I.3. Современный этап развития лингвистики
Рассматривая вопрос о методах научного исследования, применяемых в лингвистике, необходимо отметить, что эта наука оказалась той гуманитарной дисциплиной, которая, не порывая связей с другими науками о человеке и его культуре, первой решительно стала использовать не только инструментальные методы наблюдения (в фонетике) и экспериментальные приёмы (в психолингвистике), но и систематически применять математические способы (в т.ч. и ЭВМ) для получения и записи своих выводов.