Особенности соблюдения этических норм в речевом общении врача и пациента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:43, реферат

Описание работы

Самый конфронтационный вопрос, касающийся практикующих врачей - это их способность эффективно общаться с пациентами. Удовлетворенность клиента лечением в значительной степени зависит от того, было ли общение с врачом положительным, что прямо пропорционально зависит от качества взаимодействий. Наиболее часто встречающаяся жалоба, поступающая от пациентов, - неспособность практикующих врачей внимательно выслушать, давать ясные и понятные ответы, и, в первую очередь, точно выявить те проблемы, с которыми пациент пришел к врачу. Неэффективное общение является барьером на пути к достижению здоровья.

Содержание работы

Введение
Коммуникативная сторона профессионального общения врача с пациентом
Влияние врача на самосознание больного
Заключение
Глоссарий
Список литературы

Файлы: 1 файл

Общение врача и пациента.docx

— 74.24 Кб (Скачать файл)

Необходимо находить такую  форму выражения, которая была бы убедительна только для того, кого убеждаешь.

Общение с пациентом в  медицинской сфере происходит чаще всего в виде диалога. В течение  разговора собеседники обсуждают  жалобы, телесные ощущения, душевное состояние, лечение, исход болезни, иногда и  диагноз. В рамках сложившейся в современной медицине модели сотрудничества диалог между врачом и пациентом предполагает и включает уникальность и равенство партнеров, различие и оригинальность точек зрения, ориентацию каждого на понимание и на активную интерпретацию его точек зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, соотнесение которых и является целью диалога. Общение врача и пациента должно быть не простой передачей информации, а выработкой общего смысла, взаимопонимания, построения диагностической и лечебно-реабилитационной беседы, единой точки зрения по поводу лечения.

Глоссарий

 

Косвенная обратная связь  — это завуалированная форма  передачи партнеру информации.

Плацебо – это имитация лекарства, безвредные таблетки молочного  сахара, расфасованные и упакованные  так же, как настоящее лекарство.

Сеанс врачебной педагогики – это занятия, просветительные  беседы врача с больными.

Учить – означает прибавить  человеку знаний, которые избавляют  от большого масштаба переживаний, высокого уровня тревоги и чувства страха.

Ятропсихогения – это не кратковременная реакция больного на неправильное высказывание или действие врача, а зафиксированное невротическое расстройство, имеющее обычно истинные причины в личности пациента и характере их отношений с врачом.

Коммуникативная функция  общения состоит в обмене информацией, в данном случае между врачом и  пациентом

Интерактивная заключается в организации взаимодействия между коммуникаторами,

Перцептивная (лат, perceptio — восприятие) — в общении как процессе восприятия партнерами друг друга и установлении определенного уровня взаимопонимания.

 

Список литературы

 

Абалова А.Ю. Основы психологии: Учебное пособие. – М.: Стимул. 2002.

Конечный Р., Боухал М. "Психология в медицине"; Прага, 1974.

Лежепекова Л.Н., Якубов Б.А. "Психогигиена и психопрофилактика в работе практического врача"; Ленинград, 1982.

Немов Р.С. Писхология: Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2003.

Норман Казинс "Анатомия болезни с точки зрения пациента. Размышления о лечении и выздоровлении"; Москва, 1991.

Прусова Н.В., Пивоварова И.А., Ножкина Т.В. Общая психология: Курс лекций. – М.: Экзамен, 2005.

Рубинштейн С.Л. Основы общей  психологии. – СПб.: ПИТЕР, 2000.

Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

Ташлыков В.А. "Психология лечебного процесса". Феникс, 1999.

Телешевская М.Э. "Глазами больного"; Киев, 1985.

 

 

 

 

Взаимоотношения врача и пациента

Деонтология и этика врачебной  деятельности. Искусство беседы и  психологическое воздействие врача  на пациента. Залог успешного лечения – взаимоотношения между врачом и пациентом, основанные на доверии, поддержке, понимании, сочувствии, уважении.

Не секрет, что сейчас участились случаи судебных процессов, в том  числе с финансовыми претензиями, где в качестве ответчика выступают  медицинские работники. Статистика подтверждает, что в большинстве  своем судебные иски вызваны конфликтными ситуациями во взаимоотношениях с пациентом. Жалобы, как правило, возникают не на качество медицинской помощи, а  на бездушие, на формализм медиков. Это нельзя объяснить унизительной зарплатой медицинских работников: ведь такая ситуация складывается не только в нашей стране. В прошлом  году Ассоциация американских медицинских  колледжей провела среди пациентов  опрос, выясняя, каким критериям  они бы руководствовались, выбирая  себе врача. На первом месте оказались  коммуникабельность и умение разъяснить пациенту сущность сложных медицинских  процедур. То, что врач вышел из стен престижного учебного заведения, было на последнем месте. За тысячелетия  существования медицины искусство  общения врача и пациента по-прежнему сохраняет большую значимость, если не первостепенность.

В прошлых столетиях роль врача нередко сводилась к  простому наблюдению за естественным течением болезни. Стиль взаимоотношений  до недавних пор заключался в том, что пациент доверял врачу  право принимать решения. Врач же «исключительно в интересах больного»  поступал так, как считал нужным. Казалось, такой подход повышает эффективность  лечения: пациент избавлен от сомнений и неуверенности, а врач полностью  берет на себя заботу о нем. Врач не делился с больным своими сомнениями, скрывал от него неприятную правду.

Моделей общения врача  и пациента несколько:

· информационная (бесстрастный врач, полностью независимый пациент);

· интерпретационная (убеждающий врач);

· совещательная (доверие и взаимное согласие);

· патерналистская (врач-опекун).

Для малообразованных людей  больше подходит интерпретационная  модель, для образованных людей, вникающих  в суть проблем со здоровьем, – совещательная модель. Патерналистская модель, распространенная ранее, предполагает нарушение прав пациента и в наши дни не применяется, за исключением ситуаций, представляющих непосредственную угрозу жизни больного, когда речь идет об экстренной операции, реанимационных мероприятиях.

Однако доверие, основанное на слепой вере, следует отличать от довериязаслуженного. В настоящее время врач и пациент сотрудничают, делятся сомнениями, говорят друг другу правду, поровну делят ответственность за исход лечения. Такое сотрудничество строится на поддержке, понимании, сочувствии, уважении друг к другу.

Одно из важнейших условий  для установления взаимопонимания  между врачом и пациентом – ощущение поддержки. Если больной осознает, что врач намерен помогать, а не заставлять, то он, вероятно, активнее будет участвовать в лечебном процессе. Когда врач проявляет понимание, человек уверен, что его жалобы услышаны, зафиксированы в сознании врача, и тот их обдумывает. Это чувство укрепляется, когда врач говорит: «Я Вас слышу и понимаю» – или выражает это взглядом или кивком головы. Уважение подразумевает признание ценности человека как личности. Особенно важно это на этапах сбора анамнеза, когда врач знакомится с обстоятельствами жизни пациента.Сочувствие – ключ к установлению сотрудничества с пациентом. Нужно суметь поставить себя на место больного и взглянуть на мир его глазами. Важно понимать и учитывать внутреннюю картину заболевания – все то, что испытывает и переживает пациент, не только его местные ощущения, но и общее самочувствие, самонаблюдение, его представление о своей болезни, о ее причинах.

Строгих правил общения с  пациентом нет, хотя во всем мире врачи  пользуются общими принципами деонтологии (от греческого deon – должное и logos – учение) – профессиональной этики медицинских работников. Состояние душевного комфорта пациента – вот главный критерий деонтологии, тест на ее эффективность. Клятва, которая лишь условно называется гиппократовой, уходит корнями в очень далекое прошлое. Позднее она была оформлена как документ и содержала несколько основных требований к врачу, в частности:

· сохранение врачебной тайны;

· запрещение действий, способных  причинить моральный или физический ущерб больному или его родственникам;

· преданность профессии.

Любопытно, что в разных странах античная клятва оставалась практически неизменной на протяжении 17 веков. Претерпев у нас в стране несколько «редакций», она лишь называлась по-разному – «Факультетское обещание» в дореволюционной России, «Присяга советского врача» – позднее.

Одним из наиболее важных в  деятельности врача является запрещение действий, способных нанести вред больному, или принцип «не навреди». Старейшее и, вероятно, самое главное  положение медицинской этики  в латинской формулировке звучит так: primum nоn nosere («прежде всего – не навреди»). Любой врач, наверное, согласится с утверждением Е. Ламберта, что «есть больные, которым нельзя помочь, но нет таких, которым нельзя навредить». Ведь известно, что, порой, лечение может быть тяжелее болезни. Речь идет о побочных действиях лекарств, негативных эффектах при одновременном применении большого числа препаратов, о несоответствии между прогнозируемой пользой и возможным риском от медицинского вмешательства.

Но хороший врач – это не только профессионализм, энциклопедические знания, взвешенные решения и совершенное владение техникой медицинских манипуляций, но и умение говорить с больным.

Кстати, слово «врач» происходит от всем известного «врать», которое, правда, в старину имело совсем другое значение – «говорить», «заговаривать». Наблюдения показывают, что опытные врачи большее внимание уделяют общению с пациентом, сбору анамнеза и физикальному обследованию, а данные инструментальных и лабораторных исследований ставят рангом ниже. Доказано, что правильный диагноз по данным анамнеза ставится у 45–50% больных, на основании опроса и физикальных методов обследования – у 80–85% больных. Лишь у 15–20% пациентов для постановки диагноза требуется углубленное лабораторное и инструментальное исследование.

К сожалению, навыками общения  врачи овладевают «стихийно», это  приходит с годами и приобретенным  опытом. Специально в медицинских  вузах этому практически не обучают. Горько видеть, если врач пренебрегает беседой с пациентом, становясь  слепым заложником лабораторно-инструментальной диагностики или безвольным исполнителем схем лечения и директив, спущенных  сверху. Искусство беседы с больным, умение вести с пациентом диалог требует не только желания врача, но и, в определенной степени, таланта. Врач должен уметь не только слушать, но и слышать пациента.

Отметим еще один непреложный  факт: беседа с пациентом должна идти «один на один», присутствие  третьих лиц исключается. Сведения о пациенте старше 15 лет не могут  быть сообщены посторонним лицам  и даже родственникам без его  согласия. Сохранение врачебной тайны – это, как вы помните, одно из положений клятвы Гиппократа.

Согласно действующему законодательству («Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»), пациент имеет  право получать информацию о своем  здоровье, соглашаться на лечение  или отказываться от него (положение  об информированном согласии пациента), требовать и получать материальное возмещение при нанесении ущерба здоровью. Пациент должен быть осведомлен о характере болезни, существующем риске, перспективах и способах лечения, возможности и степени участия  семьи в реализации лечебных программ. Врачу всегда сложно говорить о неблагоприятном  прогнозе заболевания или большом  риске какой-либо манипуляции. Человеку надо давать положительную информацию, настраивающую на перспективу пусть  даже минимального улучшения. Ведь 60% вероятность  неблагоприятного исхода операции одновременно означает 40% вероятность выздоровления.

Врач, сообщая больному правду, должен внушить ему и надежду. Однако правду говорить необходимо: только взвесив все «за» и «против», человек  сможет согласиться или отказаться от предложенного лечения. Пациент  имеет право знать, какие симптомы должны исчезнуть полностью, какие – частично, а какие останутся, и с их существованием необходимо будет смириться. Спокойные, вдумчивые, сочувственные слова врача, даже если тот сообщает о вероятностных и негарантированных результатах, могут обнадежить больного. Хочется процитировать Б. Сейгела: «Никогда нельзя говорить, что вы больше ничего не можете сделать, даже если единственное оставшееся у вас средство – быть рядом и помогать больному надеяться и молиться».

Давно известно, что врачи  могут воздействовать на болезнь  без всяких лекарств. Авторитетное слово врача может оказывать  влияние на самочувствие пациента: уверенность врача передается пациенту.

Однажды на даче, во время  летнего отдыха, одного известного врача попросили осмотреть соседа, который почувствовал боль в левой  части грудной клетки. Мысль о  том, что это инфаркт, вызвала  панический страх. Когда врач вошел  в комнату пациента, тот лежал  на диване. В его глазах просматривалась  тревога, растерянность, морально он был  готов к худшему. После нескольких детализирующих вопросов и осмотра  врач отметил, что, вероятно, боль является симптомом обострения остеохондроза. По мере того, как доктор спокойно, с  уверенностью в голосе, рассказывал  о своих наблюдениях, самочувствие больного улучшалось на глазах. Прошла тревога, эмоциональная подавленность  сменилась готовностью бороться за улучшение своего самочувствия. Осталось только некоторое болезненное  ощущение.

Как сделать общение с  пациентом максимально эффективным? Можно ли научить общению? Некоторые  рекомендации уже прозвучали, еще  несколько таких советов приведены  ниже.

· Попытайтесь узнать причины  подсознательной тревоги пациента. Помогите разобраться в них, переводя проблему на уровень сознания.

· Попробуйте дать пациенту конкретные инструкции о том, что  делать, к чему стремиться, как себя вести.

· Беседуя с пожилыми людьми, не напоминайте им о возрасте. Разговор должен быть неспешным, вопросы следует  задавать конкретные, требующие однозначного ответа.

· Постарайтесь избегать одних  лишь устных советов, запишите рекомендации по режиму, диете, медикаментозной терапии  на листе бумаги.

· Попробуйте разъяснить необходимость  ограничения, по возможности, контакта с разрушающими психику факторами (избыточная информационная нагрузка, стрессы и так далее).

· Постарайтесь убедить пациента, что для сохранения и улучшения  здоровья необходим комплексный  подход, в том числе немедикаментозные меры. Свежий воздух, лес, солнце – вот лишь некоторые из факторов, способных повлиять на самочувствие.

Без сомнения, взаимоотношения  врача и пациента многогранны. Это  большой комплекс психологических  и морально-этических проблем, с  которыми врачу приходится постоянно  сталкиваться. Порой возникают вопросы  немедицинского характера. Например, известно, что медицина до сих пор находится  в сложном финансовом положении. В государственных медицинских  учреждениях зачастую не хватает  лекарств, перевязочных материалов, оплата труда персонала низкая… И в то же время газеты и сайты пестрят объявлениями о так называемой рецептурной подработке для врачей, и потенциальный работодатель не скупится, указывая возможный заработок. Соблазн велик! А суть таких предложений проста: врач должен убедить, уговорить своего пациента купить препарат, а чаще – биологически активную добавку, за некое вознаграждение – процент от стоимости лекарства, который и будет составлять заработок врача. Принцип «больше продал – больше получил», хоть и удачно вписывается в систему рыночных отношений, но, на наш взгляд, в медицине неприемлем – это тупиковый путь, ведущий к отказу пациента от лечения и понижению авторитета врача. Но есть и другой путь: применение новейшей информации, касающейся квалифицированной синонимической и аналоговой замены препаратов, а также использование современных лекарственных средств и форм, улучшающих самочувствие, здоровье и качество жизни пациентов, приводит к укреплению авторитета врача и, как следствие, росту его социального положения. Так не лучше ли оставаться в ладу со своей совестью и достигать материального благополучия честным путем?

Информация о работе Особенности соблюдения этических норм в речевом общении врача и пациента