Проблемы обучения грамматике английского языка у школьников начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Изучение иностранных языков составляют несколько аспектов. Одним из таких аспектов является грамматика. Пожалуй, ни один из аспектов обучения языкам не был на протяжении многих лет предметом столь интенсивных обсуждений и дискуссий, как грамматика. В обучении иностранному языку грамматика занимает важное место, это своего рода каркас, на котором базируется лексика. Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством формирования грамматических навыков.
Усвоение грамматики вызывает много трудностей, которые усугубляются грамматическими терминами и правилами и исключениями. Часто в школах преподавание грамматики ограничивается сухими таблицами, заучиванием конструкций, однотипными упражнениями, применяя которые, учащийся не совсем убежден в практической пользе того, что он делает.

Содержание работы

1 часть (теоретическая)
1. Проблемы обучения и организации учебного материала.
1.1. Отбор и организация грамматического материала
1.2. Применение принципа наглядности.
2. Методические особенности формирования грамматических навыков.
2.1. Характеристика грамматических навыков
2.2 Формирование грамматических навыков и умений. Принципы построения содержания обучения.
2.3. Упражнения, направленные на формирование грамматических навыков.
2.4. Использование символов и средств наглядности в работе при формировании грамматических навыков.
2.5 Игры, пословицы, поговорки на уроках английского языка как один из способов обучения грамматике.
2 часть (практическая)
Введение
I Параграф: Анализ учебника
Заключение
II Параграф: Разработка комплекса упражнений для изучения Present Simple
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 1.71 Мб (Скачать файл)

Обучающие игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и творческим. Они дают возможность создать атмосферу увлеченности и снимают усталость у детей. В любой вид деятельности на уроке иностранного языка можно внести элементы игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму.

     Возьмем для примера разучивание стихотворений, тренирующих грамматические формы. Можно написать стихотворение на доске, поработать с ним, а затем попросить ребят выучить его наизусть. Но будет гораздо интереснее, если учитель организует соревнование. Атмосфера соревнования активизирует память детей.

Приведем несколько обучающих грамматических игр, которые используются на уроках английского языка. Какую бы направленность ни имели игры, они отражают восприятие мира детьми: любознательность, любовь к животным, сказочным сюжетам и персонажам, соревнованиям, загадкам.

       Дети любят путешествовать, поэтому можно помечтать о поездке в Лондон и заодно повторить выражение to be going to. Также можно использовать идею открыток. Для этого нужны серии картинок по темам. Для примера возьмем тему «Food». Можно подобрать следующие картинки: мальчик пьет молоко, девочка ест яблоко, мальчик и девочка накрывают на стол, мама готовит обед, папа обедает. Чтобы ученики лучше усвоили предлоги, а также новую лексику, учитель может провести своеобразную зарядку, давая команды отдельным ученикам, группе учеников или всему классу: встать перед дверью, перед доской, возле окна, в углу, за занавеской, между шкафом и окном, положить руки на голову, за спину, на парту и т. д. Роль ведущего могут выполнять и ученики. При работе над грамматической темой «Разделительные вопросы» большую помощь оказывает игра «Whose Tail Is It?» . Рисуем различных животных ( со съемными хвостами). При этом важно, чтобы было несколько тигров, собак и т. д. На туловище животного записано повествовательное предложение, а на хвосте соответствующий краткий общий вопрос. Например, на туловище тигра можно написать The tiger can sing, а на хвосте Can't it? Для того, чтобы было ясно, что тигр умеет петь, нужно нарисовать ноты рядом с предложением. Или еще пример. На картинке, изображающей тигра, нарисованы конфеты, написано предложение the tiger likes sweets, а на хвосте Doesn't it? . Затем хвосты отделяются от туловища и перемешиваются, а грустные звери без хвостов ждут своего спасителя. Им может стать один из учеников или целая команда. Каждому зверю нужно вернуть его хвост.

      Вряд ли можно построить обучение грамматике полностью на материале пословиц и поговорок, но представляется целесообразным их использование для иллюстрации грамматических явлений и закрепления их в речи.

     Практика показывает, что процесс освоения степеней сравнения прилагательных не представляет сложности, если материал предлагается по возможности в виде пословиц и поговорок. Например:

Better late than never.

The best fish swim in the bottom.

Также можно использовать пословицы и поговорки при изучении модальных глаголов:

Never put off till tomorrow what you can do today.

When pigs can fly.

You can't eat your cake and have it;

артиклей:

An apple a day keeps a doctor away.

A man can die but once.

A friend in need is a friend indeed.

The devil is not so black as he is painted.

A wise man changes his mind, a fool never will.

     При овладении грамматикой в школьном курсе иностранного языка особое внимание должно быть уделено теории, с использованием наглядности, и ее оптимальному сочетанию с речевой практикой. При этом основным методологическим принципом является принцип сознательности - учащиеся должны ясно осознавать коммуникативную направленность изучаемых грамматических структур и уметь расшифровывать схемы и таблицы. Коммуникативная цель обучения грамматике в средней школе позволяет сформулировать основное требование к объему грамматического материала, подлежащего усвоению в средней школе: он должен быть достаточным для пользования языком как средством общения в заданных программой пределах и реальным для усвоения его в данных условиях.

Средства обучения - необходимое условие успешного изучения того или иного предмета. С их помощью осуществляется связь обучения и воспитания. Иностранный язык относится к числу предметов, которыми учащийся овладевает в процессе активной речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо). Вот почему игры и наглядные средства обучения способны обеспечить мотивационно-побудительный уровень общения, создать обстановку, приближенную к реальным условиям, в которых обычно возникает потребность в общении людей друг с другом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 часть (практическая)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Обучение моей дочери английскому языку в общеобразовательной школе ведется на основании учебника «Enjoy English». Этот учебно-методический комплекс является основным для ее школы. Также, к моей радости, обучение проходит с использованием второго (дополнительного) учебника «New Round-Up 1» автора Верджинии Эванс. В 2012-2013 учебном году моя дочь училась в 3-м классе. Анализ учебника «Английский с удовольствием / Enjoy English» автора М.З.Биболетова я проводить не стану т.к. абсолютно не довольна этим учебно-методическим комплексом и в моем анализе и рецензии были бы в основном негативные ноты. Поэтому, исходя из моих предпочтений как будущего педагога английского языка и как мамы дочери, которая обучается языку, я проведу анализ учебно-методического комплекса «New Round-Up 1» автора Верджинии Эванс.

 

I ПАРАГРАФ: АНАЛИЗ УЧЕБНИКА

 

Данный учебно-методический комплекс ориентирован для учеников третьего класса (то есть второго года обучения английскому языку в школе, в моем случае это 3-й класс) школ с углублённым изучением английского языка. Учебно-методический комплект  «New Round-Up 1» автора Верджинии Эванс состоит из учебника, звукового пособия на диске CD и книги для учителя.

Учебное пособие полностью соответствует потребностям педагогического процесса. Тематика предлагаемого материала удовлетворяет программным требованиям в полной мере, усвоения знаний происходит хорошо – путём обеспечения высокого уровня взаимодействия всех компонентов УМК (вариативность заданий и, следовательно, видов речевой деятельности) и применения эффективных методов управления процессом усвоения: своевременного контроля уровня усвоения знаний после выполнения ряда эффективных упражнений на закрепление изученного материала.

Учёт индивидуальных (темы учебных материалов соответствуют вкусам и интересам среднестатистического третьеклассника) и возрастных (адекватный уровень сложности заданий и насыщенности учебного материала, адаптированность содержания для облегчения восприятия детьми девяти-десяти летнего возраста) особенностей осуществлён в полной мере с необходимым упором на потенциальные возможности учащихся, а также с опорой на их интеллектуальный уровень и уровень обучения. При этом разнообразие приёмов работы и видов учебной деятельности создаёт оптимальные условия для самостоятельной работы учащихся.

Обеспечение высокого уровня мотивации к процессу обучения осуществляется путём стимулирования познавательной активности с помощью наглядности изложения учебного материала. Учёт коммуникативных потребностей учащихся производится путём различных вариантов учебного материала, актуальности и разнообразия его содержания, а также упражнений и заданий на развитие коммуникативных навыков с применением диалоговой и монологовой речи.

Масштабное использование средств оформления учебника (красочные иллюстрации, наглядность и содержание таблиц, богатый иллюстрационный материал, аудио материал) великолепно служит для развития всех языковых навыков. Даже хороший для восприятия тип и размер шрифта обеспечивает привлекательность познавательных процессов в ходе изучения английского языка.

Содержание курса полностью соответствует требованиям государственного стандарта общего образования по иностранным языкам и программе по английскому языку для общеобразовательной школы.

Структура учебника свидетельствует о высокой степени охвата всех видов речевой деятельности в связи с высоким уровнем вариативности заданий. Учебник состоит из 19 разделов (Units 1-19), 9 шагов внутри этих разделов, Revision  с 9-ю уроками «повторение» к этим 19-ти разделам, а также список грамматических терминов и фонетической таблицей. Каждый раздел (Unit) состоит из нескольких частей: упражнения «послушай и повтори»; различные письменные упражнения на выбор верного ответа, заполнение пропусков и таблиц, ответы на вопросы, подбор пары; чтение; игры или аудио песни. Это соответствует учебной нагрузке по иностранному языку для этого уровня и возраста.

Такая структура обеспечивает максимальный охват всех видов речевой деятельности, способствует использованию учащимися ресурсов как активного, так и пассивного словарного запаса и придаёт динамичность учебному процессу.

Красочные рамки и таблицы четко представляют основные грамматические правила, а упражнения и игры хорошо сочетаются с системным изучением грамматики и превращают это изучение в увлекательное занятие. Тренировочные тесты выявляют индивидуальные трудности учащихся.

Учебно-методический комплекс написан в русле эксплицитного подхода и дедуктивного метода обучения грамматики.

В соответствии с замыслом автора, учебник разделен на разделы (Units) и отдельно Revision (повторение), а также список грамматических терминов и фонетическую таблицу.

В разделах (Units 1-19) подаётся новый грамматический материал, лексический минимум к уроку и соответствующие упражнения на закрепление нового материала, которые также могут быть выполнены как в устной, так и в письменной форме. Аудио диск дополняет каждый раздел и позволяет прослушивать лексику и верно повторять.

Каждый раздел отражает определенную тему грамматики и содержит разное количество упражнений, нацеленных на формирование языковых навыков и развитие речевых умений. В конце каждого раздела учебника предусмотрено игровое задание, нацеленное на закрепление пройденного раздела и запоминание. Все виды работ, используемые в учебнике,  наиболее полно охватывают цели учебного процесса и виды речевой деятельности.

Каждый раздел содержит упражнения «послушай и повтори» и песенки или стихи, предназначенные для заучивания наизусть. Запись этих материалов в исполнении профессиональных дикторов имеется на звуковом пособии и может быть использована как для постановки произношения и интонации, так и для аудирования.

Каждый раздел предлагает упражнения на развитие навыков говорения и умения логически оформлять мысли на иностранном языке (разыграй сценку, опиши картинку, задания «говорим»). Эти задания идеально подходят для достижения воспитательной цели учебного процесса (ставятся проблемные вопросы, затрагиваются спорные темы, происходит обмен мнениями и делаются выводы на основе аргументированности суждений участников дискуссии); активизируются ресурсы пассивного лексического запаса, применяются на практике грамматические знания.

Письменные упражнения позволяют развивать орфографические навыков и письменную речь. Упражнения закрепляют грамматический и лексический материал и также способствуют развитию умения осуществлять самоконтроль в процессе самодиктанта (внутреннего проговаривания фиксируемого на бумаге), а также тренируют зрительную и моторную память. Кроме того, на мой взгляд многократное «прописывание» новых лексических единиц существенно способствует эффективному их закреплению и включению в активный словарь учащихся.

Материалы раздела идеально соответствуют требованиям по достижению всех четырёх целей учебного процесса: практической (формирование и развитие лексических, грамматических и фонетических навыков по теме урока, развитие умений читать, говорить, писать и воспринимать на слух – в процессе выполнения заданий этого раздела могут быть задействованы все четыре вида речевой деятельности), развивающей (развитие произвольной и непроизвольной памяти – при пересказе текста; мышления – при выполнении заданий, предусматривающих обсуждение прочитанного; внимания – при ответах на вопросы; воображения – если требуется придумать продолжение истории; умения логически оформлять мысли на иностранном языке – при выполнении всех вышеперечисленных заданий; а также имитации, интонационного слуха, фонетических и фонематических навыков, усидчивости и сообразительности), воспитательная (в зависимости от тематики текста), образовательная (например, обучение работе со словарём, получение новых общих знаний в процессе осмысления и усвоения содержания текста).

Revision (повторение) содержит непосредственно письменные упражнения без аудио компонента для каждого из разделов (Units 1-19) учебника. Эти упражнения нацелены на повторение и закрепление изученного материала и последующую проверку учителем (ответы даны в книге для учителя). Revision состоит из 9 Повторений. Повторение 1 содержит упражнения, предназначенные для повторения и закрепления пройденного материала Units 1-2. Каждое следующее Повторение включает в себя упражнения на отработку предыдущих разделов и следующего. Таким образом материал неоднократно отрабатывается и это позволяет изучать следующие темы не забывая предыдущие.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Материал в учебнике представлен последовательно и отличается разнообразием. Тексты учебника способствуют формированию социо-культурной компетенции учащихся. Сюжетное построение учебника позволяет не только раскрыть темы, определенные программой, и предусмотреть необходимые речевые ситуации, но и решить ряд воспитательных задач. Данный комплекс сочетает в себе увлекательные игры с серьезными грамматическими упражнениями.

Это идеальное учебное пособие для тех, кто начинает изучать английский язык. Основные правила представлены в учебнике в виде красочных таблиц. Учащиеся осваивают грамматику при помощи занимательных, прекрасно иллюстрированных игр и письменных заданий. Учебно-методическое пособие разработано с учетом возрастных особенностей учащихся, оно дает четкие инструкции и доступно объясняет грамматические правила, поэтому учащиеся могут использовать его дома самостоятельно без помощи учителя. Книга же для преподавателя включает ответы на все упражнения, контрольные работы с ответами, а также аудиозаписей.

Информация о работе Проблемы обучения грамматике английского языка у школьников начальных классов