Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:58, реферат
Современный английский язык отличается большой способностью к образованию новых словарных единиц. Подавляющее большинство новообразований создается посредством тех словообразовательных способов и средств, которыми располагает тот или иной язык. Основные способы словообразования в современном английском языке: аффиксация, конверсия и словосложение - используются и использовались в языке в течение многих лет. Однако не все из них используются в одинаковой степени, и удельный вес каждого способа в словообразовательном процессе неодинаков.
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Система словообразования в английском языке 7
1.1. Структурно-типологические характеристики современного английского языка 7
1.2. Производность как ключевая проблема словообразования 15
1.3. Продуктивные способы словообразования английского языка 21
Глава 2. Словосложение как продуктивный способ образования глагольных единиц в подсистеме глагольной номинации 29
2.2. Продуктивные модели словосложение в подсистеме глагольной номинации на примере глагола get 32
2.2.1. Модель get + Noun 33
2.2.2. Модель get + Adj 36
2.2.3. Модель get + Verb 40
Заключение 48
Список использованной литературы 52
Список литературы Список использованной литературы
Продуктивные системы словообразования в подсистеме глагольной номинации (английский язык)
Автор Юлия
Вуз (город) не указан
Количество страниц 53
Год сдачи 2009
Стоимость (руб.) 4000
Содержание СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Система словообразования в английском языке 7
1.1. Структурно-типологические
характеристики современного
1.2. Производность как ключевая проблема словообразования 15
1.3. Продуктивные способы
словообразования английского
Глава 2. Словосложение как продуктивный способ образования глагольных единиц в подсистеме глагольной номинации 29
2.2. Продуктивные модели
словосложение в подсистеме
2.2.1. Модель get + Noun 33
2.2.2. Модель get + Adj 36
2.2.3. Модель get + Verb 40
Заключение 48
Список использованной литературы 52
Список литературы Список использованной литературы
1. Bryson B. Order Out of Chaos // Roberts W. H., Turgeon G. (eds.). About Language. A Reader for Writers. 3rd edition. Boston: Houghton Mifflin Company, 1992. – P. 184–196.
2. Davidov M.V. Segmental Phonology. M.: Изд-во Моск. ун-та, 1967. – 43 p.
3. Fowles, J. The French Lieutenant’s Woman / J. Fowles. – Vintage, 1996.
4. Harris, J. Chocolat / J. Harris. – Black Swan, 2000.
5. Marchand H. The Categories and Types of Present Day English Word Formation // Readings in Modern English Lexicology. M.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. – 141 p.
6. Longman Dictionary of Contemporary English. Harlow, 1995. 1668 p.
7. Thorndike E. L., Barnhart C. I. Thorndike – Barnhart Student Dictionary. N.Y.: Harper Collins Publisher, 1993. – 1302 p.
8. Townsend, S. Adrian Mole and the Weapons of Mass Destruction / S. Townsend. – Penguin Books, 2005.
9. Англо-русский словарь-
10. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М.: Сов. энциклоп., 1969. – 605 с.
11. Бархударов Л.С. Структура простого предложения современного английского языка. – М., 1966. – 739 с.
12. Бурлакова В.В. Основы структуры словосочетания в современном английском языке. – Л., 1975. – 184 с.
13. Бородина Т.Л. Аналитизм в современном английском языке// Актуальные вопросы когнитивной семантики и организации текста. Сб.науч. ст. по материалам III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием « Актуальные вопросы филологии и лингводидактики»/ Чуваш. Гос. Пед. Ун-т. – Чебоксары: Чуваш. Гос. Пед. Ун-т, 2008
14. Бородина Т.Л. О понятии «аналитическая лексема» // Мат-лы Международной научно-практической интернет – конференции «актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков», НГПУ, 20 октября – 20 ноября 2008
15. Вовшин Я.М. Трансформационный синтаксис глагольных конструкций современного английского языка. – Минск, 1983. – 539 с.
16. Воронцова Г.Н. Очерки
по грамматике английского
17. Гузеева К.А. Грамматика английского языка: Данная конструкция . – СПб 2000. – 395 с.
18. Долгова (Александрова) О.В. Синтаксис как наука о построении речи – М., 1980. – 832 с.
19. Заботкина В.И. Новая лексика современного английского языка. - М.: Высш. шк., 1989. – 124 c.
20. Иванова И. П., Бурлакова В. В., Поченуров Т. Т. Теоретическая грамматика современного английского языка - М 1989 – 258 с.
21. Ильиш Б.А. Строй современного английского языка. – Л., 1971. – 294 с.
22. Камчатнов А. Введение в языкознание: Уч. пос. для вузов. – М., 2008 – 593 с.
23. Ковалёва Л.М. Проблемы
структурно-семантического
24. Морозова А.Н. Диалектическое
единство линейного и
25. Плоткин В.Я.Строй английского языка. — М.,2001 – 492 с.
26. Смирницкий А.И. Синтаксис английского языка. – М., 1957. – 204 с.
27. Старостин С.А. Труды по языкознанию – М., 2007 – 394 с.
28. Хорнби А.С. Конструкции и обороты английского языка / пер. с англ. А.С. Игнатьева. – М., 1992. – 384 с.
29. Цветкова Т. К. Путеводитель
по грамматике английского
30. Ягодникова О.Г. Грамматика английского глагола в таблицах. Неличные формы глагола. – Киев, 1989. – 204 с.
Выдержка из работы ВВЕДЕНИЕ
Развитие языка совершается
постоянно и осуществляется на всех
уровнях: подвергается различным изменениям
звуковая система, меняется морфологический
состав слова, претерпевают семантические
изменения слова и
Современный английский язык
отличается большой способностью к
образованию новых словарных
единиц. Подавляющее большинство
новообразований создается
Наиболее актуальна в настоящее время проблема продуктивного словообразования. В создании новых слов словообразовательные способы и средства обладают различной активностью. Такие способы, как конверсия, словосложение, включая словослияние и аббревиацию, дают основное количество новообразований в современном английском языке. Изучение продуктивных способов создания новых слов будет в большей степени способствовать выявлению внешних и внутренних законов, а также тенденции развития словообразовательных процессов в языке.
Различные словообразовательные элементы, присоединяющиеся к основе слова и пронимающие участие в создании новых слов, могут проявлять различную активность и нести при этом различную смысловую нагрузку. Поэтому нам кажется более целесообразным привести в данной работе словообразовательные модели.
Словообразовательный тип, модель и понятие продуктивности.
Реферат студента ОЗО Института Филологии Есипенко Александра
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Введение
Современный английский язык
располагает многими способами
образования новых слов, к числу
которых относятся
Словопроизводство – это
способ образования слов с помощью
аффиксов-суффиксов и
Словосложение как способ образования слов путем сложения основ в современном английском языке является одним из самых продуктивных способов. Сложение отличается от словопроизводства, прежде всего характером обозначения явлений.
Сложное слово образуется из основ слов, которые находятся между собой в определенных структурно-семантических отношениях, сходных с подобными отношениями языковых образований иного плана, а именно словосочетаний и предложений.
При образовании сложного слова происходит процесс выделения, уточнения или конкретизации признаков предмета или явления, причем сложное слово, как и производное, составляет принадлежность определенной семантической группы слов.
Одним из основных в словообразовании,
как разделе лингвистики, является
понятие моделирования, модели. «Словообразование
формируется, существует и функционирует
как область моделирования
В английском языке применительно к словообразованию наиболее часто употребляются слова pattern, реже model. Pattern определяется как design to be copied, person or a thing to be copied «образец для копирования, лицо или предмет, с которого можно копировать или которому следует подражать», назначение слова type – person, thing, event, etc. considered as an example of a class or a group «лицо, предмет, явление и т. д., рассматриваемое как образец, представитель класса, группы».
Таким образом, и в английском языке слова pattern «модель» и type «тип» имеют то же значение, что и соответствующие им русские слова «модель», «тип».
Характерной особенностью словообразовательной
модели является ее абстрактность, отвлеченность
от конкретного лексического значения
или у всей модели, как то имеет
место у моделей сложных слов,
или у ее какой-либо части, что
свойственно для моделей
Как и любая другая модель, словообразовательная модель имеет свои отличительные признаки. Основными ее признаками являются:
а) общее категориальное значение:
принадлежность к определенной части
речи, определенному лексико-
б) структурный состав, т. е. из каких словообразовательных элементов она состоит;
в) характер структурно-смысловых отношений ее компонентов;
г) ее словообразовательное значение, характер смысловой связи с производящим словом, или мотивация этой связи;
д) ее словообразовательная активность, иначе, продуктивность.
По своим особенностям продуктивные модели слов в современном английском языке распадаются на:
а) модели морфологические;
б) модели семантические.
В состав морфологических моделей входят:
1) основы (слова), включая
и основы – частотные
2) суффиксы и полусуффиксы, префиксы и полупрефиксы.
Что же касается семантической модели, то в английском языке эта модель действует для образования слов, относящимся ко многим частям речи (от существительных образуются глаголы – we breakfasted and coffeed; от глаголов – существительные find «находка», catch «улов»; от наречия – существительные ins and outs «входы и выходы»).
Продуктивность.
Продуктивность является одной из главных характеристик самых различных языковых единиц. Особое значение продуктивность приобретает в словообразовании, и в частности при характеристике словообразовательной модели, являющейся центральным механизмом в создании новых слов.
В словообразовании понятие продуктивности распространяется, кроме моделей и на аффиксы, основы, т. е. словообразовательные элементы, а также и на способы словообразования.
Продуктивность в теории
словообразования имеет синонимичный
термин – «словообразовательная
активность», под которым подразумевается
способность того или иного образования,
например, словообразовательного
Продуктивными следует считать такие модели, по которым на данном этапе развития языка образуются новые слова.
В английском языке примером высокопродуктивных можно считать модели производных слов с суффиксами: v + er (teacher), n + able (readable), n + less (colourless), n + like (catlike), n (adj) + ize (ideologize); с префиксами: un + adj (unemployable); модели сложных слов: n + n (foodscience); n + adj (dustfree); и модели сложнопроизводных слов: n + v + er (price-raiser), adj (n) + n + ed (loud-voiced).
В качестве малопродуктивных выступают модели производных с суффиксами: n + en (woolen), n + ous (dangerous); с префиксами: be + v (becloud) и модели сложных слов v + v (make-believe), v + adv (speak-easy) и др.
Продуктивность не является постоянным свойством модели, она в определенный период развития языка может изменить характер своей продуктивности и перейти из класса неактивных моделей в активные.
При характеристике модели помимо продуктивности и количественного объема часто используется еще и понятие употребительности слов данной модели. «Употребительность в определенных условиях может стать сопутствующей причиной, усиливающей или ослабляющей продуктивность той или иной словообразовательной модели».
В английском языке прямая зависимость от того лексико-стилистического слоя, в котором находят свое употребление слова данной модели, определенным образом сказывается не только на степени продуктивности, но и на продуктивности вообще.
Во-первых, в разных лексико-семантических слоях языка продуктивность одних и тех же моделей, как известно, может варьироваться. Во-вторых, различные слои языка отличаются друг от друга набором определенных моделей, специфичных для этого слоя (общелитературная лексика, сленг, научно-техническая лексика, общественно-политическая лексика, различного рода терминологическая лексика: биологическая, медицинская, химическая, физическая и т. д.)
К сленгу относятся в основном модели с полуаффиксами -crazy «одержимый, помешанный на чем-либо»: car-crazy, speed-crazy; -happy «одержимый, довольный»: dollar-happy «рад, что есть деньги», skirt-happy «одержимый женщинами».
Для медицинской и биологической терминологии характерны модели с полупрефиксами immuno-, cardio-.
В технической терминологии употребительна модель с префиксами mono-, mon-, -meter.
Информация о работе Продуктивные системы словообразования в подсистеме глагольной номинации