Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:58, реферат
Современный английский язык отличается большой способностью к образованию новых словарных единиц. Подавляющее большинство новообразований создается посредством тех словообразовательных способов и средств, которыми располагает тот или иной язык. Основные способы словообразования в современном английском языке: аффиксация, конверсия и словосложение - используются и использовались в языке в течение многих лет. Однако не все из них используются в одинаковой степени, и удельный вес каждого способа в словообразовательном процессе неодинаков.
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Система словообразования в английском языке 7
1.1. Структурно-типологические характеристики современного английского языка 7
1.2. Производность как ключевая проблема словообразования 15
1.3. Продуктивные способы словообразования английского языка 21
Глава 2. Словосложение как продуктивный способ образования глагольных единиц в подсистеме глагольной номинации 29
2.2. Продуктивные модели словосложение в подсистеме глагольной номинации на примере глагола get 32
2.2.1. Модель get + Noun 33
2.2.2. Модель get + Adj 36
2.2.3. Модель get + Verb 40
Заключение 48
Список использованной литературы 52
Список литературы Список использованной литературы
Итак, в английском словообразовании имеются:
а) модели с различной степенью продуктивности в зависимости от лексико-стилистического слоя, в котором они используются;
б) модели, употребляемые преимущественно в определенном лексико-стилистическом слое;
в) модели универсальные, продуктивные во многих лексических слоях.
Анализируя продуктивность
моделей в современном
Продуктивность
Экстралингвистическая потребность в выражении новых понятий является определяющей в развитии системы словообразования и продуктивности отдельных моделей, причем происходит отбор тех моделей, которые способны наиболее адекватно выразить новое явление.
Говоря об экстралингвистических потребностях создания новых слов, следует упомянуть о создании так называемых «модных» слов и использовании для этого «модных» суффиксов и соответственно словообразовательных моделей. Употребление этих слов чаще всего ограничивается рамками словоупотребления определенных групп людей (gimmick «шутка, ловкое приспособление», swell «отличный, первоклассный», sophisticated «сложный, трудный, непонятный» и т.д.).
Создание слов не только, и далеко не всегда, диктуется потребностями общества в выражении новых понятий, явлений. В речи, как устной, так и письменной, имеет место образование слов, которые вовсе не выражают что-то новое, новое понятие, новую идею.
В огромном количестве случаев,
создаются слова, обозначающие явления
не новые, не вновь появившиеся или
открытые, а явления уже существующие,
но выраженные другими языковыми
средствами, например словосочетаниями.
Кроме того, в языке существует
тенденция к краткости
Наряду с социальными экстралингвистическими потребностями в обозначении каких-либо явлений словообразование призвано выполнять и другие функции. Среди последних наиболее значимой является функция образования новых слов для удовлетворения потребностей рациональной организации высказываемого смысла, более точного выражения мысли (an opener of doors – one who opens doors, a great arranger – one who can arrange anything).
Задача более точного
выражения мысли или создания
стилистического эффекта
Итак, словообразовательная модель, как видно из вышеизложенного, широко используется для выполнения различного рода синтаксических потребностей в организации смыслового содержания высказывания и этим не отличается от синтаксических средств. В силу этого ее следует считать одним из синтаксических средств организации текста.
Помимо целей обозначения новых явлений в обществе (узуальное словообразование) или целей синтаксической организации текста (синтаксическое словообразование), имеется еще и цель выразить словообразовательными средствами стилистические потребности говорящего, автора. Этот вид словообразования называется стилистическим.
Как известно, слово может иметь коннотативное значение и выражать различные эмоциональные и экспрессивные оттенки. «Экспрессия представляет собой выразительные качества речи, которые отличают ее от обычной, стилистически нейтральной, делает речевые средства яркими образными».
В качестве одного из средств
экспрессии широко используется и словообразование,
когда с помощью
В словообразовании в качестве
экспрессивных средств
а) словообразовательные элементы:
суффиксы, префиксы, основы, обладающие
эмоциональным или
б) необычная смысловая
сочетаемость производных и сложных
слов с другими словами в
Итак, продуктивность той
или иной модели определяется потребностями
узуального, синтаксического или
стилистического
В лингвистической литературе слова речевые (стилистические и синтаксические) чаще всего носят названия окказиональных, потенциальных, контекстуальных, причем термин «окказиональные» в последнее время стал все чаще употребляться применительно ко всем речевым словам.
Потенциальные слова фиксируются в речи, они существуют в отдельных образах прежде всего письменной речи, тем не менее подобные слова «рождаются дважды, трижды, вообще несколько раз, под пером разных писателей и подчас в каждом случае самостоятельны».
Потенциальность имеет две
стороны: одна – внутренняя – как
способность модели образовывать подобные
слова и как возможность
Что касается слов стилистического плана, то, по-видимому, их следует считать окказиональными, поскольку их образование носит сугубо индивидуальный характер. Это в основном авторские слова, представляющие собой продукт индивидуального творчества. «Окказиональные слова отличаются тем, что при их образовании нарушаются (обычно сознательно, в целях экспрессивности) законы построения соответствующих общеязыковых единиц, нормы языка».
Одним из факторов, имеющих весьма существенное значение в определении характера продуктивности той или другой модели, является внутренняя валентность или смысловая сочетаемость компонентов вновь образуемого слова. Понятие валентности, как правил сочетаемости слов при образовании словосочетания и предложения было перенесено на словообразование, где оно получило название внутренней валентности – закономерности сочетаемости основ, аффиксов при образовании нового слова. Основы слов, аффиксы, обладая определенным значением, при образовании нового слова вступают между собой в определенные семантические отношения, реализуемые их смысловой сочетаемостью.
Английское словопроизводство характеризуется наличием ряда синонимических аффиксов: так, для обозначения деятеля имеются такие суффиксы, как -er/or, -man, -ist, -ee, и т. д.; для обозначения абстрактных имен действия -ship, -hood, -dom; для выражения различных качеств – суффиксы -ish, -y, -ed, -ic, -al и др.; для выражения отрицания – префиксы un-, non-, dis-, de- и др. Модели с синонимичными аффиксами не во всех случаях обладают одинаковой продуктивностью при наличии однозначного словообразовательного значения, среди них имеются модели с самой высокой и менее высокой продуктивностью. В этом случае один аффикс начинает использоваться в образовании новых слов этой модели чаще, чем другие аналогичные аффиксы, т. е. он оказывается в словообразовательном плане более активным.
Итак, словообразовательная активность основ и аффиксов является тем фактором, который оказывает определенное влияние на продуктивность словообразовательной модели.
Проблема продуктивного
словообразования наиболее актуальна
в настоящее время. Изучение всех
факторов, оказывающих влияние и
обусловливающих процесс
Список литературы:
П. В. Царев. Продуктивное именное словообразование в современном языке. М., 1984.
О. Д. Мешков. Словообразование в современном английском языке. М., 1976.
Цель работы: исследовать словообразовательные процессы и научно обосновать продуктивность и активность словообразовательных моделей и понять структуру и семантику производных слов.
В соответствии с целью исследования ставятся такие задания:
Рассмотреть наиболее заметные и ощутимые трансформации, которые происходят в словарном составе языка;
Проследить основные способы словообразования в современном английском языке: аффиксация, конверсия и словосложение, которые используются и использовались в языке в течение многих лет.
Информация о работе Продуктивные системы словообразования в подсистеме глагольной номинации