Продуктивные системы словообразования в подсистеме глагольной номинации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:58, реферат

Описание работы

Современный английский язык отличается большой способностью к образованию новых словарных единиц. Подавляющее большинство новообразований создается посредством тех словообразовательных способов и средств, которыми располагает тот или иной язык. Основные способы словообразования в современном английском языке: аффиксация, конверсия и словосложение - используются и использовались в языке в течение многих лет. Однако не все из них используются в одинаковой степени, и удельный вес каждого способа в словообразовательном процессе неодинаков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Система словообразования в английском языке 7
1.1. Структурно-типологические характеристики современного английского языка 7
1.2. Производность как ключевая проблема словообразования 15
1.3. Продуктивные способы словообразования английского языка 21
Глава 2. Словосложение как продуктивный способ образования глагольных единиц в подсистеме глагольной номинации 29
2.2. Продуктивные модели словосложение в подсистеме глагольной номинации на примере глагола get 32
2.2.1. Модель get + Noun 33
2.2.2. Модель get + Adj 36
2.2.3. Модель get + Verb 40
Заключение 48
Список использованной литературы 52
Список литературы Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Продуктивные системы словообразования в подсистеме глагольной номинации.docx

— 29.61 Кб (Скачать файл)

 

Итак, в английском словообразовании имеются:

 

а) модели с различной степенью продуктивности в зависимости от лексико-стилистического слоя, в  котором они используются;

 

б) модели, употребляемые  преимущественно в определенном лексико-стилистическом слое;

 

в) модели универсальные, продуктивные во многих лексических слоях.

 

Анализируя продуктивность моделей в современном английском словообразовании, следует подчеркнуть  весьма существенное обстоятельство, которое характеризует процесс  в целом. Это сравнительная легкость образования в речи как устной, так и письменной сложных и  производных слов.

 

Продуктивность словообразовательной модели обуславливается как экстралингвистическими потребностями, так и причинами  лингвистического языкового плана.

 

Экстралингвистическая потребность  в выражении новых понятий  является определяющей в развитии системы  словообразования и продуктивности отдельных моделей, причем происходит отбор тех моделей, которые способны наиболее адекватно выразить новое  явление.

 

Говоря об экстралингвистических  потребностях создания новых слов, следует упомянуть о создании так называемых «модных» слов и использовании  для этого «модных» суффиксов  и соответственно словообразовательных моделей. Употребление этих слов чаще всего ограничивается рамками словоупотребления  определенных групп людей (gimmick «шутка, ловкое приспособление», swell «отличный, первоклассный», sophisticated «сложный, трудный, непонятный» и т.д.).

 

Создание слов  не только, и далеко не всегда, диктуется потребностями  общества в выражении новых понятий, явлений.      В речи, как  устной, так и письменной, имеет  место образование слов, которые  вовсе не выражают что-то новое, новое  понятие, новую идею.

 

В огромном количестве случаев, создаются слова, обозначающие явления  не новые, не вновь появившиеся или  открытые, а явления уже существующие, но выраженные другими языковыми  средствами, например словосочетаниями. Кроме того, в языке существует тенденция к краткости выражения, к экономии речевых средств, «слово – более краткий способ обозначения понятия, чем сочетание слов, более экономное средство выражения».

 

Наряду с социальными  экстралингвистическими потребностями  в обозначении каких-либо явлений  словообразование призвано выполнять  и другие функции. Среди последних  наиболее значимой является функция  образования новых слов для удовлетворения потребностей рациональной организации  высказываемого смысла, более точного  выражения мысли (an opener of doors – one who opens doors, a great arranger – one who can arrange anything).

 

Задача более точного  выражения мысли или создания стилистического эффекта решается путем варьирования словесного материала, его различного расположения в контексте  и многими другими синтаксическими  средствами (Television-watching had left its mark on her gestures. Everyone was shoulder-punching one another).

 

Итак, словообразовательная модель, как видно из вышеизложенного, широко используется для выполнения различного рода синтаксических потребностей в организации смыслового содержания высказывания и этим не отличается от синтаксических средств. В силу этого  ее следует считать одним из синтаксических средств организации текста.

 

Помимо целей обозначения  новых явлений в обществе (узуальное  словообразование) или целей синтаксической организации текста (синтаксическое словообразование), имеется еще и  цель выразить словообразовательными  средствами стилистические потребности  говорящего, автора. Этот вид словообразования называется стилистическим.

 

Как известно, слово может  иметь коннотативное значение и  выражать различные эмоциональные  и экспрессивные оттенки. «Экспрессия представляет собой выразительные качества речи, которые отличают ее от обычной, стилистически нейтральной, делает речевые средства яркими образными».

 

В качестве одного из средств  экспрессии широко используется и словообразование, когда с помощью словообразовательных средств выражаются различные эмоциональные  и экспрессивные характеристики обозначаемого явления.

 

В словообразовании в качестве экспрессивных средств выступают:

 

а) словообразовательные элементы: суффиксы, префиксы, основы, обладающие эмоциональным или экспрессивным  коннотативным значением;

 

б) необычная смысловая  сочетаемость производных и сложных  слов с другими словами в предложении (oldie «старичок, старушка»; islet «островок»; rhymster «рифмоплет»; mistrust «недоверие»; non-moral «неэтический» и т. д.).

 

Итак, продуктивность той  или иной модели определяется потребностями  узуального, синтаксического или  стилистического словообразования. В соответствии с характером и  целями создания новые слова оказываются  неоднозначными, неодинаковыми   с точки зрения их информативной  и коммуникативной значимости.

 

В лингвистической литературе слова речевые (стилистические и  синтаксические) чаще всего носят  названия окказиональных, потенциальных, контекстуальных, причем термин «окказиональные» в последнее время стал все  чаще употребляться применительно  ко всем речевым словам.

 

Потенциальные слова фиксируются  в речи, они существуют    в отдельных образах прежде всего письменной речи, тем не менее подобные слова «рождаются дважды, трижды, вообще несколько раз, под пером разных писателей и подчас в каждом случае самостоятельны».

 

Потенциальность имеет две  стороны: одна – внутренняя – как  способность модели образовывать подобные слова и как возможность реализации этой способности, и вторая – внешняя  – отношение вновь образованного  слова к словарному составу языка. «Всякое  созданное в речи слово… может войти в обращение. Но до тех пор, пока такое слово не стало  воспроизводиться в общественном масштабе в процессе общения, оно, собственно, может быть признано лишь «потенциальным словом», не вошедшим       в словарный состав языка, не существующим в качестве его словарной единицы» (А. И. Смирницкий). Примеры подобных потенциальных слов: stone-cold,world-wide,well-done, masklike и т. д.

 

Что касается слов стилистического  плана, то, по-видимому, их следует считать  окказиональными, поскольку их образование  носит сугубо индивидуальный характер. Это в основном авторские слова, представляющие собой продукт индивидуального  творчества. «Окказиональные слова  отличаются тем, что при их образовании  нарушаются (обычно сознательно, в целях  экспрессивности) законы построения соответствующих  общеязыковых единиц, нормы языка».

 

Одним из факторов, имеющих  весьма существенное значение в определении  характера продуктивности той или  другой модели, является внутренняя валентность  или смысловая сочетаемость компонентов  вновь образуемого слова. Понятие  валентности, как правил сочетаемости слов при образовании словосочетания и предложения было перенесено на словообразование, где оно получило название внутренней валентности – закономерности сочетаемости основ, аффиксов при образовании нового слова. Основы слов, аффиксы, обладая определенным значением, при образовании нового слова вступают между собой в определенные семантические отношения, реализуемые их смысловой сочетаемостью.

 

Английское словопроизводство  характеризуется наличием ряда синонимических аффиксов: так, для обозначения деятеля  имеются такие суффиксы, как -er/or, -man, -ist, -ee, и т. д.; для обозначения абстрактных имен действия -ship, -hood, -dom; для выражения различных качеств – суффиксы -ish, -y, -ed, -ic, -al и др.; для выражения отрицания – префиксы un-, non-, dis-, de- и др. Модели с синонимичными аффиксами не во всех случаях обладают одинаковой продуктивностью при наличии однозначного словообразовательного значения, среди них имеются модели с самой высокой и менее высокой продуктивностью. В этом  случае один аффикс начинает использоваться в образовании новых слов этой модели чаще, чем другие аналогичные аффиксы, т. е. он оказывается в словообразовательном плане более активным.

 

Итак, словообразовательная активность основ и аффиксов является тем фактором, который оказывает  определенное влияние на продуктивность словообразовательной модели.

 

Проблема продуктивного  словообразования наиболее актуальна  в настоящее время. Изучение всех факторов, оказывающих влияние и  обусловливающих процесс создания слова, в их совокупности позволяет  не только ответить на вопрос, как делаются новые слова, но и проанализировать сам процесс создания слов в будущем. Для выполнения этой задачи потребуются усилия многих исследователей, причем наиболее эффективными были бы комплексные исследования с привлечением специалистов по социологической, психологической и логической проблемам языкознания.

Список литературы:

 

П. В. Царев. Продуктивное именное  словообразование в современном  языке. М., 1984.

 

О. Д. Мешков. Словообразование в современном английском языке. М., 1976.

 

Цель работы: исследовать  словообразовательные процессы и научно обосновать продуктивность и активность словообразовательных моделей и  понять структуру и семантику  производных слов.

В соответствии с целью  исследования ставятся такие задания:

Рассмотреть наиболее заметные и ощутимые трансформации, которые  происходят в словарном составе  языка;

Проследить основные способы  словообразования в современном  английском языке: аффиксация, конверсия  и словосложение, которые используются и использовались в языке в  течение многих лет.


Информация о работе Продуктивные системы словообразования в подсистеме глагольной номинации