Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 14:17, курсовая работа
Обучение школьников иностранному языку направлено на формирование и развитие личности, способной и желающей участвовать в общении на изучаемом языке. Достижение этой цели становится возможным, если созданы мотивы и условия, в которых учащиеся могут проявлять познавательную активность и испытывать желание реально пользоваться приобретенными знаниями и сформированными речевыми умениями и навыками. Система образования должна учитывать возможности и потребности человека.
В соответствии с предметно-содержательной областью проекты подразделяют на:
Монопроекты
Как
правило, такие проекты проводятся в рамках
одного учебного
предмета. При этом выбираются наиболее
сложные разделы или темы программ,
например, в курсе иностранного языка
это темы, связанные со
страноведческой, социальной, исторической
тематикой и т.д. Работа над
монопроектами предусматривает применение
знаний из других областей для решения
той или иной проблемы. Подобный проект
также требует
тщательной структуризации по урокам
с четким обозначением не только
целей и задач проекта, но и тех знаний,
умений, которые ученики
предположительно должны в результате
приобрести. Заранее планируется
форма презентации, которую выбирают участники
проекта самостоятельно.
Часто
работа над такими проектами имеет свое
продолжение в виде
индивидуальных или групповых проектов
во внеурочное время.
Межпредметные проекты
Мепжпредметные проекты, как правило, выполняют во внеурочное время. Эго могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а также достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.
Такие
проекты требуют очень квалифицированной
координации со
стороны специалистов, слаженной работы
многих творческих групп,
имеющих четко определенные исследовательские
задания, хорошо
проработанные формы промежуточных и
итоговых презентаций.
В
реальной же практике чаще всего приходится
иметь дело со
смешанными типами проектов, в которых
имеются признаки
исследовательских и творческих проектов,
например, одновременно,
практико-ориентированные и исследовательские.
По характеру координации могут быть:
Проекты с открытой, явной координацией
В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляет работу его участников, организует в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно договориться о встрече с каким-то официальным учреждением, провести анкетирование, интервью со специалистами, собрать репрезентативные данные).
Проекты со скрытой координацией
В
таких проектах координатор выступает
как полноправный участник
проекта. Например, в качестве скрытого
координатора проекта можно
вводить специалистов в той или иной области
(например, родителей),
которые под видом деловых партнеров могут
подсказать наиболее
эффективные решения той или иной проблемы.
Координатор может задавать участникам
проекта, так называемые «провокационные
вопросы», которые заставят их (участников
проекта) глубже вникать в проблему.
По количеству участников проекта можно выделить проекты:
По продолжительности проведения проекты могут быть:
Как
правило, краткосрочные проекты проводятся
на уроках по
отдельному предмету иногда с привлечением
знаний из другой учебной
дисциплины. Что касается проектов средней
продолжительности или
долгосрочных, то такие проекты, обычные
или телекоммуникационные,
внутренние или международные, являются
междисциплинарными и содержат достаточно
значимую проблему или несколько взаимосвязанных
проблем. Такие проекты обычно проводятся
во внеурочное время, хотя
отслеживаться могут и на уроках.
По характеру контактов проекты могут быть:
В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными видами проектов, в которой имеются признаки исследовательских и творческих проектов, например, одновременно, практико-ориентированные и исследовательские.
Каждый
тип проекта имеет тот или иной вид координации,
сроки
исполнения, этапность, количество участников.
Поэтому, разрабатывая
проект, надо иметь в виду признаки и характерные
особенности каждого из них.
Учитель
должен четко определить учебные задачи
для учащихся (что
предполагается в ходе проектной деятельности
сформировать), подобрать
необходимый материал или дать рекомендации
школьникам, где его можно найти. Продумать,
какую помощь можно оказать ученикам,
не предлагая готовых решений. Желательно
спланировать всю серию уроков, на которых предполагается
использовать метод проектов. Кроме того,
важно иметь в виду необходимость отслеживания
деятельности каждого ученика на всех
этапах работы над проектом. С этой целью
используют возможности самоконтроля
и взаимоконтроля. На уроки защиты проектов
можно пригласить других учителей иностранного
языка, которые могут выступить в роли
экспертов.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходиться переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Следует
также сказать о необходимости организации
внешней оценки
проектов, потому что только таким образом
можно отслеживать их
эффективность, сбои, необходимость своевременной
коррекции. Характер
этой оценки в большей степени зависит
как от типа проекта, так и от темы
проекта (его содержания), условий проведения.
Если это исследовательский проект, то
он неизбежно включает этапность проведения,
причем успех всего проекта во многом
зависит от правильно организованной
работы на отдельных этапах.
Параметры внешней оценки проекта
Современная
школа должна способствовать решению
следующих
методических задач:
Если
говорить об уроках иностранного языка,
то они имеют свою
специфику, которую учитель иностранного
языка не может не учитывать. В настоящее
время глобальной целью овладения иностранным
языком
считается приобщение к иной культуре
и участие в диалоге культур. Эта цель
достигается путем формирования способности
к межкультурной
коммуникации. Именно преподавание, организованное
на основе заданий
коммуникативного характера, обучение
иноязычной коммуникации,
используя все необходимые для этого задания
и приемы, является отличительной особенностью
иностранного языка.
Обучение
иностранному языку преследует реализацию
практических,
воспитательных, образовательных и развивающих
задач. Практическая, или коммуникативная,
задача направлена на формирование у учащихся
коммуникативной компетенции, т.е. речевой
активности.
Общеобразовательные задачи призваны
заложить основы филологического
образования школьников; совершенствовать
культуру обучения, что
проявляется в специфических коммуникативных
умениях: умение начать
разговор, поддерживать его, проявляя
внимание, заинтересованность,
завершить разговор. Немалая роль отводится
и воспитательным задачам.
Воспитательное значение иностранного
языка состоит в воспитании у
учащихся оценочно-эмоционального отношения
к миру, положительного отношения
к иностранному языку, к культуре народа,
говорящего на этом
языке. Развивающие задачи намечают пути
формирования и развития
мотивационной и эмоциональной сфер личности
учащихся, ценностных
ориентиров, готовности к дальнейшему
самообразованию в иностранном
языке.
Коммуникативное обучение иностранному языку носит деятельностный характер, потому что речевое общение осуществляется посредством “речевой деятельности”, которая в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях “социального взаимодействия” общающихся людей. Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка.
Коммуникативно-ориентированное
обучение иностранному языку
реализуется в условиях гуманистического
подхода к обучению. При таком
подходе создаются положительные условия
для активного и свободного
развития личности в деятельности. В общем
виде, эти условия сводятся к
следующему:
Из
всего сказанного можно сделать вывод,
что обучение школьников
иностранному языку направлено на формирование
и развитие личности,
способной и желающей участвовать в общении
на изучаемом языке.
Достижение этой цели возможно, если созданы
мотивы и условия, в которых учащиеся могут
проявлять познавательную активность
и испытывать желание реально пользоваться
приобретенными знаниями и
сформированными речевыми умениями и
навыками. Поэтому все больше
учителей обращаются в процессе обучения
иностранному языку к проектной методике
как одному из современных продуктивных
творческих подходов, успешно реализующих
основные цели обучения иностранному
языку.
Овладевая
культурой проектирования, ученик приучается
творчески
мыслить, самостоятельно планировать
свои действия, прогнозируя
возможные варианты решения стоящих перед
ним задач, реализуя усвоенные им средства
и способы работы.
Ведущими принципами проектной методики можно назвать:
Информация о работе Проектные технологии, как средство развития творческих способностей у учеников