Проектные технологии, как средство развития творческих способностей у учеников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Обучение школьников иностранному языку направлено на формирование и развитие личности, способной и желающей участвовать в общении на изучаемом языке. Достижение этой цели становится возможным, если созданы мотивы и условия, в которых учащиеся могут проявлять познавательную активность и испытывать желание реально пользоваться приобретенными знаниями и сформированными речевыми умениями и навыками. Система образования должна учитывать возможности и потребности человека.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии с предметно-содержательной областью проекты подразделяют на:

Монопроекты

Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного учебного 
предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программ, например, в курсе иностранного языка это темы, связанные со 
страноведческой, социальной, исторической тематикой и т.д. Работа над 
монопроектами предусматривает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Подобный проект также требует 
тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только 
целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики 
предположительно должны в результате приобрести. Заранее планируется 
форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно.

Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде 
индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.

Межпредметные проекты

Мепжпредметные проекты, как правило, выполняют во внеурочное время. Эго могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а также достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.

Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со 
стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, 
имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо 
проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

В реальной же практике чаще всего приходится иметь дело со 
смешанными типами проектов, в которых имеются признаки 
исследовательских и творческих проектов, например, одновременно, 
практико-ориентированные и исследовательские.

По характеру координации могут быть:

 

Проекты с открытой, явной координацией

В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляет работу его участников, организует в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно договориться о встрече с каким-то официальным учреждением, провести анкетирование, интервью со специалистами, собрать репрезентативные данные).

Проекты со скрытой координацией

В таких проектах координатор выступает как полноправный участник 
проекта. Например, в качестве скрытого координатора проекта  можно 
вводить специалистов в той или иной области (например, родителей), 
которые под видом деловых партнеров могут подсказать наиболее 
эффективные решения той или иной проблемы. Координатор может задавать участникам проекта, так называемые «провокационные вопросы», которые заставят их (участников проекта) глубже вникать в проблему.

По количеству участников проекта можно выделить проекты:

  • личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах);
  • индивидуальные (один участник);
  • парные (между парами участников)
  • групповые (между группами).

 

По продолжительности проведения проекты могут быть:

  • краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы);
  • средней продолжительности (один-два месяца);
  • долгосрочные (до года).

 

Как правило, краткосрочные проекты проводятся на уроках по 
отдельному предмету иногда с привлечением знаний из другой учебной 
дисциплины. Что касается проектов средней продолжительности или 
долгосрочных, то такие проекты, обычные или телекоммуникационные, 
внутренние или международные, являются междисциплинарными и содержат достаточно значимую проблему или несколько взаимосвязанных проблем. Такие проекты обычно проводятся во внеурочное время, хотя 
отслеживаться могут и на уроках.

По характеру контактов проекты могут быть:

  • внутренние (внутри одной школы, либо между школами, классами);
  • региональные;
  • общероссийские.

 

В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными видами проектов, в которой имеются признаки исследовательских и творческих проектов, например, одновременно, практико-ориентированные и исследовательские.

Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки 
исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая 
проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

Учитель должен четко определить учебные задачи для учащихся (что 
предполагается в ходе проектной деятельности сформировать), подобрать 
необходимый материал или дать рекомендации школьникам, где его можно найти. Продумать, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Желательно спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов. Кроме того, важно иметь в виду необходимость отслеживания деятельности каждого ученика на всех этапах работы над проектом. С этой целью используют возможности самоконтроля и взаимоконтроля. На уроки защиты проектов можно пригласить других учителей иностранного языка, которые могут выступить в роли экспертов.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходиться переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Следует также сказать о необходимости организации внешней оценки 
проектов, потому что только таким образом можно отслеживать их 
эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер 
этой оценки в большей степени зависит как от типа проекта, так и от темы 
проекта (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он неизбежно включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

Этапы выполнения проекта:

  1. Выявление проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода “мозговой атаки”, “круглого стола”).
  2. Выдвижение гипотез и их решение. Обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных наблюдений).
  3. Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты творческих отчетов, просмотров и т.д.).
  4. Продумывание хода деятельности и распределение обязанностей.
  5. Сбор, систематизация и анализ полученных данных.
  6. Подведение итогов, оформление результатов, их презентация.
  7. Выводы, выдвижение новых проблем исследования, анализ успехов и ошибок (рефлексия).

Параметры внешней  оценки проекта

  •   Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их 
    изучаемой тематике;
  • Корректность используемых методов исследования и метода обработки получаемых результатов;
  • Активность каждого участника проекта в соответствии с его 
    индивидуальными возможностями;
  • Коллективный характер принимаемых решений.

Характер общения и взаимопомощи 
участников проекта

  • Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, 
    привлечение знаний из других областей;
  • Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • Эстетика оформления результатов выполненного проекта;
  • Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность аргументированность ответов каждого члена группы.

 

Заключение

Современная школа должна способствовать решению следующих 
методических задач:

  • формировать навыки и умения критического мышления в условиях 
    работы с большими объемами информации;
  • формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом;
  • формировать навыки самообразования, развитие способностей к 
    академической мобильности обучающихся;
  • формировать навыки работы в команде;
  • развивать умение сформулировать задачу и оперативно ее решить;
  • формировать навыки самоконтроля.

Если говорить об уроках иностранного языка, то они имеют свою 
специфику, которую учитель иностранного языка не может не учитывать. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком 
считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной 
коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий 
коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, 
используя все необходимые для этого задания и приемы, является отличительной особенностью иностранного языка.

Обучение иностранному языку преследует реализацию практических, 
воспитательных, образовательных и развивающих задач. Практическая, или коммуникативная, задача направлена на формирование у учащихся 
коммуникативной компетенции, т.е. речевой активности. 
Общеобразовательные задачи призваны заложить основы филологического 
образования школьников; совершенствовать культуру обучения, что 
проявляется в специфических коммуникативных умениях: умение начать 
разговор, поддерживать его, проявляя внимание, заинтересованность, 
завершить разговор. Немалая роль отводится и воспитательным задачам. 
Воспитательное значение иностранного языка состоит в воспитании у 
учащихся оценочно-эмоционального отношения к миру, положительного отношения к иностранному языку, к культуре народа, говорящего на этом 
языке. Развивающие задачи намечают пути формирования и развития 
мотивационной и эмоциональной сфер личности учащихся, ценностных 
ориентиров, готовности к дальнейшему самообразованию в иностранном 
языке.

Коммуникативное обучение иностранному языку носит деятельностный характер, потому что речевое общение осуществляется посредством “речевой деятельности”, которая в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях “социального взаимодействия” общающихся людей. Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка.

Коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку 
реализуется в условиях гуманистического подхода к обучению. При таком 
подходе создаются положительные условия для активного и свободного 
развития личности в деятельности. В общем виде, эти условия сводятся к 
следующему:

  • учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;
  • каждый участник общения остается в фокусе внимания остальных;
  • участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, 
    преследования за ошибки и наказания.

 

Из всего сказанного можно сделать вывод, что обучение школьников 
иностранному языку направлено на формирование и развитие личности, 
способной и желающей участвовать в общении на изучаемом языке. 
Достижение этой цели возможно, если созданы мотивы и условия, в которых учащиеся могут проявлять познавательную активность и испытывать желание реально пользоваться приобретенными знаниями и 
сформированными речевыми умениями и навыками. Поэтому все больше 
учителей обращаются в процессе обучения иностранному языку к проектной методике как одному из современных продуктивных творческих подходов, успешно реализующих основные цели обучения иностранному языку.

Овладевая культурой проектирования, ученик приучается творчески 
мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя 
возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализуя усвоенные им средства и способы работы.

Ведущими принципами проектной методики можно назвать:

  • принцип «фейерверка» (предполагает создание максимально 
    благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала каждого ученика).
  • принцип успеха (формируется внутренний мотив говорения, возникает необходимость что-то сказать самому, желание самому принять участие в общении).

Информация о работе Проектные технологии, как средство развития творческих способностей у учеников