Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 23:27, реферат
Система английских артиклей включает определенный (the), неопределенный (a, an) и нулевой (-) артикли. Исторически определенный артикль восходит к указательному местоимению that, неопределенный - к числительному one. Нулевой артикль стал восприниматься как таковой на фоне определенного и неопределенного благодаря тому, что в ходе развития английского языка отсутствие артиклей, так же как и их наличие, приобрело определенную значимость. Историческая природа артиклей довольно отчетливо прослеживается и на современном уровне развития английского языка: определенный артикль может употребляться в качестве синонима указательных местоимений this и that, а неопределенный артикль в ряде случаев выступает в значении числительного one и никогда не употребляется перед именами существительными во множественном числе. Артикли оформляют имена существительные, поэтому рассматривать их необходимо в тесной связи.
ВВЕДЕНИЕ
Система английских артиклей включает определенный (the), неопределенный (a, an) и нулевой (-) артикли. Исторически определенный артикль восходит к указательному местоимению that, неопределенный - к числительному one. Нулевой артикль стал восприниматься как таковой на фоне определенного и неопределенного благодаря тому, что в ходе развития английского языка отсутствие артиклей, так же как и их наличие, приобрело определенную значимость. Историческая природа артиклей довольно отчетливо прослеживается и на современном уровне развития английского языка: определенный артикль может употребляться в качестве синонима указательных местоимений this и that, а неопределенный артикль в ряде случаев выступает в значении числительного one и никогда не употребляется перед именами существительными во множественном числе. Артикли оформляют имена существительные, поэтому рассматривать их необходимо в тесной связи.
§ 1. СМЫСЛОВАЯ СТРУКТУРА ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Анализ смысловой
стороны имен существительных показывает,
что в процессе речи одно и то же имя существительное
может употребляться говорящими в различных
смыслах: 1) конкретно-назывном - для
обозначения объектов, находящихся в поле
зрения собеседников, однозначно выделенных
(из ситуации речи собеседникам ясно, какой
объект имеется в виду, оба они соотносят
это существительное с одним и тем же объектом)
или известных им в силу каких-то обстоятельств.
Например: вы видите в руках у мальчика
камень (камни) и просите воспитательницу:
«Отберите у ребенка камень (камни), пожалуйста»;
2) общеназывном - для называния объектов
как таковых, вне соотнесенности с чем-то
конкретно данным, однозначно выделенным
или известным собеседникам. Взятые отдельно,
вне речевой ситуации, имена существительные
характеризуются смысловой неопределенностью,
которая выражается в том, что мы не можем
сказать, в каком смысле их следует понимать,
в какого рода соотнесенности они находятся
с называемыми объектами -- обозначают
ли они лица, предметы, вещества, явления
в т. п. как нечто конкретно данное, по тем
или другим обстоятельствам известное
собеседникам, или просто называют их
как таковые, вне соотнесенности с чем-то
известным или однозначно выделенным.
Имена существительные, характеризующиеся
смысловое неопределенностью в изолированном
положении, приобретают ярко выраженную
смысловую направленность в конкретных
ситуативных условиях речи. Здесь каждое
имя существительное употребляется говорящим
в каком-то строго определенном смысле.
Приведем несколько примеров. Ситуация
1. а) Вчера мы купили новый стол.
Сегодня я села за него к вижу, что он не
удобен для письма. Я говорю: «Стол не удобен
для письма».б) Староста напоминает
дежурному: «Сегодня твоя очередь мыть
столы». В данных двух ситуациях слово
«стол» в форме единственного в множественного
числа употребляется говорящем в конкретно-назывном
смысле, т. е. находится в конкретной соотнесенности
с обозначаемым им объектом. В ситуации
а) оно обозначает наличный предмет, в
ситуации б)- предметы, известные собеседникам
благодаря общности их опыта. Ситуация
2 а) Вам дали отдельную комнату для работы.
В ней нет абсолютно никакой мебели. Вас
спрашивают, что вам нужно. Вы отвечаете:
«Прежде всего мне необходим стол». б)
Учащийся сообщает своим родителям: «В
следующем году у нас в классе вместо парт
поставят столы».
Здесь слово
«стол» в форме единственного
и множественного числа
Вывод.
Анализ смысловой
стороны имен существительных показывает,
что последние обладают потенциальной
смысловой разноплановостью, т. е. могут
употребляться в речи в различного рода
соотнесенности с называемыми объектами.
Потенциальная смысловая разноплановость
имен существительных раскрывается при
употреблении их в различных ситуативных
условиях.
В процессе
речи имена существительные
1) в конкретно-назывном
смысле, т. е. в конкретной соотнесенности
с называемым объектом, обозначая наличный,
однозначно выделенный или известный
собеседникам в силу тех или иных обстоятельств
объект (объекты);
2) в общеназывном
(неконкретном) смысле, т. е. для называния
объекта (объектов) как такового (таковых),
вне соотнесенности с чем-то известным
или однозначно выделенным.
Проверьте,
как вы усвоили материал
Задание.
Определите, в каком смысле (конкретно-назывном
или общеназывном) употребляются выделенные
имена существительные в приведенных
ниже ситуациях.
А.
Ситуация 1.
Вы останавливаетесь перед
Ситуация 2.
Вы решаете вопрос о том,
какое дерево лучше посадить
во дворе. Кто-то предлагает: «Давайте
посадим дуб: он дает много
тени».
Ситуация 3.
В письме вы сообщаете своему
другу: «Наш парк преобразился:
там посадили много новых
1. В конкретно-назывном.
2. В общеназывной.
3. (а) В общеназывном.
(б) В конкретно-назывном.
Б.
Ситуация 1.
Мы сидим с вами на лекции.
Когда вы пишете, у вас скрипит
перо. Мне это надоедает. Я говорю:
«Смени, пожалуйста, перо. Оно действует
мне на нервы».
Ситуация 2.
У меня сломалось перо. Я обращаюсь
к учащимся: «Ребята, кто мне
может одолжить перо (а)?» -- «Спросите
у Белова. Он всегда носит с собой запасные
перья (б)».
1. В конкретно-назывном.
2. (а) В Общеназывном.
(б) То же.
В.
Ситуация 1.
Я пришла к вам и спрашиваю:
«Не можете ли вы одолжить
конверт? Мне надо срочно
Ситуация 2.
К вам пришла приятельница
в новом плаще. Вы спрашиваете
ее: «Где ты купила плащ (а)? Мне
тоже очень нужен плащ (б), но я не могу
найти ничего подходящего». - «Сходи в
магазин на улице Мира, там сегодня продают
красивые плащи (в)».
Ситуация 3.
Девочка ищет вашу сестру. Вы
говорите ей: «Посмотри во дворе.
Она, по-видимому, играет там с
детьми».
Ситуация 4.
Учительница вошла в класс
и, увидев, что там сидят только
девочки, спросила: «А где же
мальчики?»
1. В общеназывном.
2. а) В конкретно-назывном.
б) В общеназывном. в) То же.
3. В конкретно-назывном.
4. В конкретно-назывном.
§ 2. СМЫСЛОВАЯ РАЗНОПЛАНОВОСТЬ
ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Посмотрим
теперь, как указанная выше потенциальная
смысловая разноплановость имен существительных
проявляется в английском языке.
Разберем
несколько ситуаций со словом
table.
Ситуация 1.
Стол, за которым вы работаете,
стоит посередине комнаты. Там
темно. Вы хотите передвинуть
его поближе к окну и просите
находящегося в комнате
Здесь слово
table находится в конкретной соотнесенности
с называемым объектом, т. е. обозначает
тот стол, за которым вы работаете. Таким
образом, в данной речевой ситуации слово
table употребляется в конкретно-назывном
смысле.
Ситуация 2.
Ваша сестра готовится к
Ситуация 3.
Учительница дает наставления своим учащимся:
"Keep your classroom in order, don't write on the tables, see to
it that there is always a good piece of chalk and a wet duster by the
blackboard."
В данной ситуации
существительное table в форме множественного
числа употребляется в конкретно-назывном
смысле -- для обозначения столов, находящихся
в классной комнате.
В данной ситуации
существительное table в форме множествен-
ного числа употребляется в конкретно-назывном
смысле -- для обозначения столов, находящихся
в классной комнате.
Ситуация 4: Вернувшись
домой из школы, ребенок сообщает своим
родителям: "They have taken the old desks away from our
laboratory and put in new tables instead."
Здесь имя существительное
table в форме множественного чис- ла употребляется
говорящим в общеназывном смысле -- для
на- зывания объектов как таковых, как
представителей класса. Слово tables в данном
случае не соотносится с конкретными столами,
которые теперь стоят в лаборатории, а
обозначает тот класс предметов, к которому
они относятся.
Выполните несколько
заданий, требующих определения
смысловой направленности имен существительных
в различных ситуациях речи.
Задание I. Определите
смысл выделенных имен существительных
в приве- денных ниже ситуациях.
Ситуация 1. Чтобы
привлечь внимание учащихся к тому,
что написано на доске, учитель говорит:
"Look at the blackboard, please."
Ситуация 2. Вашу
группу попросили перейти заниматься
в одну из лабораторий. Староста спрашивает;
"Is there a black- board in the laboratory?"
Ситуация З. Вы
пришли в детсад в середине рабочего
дня, чтобы забрать свою сестру. Вам
ответили: "You can't take your sister home until the children
get up. They are having a rest now."
Ситуация 4.
"What do you want to be,
Mike?"
"I'd like to be a teacher."
"Why?"
"I'm fond of children."
Ситуация 5. К
вам подбегает мальчик с
a) "Will you buy a newspaper,
please?"
6) "Will you buy one of
the newspapers, please?"
Ситуация 6. Вы отобрали
несколько книг, но у вас не ока-
залось достаточно денег, чтобы заплатить
за них, вы обращаетесь к продавцу: "Can
you keep the books for me till tomorrow?"
Ситуация 7. У
вас вчера был день рождения. Вы
рассказы- ваете, что вам подарили родители:."My
father gave me a fountain- pen and my mother bought me a bag."
Ситуация 8. Вы видите,
что у вашего сына новая авторучка,
и спрашиваете: "Where did you get the fountain-pen?"
1. Конкретно-назывной.
2. Общеназывной.
3. Конкретно-назывной.
4. Общеназывной.
5. а) Общеназывной.
б) Конкретно-назывной.
6. Конкретно-назывной.
7. Общеназывной.
8. Конкретно-назывной.
Задание II. Просмотрите
приведенные выше серии ситуаций
еще раз и ска- жите, какпе формальные
показатели, которые меняются при изменении
смыс- ловой направленности имен существительных
в различных ситуациях, харак- теризуют
пмепа существительные в английском языке.
(Ключ дается ниже.)
| Такими показателями
являются артикли.
Вывод. Имена
существительные в английском языке,
так же как и в русском, характеризуются
потенциальной смысловой раз- ноплановостью,
т. е. обладают способностью употребляться
в речи в различных смыслах -- находиться
в различного рода соотне- сенности с называемым
объектом.
В русском языке
потенциальная смысловая разноплановость
имен существительных не имеет какого-либо
формального признака. В английском же
она передается в речи с помощью специальных
слов -- артиклей, каждым из которых является
показателем стро- го определенной смысловой
направленности употребленных в речи
имен существительных.
Определенный
артикль указывает на употребление
имени существительного в конкретно-назывном
смысле, что предпола- гает конкретную
соотнесенность имени существительного
с назы- ваемым объектом. Такое имя существительное
может обозначать наличный, однозначно
выделенный или известный собеседникам
в силу тех или иных обстоятельств объект
(группу объектов).
Неопределенный
и нулевой артикли являются показателями
употребления имен существительных в
общеназывном смысле. Такие имена существительные
употребляются вне соотнесенности с чем-либо
конкретно данным, особым образом выделенным
или известным собеседникам благодаря
общности их прошлого опыта.
' Функция английских
артиклей, таким образом, заключается
в указании на смысловую
Задание. Ответьте
письменно на следующие вопросы.