Роль чтения в процессе обучения речевому общению на уроках иностранного языка в средней школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: обобщить и анализировать имеющиеся методические данные, касающиюся обучению иноязычному чтению.
Задачи исследования:
- охарактеризовать чтение как аспект обучения иностранного языка;
- дать характеристику основным видам чтения;
- изучить технологию обучения чтению на иностранном языке;
- провести опытно экспериментальную работу по формированию у учащихся навыков чтения.

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 92.55 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данная  работа посвящена одному из основных аспектов в изучении иностранного языка в средней школе – чтению. Чтение представляет собой одно из важнейших средств получения информации и в жизни современного образованного человека занимает значительное место.

Проблемой обучения чтению занимались такие учёные как Н.Д. Гальскова, С. К. Фоломкина, О.А. Розов, Н.Н. Светловская, Н. И. Гез, Е. И. Пассов, И. Л. Бим.

Хотя  уже можно найти достаточно, методической литературы посвященной этому вопросу, нам хотелось бы остановиться на начальном этапе обучения чтению, так как именно здесь формируется навык чтения вслух способствующий становлению навыка чтения про себя, а без формирования навыка чтения  невозможно овладеть этим видом речевой деятельности в достаточной степени.

Чтение  может выступать как самостоятельный  вид речевой деятельности и как  средство формирования смежных языковых и речевых навыков и умений. Чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности, когда мы читаем для того, чтобы получить необходимую информацию из текста.

Совершенствование техники чтения ведется неразрывно с работой над чтением как  коммуникативным умением. Предусматривается  овладение основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, поисковым  и просмотровым. В качестве материала для чтения предлагаются в большинстве своем доступные учащимся в языковом отношении и по содержанию аутентичные тексты разных жанров.

Формы речевой  деятельности тесно переплетаются  между собой.  Например, переход от чтения текста, который содержит новый для учащихся сюжет, к его последующему обсуждению с использованием известных учащимся лингвистических средств, которые учащиеся узнали из текста. Данная модель имеет свою логику и последовательность развертывания работы. Вначале учащиеся читают текст про себя с использованием одной из предложенных им стратегий (с целью ознакомления с общим содержанием, выбора нужной информации, достаточно полного понимания прочитанного.)  Затем, например, при ознакомительном чтении они интерпретируют текст, выделяя основные факты, определяют тему и идею текста.  В процессе работы учащиеся все дальше отходят от конкретного содержания текста, затем через призму собственного жизненного опыта (как ты лично относишься…) выражают точку зрения. Завершается работа  собственным рассуждением о проблемах, поднятых в данном тексте. 

Актуальность выбора этой темы обусловлена тем, что чтение играет важную роль в процессе обучения речевому общению. Оно представляет собой одно из важнейших средств получения информации. Чтение широко используется в познавательных и эстетических целях и играет одну из важнейших ролей в процессе обучения иностранному языку.

Чтение – одно из важнейших средств  формирования личности, важнейшее условие  формирования мыслительных способностей. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Это один из главнейших языковых навыков, который учащиеся должны усвоить в процессе изучения иностранного языка.

Цель исследования: обобщить и анализировать имеющиеся методические данные, касающиюся обучению иноязычному чтению.

Задачи исследования:

- охарактеризовать чтение как аспект обучения иностранного языка;

- дать  характеристику основным видам чтения;

- изучить технологию обучения чтению на иностранном языке;

- провести опытно экспериментальную работу по формированию у учащихся навыков чтения.

Объект исследования: процесс овладения чтением как видом речевой деятельности.

 

Предмет исследования: методы и приемы обучения чтению на уроках немецкого языка.

В основу исследования положена следующая гипотеза: без овладения чтением, отвечающим требованиям программы, как одним из видов речевой деятельности дальнейшее использование иностранного языка будет ограничено.

Эта гипотеза будет доказана при реализации следующих  педагогических условий:

     1. Осознание роли и место чтения в процессе обучения иностранным     языкам.

     2. Методически грамотная технология обучения чтению.

     3. Активности учащихся по овладению этим видом речевой деятельности.

 

Предполагалось  использовать следующие методы исследования:

    1. эмпирический: наблюдение, анкетирование, тестирование, метод анализа процесса и продуктов деятельности детей;
    2. метод теоретического анализа;
    3. сравнительно-сопоставительный.

 

         Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Роль чтения в процессе обучения  речевому общению на уроках  иностранного языка в средней  школе

1. 1.Чтение – важнейший  вид коммуникативно-познавательной   

    деятельности

 

Чтение  – это самостоятельный вид  речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Чтение занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности. В.А.Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников правильно подметил:

 «  Если в начальной школе дети  мало читали, мало мыслили у них складывалась структура малодеятельного мозга».

Чтение  как практическое умение предполагает получение определённой информации, которая может относиться к самым  разнообразным отраслям знаний. Большое  количество разнообразных текстов  позволяет удовлетворить индивидуальные запросы школьников, увеличить мотивацию  изучения иностранного языка.

Чтение  обеспечивает познавательную функцию  языка. Будучи познавательной деятельностью, чтение способствует развитию образного  и логического мышления учащихся. Существенную роль при этом играет не только содержание текстов, но и  сам процесс чтения, который создаёт  предпосылки для работы мышления. Чтение на ИЯ сопровождается целым  рядом мыслительных операций – наблюдением, сравнением, анализом, синтезом. В процессе чтения развивается воображение  и внимание учащихся, так как понимание  текста связано с догадкой и требует  концентрации произвольного внимания.1

Для нормального  протекания процесса чтения на иностранном языке читающий должен хранить в памяти образы морфем и синтаксических схем и их общее значение, абстрагированное от конкретного лексического наполнения, т.е. владеть соответствующими грамматическими (морфологическими и синтаксическими) навыками (операциями) чтения, которые обеспечивают автоматизированноть процесса узнавания и понимания грамматической информации текста. Кроме того, в памяти читающего должны храниться образы воспринимаемых слов, чтобы узнавать и понимать лексические единицы в различных контекстуальных условиях.2

В текстах  для чтения должно проявиться единство содержательного и процессуального  планов. В учебном процессе тексты должны соответствовать коммуникативно-познавательным интересам и потребностям школьников, соответствовать по степени сложности их языковому и речевому опыту в родном и иностранном языках, содержать интересную для учащихся  каждой возрастной группы информацию. Отвечая данным требованиям, учебный текст помогает активизировать речевую коммуникацию, как в устной, так и в письменной форме.3

Чтение  – рецептивный вид речевой  деятельности, поскольку оно связано  с восприятием, то есть  рецепцией  и пониманием информации. В процессе чтения происходит осмысление и оценка информации, содержащейся в тексте. Чтение является одним из важнейших  видов коммуникативно-познавательной деятельности. В чтении выделяют содержательный план, то есть о чём текст, и процессуальный план как прочитать и озвучить текст. В содержательном плане результатом  деятельности чтения будет понимание  прочитанного, в процессуальном –  сам процесс чтения, то есть соотнесение  графем с фонемами; формирование внутреннего  речевого слуха, что находит выражение  в чтении вслух и  просебя, медленном и быстром, с полным пониманием или с общим охватом содержания. В отечественной методике выделение видов чтения проводится с учётом его психологической стороны, педагогических и методических фактов.

 В  зависимости от психических процессов,  сопровождающих чтения, выделяются  аналитическое и синтетическое  чтение, чтение вслух и про  себя. Педагогическая классификация  обращает внимание на организационную  сторону учебного процесса, по  месту работы выделяются классное  чтение и домашнее чтении; по  форме организации: индивидуальное  чтение и групповое чтение  или хоровое.

     Понимание, степень его полноты,  точности, глубина, зависят от  цели чтения, которую ставит перед  собой читающий.

А именно: посмотреть, о чем текст, определить главное в нем или точно  понять текст во всех деталях.

Методическая  классификация учитывает методические факторы, делая акцент на целую установку  и условия, определяющие учебно-речевую  деятельность: учебное и коммуникативное  чтение. Процесс чтения, как известно, базируется на технической стороне, то есть на навыках, которые представляют собой автоматизированный зрительно  – речемоторно  слуховые связи  языковых явлений с их значением, на основе которых происходит узнавание  и понимание письменных знаков и  письменного текста в целом. При  чтении человек не только видит текст, но и проговаривает его про  себя и одновременно как бы слышит себя со стороны.

Важнейшим психологическим компонентом процесса чтения является механизм вероятного прогнозирования, которое проявляется  на смысловом и вербальном уровнях. Умение предугадать о дальнейшем развитии событий по заголовку, первому  предложению и другим сигналам текста.(смысловое прогнозирование). Умение по начальным буквам угадать слово, по первым словам угадывать синтаксическое построение предложения, построение абзаца(вербальное прогнозирование).Развитию прогностических умений способствует выдвижение гипотез и система ожиданий читающего, приводящая в действия непрерывное построение структуры знаний в  голове читающего, активизирующая его фоновые знания, языковой опыт. Процесс подготовки создания к восприятию информации побуждает читающего вспоминать, догадываться, предполагать, то есть включать способности своей долговременной памяти и своего личного и социального опыта. Согласно Ф. Смиту, при чтении необходимы два вида информации: визуальная (из напечатанного текста) и  не визуальная (понимание языка, знаний)

Чтение  – активный конструктивный процесс. В процессе чтения наш мозг воспринимает и хранит не механическое отражение  действительности, которую мы воспринимаем, например, определённую последовательность букв, а  смысловое единство, которое  мы конструируем. Из этого можно  сделать вывод, что чтение – это  активная, конструктивная и интерактивная  мыслительная деятельность, в процессе формирования которой необходимо преодолеть массу трудностей. Остановимся на методической классификации чтения.

Учебное чтение выступает в качестве средства обучения, и реализуются в процессе формирования механизмов чтения, операций и действий, составляющих процессы восприятия и  понимания. Такие как, зрительное восприятие и узнавание. Соотнесение зрительных образов с речемоторными и слуховыми. Предвосхищение или вероятное прогнозирование, смысловая догадка. Быстрое и безошибочное восприятие и узнавание графических образов лексико-грамматических единиц, письменного текста подразумевает сформированность рецептивных, технических и лексико-грамматических навыков. В рамках учебного чтения различаются следующие парные виды чтения:

1. по  степени самостоятельности подготовленное  и не подготовленное, чтение со  словарём и без словаря, чтение  с частично и полностью снятыми  трудностями.

2. в зависимости от участия родного языка: безпереводное и переводное чтение.

3. по  способу и характеру учебной  работы с текстом разделяют:

а) интенсивное – вид учебного чтения, предполагает умение полно и точно понимать текст, самостоятельно приодалевать трудности при увлечении необходимой информации с помощью аналитических действий и операций с использованием двуязычных и толковых словарей. В центре внимания стоит не только содержания и смысл, но и его языковая форма. Для интенсивного чтения предлагаются короткие тексты, текстовые упражнения, которые формируют лексико-грамматические навыки. Чтение и умение, связанные с пониманием прочитанного и осмыслением содержания текста.

б) экстенсивное, курсовое или систематическое чтение предполагает развитие умения читать большие по объёму тексты, с большей скоростью, с общим охватом содержания и в  основном самостоятельно. Важное значение играет догадка, которая помогает приодалевать различные виды трудностей. Полученную информацию мы используем в устно – речевом общении (дискуссиях, ролевых играх) или создания письменных речевых произведений (аннотаций, изложений, сочинений). Наиболее распространённым видом на уроке чтения, то есть когда большую часть урока составляет работа с текстами (презентация учителем текста является урок домашнего чтения). Тексты должны быть интересны учащимся, информативны, несложны. Учитывая психологию школьника необходимо добиваться активного сознательного участия каждого на уроке, чтобы дети участниками обсуждаемого. Готовясь к уроку учителя стараются все виды работы с текстом продумать так, чтобы ребёнок активно, творчески мыслил в течении всего урока. Выделяют несколько психологических способностей:

1. Мотивированность она реализуется в сложном взаимодействии потребностей, мотивов, интересов и цели – результата. Первичной и не всегда осознанной потребностью, побуждающей к чтению  можно считать коммуникативную потребность в получении той или иной информации. Конкретное содержание потребности в чтении раскрывается в читательских мотивах. Мотивами чтения являются внутренние побуждения читающего, которые выступают в форме представления тех или иных качеств печатного произведения.

Информация о работе Роль чтения в процессе обучения речевому общению на уроках иностранного языка в средней школе