Розвиток методики викладання іноземних мов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 00:34, аттестационная работа

Описание работы

В данной работе рассматривается методика обучения иностранным языкам как наука, этапы её развития, дается классификация методов, а также дается характеристика современным методам обучения иностранным языкам за рубежом. Предоставляется полный список использованной литературы. К данной работе прилагается цикл уроков по теме "Путешествия" с использованием метода проектов.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Методика обучения иностранным языкам как наука
1.1 Понятие “методика”
1.2 Основные методические категории
Глава 2. Этапы развития методики обучения иностранным языкам.
Классификация методов.
2.1 Грамматико-переводные методы
2.2 Прямые методы
2.3 Аудио-лингвальный метод
2.4 Аудио-визуальный метод
2.5 Коммуникативный метод
2.6 Метод проектов
Глава 3. Современные методы обучения иностранным языкам за
рубежом
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Розвиток методики викладання ІМ.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

Большой интерес вызывает также и драмматико-педагогическая организация обучения иностранным языкам, которая полностью ориентирована на действие. Выделяются разные аспекты драмма-педагогики: теоретический, индивидуально- и социально-психологический, психо-лигвистический, литературно- и языково-дидактический [24;32]. Основным девизом этого метода является: мы учим и учимся языку головой, сердцем, руками и ногами. Главная идея метода – учитель иностранного языка может многое перенять для своей практической деятельности у профессиональных искусствоведов и актёров: как сделать банальный диалог учебника живым и интересным; как создать соответствующую атмосферу; как вживаться в ситуацию и роль, чётко артикулировать звуки, подать сигналы с помощью жестов и мимики. Стержнем драмматико-педагогической организации обучения является, как и во время репетиций в театре, сценическая импровизация при широком использовании такого приёма как живые картинки в застывших, неподвижных позах [24;33].

Широкое распространение  получил также так называемый "групповой метод" (Community Language Learning), предложенный чикагским профессором психологии Чарльзом Карреном (Charles A. Curren). Основные принципы обучения были взяты из сферы отношений консультанта с клиентом; они ориентированы на объединение познавательных и эмоциональных процессов обучения (whole-person learning). Это предусматривает тесное взаимодействие учителя и тех, кто обучается, в коммуникативных ситуациях без опоры на учебник. Описывая данный метод, С.В. Гапонова отмечает достижения природного мастерства в изучаемом языке в качестве цели обучения: "Through the method the teacher can successfully transfer his knowledge and proficiency in the target language to the learners, which implies that attaining near-native like mastery of the target language is set as a goal" [5;25].

В конце ХХ в. особое распространение получают идеи "автономии" учеников в учебном процессе. Автономия в учебном процессе тесно связана с поворотом к ориентированному на ученика обучение, что перекликается с понятием индивидуализации обучения.

Так, одним из основных положений "безмолвного" метода (Silent Way), разработанного Галебом Гатегно (Galeb Gattegno), является подчиненность обучения учению (teaching should be subordinated to learning).  Этим определяется "безмолвная" роль учителя и одновременно большая языковая активность и самостоятельность обучаемых. В обучении широко используются жесты учителя, цветные звуковые и вокабулярные таблицы, кубики (rods) для демонстрации, введения и усвоения звуков, слов, структур в действиях и ситуациях. Учитель как бы исполняет роль драматурга: он пишет сценарий, определяет действующих лиц, моделирует их действия, подготавливает необходимые вербальные и невербальные опоры, задаёт тон, создаёт атмосферу для коммуникации и, наблюдая за процессом усвоения, даёт оценку его участникам.

За границей большой  популярностью сейчас пользуются суггестопедические методы. На Западе развиваются разные варианты суггестопедической системы, в рамках которой можно условно выделить три основные направления:

  1. Психолого-технологическое направление. Оно характеризуется тем, что в обучении иностранному языку используются кассеты с программами, которые не требуют обязательного присутствия учителя. Процесс обучения по этому методу совмещается с релаксацией, которая частично достигается при помощи специальных устройств.
  2. Психотерапевтически-эзотерическое направление, которое находится под влиянием восточной медитации и американской психотерапии. Используются также элементы разных психотерапевтических школ для достижения состояния расслабления. К сожалению, доминирующими в этом направлении являются психологические и психотерапевтические приёмы, а непосредственная иноязычная деятельность находится на заднем плане.
  3. Языкодидактическое направление, где наблюдаются попытки приспособить суггестопедию к языковой теории и коммуникативной методике. Это направление поддерживают на Западе как учёные, так и учителя-практики [24;33].

Главные положения суггестивного метода:

  1. создаются благоприятные условия для овладения учениками устной речью путём устранения многих психологических барьеров, которые возникают при обучении;
  2. больше внимания уделяется связи учебного процесса с личными интересами и мотивами учеников;
  3. между преподавателем и учениками устанавливаются доверительные отношения, которые благоприятствуют успешному языковому взаимодействию;
  4. обучение проходит в двух плоскостях – сознательном и бессознательном, в которых действуют оба полушария головного мозга, а это даёт оптимальный результат;
  5. языковой материал усваивается в атмосфере игры, с использованием языка и движений, а также драматизации произведений искусства, что помогает переключить внимание учеников с формы на сам процесс общения;
  6. учебный материал вводится на основе больших по объёму полилогов и сопровождается переводом на родной язык учеников, а также комментарием лексического и грамматического характера (дважды); первое представление в исполнении преподавателя с музыкальным сопровождением (рецептивная фаза, во время которой функционируют левое и правое полушария мозга), и второе представление полилога учителем в нормальном тем<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style="

Информация о работе Розвиток методики викладання іноземних мов