Соотношение логики и грамматики в работах Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2015 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Изначально, логика не существовала как отдельная наука, а являлась частью философии, которая объединяла представление людей об окружающем мире, человеке и его мышление.
Первые упоминания о логике, как о самостоятельной науке появились в Индии, Греции и Китае задолго до нашей эры. Наиболее подробно логику начали изучать и систематизировать в древней Греции. Один из них философ материалист Демокрит (460-370 до н.э.), создал систему логики, которая описывается в его трактате «О логике, или Каноны». Проблемами логики занимались и другие греческие философы - Сократ (около 469-399 до н.э.), Платон (428-347 до н.э.). Так же проблемами логики занимался Аристотель (384-322 до н.э.), который являлся учеником Платона.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Логика Аристотеля 6
2. Логика и грамматика Аристотеля. 16
2.1. "Поэтика"………………………………………………………………….14
2.2. "Об истолковании" и "Категории"…………………………………… 24
0000
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.Соотношение логики и граммитики в работах Аристотеля.Борисов А.Л. (3).doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

 


 


     Министерство образования и науки Российской Федерации

                     Тульский государственный университет

                             Кафедра лингвистики и перевода

 

                                     

                                            Курсовая работа

По дисциплине: Основы языкознания

                             Направление 035700- Лингвистика

 

 

         Соотношение  логики и  грамматики в работах  Аристотеля

 

 

 

Студент группы 820331 аф 2                                             Борисов А.Л

Руководитель работы                                                   Буряковская А.А

Заведующая кафедрой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Тула 2013

 

Содержание

 

стр

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

          Я выбрал данную тему курсовой работы: «Соотношение логики и грамматики в работах Аристотеля» так как мне стало очень интересно, каким образом две такие разные науки, как логика и грамматика могут соотноситься друг с другом, а так же, поскольку, Аристотель считается величайшим мыслителем древности, мне стала интересна его научная деятельность.

          Изначально, логика не существовала как отдельная наука, а являлась частью философии, которая объединяла представление людей об окружающем мире, человеке и его мышление.

          Первые упоминания о логике, как о самостоятельной науке появились в Индии, Греции и Китае задолго до нашей эры. Наиболее подробно логику начали изучать и систематизировать в древней Греции. Один из них философ материалист Демокрит (460-370 до н.э.), создал систему логики, которая описывается в его трактате «О логике, или Каноны». Проблемами логики занимались и другие греческие философы - Сократ (около 469-399 до н.э.), Платон (428-347 до н.э.). Так же проблемами логики занимался Аристотель (384-322 до н.э.), который  являлся учеником Платона.

          Аристотеля по праву называют отцом логики, как систематизированной науки о мышление и его законах. Аристотель представлял себе логику не как самостоятельную науку, а как инструмент к любой науке. Именно это и подтолкнуло, более поздних учёных,  назвать сборник логических работ Аристотеля «Органоном», (орудие всякого знания), который включает в себя шесть работ «Категории», «Об истолкование», «Первая аналитика», «Вторая аналитика» , «Топика» и «О софистических опровержениях».

        В некоторых из выше указанных работ Аристотеля, он непроизвольно затрагивает темы грамматики. Из истории мы знаем, что в зрелые годы Аристотель не занимался грамматикой, как таковой. Из этого следует, что в процессе глубокого изучения логики у него непроизвольно вытекают темы грамматики. Впервые об этом упоминается в «Категориях» , «Риторике» , «Поэтике» , «Об истолкование» и «Топике». Следовательно, актуальность данной темы, заключается в том как связаны между собой логика и грамматика.

          Предмет исследования: соотношение логики и грамматики в работах Аристотеля

          Объект исследования: работы Аристотеля

          Метод исследования:

1.                                   исторический 

2.                                   аналитический

3.                                   сравнительный

           Цель исследования: соотнести логику и грамматику в работах Аристотеля

           Задачи исследования:

1.                                   Изучение работ Аристотеля

2.                                   Анализ работ Аристотеля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1. Представления Аристотеля о соотношении логики и грамматики

 

                            1.1. Представление Аристотеля о логике

 

          Самое раннее упоминание о логике начинается в сочинениях Парменида Элейского родившегося около 540г. до н.э. и Гераклита Эфесского(530-470гг.до н.э.).

О логике, как о науке начинают говорить только со времен Аристотеля.

Как уже известно, отцом логики считается Аристотель, но как ни странно, название этой науки дал не он. Логику назвали «логикой» только через 500 лет, но не смотря на это логика  Аристотеля практически достигла совершенства. Надо заметить, что основы логики, созданные Стагиритом, остаются неизменными и в современном мире.

 Выделяя логику из общей философии, Аристотель опирался на Демокрита, Платона и других древнегреческих философов. И только  Стагирит создал науку о мыслительной деятельности рассуждающего человека. Слово «логика» (существительное) в то время ещё не существовало, а философу было известно лишь только прилагательное «логикос» («относящееся к слову»). Известно, что логика должна идти впереди философии. Философию Аристотель разделил на две части: теоретическую и практическую.

Теоретическая- это стремление к достижению истины любым путем. Далее он теоретическую философию делит на три части:

исследование изменяющегося бытия (физика, естествознание, наука о человеке)

исследование бытия абстрактных математических объектов исследование бытия как такового (метафизика).

Практическая- это когда умом и стремлением , а так же совместными усилиями стараются понять суть человеческого блага и достигнуть его.

Аристотель, свою науку о мышление, называл аналитикой, поэтому его основные логические работы - это «Первая аналитика» и «Вторая аналитика».

           Аристотель видит логику не как отдельное философское учение, а как инструмент всех наук, в том числе и философии.

Логика Аристотеля – это “мышление о мышлении”.

Изучив все вышесказанное можно сделать вывод, что логика Аристотеля изучает:

основные виды бытия, которые зависят от отдельных понятий и определений

соединения и разделения этих видов бытия, которые выражаются в суждении 

способы, когда умарассуждениями, можно перейти от известной истины к неизвестной.

Аристотель первый разработал подробную логическую систему, которая впоследствии сильно повлияла на развитие логической науки. Также философ впервые отнёс к предметам научных изысканий рассуждения. Стагирит самый первый из философов начал изучать форму мышления, а не только его содержание, поэтому его и считают отцом формальной логики.

           По  мнению Аристотеля, логика это  учение о формах мысли. Аристотель  определил, что мысль имеет форму, то есть определённую организацию, которую можно и нужно рассматривать  отдельно от содержания мысли. Например:

          «Глаза человека зелены»

          «Сатурн- планета солнечной системы»

          «Трижды три равняется девять»

          «Дима не здоров»

          Мы видим, что в этих примерах говорится о разных предметах, и имеют разные значения. Говоря языком Аристотеля- это суждения различной материи. Не смотря на это, они имеют одинаковую логическую форму. Во всех выше перечисленных примерах логическому подлежащему, (глазам человека, Сатурну, произведению чисел три и три, Диме) приписываются различные свойства, («зелёность», «быть планетой солнечной системы», «равняться числу девять») или же отсутствие наличия таково свойства(«не здоров»). Логическое подлежащее может выражаться словосочетанием, называется «субъектом» и называется буквой S в отличие от «грамматического». Логическое сказуемое есть предикат и обозначается буквой P. Из этого следует, что все примеры имеют одну и ту же структуру (S есть P) или (S не есть P).

          Аристотель первый понял, что можно считать мысль отдельной от её содержания (материи). Следовательно, S и P могут принимать любые конкретные значения.

          Логика Аристотеля состоит из трёх основных частей, первая из них, называется «учением о категориях». В этом учение Стагирит изучает, к каким категориям относятся слова и словосочетания, обозначающие предметы, действия предметов, состояние предметов и прочие. Следовательно, всё, что можно сказать о существующем предмете, относится к той, или иной категории.О «Категории» более подробно будет описано во второй части работы.   

  Ко второй части Аристотелевской логике относится учение о суждение.

Мысль, которая может быть истинной или ложной называется суждением. Аристотель видит суждение с онтологической точки зрения и логической.

С онтологической стороны суждение -это присутствие элементов суждения в бытии. Значит суждение должно быть истинным, соответствовать бытию. Логическое суждение-это то, которое соприкасается с бытием и утверждает его, то есть суждение должно быть истинным. Ложное появляется тогда, когда к чувственному восприятию разум прибавляет что-то еще. Чтобы различить истину и ложь требуется соединение мыслимых содержаний (ноэм).

По мнению Аристотеля суждение- это высказывание. Для установления истинности или ложности Аристотель анализирует смысловую сторону речи, так, как только с помощью речи можно выразить свои мысли.

          В ходе работы Аристотель выделяет имена и глаголы. Имена- подлежащие. Глагол- сказуемое. Высказыванием считается только то, что имеет подлежащее и сказуемое. Отдельно имена и глаголы обозначают или объект или субъект действия, либо действие которое ничего не утверждает,  то есть того, что в высказывании есть законченная мысль, в которой выражен предмет и то, что о нем думают. Используя в речи только имя, мы получаем связь между словом и предметом или определение предмета, а не саму мысль. Аристотель считает, что суждение имеет две главных функции: соединять мысли и 

соотносить мыслимое с бытием.

Смысл суждения в самом суждении, истинности и ложности, поиске первоначала.

Из этого следует, что суждение- это гносеологическое (теория познания) и логическое умозаключение, основанное на фактах.

Суждения делятся на двухчленные и трехчленные и т.д.

Двухчленные- это простые суждения например:

пароход плывет.

Трехчленные определяют объект мысли например:

синий пароход плывет.

В обоих высказываниях Аристотель выделяет  подлежащее и сказуемое. Подлежащее- это объект мысли (пароход). Сказуемое то, что утверждает или отрицает (плывет).

И так мы видим, что суждения делятся на простые и сложные.

          Простые суждения - это субъект, связка и предикат. Сложные содержат набор простых суждений. Для соединения между собой простых суждений внутри сложных используются логические союзы. К ним относятся «и», «или», «если, то...», «не.., а...», «тогда и только тогда, когда». Аристотель делит простые суждения на утвердительные (преподаватель читает лекцию), и отрицательные (преподаватель не читает лекцию). В данных примерах сохраняется одинаковый субъект и предикат, но в первом примере утверждает, а во втором примере отрицается связь между субъектом и предикатом.

Ещё суждения могут быть частными и общими.

Пример общего «Все ученики сделали домашнее задание», пример частного «Некоторые ученики сделали домашнее задание». Пересекаясь, эти суждения образуют парную классификацию, которая может быть высказана суждением количества и качества одновременно. Так же классификация суждений позволяет установить истинность и ложность разных типов суждений.

Учение о суждениях Аристотель подробно описывает в своих трактах : «Об истолковании»

«Первая Аналитика»

« Топика».

Третья часть- это учение о силлогизмах, которая является самой важной частью аристотелевской логики. Силлогизм-это умозаключение, где из двух суждений получается третье. Аристотель подробно изучает и создает теорию силлогизма, посвящая этому вопросу трактат «Первая Аналитика». Иногда люди делают неверные умозаключения. Неправильными умозаключениями являются те, в которых вывод противоречит истинности посылок. Аристотель разработал учение о форме умозаключения, в котором всегда, если посыл истинный, то и вывод будет истинным. Такой вид умозаключений и есть силлогизм. Аристотель видит только один случай, при котором в качестве и посылок и выводов используется или утвердительное, или отрицательное суждение: S есть P-это называют теорией простого категорического силлогизма.

Силлогизм так же является общей формой дедукции. Дедукция (выведение) то есть выведение частного из общего, это путь мышления, который ведёт от общего к частному и от общего положения к особенному. Изучение дедукции является главной задачей формальной логики.

Однако, Аристотель  считал, что дедуктивные посылы требуют доказательств. Начиная доказывать каждый принцип - это может продлиться вечно, и всё равно мы ничего не докажем. Поэтому Аристотель считал, что есть принципы, которые мы интуитивно считаем правильными. Основной принцип - это принцип противоречия, которые не нужно доказывать. Из  этого следует, что нет сомнения в том, о чём человек мыслит.

Информация о работе Соотношение логики и грамматики в работах Аристотеля