Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2015 в 18:58, курсовая работа
Изначально, логика не существовала как отдельная наука, а являлась частью философии, которая объединяла представление людей об окружающем мире, человеке и его мышление.
Первые упоминания о логике, как о самостоятельной науке появились в Индии, Греции и Китае задолго до нашей эры. Наиболее подробно логику начали изучать и систематизировать в древней Греции. Один из них философ материалист Демокрит (460-370 до н.э.), создал систему логики, которая описывается в его трактате «О логике, или Каноны». Проблемами логики занимались и другие греческие философы - Сократ (около 469-399 до н.э.), Платон (428-347 до н.э.). Так же проблемами логики занимался Аристотель (384-322 до н.э.), который являлся учеником Платона.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Логика Аристотеля 6
2. Логика и грамматика Аристотеля. 16
2.1. "Поэтика"………………………………………………………………….14
2.2. "Об истолковании" и "Категории"…………………………………… 24
0000
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Индукция (наведение) процесс логического вывода на основе перехода от частного к общему. Аристотель указывал на особенности индуктивного умозаключения, он видел разницу между полной и не полной индукцией, а так же влияние индукции при образовании первых принципов, но не выяснил основы не полной индукции, и её права. Стагирит считал её видом умозаключения, противоположный силлогизму. Аристотель считал, что силлогизм указывает на принадлежность высшего понятия к третьему с помощью среднего понятия, а индукция показывает отношение высшего к среднему с помощью третьего.
Аристотель обратил внимание на общие элементы мышления понятие, суждение и умозаключение: его теория силлогизмов (из двух суждений получается третье) является частью формальной логики. Аристотель также не отвергал индукцию (форму мысли) в научном мышлении, он считал, что индукция дополняет дедукцию (метод мышления) силлогистических умозаключений. Вводя переменные в изучение логики, Аристотель показал, что логика это не учение о конкретных вещах или терминах, а наука о законах силлогизмов, выраженных в переменных.
Формальная логика имеет четыре основных закона. Четвертый закон принадлежит Г.Лейбницу, который мы не будем сегодня рассматривать.
Аристотель извлёк основные законы логики, которые актуальны, по сей день и без которых современная формальная логика не может существовать.
Три основных закона сформулированных Аристотелем:
1. закон тождества
2. закон не противоречия
3. закон исключённого третьего
Закон тождества.
Смысл закона заключается в том, что правда, то правда. Другими словами любая мысль или какое-то понятие не должно менять своего определения, сколько бы о нём не рассуждали. Следовательно, закон тождества выглядит так: Я есть Я; Я=Я.
Пока
мы о чём-то думаем, рассуждаем
и делаем какие либо выводы
мы не произвольно что-то
Определённости
предмета способствовала
Таким образом, закон требует, чтобы во время рассуждения каждая мысль была тождественной самой себе, чтобы разные мысли никогда не отождествлялись.
Любой предмет нашей мысли имеет определённость. Несмотря на то, что предмет может вступать в отношение с другими материальными объектами, он всё равно имеет свои способности и отличия.
До тех пор, пока вещь не поменяла своего значения, то и понятие о ней должно оставаться в определённом смысле.
Конечно, в объективном мире вещи изменяются, но это происходит только в некоторых их свойствах и естественно не меняют своих основных признаков. Соответственно и понятия о них остаются те же самые. Утверждать то, что вещи остаются неизменными не верно, так как в законе не упоминаются об изменчивости.
Он утверждает только то, что если вещь меняется, она меняется, а если остаётся прежней, то остаётся прежней. Закон тождества не может утверждать, что мир вещей существует только в сфере мышления и не распространяется на внешний мир.
В мышление закон тождества является правилом (принципом), это означает, что нельзя подменять одну мысль другой, одно понятие другим, а так же тождественные мысли выдавать за противоположные, а противоположные за тождественные.
Во время разговора нарушение закона тождества приводит к двусмысленности (амфиболии), например, «люди просмотрели документальный фильм». При нарушение закона тождества происходят такого рода ошибки. Такие ошибки называются смешением или подменой понятий.
Закон непротиворечий.
Этот закон Аристотель открыл одним из первых и считал его важнейшим принципом человеческого мышления.
Аристотеля
принадлежит первая
Суть закона такова: высказывание и его отрицание не могут выражать одно, и тоже, например, лимон желтый и не жёлтый не может быть одновременно. Из этого следует, что два разных суждения не могут быть одновременно истинными, одно из них будет ложным.
Этот выглядит так: А не есть не - А.
Высказывание и отрицание должны относиться к одному и тому же предмету и рассматривать его в одинаковых отношениях. Эти высказывания должны полностью совпадать во всём, кроме того, что отрицается в одном, должно отрицаться в другом.
Надо заметить, что данный закон применим не ко всем суждениям, а только к несовместимым. Учитывая это, он лишь указывает на то, что одно из двух высказываний будет ложно. Однако, закон противоречия не определяет какое из них будет ложным.
Нарушая закон не противоречий, можно допустите ошибку, и ошибка эта называется - логическое противоречие. Логическое противоречие - это противоречие непоследовательного, путаного рассуждения, например, «портрет одного знаменитого незнакомца: очень похож…». Чтобы не нарушать законы формальной логики о реальных противоречивых, надо мыслить непротиворечиво и логически правильно.
Закон исключенного третьего.
Сущность закона такова: два противоречащих высказывания об одном и том же предмете, взятом в одно, и то же время, в одном и том же отношение, не могут быть одновременно и истинными и ложными.
Выглядит этот закон так:
А - или не А.
Например: Это блюдо вкусное
Это блюдо не вкусное
Эти фразы не могут быть одновременно обе ложными. Из ложности одной фразы, следует истинность другой.
Из этого закона следует, что одно из выражений есть искомая истина, третьего не существует. Смысл закона в том, что он указывает направление в поисках истины: существует только два решения «или-или».
Закон противоречия и закон исключённого третьего были известны ещё до Аристотеля, но он первым дал их формулировки и отметил важность этих законов для понимания мышления и бытия.
Из этого следует, что если вопрос поставлен верно, то логика требует вполне определённого ответа «да» или «нет».
2. Грамматика и логика Аристотеля
2.1. «Поэтика»
Теория частей речи и грамматика берёт начало ещё из древнегреческой философии, когда философы задумались об обоснование диалектического мышления. Большая заслуга в этом Платона и Аристотеля.
Платон
заострил особое внимание на
построение предложений, считая
их толчком к логическим
У Аристотеля был другой взгляд, он стремился классификации и определению основных терминов для всех наук. Без сомнения, Аристотель величайший учёный, который не основал, но зародил языкознание и теорию частей речи. В своих работах, он не употребляет термин элементы речи, или части речи, он их называет части словесных изложения.
Читая трактат «Поэтика», мы сталкиваемся с элементами речи, об этом подробно расписано в двадцатой главе. По мнению Аристотеля любое словесное выражение состоит из частей: основной звук, слог, союз, имя, глагол, член, флексия, предложение.
Основной звук- это неразделимый звук, из которого происходит осмысленное слово.
Звуки подразделяются на гласные, полугласные и безгласные.
Гласный - слышится без толчка, например А
Полугласный - слышится при толчке, например С
Безгласный - при толчке не имеет никакого звука, а сам по себе звук слышен, вместе со звуками имеющими звуковую силу, он слышен
Все
эти звуки различаются по
Слог - это не имеющий значения звук, состоящий из безгласного и гласного, или из нескольких безгласных и гласного, например КБ слог и с У и без У: КБУ.
Союз -
не имеющее самостоятельное
Член -
это слово не имеющие
Имя - это сложное слово, имеющее значение, без определения времени, часть которого не имеет никакого самостоятельного значения сама по себе.
Глагол - это сложное слово, имеющее значение, с оттенком времени, часть которого не имеет никакого самостоятельного значения сама по себе, например, «слон» или «синее», не обозначает временем, «бежит»- настоящее или «прибежал»- прошедшее.
Флексия
(выражение грамматических
Предложение
- это фраза, которая имеет самостоятельное
значение и отдельные части
с так же самостоятельным
В следующей главе «Поэтики», Аристотель рассуждает, о простых и сложных словах, а так же выделяет термины и даёт им определения.
Имя делится на простое и сложное, простым он называет имя, которое состоит из частей, не имеющих значение. Сложное имя состоит из частей, имеющих и не имеющих значение, а так же из частей имеющих определённое значение. Имя может состоять из трёх, четырёх и более частей.
Имя бывает общеупотребительное, глосса, метафора, украшение, сочинённое, укороченное или изменённое.
Общеупотребительным Аристотель называет то имя, которым пользуются все; Глоссы - это имена, которые используются не всеми, из этого следует, что одно, и тоже имя может быть и глоссой и общеупотребительным, например, «томагавк» у индейцев общеупотребительное слово, а для нас глосса.
Метафора это перенесение имени с рода на вид, например, «Вот, и катер твой стоит» так как «стоять на якоре» это и есть часть понятия «стоять». С вида на род, например, «И правда, у Василия тьма дел» так как тьма, значит много, поэтому мы и заменили слово много, словом тьма и с вида на вид.
Аналогией, Аристотель считает то, когда отношение между вторым и первым словом такое же, как между четвёртым и третьим. Именно поэтому мы можем заменить второе слово на четвёртое, а четвертое вторым, например, «Меч относится к Илье Муромцу, так же, как Щит к Алёше Поповичу».
Сочиненные слова - это слова, придуманные поэтом и которые раньше нигде не употреблялись, например, «загогулина» вместо «ветка».
Укороченные или удлинённые слова - это слова, в которых изменили долготу гласного звука или отняли или прибавили какую-то часть слова соответственно.
Изменённые слова - это слова, которые были изменены с помощью, замены какой либо части этого слова.
Так же Аристотель разделил имена собственные на женский, мужской и средний род.
Продолжая изучать работы Аристотеля, можно заметить, что он не занимался грамматикой, а даже отрицательно относился к тому, чтобы буквы приобрели какой либо смысл, а также он и не занимался лингвистикой так, как мы её сейчас понимаем. Не смотря на это, языковая теория созданная Аристотелем, стала основанием для грамматики, будучи актуальной и в наши дни.
Аристотель не рассматривал язык, как что-то отдельное и достойное внимания. Язык и речь в его понятие это средство для выражения мыслей, однако, Аристотеля не интересовал обычный разговорный бытовой язык, его интересовала лишь та речь, которая имела особые задачи. Он считал, что к мысли относится всё, что должно быть достигнуто словом.
Информация о работе Соотношение логики и грамматики в работах Аристотеля