Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 12:25, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать современные средства оценивания по немецкому языку на примере ЕГЭ и TestDaF.
Для достижения поставленной цели выявлены следующие задачи:
рассмотреть сущность, функции, принципы, виды, формы и методы контроля;
охарактеризовать тестирование как современный метод контроля результатов обучения немецкому языку;
проанализировать структуру ЕГЭ и TestDaF.
Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Характеристика контроля
1.1. Значение контроля. Его функции и принципы ………….…...4
1.2. Виды контроля …………………………….………………….10
1.3. Формы и методы контроля ……………………………….….14
1.4. Тестовый контроль в процессе обучения иностранному языку…………………………………………………………………………..21
Глава 2. Анализ современных средств оценивания
2.1. Единый государственный экзамен …………………….………………27
2.2. Международный экзамен TestDaF ……………………………………35
Заключение …………………………………………………………………..41
Список литературы ………………………………………………………...43
2. Надежность. Разработка тестов и анализ результатов тестирования в соответствии с принципами классической или современной теорий тестов позволяют обеспечить точность и надежность оценивания уровня учебных достижений. Чтобы это преимущество ЕГЭ могло быть реализовано, КИМы должны включать тестовые задания, которые прошли экспертную оценку и были апробированы на репрезентативной выборке испытуемых.
3. Достоверность. Тестовые технологии могут обеспечить достоверные результаты, свободные от фальсификации и искажения. Нельзя не согласиться, что без обеспечения высокой достоверности единого экзамена, без гарантий его информационной безопасности невозможно завоевать доверие к результатам ЕГЭ, что, безусловно, резко снизит эффективность этого нововведения.
Структура контрольно-измерительных материалов ЕГЭ.
«Контрольно-измерительные материалы – это стандартизированная экзаменационная работа, создаваемая в соответствии с требованиями теории педагогических измерений, позволяющая с достаточной объективностью и надежностью провести независимую государственную аттестацию выпускников общеобразовательных учреждений и отбор абитуриентов вузов» [Воронин 2004: 33].
При составлении КИМов определялось эффективное соотношение использования различных форм заданий в тесте для итоговой аттестации выпускников. При этом учитывался многолетний опыт зарубежных коллег. В США сформировалась традиция применения тестов, состоящих из заданий закрытого типа, то есть заданий с выбором правильного ответа. Но задания этого типа не могут оценивать способности учащегося рассуждать и анализировать, делать самостоятельные выводы, создавать письменный текст, высказывать собственное мнение и т. д. Включение в КИМы заданий только закрытого типа было бы недостаточным, так как снижало бы возможности контроля знаний выпускников. Для тестологической практики Великобритании характерно использование как закрытых, так и открытых заданий. Так, в тестах на получение общего сертификата о среднем образовании (general certificate of secondary education - GCSE), которые разрабатываются Кембриджским экзаменационным синдикатом, доля открытых заданий выше, чем доля заданий с выбором правильного ответа.
Чтобы обеспечить эффективный контроль знаний и умений выпускников отечественной школы, было решено включить в КИМы различные формы заданий: задания с выбором правильного ответа, задания на дополнение и задания со свободным развернутым ответом (ответ в виде эссе, рецензии, анализа текста).
Часть А предлагает задания с выбором ответа (задания закрытого типа). Эти задания достаточно легкие и направлены на проверку знаний фактического материала, правил, формул, определений и др. Доля таких заданий в зависимости от предмета колеблется. Они могут преобладать в количественном отношении над другими видами заданий, но весовой коэффициент таких заданий меньше, то есть в суммарном взвешенном балле за решение одного задания типа А дается меньше очков, чем за решение заданий другого типа.
Часть В состоит из заданий открытого типа - из заданий на дополнение в виде числа или одного слова. В этих заданиях испытуемый сам конструирует правильный ответ, в отличие от заданий закрытого типа, где ответ уже дан и надо только определить правильный. Как правило эти задания сложнее, чем задания части А, поэтому их весовой коэффициент выше.
Задания частей А и В сконструированы таким образом, чтобы проверка проходила в компьютерном режиме.
В части С дается задание, которое предполагает свободный развернутый ответ. Это может быть полное решение математической задачи или написание текста. Задания части С проверяют умения выпускников размышлять, рассуждать на заданную тему, формулировать и грамотно выражать свои мысли письменно. Эта часть теста проверяется независимыми экспертами. Это требует дополнительных материальных расходов и в какой-то степени дает возможность повлиять на выставление баллов по части С, но, тем не менее, включение этой части в КИМ увеличивает возможность проверки широкого спектра знаний и умений выпускников [Фоломкина 2005: 67].
Тест ЕГЭ в 2012 году состоит из 46 вопросов, на выполнение всех заданий дается 180 минут, что составляет менее 4-х минут на вопрос. Все задания делятся на следующие типы, различающиеся по сложности и типу ответа:
А1–А14 – задания базового уровня сложности, все вопросы задаются по прослушанному тексту и заключаются в выборе верного ответа из предложенных;
А15–А21 – задания, аналогичные предыдущей группе, но задаются по письменному тексту;
А22–А28 – задания на знание лексики и грамматики, например: вставьте в предложении одно пропущенное слово, выбрав из четырех предложенных;
В1 – задание с кратким ответом по тому же прослушиваемому тексту, что и в заданиях А1–А14;
В2–В3 – задание на установление соответствия высказываний по прочитанному тексту;
В4–В16 – задания на знание лексики и грамматики с кратким ответом в виде одного-двух слов;
С1 – небольшое письмо другу в ответ на полученное – из 100–140 слов, обязательно осветить определенные вопросы;
С2 – сочинение на тему объемом 200–250 слов (важно вписаться в указанное количество слов – если больше или меньше, то снимаются баллы).
Следует отметить, что сегодня наблюдается устойчивая тенденция в некоторых школах и вузах к целенаправленной подготовке слушателей к сдаче международных экзаменов. Экзамены в данном случае становятся не столько конечной целью обучения (получение сертификатов и дипломов), сколько объективным показателем прогресса в языке.
Хотелось бы отметить, что мы не считаем показатели международных экзаменов единственно объективными и допустимыми формами контроля. Речь идет о том, что если изменяется цель обучения, то неизбежно должны меняться и требования к контролю. Контроль знаний и контроль умений — это не одно и то же. Контроль должен соответствовать формируемым умениям, а не противопоставляться им.
Конкретными целями в каждом виде речевой деятельности являются:
в письме: умение достаточно быстро фиксировать свои высказывания и высказывания других; выписывать из прочитанного, трансформируя материал; записывать план или тезисы выступления; написать письмо, рецензию, аннотацию;
в чтении: умение быстро читать про себя статью в газете или журнале; художественное произведение средней сложности для удовлетворения всех функций чтения как средства общения;
в аудировании: умение понимать аутентичную речь в нормальном темпе при живом общении и общий смысл радиопередач, фонозаписей;
в переводе: умение выступить в качестве переводчика в бытовой ситуации [Соловова 2002: 11].
Основной целью обучения иностранному языку в Пороговом уровне названо формирование коммуникативной компетенции. При этом выделяются несколько ее составляющих:
лингвистическая компетенция;
социолингвистическая компетенция;
социокультурная компетенция;
стратегическая компетенция;
дискурсивная компетенция;
социальная компетенция [Соловова 2002: 6].
Преимущества ЕГЭ:
- ЕГЭ помогает избежать коррупции и блата при поступлении в ВУЗы. [Сирин 2009]
- ЕГЭ оценивает знания и способности ученика более объективно, чем традиционные виды экзаменов.
- ЕГЭ стимулирует подготовку учеников к экзамену, в том числе и самостоятельную.
- ЕГЭ позволяет сравнивать качество образования в разных школах и регионах.
- ЕГЭ позволяет выпускникам поступать в вузы, находящиеся на значительном расстоянии от места их проживания, не тратясь на дорогу, а всего лишь отправив сведения о сдаче ЕГЭ по почте. Облегчается подача документов сразу в несколько вузов, без необходимости сдавать в каждом из них экзамены. [Сирин 2009]
- ЕГЭ позволяет выявлять достойных абитуриентов в провинции, которые ранее не имели возможности сдавать вступительные экзамены в крупных городах. [Сирин 2009]
- Проверка результата частично компьютеризирована, что позволяет сэкономить время и деньги, так как не надо тратиться на услуги наёмных проверяющих.
- Повышение требований на ЕГЭ, как утверждается, ведёт к повышению качества образования, квалификации учителей и качества учебной литературы.
- ЕГЭ похож на системы выпускных экзаменов в развитых странах (США, Израиль и другие), что со временем может привести к признанию российских школьных аттестатов в других странах.
- ЕГЭ оценивается по более широкой шкале баллов (100), нежели стандартные экзамены (фактически 4), что делает возможным выявлять лучших из лучших.
Недостатки ЕГЭ:
- В результате перехода от полноценного экзамена к тестам исключается развитие способности к доказательству и формированию правильного ответа, страдают логические и мыслительные навыки в целом, а также творческое и рациональное начало [Кара-Мурза 2011].
- Контрольно-измерительные материалы непривычны для российской системы образования.
- Выбор одного варианта из нескольких не всегда показывает реальных знаний учащегося, так как часть ответов может быть выбрана случайно. Тестовая форма плохо пригодна для оценки компетентности или способности к творческому подходу.
- ЕГЭ не помогает полностью избежать коррупции.
- Нельзя одним контрольно-измерительным материалом качественно проверить уровень подготовленности слабо и хорошо подготовленных выпускников школ.
- Не учитывается специализация школы: ученики как школ с гуманитарным, так и с естественно-научным уклоном сдают один и тот же вариант обязательного выпускного экзамена.
- ЕГЭ приводит к новому виду репетиторства, связанного с повышением уровня знаний в спецификациях ЕГЭ. [Сирин 2009]
- При компьютеризированной проверке частей А и В возможны ошибки распознавания ответов ученика, которые засчитываются как неправильные ответы.
2.2. Международный экзамен TestDAF
TestDaF (Test Deutsch als Fremdsprache) - это экзамен по немецкому языку для иностранцев, желающих подтвердить свои знания немецкого языка.
Возможные цели сдачи экзамена TestDaF:
- проверка знания немецкого языка в дифференцированной форме при его углубленном изучении;
- дальнейшее обучение в ВУЗах Германии;
- получение сертификата о сдаче экзамена TestDaF.
Все темы и задания экзамена взяты из различных областей высшей школы, т.к. экзамен рассчитан на всех поступающих вне зависимости от выбранной специальности. Продолжительность экзамена (без перерывов) - 3 часа 10 минут. Экзамен TestDaF состоит всего из четырех частей.
1. Leseverstehen (чтение)
На выполнение задания отводится 60 минут. Суть данного этапа - подтвердить способность понимать письменные тексты из различных областей высшей школы. Необходимо выполнить задания, которые требуют понимания содержания текста и его деталей, а также косвенно представленной информации. Предлагается 3 текста различной сложности с 30 заданиями, относящихся к различным жанрам письменной речи (короткие сообщения из жизни вуза, газетно-журнальная заметка и научная статья).
2. Horverstehen (аудирование)
На выполнение задания отводится 40 минут. Цель данного этапа - показать способность восприятия устного текста с типичными для высшей школы тематикой и языком. Вам будут предложены 3 аудио-текста с 25 заданиями: диалог из повседневной жизни в вузе, радиоинтервью с 3-4 и доклад или интервью со специалистами. Тексты различаются по степени сложности и типам заданий. Выполнение заданий требует понимания общего смысла и деталей текста, а также косвенной информации.
3. Schriftlicher Ausdruck (письменная речь)
Время выполнения задания - 60 минут. Цель этой части экзамена - показать, что студент в состоянии написать связный текст на заданную тему. В первой части необходимо описать статистические данные, представленные в форме графика или таблицы, во второй - изложить свою точку зрения на заданную тему.
4. Mundlicher Ausdruck (устная речь)
Время выполнения задания - 30 минут. Необходимо показать умение общаться на немецком языке в различных ситуациях университетской жизни. Тест включает 7 разговорных заданий различного уровня сложности. Задания студенты прослушивают с кассеты или диска, а также могут одновременно читать текст в сборнике. Ответы также записываются на кассету или диск.
Преимущества TestDaF:
• Сертификат TestDaF признают все вузы Германии.
• Все темы и задания экзамена TestDaF - из науки и области высшего образования. Таким образом, тест призван проверить навыки, необходимые для обучения в вузах Германии.
• TestDaF позволяет проверить отдельно все языковые и речевые навыки: чтение, аудирование, письменную и устную речь. В сертификате выставляются 4 оценки. Благодаря этому можно получить представление о «сильных» и «слабых» сторонах студента.
• TestDaF можно сдать в родной стране, не выезжая в Германию.
• Сертификат TestDaF действителен в течение неограниченного времени.
• Можно пересдавать экзамен неограниченное количество раз, чтобы добиться желаемого результата.
Экзамен проводится несколько раз в год.
Таким образом, проанализировав данные экзамены, можно сделать следующие выводы:
1. В разделах тестов по чтению и письму используются такие типы заданий, как множественный выбор, перекрестный выбор, задания на установление соответствий, заполнение пропусков; в заданиях используются подлинные тексты или фрагменты текстов, аутентичность материалов сохранена и оформлена соответствующим образом.
Информация о работе Современные средства оценивания по немецкому языку