Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 05:14, курсовая работа
Объектом исследования является французская поэзия XV в.
Предметом исследования являются стилистические особенности баллад Карла Орлеанского и Франсуа Вийона.
Целью работы является определение основных черт авторского стиля Карла Орлеанского и Франсуа Вийона в сопоставительном аспекте.
Исходя из цели исследования, необходимо решить ряд задач:
1) Провести анализ литературы по изучаемому вопросу.
2) Провести анализ творчества К. Орлеанского и Ф. Вийона для выявления характерных черт авторского стиля каждого из них.
3) Сопоставить выявленные особенности с типичными чертами Средневековой поэзии для определения специфики и новаторства творчества авторов.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы изучения стилистических
особенностей французской поэзии 15 в……………………………………....5
История французской литературы…………………………………..5
Франсуа Вийон ……………………………………………………..18
Карл Орлеанский ………………………………………..………….22
Жанровые особенности баллад К. Орлеанского и Ф. Вийона…...23
Особенности поэтического текста………………………………....28
Выводы по главе 1…………………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………………
Последние сведения о Вийоне ограничиваются данными и пребывании его в разных тюрьмах. А после 1643 года его след и вовсе теряется.
Вийон является автором двух произведений - «Малого завещания», написанного в 1456, и книги «Завещание» (1462), или, как ее именуют, «Большое завещание». В поэзии Вйиона отразился кризис старых средневеково-аскетических представлений, рост и развитие личности, проникнутой настроениями тревоги и неуверенности. Вийон не просто унаследовал традиции старой средневековой литературы, он сделал решительный шаг вперед.
«Малое завещание» - небольшая поэма, замечательная не только своей веселостью и остроумием, но и меткой реалистической характеристикой парижских типов. Поэт перечисляет имущество, которое он завещает разным людям: старые штаны, пустой кошелек, кружку пива, долги, судебный процесс, утку с вывески. Перед нами остроумная пародия на юридические формулы завещания, в которых детально перечисляется собственность завещателя.
Неизмеримо значительнее «Большое завещание». Оно построено довольно сложно. Основу книги составляет поэма «Завещание», развивающая главные мотивы поэзии Вийона. В нее вставлены баллады, каждая из которых имеет свою особую тему; последняя баллада завершает всю книгу.
«Вийон уже во многом отошел от средневекового жизнепонимания. Его не удовлетворяет религиозная догма, он далек от той слепой веры, мыслит самостоятельно, знает сомнения». [Яхонтова, Черневич, Штейн 1958: 42]. Земная любовь и наслаждения жизни привлекают поэта, он воспевает и прославляет их. Но к этому радостному мотиву порой примешиваются и мрачные ноты:
«О, тело женское, и ты,
Ты драгоценнее, чем май,
Узнаешь ужас пустоты.»
То же сочетание страстной любви к жизни и мысли о неизбежной смерти составляет содержание его знаменитой баллады «О дамах прошлых времен». «Поэт спрашивает:
«Где Бланш, Лилея по весне,
Что пела нежно, как Аврора;
Алиса… о скажите мне,
Где дамы Мэна иль Бигорра?
Где Жанна, воин без укора,
В Руане кончившая век?
О дева горного Собора!
Но где же прошлогодний снег!»
И все же земное неотступно привлекает Вийона, находится в цетре всех его помыслов» [Косиков 2002: 34]
В этом смысле очень показательно то, как он разработал тему, предложенную на поэтическом состязании у поэта и покровителя поэзии герцога Карла Орлеанского, «От жажды умираю над ручьем». Тема эта была предложена для того, чтобы сочинить стихотворение в духе куртуазной игры антитезами. Вийон же написал трагическую исповедь человека, который мучительно думает о противоречиях жизни и человеческой личности. Именно в этом стихотворении он создал знаменитую формулу «Я смеюсь сквозь слезы» («Je ris en pleurs»).
В «Балладе примет» Вийон говорит о том, то, зная и различая все явления внешнего мира, он знает все, но только не себя. Образ самого Вийона – человека, который любит и ненавидит, радуется и страдает, страстно тянется к жизни и чувствует ее непрочность – главный образ его поэзии. Любовь в изображении Вийона не имеет ничего общего с любовью куртуазной лирики. Он описывает свои любовные похождения с откровенностью и даже цинизмом. Так, он рассказывает, что был сутенером толстой Марго, что другая его возлюбленная Роза любит деньги и за них готова продать себя кому угодно. Но все это не мешает ийону выражать в своей лирике большие и сильные чувства. В его поэзии есть и нежность, и тоска, и восхищение неповторимой красотой своей возлюбленной.
«Стихи Вийона пронизаны веселостью и жизнелюбием, иронией и сатирой; он смеется над монахами и епископами, над ростовщиками и ханжами, над средневековой ученостью и даже над смертью, которую изображает в издевательском духе; однако сквозь весь этот цинизм прорывается подлинный трагизм человека, которому смерть грозит каждый день и который представляет ее себе во всей реальности» [Яхонтова, Черневич, Штейн 1958: 59].
Интересно, что неверующий Вийон уважает и ценит искренние религиозные чувства простых людей, хотя понимает, в чем состоят их заблуждения. Он испытывает трогательную любовь к матери и сочиняет для этой неграмотной женщины стихотворение, содержащее молитву о спасении, обращенную к богоматери. Все это вносит в образ буйного поэта черты разительной человечности. Вийон видел непримиримые противоречия современной ему жизни, в его поэзии звучал голос народа. Это поэзия человека, выбитого из жизни, страдающего и гонимого.
Интерес к земной жизни, отразившийся в поэзии Вийона, был подхвачен и развит литературой Возрождения. В числе его последователей был и крупнейший поэт раннего Возрождения Клемен Маро и величайший из прозаиков этой эпохи – Франсуа Рабле.
1.3. Карл Орлеанский.
Сын Людовика Орлеанского и отец Людовика XII, Карл Орлеанский попал в плен к англичанам (где провел 25 лет) в битве при Азенкуре в 1415. Это основное событие его жизни тесно связано с его поэтической деятельностью: именно благодаря поэзии Карл преодолел трудности двадцатипятилетнего плена в Англии. Освобожденный в 1440 году, он уединился в Блуа, где покровительствовал поэтам и организовывал поэтические состязания. За всю жизнь Карл сочинил множество небольших по объему баллад, рондо, песен. После его смерти в 1465 году поэт был вскоре забыт, а рукопись его произведений нашлась только в 1734 году. В том же году она была опубликована.
Великие исторические
события, очевидцем которых
Оригинальность поэта состоит в том, что он изобразил, в поэзии, свой внутренний мир, свои мысли и чувства, вместо условных штампов и застывших форм труверской лирики, открывая, таким образом, путь великим поэтам французского Ренессанса, Морису Севу, дю Белле, Ронсару.
«…То, в чем все остальные видят ритуал с более или менее условными жестами и словами, для этого любезного, артистичного, неудачливого, бестолкового, верного, нежного князя — игра жизни: его собственной жизни. Кружок друзей, что в 50-х гг. XV века сходятся от случая к случаю, в зависимости от времени года и путешествий, в замке Блуа, — это микрокосм, и Карл является не столько его центром, сколько воплощенной квинтэссенцией. В центре — пустота ожидания, которую восполнит хрупкий, мимолетный дар поэзии: всего одна-две минуты, пока читается рондо» [Зюмтор 2002: 286].
В своём замке Блуа Карл Орлеанский собрал большую библиотеку; в поэтических конкурсах здесь принимали участие многие поэты, в том числе Ф. Вийон.
1.4. Жанровые особенности баллад К. Орлеанского и Ф. Вийона
Для данного исследования важно проследить истоки происхождения средневековых жанров и их преобразование в творчестве К. Орлеанского и Ф. Вийона. «Наложение одних признаков жанра на другие привело к созданию разновидностей жанра или появления особых жанровых форм, то есть произведений с более свободным единством жанрового содержания и формы, нежели это мыслилось в творчестве их предшественников: Гийома де Машо, Эсташа Дешана, Жана Фруассара, Кристины Пизанской.» [Селиванова 2011: 5] Остается традиционным характерное для средневековой эпохи аллегорическое содержание. В то же время благодаря умелому использованию тропов и стилистических фигур К. Орлеанский получает особое эмоционально-психологическое напряжение в своих произведениях.
В творчестве Карла Орлеанского лирика позднего средневековья терпит существенную корректировку. В его произведениях мы можем наблюдать как соблюдение традиций, так и отказ от них.
Франсуа Вийон
также экспериментировал с
Но вот в отличие от К. Орлеанского Франсуа Вийон отказывается от устоявшихся канонов и куртуазных клише в большинстве своих произведений. Он выражается как бы от лица человека своего времени.
Карл Орлеанский и Франсуа Вийон работали с уже новыми канонами, которым, в свою очередь, дали начало их предшественники: Г. де Машо, Э. Дешан, Ж. Фруассар, К. Пизанская.
Творчество Г. де Машо относится к уже новому этапу в истории французской лирики. Этот Выдающийся поэт и композитор определил закономерности и правила стихосложения.
«Именно творчество Машо может наглядно представить процесс отделения поэзии от музыки: он предпочитает уделять более тщательное внимание искусству версификации, рифме, предлагает искать музыку в слове. Отсюда и возникла потребность в твердых формах, выполнявших функцию лирического дискурса.» [Селиванова 2011: 7]
Ученик Машо Дешан уделяет больше внимания смысловой основе существовавших жанров. Так, например, у баллады помимо наличия определенного количества стихов должна быть выражена сущность всего произведения.
Ж. Фруассар, который во многом разделял учения Машо, был убежден, что определяющими принципами в процессе формирования личности поэта должны быть мудрость, риторика и музыка.
Безусловно, нельзя не обнаружить влияние творчества Машо в произведениях К. Пизанской. Однако, она вносит свои коррективы в структуру рондо: после строф чаще всего повторяется первый или два первых стиха трехстишного рефрена. Последний постепенно трансформируется в так называемый rentrement –– повтор первых строк строфы, характерный для рондо более позднего времени, - чего мы не наблюдаем у Машо.
Именно с помощью такого синтеза искусств (риторики, музыки и «науки любви») формируется куртуазная лирическая поэзия.
К. Орлеанский - наследник
культуры трубадуров, труверов, великих риторов, сочинявших
на изысканном, иносказательном языке.
Естественно, он обладал особым «высоким»
поэтическим стилем. Прежде всего это
выражается в использовании многочисленных
аллегорий-персонификаций, которые явно
превосходят те, что имеются у Машо и других
предшественников. Наряду с типичными
— Amour («Любовь»), Beau(l)té («Красота»), Bel Accueil («Гостеприимство») и др., Карл Орлеанский
употребляет образы Ennui («Скука»), Dureté («Жестокость»),
Maladie («Болезнь»), Grace («Милость») и т.д.
Стоит заметить, что часто Орлеанский ориентируется на Дешана. Но все же после 1415 года у него явно прослеживается отход от традиционной куртуазной тематики, вместо которой появляются тонкие нотки отчаяния и одиночества.
В основном К. Орлеанский использовал классическую
структуру баллады, хотя в его творчестве
мы можем прослеживать и своего рода эксперимент.
Среди баллад поэта выявляют 37 разновидностей
строфической струтуры данной жанровой
формы. Его баллады могут включать
от семи до одиннадцати строк в каждой
строфе; вместе с этим при семистрочной
строфе баллада может быть написана восьми-
или десятисложником. К. Орлеанский вводит
дополнительную рифму-окончание, что стало
характерной чертой его произведений.
«В целом Карл Орлеанский не нарушает жанровой сущности баллады. Предметом ее художественного осмысления по-прежнему являются аллегорические и метафорические способы выражения». [Селиванова 2011: 23]. Но при этом возникают и тенденции к обновлению формы за счет расширения тематических полей и композиционных признаков.
Что касается Ф. Вийона, среди его баллад выявляют 5 жанровых форм (их классификация основана на оформлении посылки – основной части баллады, подвергшейся варьированию.
В своем творчестве Франсуа Вийон создает новый тип героя: «бедного Вийона» (povre Villon), жертву несправедливости, обмана женщин, безденежья. Поэт не пользуется куртуазной концепцией fin’amor, полностью отвергая ее. Куртуазные метафоры, употребленные поэтом, предстают перед нами лишь в пародийном ключе.
Глоссирование — включение иных жанров, кроме лэ: баллад, рондо, эпитафии, - является характерной особенностью цикла «Большое завещание».
Несмотря на то, что некоторые принципы такой композиции использовали и предшественники Ф. Вийона, жанровый синтез, предложенный поэтом, представляется исключительным.
В «Большом Завещании» содержится восемнадцать баллад (среди которых двойная баллада) и три рондо. Форма, которую использует Вийон, очень гармонична, удобна для создания повторов.
В творчестве Карла Орлеанского баллада всегда была жанром, состоящим из трех строф c одинаковой схемой рифмовки, с посылкой, почти никогда не превышающей количество половины строк в строфе. У Вийона же количество строк посылки в семисложной балладе порой доходит до семи, в десятисложной балладе может равняться четырем строкам, шести (Epistre, «Послание»), семи («Жалоба Вийона своему сердцу»). Число строк в самой строфе баллады может варьироваться от семи до тринадцати, метр – от трех до десяти слогов.
Наряду с канонами твердых форм существовали и устоявшиеся мотивы-формулы. Таким образом, что же общего мы можем выделить у творчества К. Орлеанского и Ф. Вийона? Принято считать схожими мотивы «сумасшедшей молодости», «любовного плена», тюремного заточения, надвигающейся старости. Хотя, следует заметить, что у Ф. Вийона они перестают носить характер клишированных выражений. «Для Ф. Вийона более характерны мотивы физических страданий, смерти, мученичества, что у К. Орлеанского только осторожно намечалось.» [Селиванова 2011: 13]
1.5. Особенности поэтического текста.
Художественная литература дает человеку возможность познать себя, окружающий мир. Она дарит радость открытий, помогает осмыслить жизнь, формирует характер, личность, воспитывает чувства.