Стилистические особенности французской поэзии 15 в. (на материале баллад Карла Орлеанского и Франсуа Вийона)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 05:14, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является французская поэзия XV в.
Предметом исследования являются стилистические особенности баллад Карла Орлеанского и Франсуа Вийона.
Целью работы является определение основных черт авторского стиля Карла Орлеанского и Франсуа Вийона в сопоставительном аспекте.
Исходя из цели исследования, необходимо решить ряд задач:
1) Провести анализ литературы по изучаемому вопросу.
2) Провести анализ творчества К. Орлеанского и Ф. Вийона для выявления характерных черт авторского стиля каждого из них.
3) Сопоставить выявленные особенности с типичными чертами Средневековой поэзии для определения специфики и новаторства творчества авторов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы изучения стилистических
особенностей французской поэзии 15 в……………………………………....5
История французской литературы…………………………………..5
Франсуа Вийон ……………………………………………………..18
Карл Орлеанский ………………………………………..………….22
Жанровые особенности баллад К. Орлеанского и Ф. Вийона…...23
Особенности поэтического текста………………………………....28
Выводы по главе 1…………………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Последние сведения о  Вийоне ограничиваются данными и  пребывании его в разных тюрьмах. А после 1643 года его след и вовсе  теряется.

Вийон является автором  двух произведений - «Малого завещания», написанного в 1456, и книги «Завещание» (1462), или, как ее именуют, «Большое завещание». В поэзии Вйиона отразился кризис старых средневеково-аскетических представлений, рост и развитие личности, проникнутой настроениями тревоги и неуверенности. Вийон не просто унаследовал традиции старой средневековой литературы, он сделал решительный шаг вперед.

«Малое завещание» - небольшая  поэма, замечательная не только своей  веселостью и остроумием, но и меткой реалистической характеристикой парижских  типов. Поэт перечисляет имущество, которое он завещает разным людям: старые штаны, пустой кошелек, кружку пива, долги, судебный процесс, утку с вывески. Перед нами остроумная пародия на юридические формулы завещания, в которых детально перечисляется собственность завещателя.

Неизмеримо значительнее «Большое завещание». Оно построено довольно сложно. Основу книги составляет поэма «Завещание», развивающая главные мотивы поэзии Вийона. В нее вставлены баллады, каждая из которых имеет свою особую тему; последняя баллада завершает всю книгу.

«Вийон уже во многом отошел от средневекового жизнепонимания. Его не удовлетворяет религиозная догма, он далек от той слепой веры, мыслит самостоятельно, знает сомнения». [Яхонтова, Черневич, Штейн 1958: 42]. Земная любовь и наслаждения жизни привлекают поэта, он воспевает и прославляет их. Но к этому радостному мотиву порой примешиваются и мрачные ноты:

«О, тело женское, и ты,

Ты драгоценнее, чем  май,

Узнаешь ужас пустоты.»

То же сочетание страстной  любви к жизни и мысли о  неизбежной смерти составляет содержание его знаменитой баллады «О дамах прошлых времен». «Поэт спрашивает:

«Где Бланш, Лилея по весне,

Что пела нежно, как Аврора;

Алиса… о скажите  мне,

Где дамы Мэна иль Бигорра?

Где Жанна, воин без укора,

В Руане кончившая  век?

О дева горного Собора!

Но где же прошлогодний снег!»

И все же земное неотступно привлекает Вийона, находится в цетре всех его помыслов» [Косиков 2002: 34]

В этом смысле очень показательно то, как он разработал тему, предложенную на поэтическом  состязании у поэта  и покровителя поэзии  герцога  Карла Орлеанского, «От жажды умираю над ручьем». Тема эта была предложена для того, чтобы сочинить стихотворение в духе куртуазной игры антитезами. Вийон же написал трагическую исповедь человека, который мучительно думает о противоречиях жизни и человеческой личности. Именно в этом стихотворении он создал знаменитую формулу «Я смеюсь сквозь слезы» («Je ris en pleurs»).

В «Балладе примет» Вийон  говорит о том, то, зная и различая все явления внешнего мира, он знает  все, но только не себя. Образ самого Вийона – человека, который любит и ненавидит, радуется и страдает, страстно тянется к жизни и чувствует ее непрочность – главный образ его поэзии. Любовь в изображении Вийона не имеет ничего общего с любовью куртуазной лирики. Он описывает свои любовные похождения с откровенностью и даже цинизмом. Так, он рассказывает, что был сутенером толстой Марго, что другая его возлюбленная Роза любит деньги и за них готова продать себя кому угодно. Но все это не мешает ийону выражать в своей лирике большие и сильные чувства. В его поэзии есть и нежность, и тоска, и восхищение неповторимой красотой своей возлюбленной.

«Стихи Вийона пронизаны веселостью и жизнелюбием, иронией и сатирой; он смеется над монахами и епископами, над ростовщиками и ханжами, над средневековой ученостью и даже над смертью, которую изображает в издевательском духе; однако сквозь весь этот цинизм прорывается подлинный трагизм человека, которому смерть грозит каждый день и который представляет ее себе во всей реальности» [Яхонтова, Черневич, Штейн 1958: 59].

Интересно, что неверующий Вийон уважает и ценит искренние религиозные чувства простых людей, хотя понимает, в чем состоят их заблуждения. Он испытывает трогательную любовь к матери и сочиняет для этой неграмотной женщины стихотворение, содержащее молитву о спасении, обращенную к богоматери. Все это вносит в образ буйного поэта черты разительной человечности. Вийон видел непримиримые противоречия современной ему жизни, в его поэзии звучал голос народа. Это поэзия человека, выбитого из жизни, страдающего и гонимого.

Интерес к земной жизни, отразившийся в поэзии Вийона, был подхвачен и развит литературой Возрождения. В числе его последователей был и крупнейший поэт раннего Возрождения Клемен Маро и величайший из прозаиков этой эпохи – Франсуа Рабле.

 

1.3. Карл Орлеанский.

 

Сын Людовика Орлеанского и отец Людовика XII, Карл Орлеанский попал в плен к англичанам (где провел 25 лет) в битве при Азенкуре в 1415. Это основное событие его жизни тесно связано с его поэтической деятельностью: именно благодаря поэзии Карл преодолел трудности двадцатипятилетнего плена в Англии. Освобожденный в 1440 году, он уединился в Блуа, где покровительствовал поэтам и организовывал поэтические состязания. За всю жизнь Карл сочинил множество небольших по объему баллад, рондо, песен.  После его смерти в 1465 году поэт был вскоре забыт, а рукопись его произведений нашлась только в 1734 году. В том же году она была опубликована.

   Великие исторические  события, очевидцем которых был  принц-поэт, почти не нашли отражения  в его творчестве.  Только в  некоторых стихотворениях, посвященных миру, тоске по родине, прослеживаются намеки на реальные события. Большая часть произведений Карла Орлеанского посвящена традиционным темам - природе, любви, скоротечности жизни. Написанные в традиционной форме средневековой лирики его баллады, рондо, песни содержат размышления о быстротечности жизни, передают тоску поэта по родине. Мягким лиризмом окрашены стихи, посвященные жене, воспевающие весну, родную природу.

   Оригинальность  поэта состоит в том, что  он изобразил, в поэзии, свой внутренний мир, свои мысли и чувства, вместо условных штампов и застывших форм труверской лирики, открывая, таким образом,  путь великим поэтам французского Ренессанса, Морису Севу,  дю Белле, Ронсару.

«…То, в чем все остальные видят ритуал с более или менее условными жестами и словами, для этого любезного, артистичного, неудачливого, бестолкового, верного, нежного князя — игра жизни: его собственной жизни. Кружок друзей, что в 50-х гг. XV века сходятся от случая к случаю, в зависимости от времени года и путешествий, в замке Блуа, — это микрокосм, и Карл является не столько его центром, сколько воплощенной квинтэссенцией. В центре — пустота ожидания, которую восполнит хрупкий, мимолетный дар поэзии: всего одна-две минуты, пока читается рондо»  [Зюмтор 2002: 286].

В своём замке Блуа Карл Орлеанский собрал большую библиотеку; в поэтических конкурсах здесь  принимали участие многие поэты, в том числе Ф. Вийон.

 

1.4. Жанровые особенности баллад К. Орлеанского и Ф. Вийона

Для данного исследования важно проследить истоки происхождения средневековых жанров и их преобразование в творчестве К. Орлеанского и Ф. Вийона. «Наложение одних признаков жанра на другие привело к созданию разновидностей жанра или появления особых жанровых форм, то есть произведений с более свободным единством жанрового содержания и формы, нежели это мыслилось в творчестве их предшественников: Гийома де Машо, Эсташа Дешана, Жана Фруассара, Кристины Пизанской.» [Селиванова 2011: 5] Остается традиционным характерное для средневековой эпохи аллегорическое содержание. В то же время благодаря умелому использованию тропов и стилистических фигур К. Орлеанский получает особое эмоционально-психологическое напряжение в своих произведениях.

В творчестве Карла Орлеанского  лирика позднего средневековья терпит существенную корректировку. В его произведениях мы можем наблюдать как соблюдение традиций, так и отказ от них.

Франсуа Вийон  также экспериментировал с формами  баллад и рондо. Он менял строфическую структуру, форму обращения, преобразовывая рондо традиционной структуры в серию катренов с рефреном.

Но вот в  отличие от К. Орлеанского Франсуа Вийон отказывается от устоявшихся канонов и куртуазных клише в большинстве своих произведений. Он выражается как бы от лица человека своего времени.

Карл Орлеанский и Франсуа Вийон работали с уже новыми канонами, которым, в свою очередь, дали начало их предшественники: Г. де Машо, Э. Дешан, Ж. Фруассар, К. Пизанская.

Творчество Г. де Машо относится к уже новому этапу в истории французской лирики. Этот Выдающийся поэт и композитор определил закономерности и правила стихосложения.

«Именно творчество Машо может наглядно представить процесс отделения поэзии от музыки: он предпочитает уделять более тщательное внимание искусству версификации, рифме, предлагает искать музыку в слове. Отсюда и возникла потребность в твердых формах, выполнявших функцию лирического дискурса.» [Селиванова 2011: 7]

Ученик Машо Дешан  уделяет больше внимания смысловой  основе существовавших жанров. Так, например, у баллады  помимо наличия определенного количества стихов должна быть выражена сущность всего произведения.

Ж. Фруассар, который во многом разделял учения Машо, был убежден, что определяющими принципами в процессе формирования личности поэта должны быть мудрость, риторика и музыка.

Безусловно, нельзя не обнаружить влияние творчества Машо в произведениях К. Пизанской. Однако, она вносит свои коррективы в структуру рондо: после строф чаще всего повторяется первый или два первых стиха трехстишного рефрена. Последний постепенно трансформируется в так называемый rentrement –– повтор первых строк строфы, характерный для рондо более позднего времени, - чего мы не наблюдаем у Машо.

Именно с помощью такого синтеза искусств (риторики, музыки и «науки любви») формируется куртуазная лирическая поэзия.

К. Орлеанский - наследник  культуры трубадуров, труверов, великих риторов, сочинявших на изысканном, иносказательном языке. Естественно, он обладал особым «высоким» поэтическим стилем. Прежде всего это выражается в использовании многочисленных аллегорий-персонификаций, которые явно превосходят те, что имеются у Машо и других предшественников. Наряду с типичными — Amour («Любовь»), Beau(l)té («Красота»), Bel Accueil («Гостеприимство») и др., Карл Орлеанский употребляет образы Ennui («Скука»), Dureté («Жестокость»),  
Maladie («Болезнь»), Grace («Милость») и т.д.

Стоит заметить, что часто  Орлеанский ориентируется на Дешана. Но все же после 1415 года у него явно прослеживается отход от традиционной куртуазной тематики, вместо которой  появляются тонкие нотки отчаяния и одиночества.

В основном К. Орлеанский использовал классическую структуру баллады, хотя в его творчестве мы можем прослеживать и своего рода эксперимент. Среди баллад поэта выявляют 37 разновидностей строфической струтуры данной жанровой формы. Его баллады могут включать  
от семи до одиннадцати строк в каждой строфе; вместе с этим при семистрочной строфе баллада может быть написана восьми- или десятисложником. К. Орлеанский вводит дополнительную рифму-окончание, что стало характерной чертой его произведений.

«В целом Карл Орлеанский не нарушает жанровой сущности баллады. Предметом ее художественного осмысления по-прежнему являются аллегорические и метафорические способы выражения». [Селиванова 2011: 23]. Но при этом возникают и тенденции к обновлению формы за счет расширения тематических полей и композиционных признаков.

Что касается Ф. Вийона, среди его баллад выявляют 5 жанровых форм (их классификация основана на оформлении посылки – основной части баллады, подвергшейся варьированию.

В своем творчестве Франсуа Вийон создает новый тип героя: «бедного Вийона» (povre Villon), жертву несправедливости, обмана женщин, безденежья. Поэт не пользуется куртуазной концепцией  fin’amor, полностью отвергая ее. Куртуазные метафоры, употребленные поэтом, предстают перед нами лишь в пародийном ключе.

Глоссирование — включение иных жанров, кроме лэ: баллад, рондо, эпитафии, - является характерной особенностью цикла «Большое завещание».

 Несмотря на то, что некоторые принципы такой композиции использовали и предшественники Ф. Вийона, жанровый синтез, предложенный поэтом, представляется исключительным.

В «Большом Завещании» содержится восемнадцать баллад (среди которых двойная баллада) и три рондо. Форма, которую использует Вийон, очень гармонична, удобна для создания повторов.

В творчестве Карла Орлеанского баллада всегда была жанром, состоящим из трех строф c одинаковой схемой рифмовки, с посылкой, почти никогда не превышающей количество половины строк в строфе. У Вийона же количество строк посылки в семисложной балладе порой доходит до семи, в десятисложной балладе может равняться четырем строкам, шести (Epistre, «Послание»), семи («Жалоба Вийона своему сердцу»). Число строк в самой строфе баллады может варьироваться от семи до тринадцати, метр – от трех до десяти слогов.

Наряду с канонами твердых форм существовали и устоявшиеся  мотивы-формулы. Таким образом, что же общего мы можем выделить у творчества К. Орлеанского и Ф. Вийона? Принято считать схожими мотивы «сумасшедшей молодости», «любовного плена», тюремного заточения, надвигающейся старости. Хотя, следует заметить, что у Ф. Вийона они перестают носить характер клишированных выражений. «Для Ф. Вийона более характерны мотивы физических страданий, смерти, мученичества, что у К. Орлеанского только осторожно намечалось.» [Селиванова 2011: 13]

 

1.5. Особенности поэтического текста.

Художественная литература дает человеку возможность познать  себя, окружающий мир. Она дарит радость  открытий, помогает осмыслить жизнь, формирует характер, личность, воспитывает  чувства.

Информация о работе Стилистические особенности французской поэзии 15 в. (на материале баллад Карла Орлеанского и Франсуа Вийона)