Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 05:14, курсовая работа
Объектом исследования является французская поэзия XV в.
Предметом исследования являются стилистические особенности баллад Карла Орлеанского и Франсуа Вийона.
Целью работы является определение основных черт авторского стиля Карла Орлеанского и Франсуа Вийона в сопоставительном аспекте.
Исходя из цели исследования, необходимо решить ряд задач:
1) Провести анализ литературы по изучаемому вопросу.
2) Провести анализ творчества К. Орлеанского и Ф. Вийона для выявления характерных черт авторского стиля каждого из них.
3) Сопоставить выявленные особенности с типичными чертами Средневековой поэзии для определения специфики и новаторства творчества авторов.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы изучения стилистических
особенностей французской поэзии 15 в……………………………………....5
История французской литературы…………………………………..5
Франсуа Вийон ……………………………………………………..18
Карл Орлеанский ………………………………………..………….22
Жанровые особенности баллад К. Орлеанского и Ф. Вийона…...23
Особенности поэтического текста………………………………....28
Выводы по главе 1…………………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………………
Анализируя язык художественной литературы, исследователи сталкиваются с рядом нерешенных проблем, касающихся особенностей поэтической формы речи, которые еще недостаточно изучены ни литературоведением, ни языкознанием. К одной из таких проблем относятся вопросы поэтического синтаксиса. Поэтический синтаксис - это система специальных средств построения речи, способствующих усилению ее образной выразительности.
Русское слово поэзия восходит к греческому глаголу poiesis, что означает творить, создавать, созидать. То есть поэзия – этимологически дословно значит процесс творения, создания и созидания, а не говорения, воспроизведения или отражения вообще. В этом заключается суть поэтического творчества, поэзии и поэтического текста как результата такого процесса, в основе которого должен лежать особый тип мышления.
«…поэтический текст – это не столько результат языковой деятельности, реализация языковой способности, сколько сама причина такой деятельности и такой способности». [Казарин 2004: 5]
Таким образом, художественный (и поэтический как особая разновидность художественного) текст – это естественная причина, процесс и результат языковой деятельности. Текст как система содержит в себе преобразованные в ходе художественной коммуникации основные части языковой системы. И утверждение А.Л. Шарандина о том, что «поэтический язык представляет собой высшую форму языкового сознания» [Шарандин 2000: 4], еще раз показывает особую связь языка и текста, а также возможность и необходимость сохранения языковой энергии в рамках поэтического текста как языковой системы.
Поэтический текст обладает несколькими формами, которые, взаимодействуя, способствуют или препятствуют максимальному смысловыражению. Такими формами поэтического текста являются следующие:
- графическая форма стихотворения (строфика, фигурная, изобразительная графика – особый шрифт, иногда даже цвет графем и частей текста, графический рисунок и т.п.);
- дискурсная форма
стихотворения (интонация,
- фонетическая форма стихотворения (фоносмысловая организация текста);
- языковая форма стихотворения ( совокупность планов выражения единиц языка в поэтическом тексте).
Поэтический текст не только реализует в себе языковую энергию, но и накапливает, а главное – усиливает ее в различных условиях своего лингвистического, психологического, социального и культурного функционирования в рамках языковой цивилизации. «…молчание говорит настолько внятнее и понятнее, насколько полнее и сильнее воплощена и реализована языковая энергия в поэтическом тексте». [Казарин 2004: 20].
Поэтический текст – это система, функционирующая в эстетических рамках литературы, искусства и культуры в целом. Поэтическая функция языка реализуется в процессах, имеющих комплексную природу: в основе действия поэтической функции языка лежат мышление, номинация и художественность, эстетичность выражения смыслов. Поэтому система поэтического текста является функционально-эстетической.
«Эстетика поэтического текста – явление комплексное, которое порождается и формируется на основе эстетики бытия (природы), эстетики языка (мышления) и эстетики искусства». [Казарин 2004: 33].
Текст, в частности поэтический, в отличие от речевых реализаций и результатов, характеризуют следующие качества: цельность, связность, завершенность, отдельность, прагматичность. Все эти качества текста вообще и художественного в частности присущи поэтическому тексту, который как особый вариант художественного текста имеет свои, характерные только для данного типа текста, качества.
Главной трудностью поэтического текста можно назвать, пожалуй, восприятие. И причиной этому является не столько его эстетическая и языковая зашифрованность, сколько его духовное содержание.
Поэтический текст самоценен в силу своей необычайной сложности и комплексности. Такой тест, как бы сам являясь переживанием и мыслью, внедряет таковые в сознание и психику читателя.
Известный французский литературовед, семиолог и структуралист Ролан Барт, исследуя литературу и метаязык как искусственный язык, на котором такое исследование ведется, заметил: «Литература никогда не размышляла о самой себе (порой она задумывалась о своих формах, но не о своей сути), не разделяла себя на созерцающее и созерцаемое; короче, она говорила, но не о себе». [Барт 1989: 131]. Отсюда, мы можем сделать вывод, что литература никогда не являлась и не будет являться отдельным фрагментом языка, но его неотъемлемой часть., тесно связанной со всеми остальными областями культуры.
Выводы по первой главе
Таким образом, на основе изучения истории французской литературы с самого ее появления мы выделили основные жанры, преобладающие на территории Франции в средневековье. Мы также убедились, что французскую литературу по праву можно называть одной из самых глубоких и влиятельных литератур мира. Богатый художественный опыт французского творчества не остался не замеченным ни в одной стране Западной Европы.
Важно сказать, что особенности французской литературы тесно связаны с общим характером исторического развития Франции (в средневековье активный рост городов, где формируется собственная идеология, иное представление о человеке и смысле жизни).
Конечно, нельзя не отметить, какую важную роль сыграли в развитии художественной литературы такие выдающиеся поэты, как Карл Орлеанский и Франсуа Вийон, которые, как будто опередив время, отказавшись от устоявшихся канонов и принципов, дали рождение совершенно, новой, особенной литературе.
Литературное наследие Карла Орлеанского весьма значительно: сохранились 123 баллады и 400 рондо. Он писал о любви и о том, что касалось его личной жизни, политические и общественные проблемы не привлекали внимание поэта.
То же мы можем сказать и о творчестве Франсуа Вийона, которое было тесно связано с традициями национальной городской культуры. С одной стороны, он писал на старофранцузском языке, в привычных для той поры жанрах, с другой, глубокий интерес к собственной личности, жизнелюбие, желание на все взглянуть по-новому уже предвещают появление чего-то нового. Творчество Франсуа Вийона завершает лирику зрелого французского Средневековья.
Заключение
Как мы уже говорили ранее, данная курсовая работа посвящена исследованию стилистических особенностей французской поэзии XV в.
Старофранцузская поэзия – это результат самостоятельной эволюции народного эпоса, она, в большинстве своем связана с бытом и народной обрядностью. Чего мы, конечно, не можем сказать о поэзии Средневековья, которая характеризуется наличием новаторства в области форм и размеров.
Нельзя оставлять без внимания влияние творчества выдающихся поэтов XV в. Карла Орлеанского и Франсуа Вийона. Своим творчеством они ознаменовали переход французской литературы от Средневековья к эпохе Возрождения, отказавшись от прежних, устоявшихся канонов и принципов и в некоторой степени опередив историческое время.
В ходе работы мы пошагово изучили историю развития французской литературы в целом и литературы средневековья в частности. Выявили, что ее особенности тесно связаны с историей развития самой Франции.
Далее мы подробно изучили поэзию позднего средневековья и выделили ее основные, преобладающие жанры и характерные особенности. Изучили творчество Карла Орлеанского и Франсуа Вийона и провели анализ для выявления стилистических особенностей баллад данных авторов и характерных особенностей авторского стиля каждого из них.
Нами было выявлено, что творчество этих авторов выводит французскую художественную литературу уже совершенно на новый этап. Поэтов больше не волнуют политические и общественные проблемы, но, напротив, собственная личность и личная жизнь.
Благодаря подробному изучению творчества двух поэтов, мы можем сделать вывод, что для литературы XV в. такие новшества и обновления становятся закономерными (меняются интересы и мировоззрение людей). На смену феодалам приходят люди с другими эстетическими нравами, принципами и интересами. Безусловно, такие изменения не могли не отразиться на литературе данного исторического периода и в частности поэзии, главными представителями которой являются Карл Орлеанский и Франсуа Вийон.
Список литературы
1. Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. – М.: «Высшая школа», 1987. – 546 с.
2. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. – М.: Прогресс, 1989. – 616 с.
3. Белинский, В.Г. Избранные сочинения. – М.: ОГИЗ, 1948. – 670 с.
4. В. И. Ленин. Избранные сочинения в десяти томах. В одиннадцати книгах. Том 8. – М.: Политиздат, 1987. – 630 с.
5. Гамсун // История западноевропейского театра. Т. 5. – М., 1970
6. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX–XX вв. – М.: РГГУ, 2001. – 406 с.
7. Зюмтор П. Опыт построения средневековой поэтики. – СПб.: Алетейя, 2003. – 544 с.
8. Казарин Ю.В. Филологический анализ поэтического текста. – М.: Академический проект, 2004. – 428 с.
9. Косиков Г.К. Франсуа Вийон // Вийон Ф. Стихи: Сборник. М.: ОАО Издательство «Радуга», 2002. – 496 с.
10. Мейлах М.Б. Средневековые провансальские жизнеописания и куртуазная культура трубадуров // Жизнеописания трубадуров. М.: «Наука», 1993. – 735 с.
11. Селиванова А.Д. Жанровые формы позднего средневековья в творчестве Карла Орлеанского и Франсуа Вийона. Традиции и новаторство: автореферат канд. филол. Наук. – М.: МГОУ, 2011. – 26 с.
12. Томашевский Б.В. Избранные работы о стихе. – М.: Академия, 2008. – 443 с.
13. Французская литература 1945–1990: учебник / Т.В.Балашова, С.Н.Зенкин [и др.] / под ред. Н.И. Балашова. – М.: Наследие, 1995. – 928 с.
14. Хрестоматия по литературе средневековья. Т.2 / авт.-сост. Г.В. Стадников. – СПб: Азбука-классика, 2003. – 628 с.
15. Яхонтова М.А., Черневич М.Н., Штейн А.Л. Очерки по истории французской литературы. – М.: Издательство Министерства просвещения РСФСР, 1958. – 436 с.