Связь языкознания с другими науками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Языкознание (языковедение, лингвистика) - это наука о языке, его природе и функциях, его внутренней структуре, закономерностях развития. В наши дни науке известно около пяти тысяч различных (живых и мертвых) языков. Из этого числа 180 языков являются родными для более чем трех с половиной миллиардов жителей Земли. Остальными языками пользуется меньшая часть земного населения. Среди этих языков есть языки, на которых говорят несколько сотен или даже десятков человек. Но для лингвистики все языки равны и все важны, так как каждый из них - индивидуальное представление человеческого языка вообще.

Содержание работы

I.Введение………………………………………………………………….3
1. Цели и задачи………………………………………………………....5
II. Связь языкознания с другими науками. Языкознание. Задачи Языкознания…………………………………………………..……..……6
1. Языкознание и социальные науки…………………………………………….....8
2. Языкознание и естественные науки. Языкознание и математика…................10
3. Принципы членения Языкознания на разделы и состав Языкознания………13
4. Общее Языкознание и частичные науки о языке……………………………...14
5. Звуковые явления изучает раздел физики – акустика………………….……...18
6. О связи языкознания с другими науками………………………………….…...23
7. О связи лингвистики с естественными науками………………………….……24
III. Вывод………………………………………………………………….25
IV. Список использованной литературы…………………………........28

Файлы: 1 файл

Связь языкознания с другими науками.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

I.Введение………………………………………………………………….3

    1. Цели и задачи………………………………………………………....5 
II. Связь языкознания с другими науками. Языкознание. Задачи Языкознания…………………………………………………..……..……6

   1. Языкознание и социальные науки…………………………………………….....8 
  2. Языкознание и естественные науки. Языкознание и математика…................10

  3. Принципы членения Языкознания на разделы и состав Языкознания………13

   4. Общее Языкознание и частичные науки о языке……………………………...14

  5. Звуковые явления изучает раздел физики – акустика………………….……...18

   6. О связи языкознания с другими науками………………………………….…...23

  7. О связи лингвистики с естественными науками………………………….……24

 

III. Вывод………………………………………………………………….25

IV. Список использованной литературы…………………………........28

 

 

 

 

 

                                    Введение

Языкознание (языковедение, лингвистика) - это наука о языке, его природе и функциях, его  внутренней структуре, закономерностях  развития. В наши дни науке известно около пяти тысяч различных (живых и мертвых) языков. Из этого числа 180 языков являются родными для более чем трех с половиной миллиардов жителей Земли. Остальными языками пользуется меньшая часть земного населения. Среди этих языков есть языки, на которых говорят несколько сотен или даже десятков человек. Но для лингвистики все языки равны и все важны, так как каждый из них - индивидуальное представление человеческого языка вообще.

     Языковедческая традиция насчитывает около трех тысяч лет.В V в. до н. э. появилось первое научное описание древнеиндийского литературного языка - грамматика Панини. Примерно в это же время начинает развиваться языкознание в Древней Греции и на Древнем Востоке - в Месопотамии, Сирии, Египте. Но самые древние лингвистические идеи уходят еще дальше в глубину веков - они существуют в мифах, сказаниях, религиозных учениях разных народов. Одной из таких древнейших лингвистических идей является идея о Слове как духовном начале, которое послужило основой зарождения и становления мира. Уже в мифах и легендах люди пытались решить вопросы о возникновении языка, о том, как были даны имена предметам, о том, почему люди говорят на разных языках. С выделением языкознания в особый вид деятельности эти вопросы становятся предметом интересов языковедов.

Понятие предмета науки исторически изменчиво. Наука о языке началась с учения о правильном чтении и письме и вначале у древних греков, например, носила название грамматического искусства, которое входило в ряд других словесных искусств - риторику, логику, стилистику. Постепенно грамматика из искусства правильно писать и читать превращается в науку о языке, существенно расширяя свою проблематику.

Языкознание относится  к числу не только наиболее древних, но и основных наук в системе знаний. Уже в Древней Греции языковедение под термином «грамматика» считалась одной из основных дисциплин в системе наук и образования. Аристотель отмечал, что в его время главными предметами обучения были грамматика, гимнастика, музыка и иногда рисование. Важность науки о языке для древних греков вытекала из особенностей их миросозерцания, для которого язык являлся органичной частью окружающего мира. Он не только связывает человека с действительностью, но и дает возможность постигать мир, определять место человека в нем. В системе современного научного знания лингвистика также занимает одно из ведущих мест, поскольку естественный язык остается универсальным инструментом познания, используемым во всех науках. В системе образования конкретный язык (языки) является одним из главных предметов обучения школе.

Языковедение относится  к числу наиболее разветвленных  наук, что объясняется множественностью и многотипностью отдельных конкретных языков, способных изучаться отдельной  лингвистической дисциплиной, сложностью внутренней организации самого языка, разнообразностью внешних связей языка с иными системами - природой, обществом, наукой, культурой, религией, искусством и т.д. Структурная организация современного языковедения многопланова, она зависит от тех оснований, которые используются в членении науки о языке. Язык обслуживает почти все сферы человеческой жизнедеятельности, поэтому изучение языка, установление его места и роли в жизни человека и общества, в познании явлений с необходимостью приводит к широким связям языкознания с другими науками - гуманитарными, естественными и медицинскими, физико-математическими и техническими.

 

 

Цели и задачи

Цель дисциплины - сформировать представление о языкознании  как о науке; расширить лингвистический  кругозор и выработать критическое  отношение к любой теории, что, несомненно, является основой формирования профессионала в области гуманитарного знания, межъязыковой коммуникации, образования и культуры.

Конкретные задачи сводятся к следующему:

1. ознакомиться с основами науки о языке; с основными понятиями лингвистики;

2. дать представление  о языке как динамической системе,  о языкознании как науке;

3. дать представление  об основополагающих дихотомиях (язык - речь, синхрония - диахрония,  означающее - означаемое и др.);

4. выработать научное  понимание сущности языка, его  функций, явлений, его роли в жизни общества;

5. познакомить с содержанием  определенного круга наиболее  значимых трудов ведущих отечественных  и зарубежных лингвистов.

В области теории общего и частного языкознания: знать цели и задачи науки о языке, иметь  представление о месте языка в ряду культурно значимых средств коммуникации; иметь представление о языке как системе знаков, уровнях языковой системы и их единицах; быть знакомым с основными понятиями теории текста; владеть методами коммуникативного анализа единиц языковой системы, интерпретации текста.

 

 

Языкознание. Задачи Языкознания

Предметом, изучаемым  в языковедении, является не один какой-либо язык и не одна какая-либо группа языков, а вообще человеческий язык в его  истории. Следовательно, все отдельные человеческие языки, будут ли то языки народов цивилизованных или дикарей, — все они с одинаковым правом входят в область языковедения, и все они изучаются здесь по отношению к истории языка. Язык состоит из слов, а словами являются звуки речи, как знаки для нашего мышления и для выражения наших мыслей и чувствований. Отдельные слова языка в нашей речи вступают в различные сочетания между собою, а с другой стороны — в словах языка могут выделяться для сознания говорящего те или другие части слов; поэтому фактами языка являются не только отдельные слова сами по себе, но также и слова в их сочетаниях между собой и в их делимости на те или другие части.

Каждый язык принадлежит  известному обществу, известному общественному  союзу, т. е. каждый язык принадлежит  людям как членам того или другого общества. Те изменения, которые происходят в составе общества, сопровождаются и в языке соответствующими изменениями: дроблению общества на те или другие части соответствует дробление языка на отдельные наречия, а объединению частей общественного союза соответствует и в языке объединение его наречий. Понятно поэтому, что чем более разъединяются части общественного союза, тем большую самостоятельность приобретают отдельные наречия, а как скоро исчезает всякая связь между разъединившимися частями общества, бывшие наречия одного и того же языка, продолжая существовать, обращаются в самостоятельные языки. Таким образом, изучая историю известного языка, лингвист путем правильного сравнения этого языка с языками, родственными по происхождению, открывает то прошлое в жизни изучаемого языка, когда он составлял еще одно целое с другими родственными с ним языками. Изучая, например, французский язык в его истории, лингвист сравнивает его с другими, так называемыми романскими языками, как-то: итальянским, испанским и некоторыми другими, — и приходит таким, путем к родоначальнику этих языков — языку латинскому, из которого образовались эти языки. Подобным же образом изучение русского языка в связи с другими славянскими языками, как-то: старославянским, или древним церковнославянским, сербским, болгарским, польским, чешским и некоторыми другими, — это сравнительное изучение открывает перед нами то прошлое в жизни нашего языка, когда он вместе с другими славянскими языками составлял один общий язык, именно праславянский, или общеславянский, язык. Этот праславянский язык, открываемый таким путем, находится в свою очередь, как показывает наука, в родстве с языками: литовским, немецким, греческим, латинским, а также и с языками: индийскими, иранскими и некоторыми другими. Все эти языки вместе образуют так называемую индоевропейскую семью языков, или семью индоевропейских языков. Путем сравнительно-исторического изучения всех языков этой семьи лингвист восстановляет тот язык, который был родоначальником этой семьи языков, — язык общий индоевропейский. Таким образом, например, история русского языка может привести исследователя к той отдаленной эпохе, когда предки славян, немцев, греков и т. д. составляли еще один общий народ. Итак, задача языковедения — исследовать человеческий язык в его истории — требует, как вы видите, определения родственных отношений между отдельными языками и сравнительного изучения тех языков, которые имеют в прошлом общую историю, т. е. родственны по происхождению. При этом от общей истории данных языков, т. е. от родства данных языков по происхождению, нужно отличать такое родство между собою тех или других фактов в различных языках, которое происходит вследствие приобретения, заимствования этих фактов одним языком из другого языка. Возможность такого влияния одного языка на другой является, понятно, тогда, когда члены различных общественных союзов, имеющих различные языки, вступают в сношения между собою.

Языкознание и  социальные науки

Поскольку язык является важнейшим средством коммуникации в обществе и тесно связан с мышлением и сознанием, Языкознание входит (в качестве одной из центральных наук) в круг гуманитарных, (социальных) научных дисциплин, исследующих человека и человеческое общество. Из этих наук с Языкознанием теснее всего связана этнография и её различные области, разрабатывающие, в частности, общие принципы функционирования языка в обществах разных типов, в архаичных, или «первобытных», коллективах (например, проблемы табу, эвфемизмов, в теории номинации - наименований, связанных с характеристиками архаичного сознания, и так далее.). Языкознание как наука о языковом общении всё ближе связывается с современной социологией. Разные виды коммуникации в обществе исследуются Языкознанием, теорией коммуникации, культурной антропологией (изучающей коммуникацию посредством любых сообщений, не только и не столько языковых и знаковых) и семиотикой. 

Естественный язык –  наиболее важная (и лучше всего  изученная) знаковая система, поэтому  Языкознание часто рассматривается  как важнейшая из семиотических дисциплин. Среди них Языкознание оказывается центральной наукой, поскольку язык служит средством для построения целого ряда текстов (в частности, в художественной литературе) и «надъязыковых» систем (семиотических моделей мира), изучаемых семиотическими дисциплинами. Для исследования языковых текстов, служащих знаковым задачам «надъязыковых» систем (мифологии, ритуала, религии, философии и тому подобное), соответствующие научные дисциплины обращаются за помощью к Языкознанию и к ряду научных дисциплин, пограничных с Языкознанием, - к филологии, исследующей тексты, герменевтике, занимающейся пониманием текстов, и так далее. Но вместе с тем решение каждой из таких задач должно специально исследоваться и в Языкознании, так как любая новая социальная функция языка существенно влияет на некоторые его уровни. Необходимым оказывается возникновение промежуточных дисциплин, соприкасающихся с Языкознанием, таких, как лингвистическая поэтика, во многих отношениях сближающаяся с лингвистикой текста, исследующей языковые законы построения текстов, и художественных. Соотношение между Языкознанием и другими науками можно исследовать в зависимости от характера знаковой (или незнаковой) природы предмета каждой из этих наук. Теснее всего с Языкознанием из семиотических дисциплин сближается грамматология – наука о письме (поскольку есть виды письма, лишь косвенно связанные с языком, граммотология в целом не входит в Языкознание.).

Ключевая роль Языкознания  для многих смежных гуманитарных наук делает выводы Языкознания важными для всего гуманитарного знания в целом.

Языкознания по своим  методам сближается с историей и  другими науками, исследующими изменение  во времени социальных структур, развитие которых в ряде случаев определяет и пути языковой эволюции, и развитие культуры, литературы, искусства и другие. Одной из важнейших проблем является выяснение того, в какой мере развитие одного из этих рядов эволюционирующих явлений причинно влияет на эволюцию другого ряда. История Языкознания соотносится с большим числом исторических дисциплин, на выводы которых оно опирается.

Многообразие функций  языка в обществе и тесный характер его связи с мышлением и  с психической деятельностью  человека делает весьма гибким взаимодействие Языкознание соответствующими социальными и психологическими науками. Особенно тесны связи Языкознания с психологией, уже в 19 веке вызвавшие вторжение психологических методов и идей в Языкознании. В пятидесятых годах 20 века образовалась новая пограничная с Языкознанием наука – психолингвистика. Развитие идей порождающей грамматики привело к её органическому слиянию с когнитивной психологией и к постепенному включению Языкознания в круг фундаментальных когнитивных наук и их приложений, объединяемых общим термином “искусственный интеллект”. 
Считавшиеся общими для Языкознания и психологии вопросы соотнесения языка и мышления интенсивно изучаются современной логикой, философией языка и одновременно составляют содержание лингвистической семантики.

Языкознание и  естественные науки. Языкознание и математика

Связи Языкознания с  социальными науками и науками  о человеке, но и естественными  науками наметились ещё в 19 веке. Некоторые предложенные ещё А.Шлейхером аналогии между сравнительно – историческим языкознанием и дарвиновской теорией эволюции нашли поддержку в современной науке. 

Дешифровка генетического  кода во многом основывалась на усвоении биологами опыта Языкознания  и на типологических аналогиях со структурой естественного языка, которые  продолжают изучаться и генетиками, и лингвистами. Методы сравнительной исторической реконструкциипраформ и определения времени расхождения между потомками одного праязыка в Языкознании оказались аналогичны сходным процедурам в молекулярной теории эволюции (определения белка – исходного источника для сопоставимых белков в разных организмах, установление времени разделение организмов в ходе эволюции). Контакт Языкознания с биологией осуществляется также при исследовании возможного наследственного характера основы языковых способностей человека, что связано и с проблематикой глоттогенеза (процесс становления человеческого естественного звукового языка, отличного от других систем знаков), и с разработкой идеи моногенеза языка. Более четко определился статус нейролингвистики, изучающей на основании лингвистических данных функции и зоны центральной нервной системы, связанные в норме и патологии с языком. На границе Языкознания и психиатрии находится исследование особенностей речи при разных видах психических расстройств. При психоанализе сосредотачивается внимание на бессознательных речевых ошибках и на не осознаваемом содержании монолога пациента, произносимого в присутствии врача. И.А.Бодуэн де Куртенэ, Э. Сепир, М. М. Бахтин, Р. О. Якобсон, Э. Бенвенист, исследуя связь науки о бессознательном с Языкознанием, отметили, что разные уровни языка в разной мере «автоматизированы» и не осознаются говорящими. По мере развития нейролингвистики ставится вопрос о соотношении разных частей теории языка с характеристиками работы соответствующих зон центральной нервной системы человека. Для понимания особенностей физиологии человека именно язык играет особенно важную роль, что постепенно начинает учитываться и в теоретических работах по психофизиологии, и в медицинских (психотерапевтических) приложениях, имеющих аналогии в народной медицине (заговорные тексты и тому подобное).

Информация о работе Связь языкознания с другими науками