Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 12:16, курсовая работа
Языкознание (языковедение, лингвистика) - это наука о языке, его природе и функциях, его внутренней структуре, закономерностях развития. В наши дни науке известно около пяти тысяч различных (живых и мертвых) языков. Из этого числа 180 языков являются родными для более чем трех с половиной миллиардов жителей Земли. Остальными языками пользуется меньшая часть земного населения. Среди этих языков есть языки, на которых говорят несколько сотен или даже десятков человек. Но для лингвистики все языки равны и все важны, так как каждый из них - индивидуальное представление человеческого языка вообще.
I.Введение………………………………………………………………….3
1. Цели и задачи………………………………………………………....5
II. Связь языкознания с другими науками. Языкознание. Задачи Языкознания…………………………………………………..……..……6
1. Языкознание и социальные науки…………………………………………….....8
2. Языкознание и естественные науки. Языкознание и математика…................10
3. Принципы членения Языкознания на разделы и состав Языкознания………13
4. Общее Языкознание и частичные науки о языке……………………………...14
5. Звуковые явления изучает раздел физики – акустика………………….……...18
6. О связи языкознания с другими науками………………………………….…...23
7. О связи лингвистики с естественными науками………………………….……24
III. Вывод………………………………………………………………….25
IV. Список использованной литературы…………………………........28
Современные инструментальные
методы экспериментальной фонетики
связаны с применением
За свойственным некоторым направлениям
Языкознания первой половины 20 века сосредоточением
только на изучение языка как «предмета
в самом себе» с середины 20 века следует
сближение Языкознания с физико-математическими
науками, в частности с математикой; возникает
особая область математики – математическая
лингвистика, включающая математическую
формальную (алгебраическую) теорию грамматик
и статистическую теорию языка (использующую
методы математической статистики, теории
вероятностей и теории информации). Методы
математической логики применяются для
формального описания категорий естественных
языков. Языкознание оказалось той гуманитарной
наукой, которая, не порывая связей с другими
науками о человеке и его культуре, первой
решительно стала использовать не только
инструментальные методы наблюдения (в
фонетике) и экспериментальные приёмы
(в психолингвистике), но и систематически
применять математические способы (в том
числе и ЭВМ) для получения и записи своих
выводов. Быстро развивается вычислительная
лингвистика, цель которой – создание
сложных систем обслуживания ЭВМ посредством
языка, делающих возможным прямой разговор
человека с ЭВМ, автоматическую переработку,
запоминание, поиск и вывод информации
в речевой форме и тому подобное (иногда
часть этих задач объединяют термином
«инженерная лингвистика»). Существенная
роль языка и Языкознания для компьютерной
революции (в особенности в связи с появлением
в середины 80-х годов персональных и других
компьютеров, способных вести диалог с
«потребителем» на естественном языке),
что приводит к дальнейшему стимулированию
роста именно тех областей Языкознания,
которые особенно важны для этих новейших
практических приложений. Многие традиционные
области Языкознания существенно изменяют
методику исследования благодаря возможности
использовать в них ЭВМ: становится возможным
построение программ, реконструирующих
разные альтернативные варианты фонологических
и грамматических уровней праязыков, машинное
определение времени разделения родственных
языков методом
лексикостатистики, составление машинных словарей для обширных корпусов древних письменных текстов и проведение не ЭВМ вспомогательных работ для дешифровки древних письменностей, запись в памяти машины полного грамматического словаря конкретного языка и тому подобное.
Характер применения этих вычислительных методов сближает вычислительное Языкознание с такими науками, как экспериментальная физика, где проверка определяющих математических моделей осуществляется путём обработки на ЭВМ соответственно экспериментального материала. Описание мира и его фрагментов в физики и других естественных науках использует естественный язык; им в какой-то мере продолжают пользоваться и после выработки на его основе специально математического языка; свойства естественного языка сохраняют своё значение для этих наук и до настоящего времени. Поэтому необходимость учета особенностей естественного языка и достижений Языкознания признаются крупнейшими представителями физики и других естественных наук.
Принципы членения Языкознания на разделы и состав Языкознания
Эмпирически сложившиеся
разделы Языкознания, частично пересекающиеся
и уже потому не образующие логически
единой системы, можно представить
как соотносящиеся друг с другом
по некоторым различным
Общее Языкознание и частичные науки о языке
Различаются наиболее общие и частные разделы Языкознания. Один из крупных разделов Языкознания – теория называющая общее Языкознание – занимается свойствами, присущими любому языку, и отличается от используемых им частных языковедческих дисциплин, которые выделяются в Языкознании по всему предмету – либо по отдельному языку (например, русский язык – русистика, японский язык – японистика, и тому подобное), либо по группе родственных языков (например, романистика, изучающая романские языки, тюркология, изучающая тюркские языки, и тому подобное), либо по географической области, внутри которой группируются а реально или типологически близкие языки (например, балканистика, кавказоведение и тому подобное). Общее Языкознание устанавливает общие (или статически преобладающие) черты всех языков как эмпирически – индуктивно, с помощью типологии, так и дедуктивно, исследуя общие (значимые для всех коллективов людей) закономерности функционирования языка, особенности любого речевого акта и текста и тому подобное.
С 50-х годов 20 века развивается область общего Языкознания, которая занимается выделением структуры и языка самой лингвистической теории, называемой в широком смысле слова метатеорией Языкознания (в более узком смысле под метатеорией понимается часть общего Языкознания, занятая сравнительно оценкой разных типов лингвистических теорий).
Общее Языкознание различает также
разделы языкознания в
Языкознания, которые преимущественно
занимаются структурой означающих и означаемых
и в меньшей степени теми неязыковыми
явлениями, с которыми соотнесены знаки
языка, называют иногда термином «внутреннее
Языкознание», или «внутренняя лингвистика»,
в отличие от теоретического названия
«внешнего Языкознания», или «внешней
лингвистики». Но поскольку язык как социальное
явление описывает некоторые внеязыковые
события, деления на «внутреннее Языкознание
и «внешнее Языкознание» всегда условно
и носит скорее количественный характер
(одни разделы носят более внутренний
характер, другие – более внешний).
Разграничиваются области
Языкознания, связанные, прежде всего, с означающей
стороной единиц Языкознания, необходимой
для того, чтобы говорящий воспринимал
при речевом общении передаваемый ему
текст. Фонетика ориентирована на звуковой
уровень – непосредственно доступную
для человеческого восприятия звуковую
сторону. Её предметом являются звуки
речи во всем их многообразии. Они исследуются
с помощью приборов, фиксирующих артикуляционные
(физиологические) и акустические характеристики
звуков.
Фонетисты опираются и на возможности
слухового аппарата человека, предназначенного,
в частности, и для восприятия речи, - человеческого
уха.
Фонетика зафиксировала и разработала
общий инвентарь звуков, используемых
в разных языках мира, и создала универсальную
систему для их записи – международную
фонетическую транскрипцию. Звуки языка
изучает также фонология, но с функциональной
и системной точек зрения, как дискретные
элементы, различающие между собой знаки
и тексты языка. В качестве исходной единицы
и объекта исследования фонологии выделяется
фонема или фонологический различительный
(дифференциальный) признак. В таких языках,
как классический тибетский, в качестве
основной единицы описания может быть
выбрана не фонема и не признак, а слог
или силлабема (лог, характеризующийся
общими для его элементов, взаимопроникающими
признаками) в силу наличия четкой структуры
последней. Вопрос об основной фонологической
единицы (как и о единицах других уровней
языка) определяет только структурой и
функционированием данного конкретного
языка и не должен заранее одинаково решаться
для всех языков мира. Поэтому граница
между общим Языкознанием и «частным»
Языкознанием достаточно подвижна.
При выборе в качестве
основной единицы фонологического
уровня сегментной фонемы описание этого
уровня (над которым надстраивается супрасегментный,
или просодический, включающий ударение,
тон, интонацию и тому подобное) в большей
мере сводится к выявлению разных позиционных
комбинаторных вариантов (аллофонов) каждой
фонемы. Многие фонологические школы и
направления при решении вопросов о выделении
фонем и их вариантов обращаются к грамматической
(морфологической) роли соответствующих
звуковых единиц. Вводится особый морфонологический
уровень и исследующая его лингвистическая
дисциплина – морфонология, предметом
которой является изучение фонологического
состава морфологических единиц языка
– морф
(частей словоформ) – и разного рода грамматически
обусловленных чередований фонем.
Разделы Языкознания, которые изучают звуки речи, - фонетика, фонология, морфонология – не исследует означаемой стороны знаков как таковой. Эту сторону знаков исследуют другие (в широком смысле слова – семантически ориентированные) разделы Языкознания, для которых значения (то есть означаемые) представляют главный интерес. При этом обращается внимание одновременно как на означаемые стороны знаков (значения), так и на кодирование этих последних с помощью означаемых.
Наиболее тесные связи у языка с наукой об общей теории знаков, с семиотикой. Семиотика как общая дисциплина не связана со специфическими средствами и возможностями языка, обозначения системы: как простейшие типа кодов (телеграфный код, приёмы морской и воздушной сигнализации, знаки регулировки для такси), так и более сложные (сигнализация животных, различные приёмы письменности и шифров, знаковую природу географических карт, чертежей, а также пальцевую технику глухонемых) и, наконец, знаковую систему языка.
Для языковедения важны общие положения семиотики о знаках, об их различительных признаках, о группировке и классификации знаков, о возможностях комбинаций знаков и образования «знаковых цепей» и их членимости на звенья, об опознавании и распознавании знаков, о принципах дешифровки зашифрованных текстов или дешифровки текстов на неизвестных языках. Разработка общих положений семиотики во многом может облегчить работу языковедов по установлению знаковых закономерностей языка.
Наука о языке связана с рядом общественных наук, и прежде всего с социологией. Учение о строении общества, его функционировании и его эволюции и развитии может дать лингвистике многое в связи с тем, как тот или иной язык используется различными социальными объединениями (классами, представителями различных социальных прослоек, профессиональных групп), как отражается на языке разделение и объединение социальных общностей, переселения племён и народов (миграция), образование территориально- социальных групп в пределах одного языка (диалекты) или между разными языками (языковые союзы). Чрезвычайно важным для языковедения является понимание соотношения языка и основных общественных категорий: базисов, надстроек, классов, орудий труда. Только после сопоставления с общественными категориями можно понять своеобразие функционирования и эволюции языка.
Речь связана с высшей нервной деятельностью, её нормальной физиологией и патологией, то есть нарушением речи, афазиями, то речью занимаются представители медицины: психиатры, дефектологи, логопеды. В частности, изучение речи глухонемых и глухослепонемых, а также всевозможных афазий (расстройств речи) очень много даёт лингвистам не только для понимания нормальной речи, но и для изучения структуры языка и его функционирования.
Звуковые явления изучает раздел физики – акустика
Для правильного понимания
того. Что из звукового континуума
(беспрерывного множества) язык отбирается
для организации своей знаковой системы,
лингвисту нужны сведения об акустических
характеристиках, связанных с высотой,
силой, длительностью звука, с соотношением
явлений тона и шума, с пониманием звукового
спектра и явлений резонанса. Изучение
вымерших древних языков и определение
их носителей, их ареала, то есть области
их распространения, их миграций (переселений)
и тому подобное связывает лингвистику
с археологией, наукой, изучающей историческое
прошлое человеческого общества по обнаруженным
при раскопках памятникам материальной
культуры. Особо следует остановиться
на взаимоотношениях языковедения и филологии.
Эти связи очень древние, так как языковедение
как отдельная наука вышла из недр филологии.
Филология – это буквально «словолюбие»,
то есть изучение всего, что связано со
словом и первоначально с письменным словом.
Языковая политика, совокупность мер,
принимаемых государством, классом, партией,
этносом для изменения или сохранения
существенного функционального распределения
языковых образований, для введения новых
и консервации употребляемых языковых
норм. Характер и способы разрешения языковых
(выбор языка) и лингвистических (выбор
языковой нормы) проблем, составляющих
содержание Языкознания, определяются
интересами определяющих классов, этнических
общностей, политическими и идеологическими
целями в области культуры. В соответствии
с этим Языкознание может быть перспективной
(такую политику в современной научной
литературе называют языковым строительством,
а в западной Европе – языковым планированием)
и ретроспективной (культура языка или
речи). Эффективность Языкознания при
этом зависит от социально – политических,
идеологических, психологических, эстетических
факторов.
Языковые контакты, взаимодействия и взаимовлияние языков, возникающие в результате контактирования коллективов, говорящих на этих языках. Языкознание, которое происходит обычно в пределах географических ареалах и обусловлено этническими и историческими и социальными факторами.
Результатом Языкознания, которое на уровне идиолекта является интерференция, на уровне языков в целом – конвергенция. При интенсивных и длительных Языкознаниях, которых конвергентное развитие может привести к образованию языковых союзов. В условиях Языкознания, которого складываются также различные койне и языки – посредники.
Особенности общенаучных
понятий в Языкознании. Специфика
объекта
Языкознания и его методов, перекрещивание
в Языкознании черт общественных, дедуктивных
и естественных наук, создают большоё
своеобразие в нём таких понятий, как закон,
закономерность, тип, эволюция, детерминизм, доказательство
и другое. Различаются два рода понятий
закона
(закономерности) в зависимости от того,
формулируются ли они применительно к
языку вообще или к различным языкам. В
первом случае они констатируют общие,
панхронические принципы знаковых систем,
общие принципы семантики, синтаксиса,
фонетики, называемые обычно универсалиями.
Они используются как исходные данные,
аксиомы, при построении различных теорий
и моделей, в частности формализованных,
с помощью которых изучается язык. Общие
законы (в том числе изложенные в формализованном
виде) допускают проверку и опровержение
опытными данными наблюдений над конкретными
языками. Однако для доказательства общего
положения недостаточно эмпирического
подбора примеров, а необходима соответствующая
хорошо построенная теория.