Возможности использования Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:01, дипломная работа

Описание работы

В работе решались следующие задачи:
1. выявить особенности сети Интернет и его влияние на образовательный процесс в целом;
2. рассмотреть Интернет как средство обучения различным аспектам речевой деятельности на уроках иностранного языка;
3. исследовать возможности использования Интернет-ресурсов в процессе изучения различных аспектов иностранного языка;
4. подтвердить материалы исследования результатами опытно-экспериментальной работы (в ходе педагогической практики).
Методологическую основу нашего исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных авторов: дидактические возможности телекоммуникационных сетей в школе (Вильямс Р., Круглова И.В., Лавров Д.О., Макли К., Мильдруд М.П., Цветкова А.Я., Чебан О.О.), использование сети Интернет на уроках иностранного языка (Азимов Э.П., Владимирова Л.П., Дмитриева Е.И., Каспин И.В., Коломиец В.А., Макаревич И.Г., Полат Е.С., Тормошева В.С., Филиппов М.А.).
Теоретической основой исследования явились работы, посвященные учению о мотивации учебной деятельности (Вартанова И.И.), обучению английскому произношению (Бужинская В.В., Веренинова Ж.Б.), обучению говорению (Гальскова Н.Д., Елухина Н.В, Зимняя И.А.), обучению письму (Мильдруд М.П., Рогова Г.В., Щукина Ю.Д.), методике обучения иностранным языкам в школе (Бим И.Л., Миролюбов А.А., Рахманов И.В., Цетлин В.С., Рогова Г.В.). Государственный образовательный стандарт. Концепция информатизации образования Российской Федерации.
Анализ этих и других работ показывает, что обучение иностранному языку на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) имеет свою специфику, которая требует как изучения, так и разработки новых методик обучения языку на основе различных Интернет-технологий.
В процессе работы использовались такие методы исследования, как:
• изучение, критический анализ, обобщение и систематизация литературы по теме исследования;
• изучение и обобщение опыта передовых учителей-практиков, а также методистов, работающих над данной проблемой;
• проведение опытно-экспериментальной работы (в ходе педпрактики в школе).
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (сентябрь-декабрь, 2011 г.) - поисково-аналитический. На этом этапе было изучено современное состояние проблемы, проделан анализ психолого-педагогической литературы. В результате были определены исходные параметры исследования, его предмет, границы, гипотеза, методология и методы, сформулирован понятийный аппарат.
Второй этап (февраль-март, 2012 г.; сентябрь-ноябрь, 2013 г.) - опытно-экспериментальный. Данный этап был посвящен проведению эксперимента. На этом этапе эксперимент проводился с целью проверки эффективности использования Интернет-ресурсов в педагогической деятельности. Были проанализированы и описаны результаты экспериментальной работы, разработаны рекомендации для педагогов по использованию возможностей Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка.
Третий этап (январь-март, 2013) - обобщающий. Он связан с коррекцией выводов, полученных на предыдущих этапах, систематизацией и обработкой результатов исследования, их апробацией, литературным оформлением. На данном этапе оценивалась эффективность опытно-экспериментальной работы: обрабатывались полученные в процессе исследования результаты, проводилась их качественная и количественная обработка, уточнялись теоретические положения исследования.
Научная новизна данного исследования заключается в следующем:
1. охарактеризована сущность компьютеризации в образовательном процессе;
2. выявлено, что информационные технологии способствует усилению учебной мотивации изучения иностранных языков и совершенствованию знаний учащихся;
3. разработаны некоторые методы и формы использования Интернет-ресурсов в учебно-воспитательном процессе по изучению иностранного языка.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что настоящая тема является методологическим исследованием ведущих методистов и передовых учителей-практиков, работающих над проблемой формирования коммуникативной компетенции учащихся посредством использования Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов исследования в дальнейшей педагогической деятельности учителя английского языка.
Достоверность и обоснованность исследований обусловлены изучением, сопоставлением, сравнением и обобщением большого объема литературы, применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его цели, объекту, предмету, гипотезе и задача

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 10
1.1. Компьютерные коммуникации в системе среднего образования ………10
I.2. Интернет-образование как новая форма современной учебно-воспитательной деятельности по иностранному языку……………………….17
I.3. Интернет как средство повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка...............................................................................................25
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………..30
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ………………………………………………….33
II.1. Интернет и обучение аудированию……………………………………….33
II.2. Интернет в процессе формирования навыков говорения………………..35
II.3. Обучение чтению с помощью ресурсов Интернет……………………….41
II.4. Использование Интернет-ресурсов при обучении письму……………....46
II.5. Формирование лексических и грамматических навыков на основе Интернет-ресурсов………………………………………………………………51
II.6. Результаты опытно-экспериментальной работы по теме исследования (по материалам педагогической практики)………………………………………...58
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...69
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………….72
ПРИЛОЖЕНИЯ………………