Возможности использования Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:01, дипломная работа

Описание работы

В работе решались следующие задачи:
1. выявить особенности сети Интернет и его влияние на образовательный процесс в целом;
2. рассмотреть Интернет как средство обучения различным аспектам речевой деятельности на уроках иностранного языка;
3. исследовать возможности использования Интернет-ресурсов в процессе изучения различных аспектов иностранного языка;
4. подтвердить материалы исследования результатами опытно-экспериментальной работы (в ходе педагогической практики).
Методологическую основу нашего исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных авторов: дидактические возможности телекоммуникационных сетей в школе (Вильямс Р., Круглова И.В., Лавров Д.О., Макли К., Мильдруд М.П., Цветкова А.Я., Чебан О.О.), использование сети Интернет на уроках иностранного языка (Азимов Э.П., Владимирова Л.П., Дмитриева Е.И., Каспин И.В., Коломиец В.А., Макаревич И.Г., Полат Е.С., Тормошева В.С., Филиппов М.А.).
Теоретической основой исследования явились работы, посвященные учению о мотивации учебной деятельности (Вартанова И.И.), обучению английскому произношению (Бужинская В.В., Веренинова Ж.Б.), обучению говорению (Гальскова Н.Д., Елухина Н.В, Зимняя И.А.), обучению письму (Мильдруд М.П., Рогова Г.В., Щукина Ю.Д.), методике обучения иностранным языкам в школе (Бим И.Л., Миролюбов А.А., Рахманов И.В., Цетлин В.С., Рогова Г.В.). Государственный образовательный стандарт. Концепция информатизации образования Российской Федерации.
Анализ этих и других работ показывает, что обучение иностранному языку на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) имеет свою специфику, которая требует как изучения, так и разработки новых методик обучения языку на основе различных Интернет-технологий.
В процессе работы использовались такие методы исследования, как:
• изучение, критический анализ, обобщение и систематизация литературы по теме исследования;
• изучение и обобщение опыта передовых учителей-практиков, а также методистов, работающих над данной проблемой;
• проведение опытно-экспериментальной работы (в ходе педпрактики в школе).
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (сентябрь-декабрь, 2011 г.) - поисково-аналитический. На этом этапе было изучено современное состояние проблемы, проделан анализ психолого-педагогической литературы. В результате были определены исходные параметры исследования, его предмет, границы, гипотеза, методология и методы, сформулирован понятийный аппарат.
Второй этап (февраль-март, 2012 г.; сентябрь-ноябрь, 2013 г.) - опытно-экспериментальный. Данный этап был посвящен проведению эксперимента. На этом этапе эксперимент проводился с целью проверки эффективности использования Интернет-ресурсов в педагогической деятельности. Были проанализированы и описаны результаты экспериментальной работы, разработаны рекомендации для педагогов по использованию возможностей Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка.
Третий этап (январь-март, 2013) - обобщающий. Он связан с коррекцией выводов, полученных на предыдущих этапах, систематизацией и обработкой результатов исследования, их апробацией, литературным оформлением. На данном этапе оценивалась эффективность опытно-экспериментальной работы: обрабатывались полученные в процессе исследования результаты, проводилась их качественная и количественная обработка, уточнялись теоретические положения исследования.
Научная новизна данного исследования заключается в следующем:
1. охарактеризована сущность компьютеризации в образовательном процессе;
2. выявлено, что информационные технологии способствует усилению учебной мотивации изучения иностранных языков и совершенствованию знаний учащихся;
3. разработаны некоторые методы и формы использования Интернет-ресурсов в учебно-воспитательном процессе по изучению иностранного языка.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что настоящая тема является методологическим исследованием ведущих методистов и передовых учителей-практиков, работающих над проблемой формирования коммуникативной компетенции учащихся посредством использования Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов исследования в дальнейшей педагогической деятельности учителя английского языка.
Достоверность и обоснованность исследований обусловлены изучением, сопоставлением, сравнением и обобщением большого объема литературы, применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его цели, объекту, предмету, гипотезе и задача

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 10
1.1. Компьютерные коммуникации в системе среднего образования ………10
I.2. Интернет-образование как новая форма современной учебно-воспитательной деятельности по иностранному языку……………………….17
I.3. Интернет как средство повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка...............................................................................................25
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………..30
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ………………………………………………….33
II.1. Интернет и обучение аудированию……………………………………….33
II.2. Интернет в процессе формирования навыков говорения………………..35
II.3. Обучение чтению с помощью ресурсов Интернет……………………….41
II.4. Использование Интернет-ресурсов при обучении письму……………....46
II.5. Формирование лексических и грамматических навыков на основе Интернет-ресурсов………………………………………………………………51
II.6. Результаты опытно-экспериментальной работы по теме исследования (по материалам педагогической практики)………………………………………...58
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...69
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………….72
ПРИЛОЖЕНИЯ………………

Файлы: 1 файл

1183662_853E9_vozmozhnosti_ispolzovaniya_internetresursov_na_urokah_inostr.doc

— 597.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки РФ

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального  образования

«Башкирский государственный университет»

 

 

 

Факультет иностранных языков

Кафедра английского языка и методики его преподавания

 

 

 

 

Сафронова Марина Юрьевна

Студентка 5 курса дневного отделения

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Возможности использования  Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К защите допущен:                                                     Научный руководитель

Зав.кафедрой, к. ф. н., доцент                                   д.п.н., профессор

_________________ (Е.А. Бобкова)                         _________________(И.М.Синагатуллин)

«___» __________________ 2013                             «___» __________________ 2013

 

 

Бирск - 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  исследования. В современном обществе роль иностранных языков становится поистине незаменимой. Знание иностранного языка дает возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в полной мере потенциал ресурсов сети Интернет. В наше время новые информационные технологии интенсивно внедряются во все сферы нашей жизни, в том числе и в образовательный процесс. В связи с этим возникает необходимость развития методики использования компьютерных информационных технологий в обучении иностранному языку. Новые информационные педагогические технологии становятся частью учебного процесса. Использование Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка – актуальное направление в методике, требующее новых подходов и нестандартных решений.

В обучении особое внимание уделяется самостоятельной деятельности ученика по поиску, анализу и систематизации новых знаний. Учитель выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им необходимую помощь и поддержку. Сегодня можно говорить уже о том, что Интернет-технологии являются частью общей информационной культуры учителя и учащихся. Интернет стимулирует желание ребят учиться, расширяет зону индивидуальной активности каждого ученика, увеличивает скорость подачи качественного материала в рамках одного урока. Вопрос интеграции Интернета в образование и, в частности, его применение в обучении иностранным языкам, в настоящее время достаточно актуален, так как при использовании Интернета как средства обучения иностранному языку как нельзя лучше реализуются многие цели и задачи обучения и воспитания.

Актуальность рассматриваемой  проблемы и ее недостаточная разработанность  послужили основанием для определения  темы исследования: «Использование возможностей Интернет - ресурсов на уроках иностранного языка».

Цель данного исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования некоторых Интернет-средств при обучении иностранному языку.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс по иностранному языку в современной общеобразовательной школе.    Предметом исследования являются возможности применения Интернет-ресурсов  в учебно-воспитательном процессе по иностранному языку.

Гипотеза заключается в следующем: использование Интернет-ресурсов в учебно-воспитательном процессе по иностранному языку повышает эффективность усвоения учащимися материала урока и оптимизирует деятельность преподавателя иностранного языка как координатора деятельности учащихся.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования в работе решались следующие задачи:

  1. выявить особенности сети Интернет и его влияние на образовательный процесс в целом;
  2. рассмотреть Интернет как средство обучения различным аспектам речевой деятельности на уроках иностранного языка;
  3. исследовать  возможности использования Интернет-ресурсов в процессе изучения различных аспектов иностранного языка;
  4. подтвердить материалы исследования  результатами опытно-экспериментальной работы (в ходе педагогической практики).

Методологическую основу нашего исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных авторов: дидактические возможности телекоммуникационных сетей в школе (Вильямс Р., Круглова И.В., Лавров Д.О., Макли К., Мильдруд М.П., Цветкова А.Я., Чебан О.О.), использование сети Интернет на уроках иностранного языка (Азимов Э.П., Владимирова Л.П., Дмитриева Е.И., Каспин И.В., Коломиец В.А., Макаревич И.Г., Полат Е.С., Тормошева В.С., Филиппов М.А.).

Теоретической основой исследования явились работы, посвященные учению о мотивации учебной деятельности (Вартанова И.И.), обучению английскому произношению (Бужинская В.В., Веренинова Ж.Б.), обучению говорению (Гальскова Н.Д., Елухина Н.В, Зимняя И.А.), обучению письму (Мильдруд М.П., Рогова Г.В., Щукина Ю.Д.), методике обучения иностранным языкам в школе (Бим И.Л., Миролюбов  А.А., Рахманов И.В., Цетлин В.С., Рогова Г.В.). Государственный образовательный стандарт. Концепция информатизации образования Российской Федерации.

Анализ этих и других работ показывает, что обучение иностранному языку на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) имеет свою специфику, которая требует как изучения, так и разработки новых методик обучения языку на основе различных Интернет-технологий.

В процессе работы использовались такие  методы исследования, как:

  • изучение, критический  анализ, обобщение и систематизация литературы по теме исследования;
  • изучение и обобщение опыта передовых учителей-практиков, а также  методистов, работающих над данной проблемой;
  • проведение опытно-экспериментальной работы (в ходе педпрактики в школе).

Исследование проводилось  в несколько этапов.

Первый этап (сентябрь-декабрь, 2011 г.) - поисково-аналитический. На этом этапе было изучено современное состояние проблемы, проделан анализ психолого-педагогической литературы. В результате были определены исходные параметры исследования, его предмет, границы, гипотеза, методология и методы, сформулирован понятийный аппарат.

Второй этап (февраль-март, 2012 г.; сентябрь-ноябрь, 2013 г.) - опытно-экспериментальный. Данный этап был посвящен проведению эксперимента. На этом этапе эксперимент проводился с целью проверки эффективности использования Интернет-ресурсов в педагогической деятельности. Были проанализированы и описаны результаты экспериментальной работы, разработаны рекомендации для педагогов по использованию возможностей Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка. 

Третий этап (январь-март, 2013) - обобщающий. Он связан с коррекцией выводов, полученных на предыдущих этапах, систематизацией и обработкой результатов исследования, их апробацией, литературным оформлением. На данном этапе оценивалась эффективность опытно-экспериментальной работы: обрабатывались полученные в процессе исследования результаты, проводилась их качественная и количественная обработка, уточнялись теоретические положения исследования.

Научная новизна данного исследования заключается в следующем: 
1. охарактеризована сущность компьютеризации в образовательном процессе;  
2. выявлено, что информационные технологии способствует усилению учебной мотивации изучения иностранных языков и совершенствованию знаний учащихся;

3. разработаны некоторые методы и формы использования Интернет-ресурсов в учебно-воспитательном процессе по изучению иностранного языка.

Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что настоящая   тема   является   методологическим исследованием ведущих методистов и передовых учителей-практиков, работающих над проблемой формирования  коммуникативной компетенции учащихся посредством использования Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка.

Практическая  значимость работы заключается в возможности использования материалов исследования в дальнейшей педагогической деятельности учителя английского языка.

Достоверность и обоснованность исследований обусловлены изучением, сопоставлением, сравнением и обобщением большого объема литературы, применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его цели, объекту, предмету, гипотезе и задачам; сочетанием количественной обработки данных и их качественного анализа.

На защиту выносятся:

  1. Интернет является важным средством повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка.
  2. Интернет-ресурсы являются важным средством обучения различным аспектам речевой деятельности при обучении иностранному языку.

Основной базой исследования явились МБОУ СОШ № 1 и СОШ № 8 г. Бирск.

Структура работы. Цели и задачи исследования определили структуру дипломной работы. Содержание работы изложено на 80 страницах и состоит из введения, двух глав, раскрывающих теоретическую и практическую составляющие настоящей работы, выводов по каждой главе, заключения, использованной литературы и приложений.

Во Введении дается обоснование актуальности выбранной темы, а именно: необходимость использования Интернет-ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса по английскому языку и развития коммуникативной компетенции учащихся. Во Введении также определены объект и предмет исследования, его цели и задачи, использованные методы, а также рабочая гипотеза.

В Главе I «Теоретические основы компьютеризации образовательного процесса по иностранному языку» рассматриваются содержание и место понятие «Интернет» в системе обучения английскому языку, стратегии и методы обучения, дается психологическое обоснование его содержания и средства повышения мотивации учащихся к изучению.

 В Главе II «Практическое использование Интернет-ресурсов в учебно-воспитательном процессе по иностранному языку» анализируются приемы обучения с помощью Интернет-ресурсов в процессе формирования навыков говорения, чтения, письма и аудирования, а также описывается опытно-экспериментальная работа, проведенная в ходе педагогической практики в школе.

В Заключении подведены итоги теоретической и практической поисковой работы по теме дипломной работы.

В Приложениях представлены материалы уроков, содержащие значимую информационную нагрузку по проблеме исследования.

Завершает работу список литературы, состоящий из 60 источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

I.1. Компьютерные коммуникации в системе среднего общего образования

Одной из доминирующих тенденций  развития общества в XXI веке является его глобальная информатизация. Стремительное развитие и распространение в России компьютерной технологии не могло не отразиться на современной государственной политике в области образования. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» были реализованы такие федеральные целевые программы, как «Электронная Россия» (2002-2010гг.), «Компьютеризация сельских школ» (2002-2005гг.), «Компьютер в каждую школу» (2001-2005гг.), основная направленность которых заключалась в компьютеризации и информатизации общего среднего и высшего образования и создании информационной образовательной среды, в которой учащиеся могли бы интенсивнее использовать информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе [Сысоев, Евстигнеев 2011].

Современное образование  требует коренных изменений в  области методики преподавания школьных предметов, в частности, иностранного языка. Время требует внедрения  всех имеющихся на сегодняшний день инновационных компьютерных технологий в учебно-воспитательный процесс. Появляется острая необходимость создания единого мирового образовательного пространства. Отсюда такой интерес во всех странах мира к новым информационным технологиям и, в частности, к компьютерным коммуникациям, которые открывают окно в это мировое пространство [Полат 2003].

Современное общество и  образование немыслимо уже без  широкого применения информационных технологий, в первую очередь, компьютерных. Новейшие технические средства превращаются в обязательное условие учебного процесса, повышая информативность, интенсивность и результативность обучения.

Стремительное развитие телекоммуникационных технологий, глобальная информатизация, формирование информационной среды обитания и жизнедеятельности  человека создают принципиально  новые условия для сферы образования. Информационные и коммуникационные технологии, которые еще буквально несколько лет назад казались «далеким будущем», очень быстро стали «реальным настоящим». За последние годы появилось много методических работ, авторы которых рассматривали вопросы развития видов речевой деятельности, формирования аспектов языка, а также формирования социокультурной и межкультурной компетенций посредством аутентичных и учебных Интернет-ресурсов, блог- и вики-технологий, подкастов и лингвистического корпуса [Сысоев 2012].

Информация о работе Возможности использования Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка