Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 11:57, контрольная работа
Наука о языке называется языкознанием, или лингвистикой и относится к числу самых древних наук на земле; она появилась более 2500 лет назад. Люди издавна задумывались над тем, что представляет собой язык, как он возник, отражая свои мысли сначала в религиозных и философских сочинениях, а затем – и в лингвистических работах. С начала XIX в. языкознание переживает бурный подъем и в настоящее время является комплексной разветвленной наукой, накопившей огромное количество сведений о языке и способах его изучения.
Тема № 1
ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ
1.Базовые понятия науки о языке
2.К определению и функциям языка
3.Объект и предмет лингвистики
4.Задачи языкознания
5.Отрасли языкознания
6.Кардинальные вопросы общего языкознания
0. Наука о языке называется языкознанием, или лингвистикой и относится к числу самых древних наук на земле; она появилась более 2500 лет назад. Люди издавна задумывались над тем, что представляет собой язык, как он возник, отражая свои мысли сначала в религиозных и философских сочинениях, а затем – и в лингвистических работах. С начала XIX в. языкознание переживает бурный подъем и в настоящее время является комплексной разветвленной наукой, накопившей огромное количество сведений о языке и способах его изучения. Ее важнейшее достижение в наши дни состоит в том, что язык уже не рассматривается «в самом себе и для себя»; он предстает в новой парадигме с позиции его участия в познавательной деятельности человека. В цикле лингвистических дисциплин, изучаемых в вузе, ОЯ – это итоговая, обобщающая дисциплина. Ее восприятие и усвоение предполагает знание предшествующих лингвистических предметов, предусмотренных учебными планами.
Структура лингвистики как научного предмета представляется по разным параметрам: в зависимости от членения самого языка на уровни и от ориентации данного раздела на ту или иную сторону языкового знака (слова) и текста (высказывания). Те разделы языкознания, которые преимущественно занимаются структурой означающих и означаемых и в меньшей степени теми неязыковыми явлениями, с которыми соотнесены знаки языка, называют иногда «внутреннее яз-ие» или «внутр. л-ка» , в отличие от так называемого «внешнего яз-ия» или «внешней л-ки».
Разграничиваются области яз-ия, связанные прежде всего с означающей стороной единиц языка, необходимой для того, чтобы говорящий воспринял при речевом общении передаваемый ему текст.
Фонетика ориентирована на звуковой уровень – непосредственно доступную для человеческого восприятия звуковую сторону. Ее предметом являются звуки речи во всем их многообразии. Звуки языка изучает также фонология. В качестве исх. единицы и объекта иссл-ия фонологии выделяется фонема и/или фонологический различит. (дифференциальный) признак.
Фонетика, фонология, морфонология (фонолог. состав морфолог. единиц языка) – не исследуют означаемой стороны знаков как таковой. Эту сторону знаков изучают семантически ориентированные разделы яз-ия, для которых значения (т.е. означаемые) представляют главный интерес (грамматика, раздел яз-ия, исследующий слова, морфемы, морфы, морфолог. части слов и их сочетания, значения которых обязательны для знаков данного типа (класса) в данной языковой системе. В гр-ке выделяются морфология и синтаксис; в морфологии – словообразование и словоизменение. Словарем языка занимаются несколько разделов яз-ия: фразеология, семант. синтаксис, лексическая семантика, лексикология, лексикография.
Варпахович предлагает следующую схему структуры лингвистики как науки о языке:
1.Терминология
лингвистики, как и
Что же касается лингвистического знания, то подобного логического построения еще не существует. В качестве примера можно рассмотреть БЭС «Языкознание», организованный по принципу глоссария, т.е. списка, а не системного образования, построенного по логическому основанию отношений между понятиями.
Еще одна модель структуры языкознания, основанная на признаке объекта изучения, предложена Варпаховичем. Она выглядит следующим образом:
В настоящем курсе в качестве модели системы лингвистических понятий или лингвистического знания (предметного содержания дисциплины, теоретического объекта «язык») мы предлагаем использовать представление в виде «поля знаний» сконструированное по аналогии с инженерией знаний и ИИ. Иначе говоря, ПЗ – это условное неформальное описание основных понятий и взаимосвязей между между понятиями предметной области. Оно является некоторой семиотической моделью, которая может быть представлена как граф, рисунок, таблица, диаграмма, формула или текст в зависимости от вкуса инженера по знаниям и особенностей предметной области.
В разработанной нами модели содержание и структура поля знания охватывает 29 базовых концептуальных (или «элементарных») объектов. Исходной единицей конструкции знания выступает научное понятие. Целостная логическая (умственная) структура знания о языке получает также понятийное содержание и, следовательно, субъект познания может использовать программу ментального обеспечения по единому типу производства знания и его представления и тем самым устраняет лишнее усложнение в ходе умственного моделирования.
Согласно теории баз знаний, предпринимаемое построение семиотической модели языка-объекта, основанное на выявлении понятийной структуры ПО, должно привести к формированию концептуальной структуры Sk, которая отразит понятийную структуру предметной области, и функциональной структуры Sf, которая будет моделировать схему рассуждения исследователя. Эта концептуальная структура должна получить формат иерархии понятий (так называемой «пирамиды знаний») [29, с. 62-63].
В теории ИИ установлено, что в результате когнитивной обработки массивов информации подобного рода исследователем или субъектом познания вырабатывается абстрактная модель предметной области «язык» в виде структуры полученных знаний о предметной области, то есть предстают определенными:
Результатом данного этапа конструирования является структурирование (или концептуализация) знаний – разработка неформального описания знаний о предметной области в виде графа, таблицы или текста, которое отражает основные концепции и взаимосвязи между понятиями предметной области. Такое описание называется полем знаний.
Выстроенная модель синтезирует продукты перцептивной и рациональной обработки дефинитивных признаков и задается способом системной организации совокупностей сочиненных и подчиненных признаков, т.е. позволяет отобразить движение понятий внутри нее не только по горизонтали, но и по вертикали. Порожденное знание получает сложную иерархическую структуру, подпадающую под общую схему и определение фрейма как структуры данных для представления некоторого концептуального объекта
В связи со стремлением придать знанию целостный, монолитный характер, мы признаем наличие в системе языка межуровневых, переходных структур, обозначая их в схеме тремя овалами: между уровнем фонем и морфем, морфем и слов, частей речи и словосочетаний. Мы их рассматриваем по аналогии с механизмами: как промежуточные, «стыкующие» части рабочих блоков языка (рис. 1).
Рис. 1. Полный «охват» системы языка
Нисходящая иерархия базовых понятий-концептов
–
Значение
Понятие
Система
Система языка
Структура
Структура языка
Уровни языка
Единицы уровней языка
Система единиц уровней
Уровень фонем
Фонема как конституирующая единица уровня
Система фонем
Морфемный уровень
Морфема как конституирующая единица уровня
Система морфем
Лексемный уровень
Лексема как конституирующая единица уровня
Система лексем (слов)
Морфологический уровень
Разряды слов как конституирующие единицы уровня
Система частей речи (разрядов слов)
Синтаксический уровень
Синтаксические единицы как конституирующие единицы уровня
Система единиц синтаксического уровня
Стилистический уровень
Семантический уровень
Семантические единицы как конституирующие единицы уровня
Система единиц семантического уровня
Восходящая иерархия может получить, например, следующий вид:
Восходящая иерархия базовых понятий-концептов
–
Значение
Форма
Понятие
Система единиц семантического уровня
Семантические единицы как конституирующие единицы уровня
Семантический уровень
Система единиц синтаксического уровня
Синтаксические единицы как конституирующие единицы уровня
Система частей речи (разрядов слов)
Части речи (разряды слов) как конституирующие единицы уровня
Морфологический уровень
Система лексем (слов)
Лексема как конституирующая единица уровня
Лексемный уровень
Система морфем
Морфема как конституирующая единица уровня
Морфемный уровень
Система фонем
Фонема как конституирующая единица уровня
Фонемный уровень
Структура языковая
Структура
Система языковая
Система
Понятие
Значение Форма Функция
К метапонятиям лингвистики следует отнести также такие понятия, как «язык как явление», «язык», «речь», «речевая деятельность», «свойства языка и речи», «функции языка» и др.
Так, сложное понятие или объект «язык как явление» включает взаимодействие двух подпонятий:
Термин «речевая деятельность» обозначает вид деятельности человека, направленный на производство и понимание текстов
Содержание термина «свойства языка и речи» может быть схематизировано следующим образом:
ЯЗЫК |
РЕЧЬ |
ИДЕАЛЕН - чувственно не воспринимаем |
МАТЕРИАЛЬНА - чувственно воспринимаема |
АБСТРАКТЕН - обозначает отвлеченные сущности, понятия, поля |
КОНКРЕТНА - употребляется ситуативно, функционирование единиц всегда конкретизирует, уточняет, определяет их |
ПОТЕНЦИАЛЕН - только предполагает варианты, возможности, но не реализует их |
РЕАЛЬНА - реализует возможности языка |
КОНСЕРВАТИВЕН - относительно устойчив, изменяется через речь |
ДИНАМИЧНА - изменчива гораздо в большей степени, чем язык |
СОЦИАЛЕН - предназначен для социума и используется в нем |
ИНДИВИДУАЛЬНА - принадлежит конкретному индивидууму – носителю языка |
2.Язык – основной объект изучения языкознания. Под Я. прежде всего имеют в виду естественный человеческий язык. В повседневной жизни люди не задумываются над тем….
Таким образом, содержание термина «основные функции языка» может быть репрезентировано в виде следующей схемы:
№ |
Функция
|
Характеристика |
1 |
НОМИНАТИВНАЯ (назывная) |
Язык выступает
средством называния |
2 |
КОГНИТИВНАЯ (познавательная, мыслеформирующая) |
Язык выступает как элемент мышления, при помощи которого формируется мысль |
3 |
КОММУНИКАТИВНАЯ:
а) информативная (содержательная)
б) регулятивная (контактоустанавливающая, фатическая) |
Язык выступает как основное средство общения, коммуникации, т.е. передачи информации между людьми;
передача объективной информации, сведений;
передача субъективной информации, установление и регулирование взаимодействия между людьми |
4 |
ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ (аккумулятивная, отображающая) |
Язык выступает как форма отражения и хранения знаний о действительности |
5 |
МЕТАЯЗЫКОВАЯ (металингвистическая) |
Язык выступает одновременно и как средство (инструмент), и как объект исследования и описания языка |
6 |
ЭКСПРЕССИВНАЯ (эмотивная) |
Язык выступает как средство выражения чувств и эмоций человека, его внутреннего состояния |
7 |
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (поэтическая) |
Язык выступает как средство выражения творческих потенций человека, соотносимое с эстетическими категориями прекрасное – безобразное |