Языковое воплощение концепта «время» в английском и русском языках
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 06:46, реферат
Описание работы
Цель - описать особенности выражения концепта «время» языковыми средствами английского и русского языков. Для достижения поставленной цели в диссертационном исследовании решается ряд задач: - определить теоретическую базу и метаязык исследования; - отобрать и проанализировать фразеологические единицы, отражающие время в английском и русском языках; - изучить проявление универсальных и национальных черт в концепте «время» и его репрезентациях фразеологическими средствами английского и русского языков.
Содержание работы
ГЛАВА I. Терминологическая база исследования. Значение и содержание терминов «концепт», «время», «вербализация», «фразеологизм», «паремиология» 1.1 Определение концепта 1.2 Понятие времени и концепт «время» 2.3 Понятие вербализации концепта, понятие фразеологизма 2.4 Паремиология как наука, вопрос о соотношении паремиологии и фразеологии ГЛАВА II. Воплощение концепта «время» в английском и русском языках 2.1 Особенности концепта «время» и его становление в английском языке 2.2 Особенности вербализации концепта «время» в современной английской и русской языковой традициях ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЯ
ГЛАВА I. Терминологическая база исследования.
Значение и содержание терминов «концепт»,
«время», «вербализация», «фразеологизм»,
«паремиология»
1.1 Определение концепта
1.2 Понятие времени и концепт
«время»
2.3 Понятие вербализации концепта,
понятие фразеологизма
2.4 Паремиология как наука,
вопрос о соотношении паремиологии и фразеологии
ГЛАВА II. Воплощение концепта
«время» в английском и русском языках
2.1 Особенности концепта
«время» и его становление
в английском языке
2.2 Особенности вербализации
концепта «время» в современной
английской и русской языковой
традициях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития
науки характеризуется многочисленными
попытками ученых заново осмыслить традиционные
понятия и явления. Не является исключением
и язык. Настоящая курсовая работа посвящена
исследованию одного из ключевых культурных
концептов - концепта «время». Проблемам
изучения природы концепта посвящены
труды как зарубежных, так и отечественных
учёных: В. фон Гумбольдта, Э. Сепира, Б.
Уорфа, Дж. Лакоффа, М. Минского, Р.И. Павилёниса,
Ч. Филлмора, А.А. Потебни, С.А. Аскольдова,
Д.С. Лихачёва, Н.Д. Арутюновой, Ю.С. Степанова,
Е.С. Кубряковой, А.П. Бабушкина, 3.Д. Поповой,
И.А. Стернина, В.В. Колесова и мн. др. И всё
же термин концепт в виду своей сложности
и полифункциональности до сих пор получает
в лингвистике самую разную трактовку.
концепт время английский русский
Актуальность выбранной темы
определяется тем, что данное исследование
находится в русле наиболее востребованных
направлений лингвистики и социально-гуманитарного
знания. В фокусе внимания современного
языкознания - пограничные темы, связанные
с понятиями, имеющими выход в другие науки.
Лингвокультурология - одна из наиболее
активно развивающихся отраслей лингвистики,
которая изучает связь языка и культуры.
Многими теориями и научными школами время
признается одной из базовых культурных
универсалий. Восприятие и отражение времени
по-разному осуществляется в разных культурах
и, соответственно, по-разному отображается
в системе языка и во фразеологии в частности.
Объектом исследования являются
языковое воплощение концепта «время»
в английском и русском языках, а в качестве
предмета изучения рассматривается выявление
их национально-культурной специфики
в английской и русской лингвокультурах.
Цель - описать особенности
выражения концепта «время» языковыми
средствами английского и русского языков.
Для достижения поставленной
цели в диссертационном исследовании
решается ряд задач:
- определить теоретическую
базу и метаязык исследования;
- отобрать и проанализировать
фразеологические единицы, отражающие
время в английском и русском
языках;
- изучить проявление
универсальных и национальных
черт в концепте «время» и
его репрезентациях фразеологическими
средствами английского и русского
языков.
Приступая к работе, мы исходили
из гипотезы, что процесс вербализации
концепта время культурно маркирован,
что находит своё отражение в их объективации
средствами английского и русского языка.
Теоретическая значимость
работы определяется тем, что используемая
в работе теоретическая база исследования
концепта «время» может применяться для
изучения других концептов, обладающих
социокультурной и межкультурной значимостью.
Практическая ценность курсовой работы
заключается в возможности применения
ее основных положений и выводов в курсах
лекций и семинаров по лексикологии английского
и русского языков, спецкурсам по фразеологии,
страноведению, лингвокультурологии,
переводческом процессе.
Фактологический материал
исследования составляют языковые единицы,
отобранных из фразеологических словарей
английского и русского языков, стилистических
и толковых словарей, сборников общеупотребительных
пословиц и поговорок, художественных
текстов английских писателей.
Основным методом исследования
в нашей работе явился дескриптивный метод,
то есть метод непосредственного наблюдения
над языковыми явлениями и их описание,
также при сопоставлении языковых явлений
английского и русского языков применялся
сравнительно-сопоставительный метод.
Цели и задачи исследования
обусловили структуру работы. Курсовая
работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы.
Первая глава посвящена терминологической
базе исследования, в ней дается понятие
об основных терминах, используемых в
работе: концепт, вербализация, паремиология,
фразеологизм. Во второй главе осуществляется
лингвокультурный анализ языковых единиц,
отражающих время в русском и английском
языках.
ГЛАВА I. Терминологическая база исследования.
Значение и содержание терминов «концепт»,
«время», «вербализация», «фразеологизм»,
«паремиология»
1.1 Определение концепта
Понятие концепта время является ключевым
в нашей работе, поэтому необходимо прежде
всего выявить значение самого термина
«концепт». Существует несколько подходов
к его определению. Ю.С. Степанов определяет
понятие концепта следующим образом: «Концепт
- это как бы сгусток культуры в сознании
человека; то, в виде чего культура входит
в ментальный мир человека. И, с другой
стороны, концепт - это то, посредством
чего человек - рядовой, обычный человек,
не «творец культурных ценностей» - сам
входит в культуру, а в некоторых случаях
и влияет на нее.<…> (Степанов Ю.С. Константы.
Словарь русской культуры. Опыт исследования.
- М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.
- С. 231)
Обратившийся одним из первых в мировой
лингвистике к исследованию концептов
С.А. Аскольдов считал, что наиболее существенной
функцией концептов как познавательных
средств является функция заместительства.
Он считал концепт «мысленным образованием,
которое замещает нам в процессе мысли
неопределенное множество предметов одного
и того же рода» <…> (Аскольдов С.А. Концепт
и слово // Русская словесность. От теории
словесности к структуре текста. Антология.
/ Под ред. проф. В.П. Нерознака. - М.: Academia,
1997. - С. 267 - 279). Далее он говорит, что не
следует думать, что концепт есть всегда
заместитель реальных предметов, он может
быть заместителем разного рода: чисто
мысленных функций. Д.С. Лихачев, продолжая
рассуждения Аскольдова, предложил считать
концепт «алгебраическим выражением значения,
ибо охватить значение во всей его сложности
человек просто не успевает, иногда не
может, а иногда по-своему интерпретирует
его (в зависимости от своего образования,
личного опыта, принадлежности к определенной
среде, профессии и т.д.)» <…> (Лихачев
Д.С. Смех как мировоззрение // Лихачев
Д.С. Историческая поэтика русской литературы.
- СПб.: «Алетейя», 1997. - С. 342 - 403)
Г.Г. Слышкин и В.И. Карасик понимают концепт
как «многомерную ментальную единицу
с доминирующим ценностным элементом».
<…> (Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Лингвокультурный
концепт как единица исследования // Методологические
проблемы когнитивной лингвистики: Сб.
науч. тр. / Под ред. И.А. Стернина. - Воронеж:
ВГУ, 2001. - С. 75 - 80.) Концепт группируется
вокруг некой «сильной» (т.е. ценностно
акцентуированной) точки сознания, от
которой расходятся ассоциативные векторы.
Наиболее актуальные для носителей языка
ассоциации составляют ядро концепта,
менее значимые - периферию. Четких границ,
по их мнению, концепт не имеет, по мере
удаления от ядра происходит постепенное
затухание ассоциаций. Карасик В.И. и Слышкин
Г.Г. считают лингвокультурный концепт
условной ментальной единицей, направленной
на комплексное изучение языка, сознания
и культуры.
З.Д. Попова и И.А Стернин определяют концепт
как комплексную ментальную единицу, которая
в процессе мыслительной деятельности
поворачивается разными сторонами, актуализируя
в процессе мыслительной деятельности
свои разные признаки и слои, при этом
соответствующие признаки или слои концепта
могут не иметь языкового обозначения
в родном языке человека <…> (Попова
З.Д., Стернин И.А. Язык как национальная
картина мира. - Воронеж, 2000. - 59 с.)
Концепт репрезентируется в языке готовыми
лексемами и фразеосочетаниями из состава
лексико-фразеологической системы языка;
свободными словосочетаниями; структурными
и позиционными схемами предложений, несущими
типовые пропозиции (синтаксические концепты);
текстами и совокупностями текстов (при
необходимости экспликации или обсуждения
содержания сложных, абстрактных или индивидуально-авторских
концептов). Концепты могут быть устойчивыми
- имеющими закрепленные за ними языковые
средства вербализации, и неустойчивыми
- не имеющими закрепленных за ними средств
вербализации, нестабильными, еще формирующимися,
глубоко личностными, редко или практически
совсем не вербализуемыми. Наличие языкового
выражения для концепта, его регулярная
вербализация поддерживают концепт в
стабильном, устойчивом состоянии, делают
его общеизвестным (поскольку значения
слов, которыми он передается, общеизвестны,
они толкуются носителями языка, отражаются
в словарях). Авторы предлагают следующую
модель концепта: ядром концепта является
чувственный базовый образ, выступающий
как кодирующий образ универсального
предметного кода. Этот образ принадлежит
бытийному слою сознания и, как показывают
некоторые наблюдения, имеет операционный
или предметный характер, базируясь на
биодинамической и чувственной ткани
сознания. Базовый образ окружен конкретно-чувственным
по своему происхождению когнитивным
слоем, отражающим чувственно-воспринимаемые
свойства, признаки предмета.
Ядром сформировавшихся концептов выступали
первоначально выделенные человеком признаки,
а вокруг ядра располагались признаки,
выделенные на более поздних этапах познавательной
деятельности. Сформировавшиеся концепты
фиксировались в языковых выражениях
(например, «человек», «личность», «общество»,
«место», «красота», «добро»). Концепт
- это информация, являющаяся критерием
идентификации, распознавания объекта
окружающей действительности носителем
определенной концептуальной системы,
концепт - это информация, являющаяся критерием
идентификации, распознавания объекта
окружающей действительности носителем
определенной концептуальной системы.
В классической русской литературе термин
концепт просто отсутствует. В «Энциклопедическом
словаре» Ф.А.Брокгауза и И.А. Ефрона находим
эту лексему в одной-единственной статье,
в которой речь идет о критике концептуализма
(автор - Э.Радлов) и посвященной номинализму.
В «Философском энциклопедическом словаре»
<…> (Философский энциклопедический
словарь. М., 1983. - С.279) находим только очень
краткое толкование: «Концепт (от лат.
conceptus), содержание понятия. См. Смысл».
В «Логическом словаре-справочнике» Н.И.
Кондакова <…> (Кондаков Н.И. Логический
словарь-справочник. М., 1975) имеем отсылку:
концепт - понятие (см.). Как орнаментальный
синонимичный эквивалент концепт употребляется
(и то весьма редко) в классической советской
психологической и философской литературе.
И тем не менее, термин «концепт» находит
широкое применение в различных областях
лингвистической науки. Он вошел в понятийный
аппарат не только лингвокультурологии,
но и когнитивистики и семантики. Период
утверждения термина в науке непременно
связан с определенной произвольностью
его употребления, размытостью границ,
смешением с близкими по значению и/или
по языковой форме терминами.
1.2 Понятие времени и концепт
«время»
Особое место среди концептов
принадлежит так называемым универсальным, базовым концептам. Они занимают
центральное место в картинах мира многих
национально-языковых сообществ, так как
составляют основу, фундамент всего мировосприятия.
Несомненно, что концепт «время» в русском
языке и соответствующий ему концепт «time»
в английском языке по праву входят в число
таких концептов, представляя собой одну
из несущих конструкций образа мира.
Феномен времени с давних пор привлекает
к себе внимание исследователей из самых
разных научных сфер: физики, философии,
психологии, лингвистики. Физики пытаются
осознать природу времени путем изучения
движения небесных тел, наблюдения круговорота
природных явлений и событий в мире; философы
и психологи приближаются к тайнам времени
и особенностям его восприятия человеком.
Отправным же пунктом лингвистических
(и не только) исследований времени является
тезис о том, что один из важнейших ключей
к постижению тайны времени заложен в
языке. Время - одно их основных категорий
человеческого бытия и является понятием
философским. Категория времени является
объектом научного анализа различных
наук: философии, лингвистики, лингвокультурологии
и т.д.
Большинство философов рассматривают
время как субъективный феномен. Яркая
характеристика психологического времени
- существование его в виде психологической
временной перспективы, где прошлое время
представлено памятью. Настоящее - созерцанием,
а будущее - воображением - выделяется
практически всеми авторами. Считается,
что сущность времени можно раскрыть лишь
в отношении его к человеку и поэтому время
является некой формой «интуиции», которая
соответствует внутреннему чувству. Так
как объективного объяснения категории
времени нет, оно интерпретируется субъективно.
Субъективная оценка времени базируется
на эмоциях и чувствах, которые непрерывно
меняются, поэтому время может протекать
быстро или медленно, останавливаться
или менять свое направление.
Время может не иметь определенного направления:
в микромире, в мыслях, в памяти (в русской
культуре такое «расхристанное» время
отражено в классических произведениях
-- «Зеркале» Андрея Тарковского и «Школе
для дураков» Саши Соколова). Время может
двигаться не только вперед или назад,
как мы привыкли, но вверх и вниз, как показала
Т. А. Михайлова на примере кельтской модели
времени. Время может быть рассмотрено
как динамическое и статическое. Статическая
концепция времени была характерна для
представителей британского абсолютного
идеализма, прежде всего Дж. МакТаггарта.
С этой точки зрения не время движется,
а мы движемся во времени. Наконец время
может быть рассмотрено как многомерное.
Автор этой концепции, английский философ
1920-х годов Джон Уильям Данн, показал, что,
если рассматривать время как многомерное,
то одно из измерений становится пространственно
подобным и по нему можно двигаться вперед
и назад, как по пространству. Этим Данн
объяснил феномен видений будущего в снах
и ясновидение.