Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 14:38, реферат
За бесконечным поражающим многообразием языков мира скрываются общие для всех них свойства. При всем безграничном несходстве оказывается, что языки созданы как бы по единому образцу. Хотя формально описаны лишь некоторые сходные свойства языков, лингвисты во многих случаях осознают их наличие и пользуются ими для описания новых языков. Подобные свойства языков называют языковыми универсалиями.
Понятие языковых универсалий.
Теория языковых универсалий.
Классификация языковых универсалий.
Дескриптивная лингвистика
Одно из направлений американского языкознания, возникшее и активно развивавшееся в 30—50-х гг. 20 в. в общем русле структурной лингвистики (наряду с глоссематикой и пражской лингвистической школой). Однако Д. л. имеет ряд существенных отличий от европейских школ структурной лингвистики, отражающих специфические общественно-исторические, философские, языковые условия развития языкознания в США: распространение теорий позитивизма, прагматизма и бихевиоризма; традиция изучения языков коренного индейского населения; актуальность практических проблем, связанных с разнородными группами иммигрантов, живущих в США, и т. п.
Дескриптивная лингвистика сложилась под непосредственным влиянием
идей Л. Блумфилда, который, применив к индейским (америндским)
языкам строгие методы сравнительно-
Дескриптивная лингвистика не ставила задачи создания общей лингвистической теории, которая объясняла бы явления языка и их взаимосвязи, но разрабатывала методы синхронного описания и моделирования языка (хотя важность исторических исследований не отрицалась). Описание языка понималось как установление языковой системы, индуктивно выводимой из текстов и представляющей собой совокупность некоторых единиц и правил их аранжировки (расположения). Детально разрабатывались проблемы уровней дистрибутивного анализа, уровней структуры языка и соответствующих им основных единиц — фонемы, морфемы и (иногда) конструкции (или предложения). Был поставлен вопрос о промежуточных уровнях, например морфонематическом и его единице морфонеме. Слово как основная единица языка, как правило, не выделялось и трактовалось как особо тесно спаянная цепочка морфем, соединённая в пределах предложения с другими такими же цепочками. Единицы, более крупные, чем предложение, не рассматривались, т. к. считались не принадлежащими структуре языка.
Методика анализа характеризуется изоморфизмом, т. е. включает на фонологическом и морфологич
В Дескриптивной лингвистике было создано учение о разных типах дистрибуции, выполняющих диагностическую функцию при определении статуса тех или иных явлений в структуре языка, и сформулированы общие принципы отождествления вариантов языковых единиц. Наиболее важным является противопоставление дистрибуции контрастирующей — неконтрастирующей. Контрастирующая дистрибуция (при которой элементы встречаются в тождественных окружениях и при взаимозамене выступают различителями смысла) характеризует самостоятельные единицы структуры языка (инварианты) на любом уровне. Неконтрастирующая дистрибуция (свободное варьирование и дополнительное распределение) присуща вариантам одной единицы. При свободном варьировании элементы встречаются в тождественных окружениях, но при взаимозамене не различают смысла, так как различия между ними обусловлены индивидуальными или стилистическими факторами. При дополнительном распределении элементы не встречаются в тождественных позициях и различия между ними вызваны различием позиций. Дескриптивисты признавали теоретическую возможность построить полное описание языка исключительно на основе данных о дистрибуции его форм. В связи с этим дескриптивную лингвистику часто называют дистрибутивной лингвистикой. Харрис сделал попытку само значение языковых единиц представить как функцию дистрибуции. Формализованная процедура описания языка, предложенная Харрисом и имеющая обобщающий характер, подводит итоги развития дескриптивной лингвистики.
В дескриптивной лингвистике были подробно разработаны методы фонологического
анализа, легче всего поддающиеся формализации
из-за отсутствия у единиц фонологического
уровня прямой связи со значением. Были
созданы описания фонологических систем
многих языков, в т. ч. ранее не описанных,
исследовались супрасегментные (просодические) явления — тон, ударение, явления стыка. Выделены и описаны различные
типы морфем, причем само понятие морфемы
было значительно расширено за счет выделения
супрасегментных, слитных, отрицательных
и т. п. морфем. Созданы труды по морфологии
многих языков, главным образом ранее
не описанных, по сложным частным морфологическим
вопросам. Синтаксис многие дескриптивисты
рассматривали как простое продолжение
морфологии. Подобно тому как всё в морфеме
считалось сводимым к составляющим её
фонемам, слова и конструкции считалось
возможным описывать через составляющие
их морфемы и классы морфем. Структура высказывания описыва
Дескриптивная лингвистика с момента возникновения не была однородным течением. Последовательным антиментализмом и стремлением к всё большей формализации характеризуется группа учеников и последователей Блумфилда в Йельском университете (Коннектикут), так называемый йельская школа (Б. Блок, Дж. Л. Трейджер, Харрис, Хоккет и др.). Напротив, так называемая анн-арборская школа (Мичиганский университет) отличается более широкой проблематикой, исследует значения, связи языка с культурой и социальным окружением, смыкаясь, таким образом, с этнолингвистикой (Фриз, К. Л. Пайк, Найда и другие).
Упрощённое понимание
языка, ограниченность проблематики, абсолютизация
дистрибутивного аспекта языка привели уже к концу 50-х — началу
60-х гг. к кризису, к резкой критике «лингвистики
без смысла» и механистического дистрибуционализма,
к появлению теорий, широко обращающихся
к семантике, в разработке которых приняли
участие многие бывшие дескриптивисты, —трансформацио
Список использованной литературы.
Глисон Г. Введение в дескриптивную лингвистику. М., 1959
Звегинцев В. А. Глоссематика и лингвистика. М., 1960
Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972
Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М., 1972
Информация о работе Языковые универсалии. Грамматические школы