Языковые универсалии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 21:40, реферат

Описание работы

Языковые универсалии по своей природе являются обобщенными высказываниями о тех свойствах и тенденциях, которые присущи любому языку и разделяются всеми говорящими на этом языке. Поэтому они составляют самые общие законы лингвистики (и противопоставляются отдельным частным методикам или результатам конкретных исследований). Далее, поскольку язык представляет собой форму индивидуального поведения и одновременно форму общечеловеческой культуры, универсалии дают возможность установить связь с психологическими закономерностями (психолингвистика) и сформулировать выводы относительно человеческой культуры в целом (этнолингвистика).

Файлы: 1 файл

язык.docx

— 36.17 Кб (Скачать файл)

Ясно, однако, что универсалии, относящиеся к одному и тому же языковому уровню, связаны между  собой. Например, в области структуры  слова имеют место следующие  цепочки импликаций: CCCV → CCV → CV, где V всегда может следовать за несколькими С, и VCCC → VCC → VVC → V, где V может предшествовать последовательностям из С. Эти импликации выводимы из общего утверждения о том, что если в языке есть типы слога с последовательностью из n согласных, то в нем есть и типы слога с n-1 согласных (в соответствующих позициях - поствокальных или предвокальных), за исключением импликации CV - V. Возможность получения указанных пяти импликаций дедуктивным путем (по-видимому, они верны и для более длинных последовательностей согласных) придает конкретным высказываниям особую определенность, которой не обладают чисто эмпирические универсалии.

Универсальные высказывания этого типа могут быть названы  собственно лингвистическими, поскольку  они содержат предикаты того же типа, что и отдельные частные универсалии, которые должны быть объяснены из более общих универсалий. В других случаях мы имеем дело с экстралингвистическими дедуктивными построениями, как, например, в тех случаях, когда привлекаются психологические принципы, дающие возможность  объяснить сущность лингвистического явления с более общих позиций, например в рамках общей науки  о поведении, охватывающей также  и поведение крысы в лабиринте. Эти более общие принципы необязательно  должны быть чисто психологическими. Они могут быть универсалиями  в области культуры и социальной психологии, как, например, престиж  и сила одного языкового сообщества по сравнению с другим, рассматриваемые  как универсальный фактор, объясняющий  влияние одного языка на другой.

Заключение

 

 

 Нам представляется, что  мы в полной мере раскрыли важность изучения языковых универсалий как для развивающейся психолингвистики, так и для самой лингвистики, если рассматривать ее как одну из областей науки, исследующей поведение человека. Мы указали также, что полученные результаты могут оказаться ценными и для других наук о поведении. Остается решить, следует ли предпринять какие-либо организационные меры, чтобы объединить усилия отдельных исследователей по развитию данной области науки. Прежде всего, надо выработать методологические основы для окончательной формулировки того, что нужно понимать под языковыми универсалиями. Ясно, что для разработки некоторых сложных проблем (например, проверки гипотез, касающихся семантических универсалий) необходимы исследования отдельных ученых по частным вопросам, требующие работы в полевых условиях (ср., например, Программу по сравнительной психолингвистике Юго-Западного университета [Southwest Project in Comparative Psycholinguistics]). Однако для многих типов универсалий - и прежде всего для синхронических, фонологических и грамматических - перекрестные исследования в самых разных языках в значительной мере способствовали бы выявлению и проверке общности языковых универсалий. Отметим, например, что исчерпывающим материалом для установления универсалий в области звукового символизма может служить лишь подборка сведений о всех морфемах во всех языках мира.

Осуществление такой программы  требует тщательно разработанного плана. Необходимо рассмотреть следующие  вопросы: выбор областей для исследования, порядок отбора и регистрации  данных, меры, обеспечивающие доступность  полученных данных для всех ученых, которые в них заинтересованы, и, наконец, организационные и финансовые вопросы. Таким образом, целесообразно  было бы созвать рабочую конференцию  по языковым универсалиям, в которой  приняли бы участие лингвисты, психологи  и антропологи, занятые в этой области. Организация такой конференции  могла бы быть возложена на Совет  по исследованиям в области общественных наук, с тем чтобы одновременно были рассмотрены как теоретические проблемы, так и возможные организационные меры по реализации программы исследований типа описанной выше. Кроме решения организационных вопросов, такая конференция могла бы стимулировать творческую деятельность отдельных ученых в этой области. 

 

 

 

Список использованной литературы

 

    1. Гринберг Дж. «Некоторые грамматические универсалии, преимущественно касающиеся порядка значимых элементов»- В кн. «Новое в зарубежной лингвистике» М.,1970 г.
    2. Гринберг    Дж., Осгуд Ч., Дженкинс Д. Меморандум о языковых универсалиях - В кн. «Новое в зарубежной лингвистике» М.,1970 г.
    3. Козинский И.Ш. «Лингвистическая типология» М.,1985 г.
    4. Кубрик А.Е. «Вопросы языкознания», 1981, №1

 

 


Информация о работе Языковые универсалии