Здоровье сберегающие технологии в преподавании иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 00:44, реферат

Описание работы

Здоровье нации, здоровый образ жизни, здоровая личность – слова, которые часто произносятся сегодня в нашем обществе.Cохранение и укрепление здоровья школьников зависит от правильной организации учебного процесса.
Педагоги, психологи и родители стремятся сделать все возможное, чтобы обучение детей было успешным, чтобы каждый ребенок в своей учебной деятельности достигал более высоких результатов.

Файлы: 1 файл

Здоровье сберегающие технологии в преподавании иностранного языка.docx

— 49.39 Кб (Скачать файл)

В конце  урока выполняется самое сложное  задание, после чего и вытирают это  задание. Доска остается чистой, ученики  уходят с урока с чувством успешно  и полностью выполненной работы.

При изучении нового материала, наоборот, хорошо, когда  весь материал урока записан на доске  и при подведении итогов урока  есть возможность окинуть еще  раз взглядом все записи. 

Далеко  не всем учащимся легко дается иностранный  язык, поэтому необходимо проводить  работу по профилактике стрессов. Хорошие  результаты дает работа в парах, в  группах, как на местах так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к выполнению упражнений без боязни ошибиться.

         При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат но и степень усердия ученика.

Не нужно  забывать и о том, что отдых  – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока  нужно не допускать однообразия  работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке.

Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень  полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения  наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).

Хорошие результаты во всех классах дает хоровое  проговаривание. Несколько минут  на уроке необходимо уделять оздоровительным  моментам. Потраченное время окупается  усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья учащихся.

Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически  вплетаются в канву урока.

  Более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнение можно выполнять в такой последовательности: 
1) потягивание за мочки сверху вниз;  
2) потягивание ушной раковины вверх;  
3) потягивание ушной раковины к наружи;  
4) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

В начале учебного дня, на первом уроке, можно  провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы  окончательно «разбудить» детей  и задать соответствующий рабочий  настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает  застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики  пальцев непосредственно связаны  с мозгом.

Массаж проводится в следующей последовательности:  
1) точка на лбу между бровями («третий глаз»); 
2) парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние);  
3) точка посередине верхнего края подбородка;  
4) парные точки в височных ямках;  
5) три точки на затылке в углублениях;  
6) парные точки в области козелка уха.

    Нужно помнить, что любое упражнение может принести пользу, не оказать никакого воздействия, принести вред. Поэтому нужно выполнять его очень старательно, обязательно в хорошем настроении.

В конце  урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие  вопросы хотелось бы повторить, задания  какого типа выполнить.

Особенность школьного обучения состоит в  том, что дети обязательно должны достигнуть определенного результата. Неоправданные ожидания педагогов, родителей и самих детей приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам. А это, в свою очередь, приводит к тому, что у детей пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить. Они уходят в себя, бегут от проблем, которые начинают накапливаться по мере развития собственной бездеятельности. Дети становятся зачастую злыми и агрессивными. У них возникают проблемы не только со здоровьем (болит живот, голова) — но появляются трудности в учении. В первую очередь это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминание учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски, закрытость. Это те немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.

Как помочь детям, как сделать так, чтобы  они начали жить активной, полноценной  и интересной жизнью? Как сделать  так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии и было в радость?

Для того чтобы помочь детям сохранить  физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Им необходимы двигательные минутки, которые  позволят размять тело, передохнуть  и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. И дети, и родители знают, что на уроках педагоги должны проводить физкультурные  минутки, зарядку для глаз и т.д. Я это делаю на своих уроках ежедневно. На уроках иностранного языка во время выполнения физических упражнений дети больше общаются друг с другом, учатся помогать и поддерживать друг друга, что влияет на изменение их коммуникативной культуры.

Систематическое использование физкультминуток  приводит к улучшению психоэмоционального  состояния, к изменению отношения  к себе и своему здоровью. Можно  предложить провести физкультминутку  кому-нибудь из детей. Они выполняют  это поручение с большим удовольствием.

Дети  после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

Оздоровительные физкультминутки — это часть  системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.

Ежедневно школьник подвержен стрессам вследствие неблагоприятной экологической  обстановки: интенсивности жизни, разнообразия социальных сред,  уменьшения роли семьи  как средства защиты ребенка, практически  отсутствия  патронирования ребенка старшими в социуме, насыщенности этих негативных факторов влияния (среди которых особое место занимают социальные - наркомания, алкоголизм, игорный бизнес,  зависимости, связанные со сбоями адаптационных механизмов личности  - музыкальная, компьютерная и др.)

Даже  позитивные факторы могут трансформироваться в негативные. Так, например, мобильность, насыщенность жизни усиливает влияние на психику, и как следствие - разнообразные стрессы, сокращение времени детства, негативизм (состояние от апатии к агрессии), который часто проявляется как фон повседневной жизни.

Современная школа  сама становится  фактором  снижения здоровья школьников,   увеличения психологических нагрузок.

Все это  снимает проблемы переутомления, отсутствие интереса к изучаемой теме, дети активны до конца урока, им нравится узнавать все больше нового. 

Таким образом, традиционная организация  образовательного процесса создает  у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке  механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

Какие же условия и факторы  школьной жизни оказывают  разрушающее воздействие  на здоровье детей?

Это инструктивно-программирующие методики. Весь учебный процесс в классе направлен на закрепощение детского организма в режиме постоянного сидения. При этом психомоторном закрепощении ребенок в начальной школе уже через 10-15 минут испытывает нервно-психические нагрузки ведущей к ранней стенокардии, близорукости и сколиозе. У него угнетается и парализуется общий тонус организма.

Второй  фактор губительный для здоровья - это продолжительное воздействие на детей школьной среды: закрытых помещений, ограниченных пространств заполненных однообразными искусственно созданными элементами. При этом угнетается эмоциональная сфера детей, подавляется иммунитет, не реализуется их генетическая программа.

Третий  фактор. Словесно-информационный - вербальный принцип построения учебного процесса. Книжное изучение жизни, предполагает некритическое восприятие готовой информации. При этом ученик становится принимающим программируемым устройством, а учитель в передающее программирующее. При этом подавляется творчество, которое заложено в них природой, они не могут самостоятельно мыслить и рассуждать.

Четвертый фактор - это лежащие в основе учебного процесса методики, разрушающие целостное восприятие мира.

Пятый фактор - это чрезмерное увлечение методиками "интеллектуального" развития в ущерб чувственному, эмоционально образному. Обучение детей в детском саду компьютеру приводит к "шизоидной интоксикации" сознания. Реальный мир у ребенка заменяется искусственным виртуальным, что ведет к распаду важнейшей психической функции воображения. И как следствие - раннее формирование шизоидно-психической конституции. На западе это началось в 50-ых годах, а сейчас дошло и до нас. Сегодня симптомы скрытой шизофрении наблюдаются у 70-80% детей уже в 4-ом классе.

Действие  сверхмощных средств информации (СМИ) превращают детей в биороботы, уставшие от жизни с психозависимой шизоидной конституцией. Дети в начальной школе рисуют монстров без рук без головы, на этих рисунках много кроваво- грязного и черного цвета. И даже солнце у них черное. Это в "Тихом Доне" у Шолохова прошедший все круги ада Григорий Мелихов в конце жизни увидел над собой черное солнце. Что же должно произойти с душой ребенка, чтобы он уже в восемь лет так воспринимал окружающий мир. Вдобавок ко всем этим факторам в последнее десятилетие в школу вошли здоровьеразрушающие инновации:

Замена  парт на столы, что привело к ранней потери зрения и нарушениям осанки.

Замена  каллиграфического письма перьевой ручкой на безотрывное письмо шариковой. В связи с этим выросла утомляемость, неуравновешенность, агрессия.

Замена  электролампового освещения на высококачественное люминесцентное, которое заглушает  внутренние биоритмы ребенка, влияет на ритмы головного мозга, после  введения предмета "Информатика" прибавилось и излучение от дисплеев и компьютеров.

Сокращение  или изгнание из школы уроков труда. Школа выпускает безруких, безволевых людей, не умеющих продуктивно трудится и ценить свой и чужой труд, а потому - нравственно ущербных.

Ошибочной считают введение в середине 50-ых годов совместное обучение и воспитание мальчиков и девочек.

Замена  шестидневной учебной недели на пятидневную, что привело к дополнительной нагрузке.

Бесконечные смены содержание образования и  учебных планов, результаты "инновации" не оцениваются медиками.

В итоге  совокупного действия всех описанных  условий и факторов школьной жизни  у детей возникают неврозы, психосоматические  и вегетативные расстройства внутренних органов (сердца).

В мирное время наша страна переживает демографическую трагедию.

Я приведу  примеры исследования российских школьников, т.к. у нас их не проводят.

В Новосибирске 98% родившихся детей получают родовую  травму у 45% задержки психического развития в дошкольном возрасте, 35% детей рождаются  недоношенными, 5% выпускников  здоровы, 80% хронически больны, 50% анатомические  отклонения. 70% страдают нервно-психическими расстройствами. Вместо акселерации (увеличения роста) идет децелерация (уменьшение роста), за последние 10 лет в 20 раз увеличилось количество низкорослых, ежегодно 300 тысяч юношей около 35% комиссованы военкоматом. Эта трагедия "перекинулась" на репродуктивные возможности населения. Из 1000 новорожденных младенцев 800-900 уже имеют врожденные пороки развития. Специалисты ЮНЕСКО и ВОЗ, исследовавшие проблему жизнеспособности государства, оценивали их по 5-ти бальной системе. Жизнеспособность России оценили в 1,4 балла. Это уровень, ниже которого начинается деградация страны.

Причины:

-ухудшение качества жизни, обнищание, разрушение экономики;

-нехватка денег на социальные программы,образование, здравоохранение;

-резкое ухудшение экологической обстановки;

-дефицит микроэлементов (например, йода в воде);

-нервно-психологический шок, вызванный проводимыми в стране реформами.  

Главным виновником нынешней ситуации является система образования детей.  

Здоровье  детей - это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение  этой проблемы зависит от внедрения  в школу здоровьесберегающих технологий.  

Что делает урок здоровье сберегающим?

Знание  некоторых принципов  легко возмещает  незнание некоторых  фактов.  К. Гельвеций

Для определения  базовых потребностей учащихся целесообразно  опираться на известную модель –  иерархическую пирамиду потребностей

Информация о работе Здоровье сберегающие технологии в преподавании иностранного языка