Здоровье сберегающие технологии в преподавании иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 00:44, реферат

Описание работы

Здоровье нации, здоровый образ жизни, здоровая личность – слова, которые часто произносятся сегодня в нашем обществе.Cохранение и укрепление здоровья школьников зависит от правильной организации учебного процесса.
Педагоги, психологи и родители стремятся сделать все возможное, чтобы обучение детей было успешным, чтобы каждый ребенок в своей учебной деятельности достигал более высоких результатов.

Файлы: 1 файл

Здоровье сберегающие технологии в преподавании иностранного языка.docx

— 49.39 Кб (Скачать файл)

Здоровье  сберегающие технологии в преподавании иностранного языка

        

                             

   

 
 
 
 
 

Здоровье  сберегающие технологии в преподавании иностранного языка.

                                                      «Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто»  
                                                                                                                           Сократ
 

Здоровье  нации, здоровый образ жизни, здоровая личность – слова, которые часто  произносятся сегодня в нашем  обществе. Мы неоднократно слышим, что  в оздоровлении нуждаются наше государство, экономика, политические отношения, люди. Школа (и вообще система образования) тоже страдают хроническими заболеваниями. Одни - звездностью, другие - инфлитилизмом, третьи - агрессивностью, четвертые - нервным перенапряжением … .

      Бесспорно, что успешность обучения  в школе определяется уровнем  состояния здоровья, с которым  ребенок поступил в школу. В  дальнейшем сохранение и укрепление  здоровья школьников будет зависеть  от правильной организации учебного  процесса.

Педагоги, психологи и родители стремятся  сделать все возможное, чтобы  обучение детей было успешным, чтобы  каждый ребенок в своей учебной  деятельности достигал более высоких  результатов. Именно мы, взрослые, должны создать такие условия, при которых  обучение становилось бы все более  успешным.

       Что такое «здоровая » школа? Наверное, это такое учреждение, в котором труд и учеба радостны, в котором нет физического и психического насилия, в котором исключается варварское вторжение в личность. Это дом, где жизнь организована природосообразно, по принципам сосуществования и сотрудничества. Это место, где человек не чувствует себя неполноценным, одиноким и покинутым.

 

         В современной литературе и практике реформирования системы образования здоровье сберегающие технологии понимаются как совокупность методов, которые направлены на решение таких задач, как:

- охрана  и укрепление здоровья учащихся;

- создание  оптимальных моделей планирования  образовательного процесса, основанных  на пропорциональном сочетании  учебной нагрузки и различных  видов отдыха, в том числе, активных  его форм;

- формирование  в сознании учащихся и педагогов  ценностей здорового образа жизни.

      

     В настоящее время вопросы  здоровья и здоровый образ  жизни не занимают первое место  в иерархии потребностей и  ценностей человека в нашем  обществе.

Полностью согласна с выводами многолетних исследований Института возрастной физиологии, что у многих детей времени, свободного от школы и школьных занятий, просто нет. Их рабочий день, особенно в старших классах, превышает продолжительность рабочего дня взрослых и составляет 12-14 часов.

За последние  годы появилось много новых предметов, увеличился объем информационных нагрузок, резко возросли интенсивность и  эмоциональное напряжение учебного процесса, безусловно, ухудшение состояния  здоровья школьников нельзя связывать  только с негативным влиянием «школьных  факторов». Необходимо учитывать и неблагоприятные социально-экономические условия жизни многих семей, и отрицательное влияние экономических факторов, и нарушения состояния здоровья, и сниженный адаптивный ресурс большинства детей, начинающих учиться в первом классе, качество питания, наследственность, и ряд других факторов. Это определяет важность и значимость школьных факторов риска.

     Здоровье человека — актуальная  тема для разговора во все  времена. Как воспитание нравственности  и патриотизма, так и воспитание  уважительного отношения к своему  здоровью необходимо начинать  с раннего детства. По мнению  специалистов-медиков, 75 % всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для детей самое важное — это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом? В последнее время средства массовой информации активно поднимают этот вопрос.

             Быть здоровым - естественное стремление человека. Целостность, гармония человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, поэтому такого человека мы пытаемся           « создать». Предлагаю вам нетрадиционные методы оздоровления, которые дают положительные результаты. Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе. Если ребята по каким-то причинам не желают их выполнять, то во время их проведения могут посидеть спокойно или выполнить их частично.

        Дыхательная и звуковая гимнастика

Цель: научить дышать через нос; при этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей. 

Гимнастика  для глаз по методу Г. А. Шичко

1. Пальминг.

Центр ладони должен быть над центром глазного яблока.

Основание мизинца (И правой, и левой руки.) - на переносице, как мостик очков. Ладошки  на глазах должны лежать так, чтобы  ни единой дырочки не было, чтобы  глаза находились в кромешной  тьме. Локти поставить на стол, сесть  поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.

2. Верх-вниз, влево-вправо.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

3. Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его  глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

4. Квадрат.

Предложить  детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

5. Покорчим рожи.

Учитель предлагает изобразить мордочки различных  животных или сказочных персонажей.

Гримасочка ежика - губки вытянуты вперед - влево - вправо -вверх - вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.)

6. Рисование носом.

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить  слово или букву. Затем закрыть  глаза. Представить себе, что нос  стал таким длинным, что достает  до таблички. Нужно написать своим  носом выбранный элемент. Открыть  глаза, посмотреть на табличку. (Учитель  может конкретизировать задание в соответствии с темой урока.)

7. Раскрашивание.

Учитель предлагает детям закрыть глаза  и представить перед собой  большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала  желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно  обязательно самым любимым цветом.

Раскрашивать  необходимо не торопясь, не допуская пробелов.

8. Расширение поля зрения.

Указательные  пальцы обеих рук поставить перед  собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем - правый глаз, за левым -левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их... и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.

9. Буратино.

Предложить  детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми  глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением  носика.

10. Часики.

Развести  пальчики и начать вращать. Левый  пальчик — по часовой стрелке, а правый — против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону.

          Основными целями проведения этих упражнений являются:

-учить  освобождаться от стрессов, перенапряжения;

-подводить  учащихся к сознательному умению  быть здоровыми, внимательными,  чуткими.

Современное состояние общества, высочайшие темпы  его развития предъявляют всё  новые более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:

Физиологически  зрелыми рождаются не более 14% детей.

25-35% детей  пришедших в 1 класс школы, имеют  физические недостатки.

90-92% выпускников  средних школ находятся в «среднем  состоянии», т.е. ещё не знают,  что больны.

Только 8-10% выпускников школ можно считать  действительно здоровыми.

5% взрослого  населения страны хронически  больны, а 95%-находятся в «третьем  состоянии».

Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной  деятельности у учащихся, снизили  их творческую активность, замедлили  их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными, поэтому мы сегодня говорим о здоровье сберегающих технологиях.  

Одной из важнейших  задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей.  
Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:  
а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;  
б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;  
в) в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;  
г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;  
д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на старте школьного  обучения, но не менее важна и  правильная организация учебной  деятельности, а именно:  
1) строгая дозировка учебной нагрузки;  
2) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;  
3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);  
4) благоприятный эмоциональный настрой.

                  Учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.

    У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность.

В известной  степени неудовлетворенность собой  является врожденной категорией и величайшим из стимулов к саморазвитию, обучению, условием борьбы и успеха.

Но неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Необходимо постоянно заботиться о  том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.

У учащихся развита интуитивная способность  улавливать эмоциональный настрой  учителя, поэтому с первых минут  урока, с приветствия нужно создать  обстановку доброжелательности, положительный  эмоциональный настрой. Только через  опыт совместного переживания у  детей может развиться эмпатия, т.е. умение сопереживать.

Огромное  значение в предупреждении утомления  является четкая организация учебного труда.

Планируя  работу на доске, иногда удается расположить  задания так, что выполняются  сначала более простые, требующие  меньше записей, они и  помещаются в нижней части доски.

Информация о работе Здоровье сберегающие технологии в преподавании иностранного языка