Адаптация зарубежных ситкомов на Российском телевидении: приемы и стратегии
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 17:46, творческая работа
Описание работы
Цель исследования - определение специфики и оригинальных черт жанра «ситком» на российском телевидении. Поставленная цель достигается путем решения следующих задач: - уточнить термин «ситком», разъяснить особенности жанра; - проследить историю возникновения жанра на российском телевидении; -определить динамику становления жанра ситкома на российском телевидении и специфику адаптации ситкомов;
Теоретическая часть……………………………………………….4 1. Обзор литературы и интернет-источников………………………………..4 2. Ситком: определение понятия, история и характерные особенности…..4 3. Зарубежные ситкомы на российском телевидении……………………….6 3.1.Появление первых ситкомов в России…………………………………...6 3.2. Проблемы адаптации ситкомов (на примере «Счастливы вместе» и «Папиных дочек»)…………………………………………………..6
II. Практическая часть…………………………………………………7 1. Адаптация зарубежных ситкомов на российском телевидении или глокализация на российском телевидении…………………………………...7 2. Приемы адаптации жанра ситком…………………………………………..8 3. Характерные особенности и тенденции современного российского ситкома……………………………………………………………………….....8
3. Характерные особенности
и тенденции современного российского
ситкома……………………………………………………………………….....8
Заключение…………………………………………………………………...12
Список используемой
литературы………………………………………..13
Приложение
Введение
В конце 20 – начале 21 века
возникла необходимость создания
«нового» телевидения, отвечающего требованиям
времени и вкусам «нового» зрителя - новых
программ, проектов, жанров. Определяющим
фактором для отбора информации и способов
её предъявления стал рейтинг программ,
и развлекательные программы на телевидении
призваны были обеспечить его. Опыта в
создании коммерческого телевидения,
нацеленного на удовлетворение вкусов
и потребностей массового зрителя у российского
телевидения не было, и в этих условиях
был выбран самый простой и короткий путь
– заимствование жанров, идей высокорейтинговых
программ у западных телекомпаний, прежде
всего американских. Это всевозможные
ток-шоу, реалити-шоу, сериалы и так называемые
ситкомы. Сегодня по выпуску сериалов
и ситуационных комедий Россия вышла на
одно из лидирующих мест в мире.
Среди развлекательных жанров ситком
сегодня является одним из самых популярных
жанров, занимает определённое, довольно
значимое место в телеискусстве 21 века.
Как развивался ситком и адаптировался
для российской аудитории? Какие характеристики
российского ситкома можно выявить на
современном этапе? Как повлияли ситкомы
на развитие российского телеискусства?
Телевидение сегодня, наряду
с компьютером, занимает значительное
место в досуговой деятельности человека.
Активность развития и популярность жанра
ситкома, его довольно значительное
место в современном телеискусстве определяют актуальность
данной проблемы. Для проведения
исследования мы выдвинули гипотезу: ситкомы,
пройдя определённый путь развития и адаптации
на российском телевидении, сегодня являются
оригинальным продуктом.
Объектом нашего исследования будет
жанр ситкома на российском телевидении, предметом исследования
–наиболее популярные (по результатам
анкетирования) российские ситкомы.
Цель исследования - определение специфики и оригинальных
черт жанра «ситком» на российском телевидении.
Поставленная цель достигается путем
решения следующих задач:
- уточнить термин «ситком»,
разъяснить особенности жанра;
- проследить историю возникновения
жанра на российском телевидении;
-определить динамику становления
жанра ситкома на российском телевидении
и специфику адаптации ситкомов;
- выявить особенности российских
ситкомов на современном этапе.
Данная работа представляет
собой теоретическое исследование процесса
эволюции жанра «ситком» на российском
телевидении. Исследование предполагает
использование как эмпирических, так и
теоретических методов: анкетный
опрос, сравнение, анализ и синтез, восхождения
от абстрактного к конкретному, описательно-аналитический
метод.
Значимость данного исследования заключается
в определении некоторых специфических
характеристик российского ситкома, прикладная
ценность видится в возможности использования
материала в работе секций и кружков, связанныз
с телеискусством, в 11 классе на уроках
МХК при изучении темы «Массовая художественная
культура: основные особенности и влияние
на формирование современного менталитета»
и на уроках обществознания по теме
«Искусство. Массовая культура».
Для исследования была изучена
и проанализирована литература и материалы
сети Интернет, посвящённая актуальным
вопросам современного телеискусства
и жанру ситкома в частности, рассмотрен
материал по этой проблеме в Интернете:
статьи, интервью и т.п. Так, Владимир Познер,
образно определяя функцию современного
телевидения, отметил, что сегодня
«…телевидение существует для зрителей,
как …химчистка для клиентов. Если в ближайшей
химчистке будут плохо чистить, я пойду
в другую». [9, 31] Д. Дондурей рассматривает
историю создания «нового телевидения»
в России с 2001 года: «…телевидение
начинает буквально с нуля, открывая и
постигая законы телевизионных жанров,
драматургии и телевизионной деятельности
в целом». [2, 26] Корнилова Е. Е. так
говорит о вхождении западных программ
в наше телеискусство: «Для подражания
использовались любые приносящие успех
и экономическую выгоду образцы». [5] В статье В. Полиектова
говорится о том, что в современном информационном
обществе экранная культура становится
ключевым культурно- образующим феноменом
современности. Автор определяет «экранную реальность»,
наряду с «виртуальной», как центральный
и ключевой культурообразующий феномен
ХХ века» [10, 3]. Л. Туроу объясняет
значительное место телевидения в досуговой
деятельности: «Надо учиться читать. Для
этого требуется работа, время и инвестиции.
Но не надо учиться смотреть телевидение.
Оно не требует усилий» [17, 103]. В.М.Розин, анализируя
особенности современного искусства
пишет, что оно «создается средствами
массовой информации (СМИ), современными
техниками, новым отношением к искусству»
[11, 329]. Доктор педагогических
наук, профессор Глазырина Л.Д. в статье
«Основы медиатизации: значение медиа
в социокультурном пространстве» выделяет
среди других функций современного телевидения
и такие функции: манипуляция личностью,
инструментализация и психоэксплуатация
личности, формирования индивидуального
смыслового образа «реального мира», развлечения
и др. [1, стр. 221] В нашей работе
мы обратимся к популярному развлекательному
жанру – жанру ситком.
I.
Теоретическая часть
1
Ситуационная комедия, или
комедия положений (ситком) (англ. situation comedy,
sitcom) — комедийный телевизионный
сериал с постоянными основными персонажами,
связанными общей историей, местом действия
и, как правило, законченным сюжетом в
каждой серии.
Ситкомы появилась на
радио в США в 1920-х годах. В 1926 году на радио
WGN, в Чикаго, вышло в эфир шоу "Sam and Henry"
(Сэм и Генри), оснаванное на юмористических
комиксах. Ежедневно 15 минут актеры зачитывали
по ролям содержание комиксов и веселили
народ. В 1928 году на радио CBS вышло шоу "Amos
& Andy" (Эймос и Энди), которое стало
самым популярным ситкомом двадцатых
— тридцатых годов. Однако в целом особой
популярности жанр не получил. Телевидение,
на котором они появились в сороковых
годах, подарило им новую жизнь. Именно
тогда прошли «Шоу Эббота и Костелло»,
«Шоу Бернса и Эллиена» и «экранизации»
радиопостановок, таких как «Эмос и Энди».
Официально термин «ситком» возник в 1951
году, когда на телеэкраны вышла телевизионная
комедия «Я люблю Люси».
К 1970-м годам ситком выделился
в жанр телевизионной комедии и получил
широкое распространение в телесериалах
нового формата с короткими сериями по
20—30 минут, включая титры и рекламу. Оригинальная
идея понравилась телезрителям, и началась
эра ситкомов.
В Россию ситкомы
пришли в 2004 году, когда компания «АМЕДИА»
выпустила сериал «Моя прекрасная няня»
— адаптацию американского ситкома «The
Nanny». Начиная с этого момента, «ЛЕАН-М»
и «АМЕДИА» — два основных производителя
ситкомов — взяли курс на производство
адаптаций иностранных ситкомов.
Традиционно в ситкомах серии
имеют слабую связь между собой. Персонажи
практически не меняются на протяжении
всего сериала. Сюжеты ситкомов не отличаются
разнообразием. Основное внимание в сюжете
подобных телесериалов уделено юмористической
стороне каждодневных проблем и бытовых
ситуаций. Ситкомы имеют своей целью поднять настроение, сформировать оптимистичный
взгляд на окружающие проблемы, развить
чувство юмора. Характерной особенностью
ситкомов является закадровый смех.
Первые ситкомы снимались в студии, перед
зрителями с целью проверить действенность
шуток, чтобы в дальнейших сериях что-либо
поменять в угоду публике. Сейчас смех
идёт в записи или его нет вовсе. Считается,
что закадровый смех придает некоторую
динамику и помогает создать ощущение
совместного просмотра, позитивный настрой,
приглушить чувство одиночества. Тенденция
последнего времени — это отсутствие
смеха за кадром.
2
2.1. В Советском Союзе предшественником
ситкомов можно считать телепередачу
«Кабачок «13 стульев», представляющую
собой ситком с вкраплением музыкальных
номеров, которая выходила с 1969 по 1981
и была очень популярна. Предшественниками
этого жанра считают также сатирический
журнал «Фитиль», а затем и «Ералаш». Сейчас
производство ситкомов в России на подъеме,
этот жанр стал довольно популярным.
Первым ситкомом, появившимся
на российском телевидении, стал американский сериал «Альф».
В Америке этот ситком шёл с 1986-го по
1990-й, у нас «Альфа» начали показывать
в 1996-м. Позже на российские экраны
выходит первый адаптированный на российского
телезрителя сериал «Клубничка», затем
- «Саша и Маша», адаптированный с французского
варианта. Первым успешным российским
ситкомом стал сериал «Моя прекрасная
няня», также имеющий американский
аналог – ситком «The Nanny». Следующим проектом
в этом жанре был сериал «Люба, дети и завод»
по американской «Грейс в огне». Сериал
«Не родись красивой» был снят на основе
колумбийской «Дурнушки Бэтти».
2.2. «Счастливы вместе» — российский
вариант американского ситкома «Женаты...
с детьми», пример прямой адаптации популярного
зарубежного ситкома. «Счастливы вместе»
были приняты российскими телезрителями
неоднозначно: среди российских зрителей
были и поклонники этого сериала, и те,
кто подвергал его резкой критике.
Смешные американские сценарии были взяты
целиком и полностью, а на выходе продукт
получился очень низкого качества.
Сериал «Папины дочки» —
оригинальное российское изобретение.
Этот ситком дважды номинировался на премию
«Тэфи», а молодой актерский состав заметно
освежил российский кинематограф.
Немецкий канал «Das Vierte» выкупил права
на сериал и сделал свою версию, назвав
ее «Полный дом дочек». Премьера немецкого
варианта состоялась 19 августа 2010 года.
Однако в Германии сериал приняли более
чем прохладно.
2.3. Компенсаторно-развлекательная
функция телевидения связана с потребностью
личности в физическом и психическом расслаблении.
[1, стр. 221] Ситком предоставляет возможность
релаксации, сброса эмоционального напряжения,
умственного отдыха. Ситком нужен, когда
человек настроен на отдых; им движет желание
отвлечься от реалий действительности,
связанных с решением довольно сложных
проблем. Погашение избыточного психического
напряжения позволяет компенсаторно-развлекательную
функцию обогатить терапевтически-релаксационными
возможностями, что делает человека более
стрессоустойчивым в наше сложное
время. Однако возникает важная проблема
соотношения эстетических и моральных
норм. Учитывается ли эта проблема при
создании и адаптации ситкомов?