Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 20:47, контрольная работа
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность активации креативного мышления дизайнера .
Задачи исследования: рассмотреть уже существующие техники креативности, более подробно остановится на нескольких из них, экспериментально проверить и сравнить их эффективность в дизайнерской деятельности.
Введение…………………………………………………………………………...2
Часть1 ……………………………………………………………………………..4
1.1Что такое креативность……………………………………………………….4
1.2.Все ли обладают креативным потенциалом………………………………...6
1.3.Как развить свою креативность……………………………………………..7
1.4.Техники развития креативности……………………………………………13
Часть 2…………………………………………………………………………... 16
2.1.Мозговой штурм……………………………………………………………..16
2.2.Морфологический анализ (Морфологический ящик)……………………..19
2.3.Сравнение методов…………………………………………………………..20
Вывод …………………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………23
3. Креативным людям характерна способность к эмпатии. Для них легко "чувствовать чувствами, чтобы почувствовать чувства", идет ли речь о людях, животных или неодушевленных предметах. Их теплота проявляется в чувстве юмора и они часто вносят юмор в ситуации, которые большинство людей рассматривают как неприемлемые для юмора.
4. Креативные люди - энтузиасты. Фактически энтузиазм управляет силой их любопытства и воображения. Это дает им сильное ощущение того, что они выполняют некую миссию и их часто сопровождает чувство одиночества. Это ведет к вере в свои способности. В целом они менее зависимы от авторитетов, меньше тревожатся о том, что они создали и их меньше заботит заработная плата и статус, чем других людей. Соответственно они ищут работу, которая обеспечит им волнующие и сложные задачи. Факт, что в рекламных агентствах текучесть кадров, более высока, чем в какой-либо другой области деятельности. Когда креативный человек меняет работу, есть вероятность, что он делает это не ради денег (хотя деньги и сопровождают существенное повышение по службе), а для того, чтобы найти более интересные и сложные задачи и возможности.
5. Наконец, креативные люди - гибки. Они легко переключаются и пытаются найти новый подход к решению проблем, получая удовольствие от новых сложных проблем. Они с легкостью связывают несвязанные между собой вещи, быстро отделяют источники информации и мнения от контекста, формируют собственные оценки той информации, которую получают и меньше подвержены влиянию установок к определенным источникам информации, чем другие. При всей своей гибкости они, однако, интеллектуально честны и чаще настаивают на своем, если возникают противоречия. Высоко креативные люди не склонны поддаваться групповому давлению, за исключением случаев, когда речь идет о целесообразности. Качества, которыми наделены креативные люди, неоценимы при разработке как товаров, так и великих рекламных сообщений. Без креативных людей скорее всего достижение успеха невозможно.
Интересна оценка Д. Огилви собственного опыта творчества:
1. Креативный процесс требует большего, чем просто рассуждений. Большинство оригинальных мыслей просто невозможно выразить словами. Они требуют "нащупывающего экспериментирования с идеями, управляемого интуитивными предчувствиями и вдохновляемого подсознанием". Большинство людей бизнеса неспособны мыслить оригинально, потому, что они не в состоянии избавиться от тирании (логических) рассуждений. Их воображение блокировано.
2. Я создал техники для поддержания "телефонной линии" с моим подсознанием, в случае если это беспорядочное хранилище имеет что-либо сказать мне. Я слушаю много музыки, долго принимаю горячую ванну, работаю в саду. Я замыкаюсь в Амише, наблюдаю за птицами, долго гуляю за городом и часто беру отпуск, чтобы мой мозг находился "под паром": ни гольфа, ни вечеринок с коктейлями, ни бриджа - никакой сосредоточенности, только велосипед. За то время, что я, таким образом, ничего не делаю, я получаю постоянный поток телеграмм из моего подсознания и они превращаются в сырой материал для моих рекламных сообщений. Однако требуется больше: тяжелая работа, открытый ум и неуправляемое любопытство.
Абрахам Маслоу, американский психотерапевт, разделяет креативность (творческость) на первичную и вторичную. Первичной креативностью он называет фазу вдохновения, вторичной – фазу разработки.
Вторичная креативность требует не только творческой способности как таковой, но во многом опирается на тяжелую работу, на дисциплину, на освоение инструментов, материалов. Вторичная креативность основывается на упорстве, терпении, тяжелой работе. Маяковский говорил, например, что он работает «как 38 миллионов негров». Чайковский повторял, что талант – это 1% вдохновения и 99% труда! Пикассо мог писать картину по 9 часов подряд, забывая обо всех естественных потребностях, и говорил удивленной жене: «Когда я работаю, я оставляю свое тело за дверью».
Физиологические и психологические факторы
Чем вы думаете? Мозг наш состоит из двух полушарий — правого и левого, которые работают вместе, но каждое выполняет свою функцию. Левое полушарие отвечает за последовательную линейную обработку информации, анализ, логику, речь, вербальную память. Правое полушарие воспринимает ситуацию как целое в совокупности с нашими ощущениями. Именно правое полушарие нашего мозга отвечает за творчество, интуицию, синтез, за генерацию новых идей, за озарения и создание столь почитаемого нами креатива. Если работа левого полушария — представляет собой почти полную аналогию с работой компьютера, то искусственных аналогов правого полушария нет.
Вся система образования — от детского сада до университета — направлена на развитие левополушарных навыков, конвергентных способностей. Все что требуется от школьника или студента — это дать единственно правильный ответ. Но креативность, наоборот, предполагает способность найти множество ответов, каждый из которых — правильный. И отличники, демонстрирующие высокий интеллект и прекрасное знание предметной области часто оказываются в затруднении, когда нужно придумать что-то новое и выйти за рамки привычного. Наши наблюдения показали, что уровень креативных способностей студентов часто находился в обратной зависимости от среднего балла зачетной книжки. Так, Торранс считал, что креативность максимально проявляется: когда существует дефицит знаний. Вообще же многочисленными исследованиями установлено, что прямой связи между интеллектом и креативностью не существует. Как высокоинтеллектуальный человек может иметь слабые креативные способности, так и наоборот — креативным может быть человек с невысоким интеллектом. Однако если уровень интеллекта во многом определяется генетически, то в отношении креативности ситуация более оптимистична.
Уровень нашей креативности не определяется наследственными факторами, а формируется под влиянием среды, более того, он может изменяться как в одну, так и в другую сторону в течение жизни. Спады в креативности в основном связаны либо с уменьшением ее востребованности, либо со стрессовыми ситуациями.
1.4.Техники развития креативности.
При изучении креативности многие психологи находят методы развития креативности и нахождения новых идей. Все многообразие этих методов можно разделить на три основные группы:
Методы психологической
Все методы этой группы направлены на преодоление психологических барьеров, препятствующих творческому мышлению.
Одним м из наиболее известных методов- "Мозговой штурм". Разработан Осборном (США) в 40-х годах. "Мозговой штурм" — это метод коллективного поиска новых идей.
Вторым коллективным методом активизации творческого мышления является – "Корабельный совет". Своей техникой он похож на «Мозговой штурм», но является более организованным и систематизированным.
К менее
известным методам
Методы систематизированного поиска идей
Методы этой
группы позволяют от хаотического поиска
идей перейти к системе
метод контрольных вопросов,
метод фокальных объектов,
"СКАМПЕР",
решетка ФКБ
морфологический анализ.
Метод контрольных вопросов еще называют сократикой в честь Сократа, владевшего талантом находить истину, задавая наводящие вопросы. Он используется для того, чтобы с помощью задаваемых в определенной последовательности вопросов лучше понять проблему, получить свежий взгляд на нее и новые идеи. Такие списки контрольных вопросов существуют в разных областях деятельности, наиболее известны классические списки контрольных вопросов по Эйлоарту и Осборн, разработанные для технических систем. Метод очень прост, универсален и эффективен. Модификацией метода контрольных вопросов является метод "СКАМПЕР", предложенный Бобом Эберле.
Метод контрольных вопросов используется для того, чтобы с помощью задаваемых в определенной последовательности вопросов лучше понять проблему. Таких списков контрольных вопросов существует достаточное количество для разных областей деятельности.
Метод фокальных объектов отличается простотой и неограниченными возможностями поиска новых точек зрения на решаемую проблему — использование случайных сочетаний позволяет получать решения, которые вряд ли бы сами пришли бы в голову.
Из методов систематизированного поиска новых идей самым известным и часто применяемым является морфологический анализ, автор которого — швейцарский астрофизик Фриц Цвики. Суть метода — в сравнении аналогичных объектов и определении их существенных составляющих. Главным инструментом является построение так называемого морфологического ящика.
Методы управляемого поиска идей и развития творческого воображения
В эту группу
методов включены способы развития
творческого воображения и
Практическим навыкам творческого мышления способствует и метод доктора Эдуарда де Боно (Боно написал 45 книг, переведенных на 27 языков, подготовил два научных фильма для ТВ, читает лекции в 45 странах мира и возглавляет комитет по награждению Нобелевской премией), известный как латеральное мышление (поиск решения проблем не общепринятыми или очевидными методами).Под латеральным мышлением понимается процесс обработки информации, способствующий активизации творческих способностей и интуиции.
Один из разработанных им методов латерального мышления - "метод семи шляп" .
Часть 2.
2.1.Мозговой штурм.
"Мозговой штурм" — это метод коллективного поиска новых идей, основная его идея — снятие боязни «сказать что-нибудь не то» за счет того, что, во-первых, процесс генерации идей и их критика разделены во времени, во-вторых, требуется придумать как можно большее количество идей за ограниченное время, в-третьих, атмосфера всеобщего творчества эмоционально "заряжает" всех участников. Существует множество модификаций "мозгового штурма". К наиболее известным относятся — корабельный совет, рисовый град, метод 635, брейнрайтинг, модеративный метод, индивидуальный мозговой штурм.
Собираем группу заинтересованных в создании нового продукта товарищей, запираем их в помещении и — «время пошло!». Кульминационный момент штурма — его пик, когда идеи начинают бить ключом, а краснолицые возбужденные участники орут, перебивая друг друга, что явно свидетельствует о раскрепощении их сознания. Все идеи, включая самые бредовые, фиксируются ведущим, их впоследствии оценивает группа «критиков», скрупулезно отделяя зерна от плевел. Согласно статистике, около 15 % идей должны оказаться перспективными для создания нового продукта.
Правила мозгового штурма.
Основной
минус мозгового штурма это
хаос который начинает
Для этого в групповом мозговом штурме должен быть человек управляющей процессом - ведущий. Так как мозговой штурм направлен на раскрепощение сознания, все это может привести к неразберихе. Ведущий же должен правильно сформулировать задачу для группы. Хорошо если задача будет поставлена в форме вопроса. Четко выбранный вопрос не позволит группе отойти от основной цели мозгового штурма. Хорошие вопросы открывают пытливому уму множество вариантов, не имеющих ничего общего с уже известными решениями, и заводят его в доселе не исследованные уголки целого мира перспективных усовершенствований.
Еще
один минус данного метода, который
порой встречается даже в
Информация о работе Активация креативного мышления в творчестве дизайнеров