Активация креативного мышления в творчестве дизайнеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 20:47, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность активации креативного мышления дизайнера .
Задачи исследования: рассмотреть уже существующие техники креативности, более подробно остановится на нескольких из них, экспериментально проверить и сравнить их эффективность в дизайнерской деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Часть1 ……………………………………………………………………………..4
1.1Что такое креативность……………………………………………………….4
1.2.Все ли обладают креативным потенциалом………………………………...6
1.3.Как развить свою креативность……………………………………………..7
1.4.Техники развития креативности……………………………………………13
Часть 2…………………………………………………………………………... 16
2.1.Мозговой штурм……………………………………………………………..16
2.2.Морфологический анализ (Морфологический ящик)……………………..19
2.3.Сравнение методов…………………………………………………………..20
Вывод …………………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

Малюкова Ольга.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

А что же делать если ты в одиночку должен найти  креативную идею? Метод мозгового  штурма не подходит? Еще как подходит мозговой штурм может быть и индивидуальным. Просто расслабиться и в течении 20минут записывать все идеи приходящие в голову. Также можно симулировать мозговой штурм. Позвонить хорошему другу и попросить его в течении минуть отвечать все, что придет ему в голову в ответ на ваши вопросы.

Мной  было проведено  экспериментальное исследование на примере моей группы Дг-3. Мы проводили мозговой штурм, перед группой была поставлена задача нахождения уникальной идеи для упаковки парфюмерной продукции (духов). Мной были записаны все идеи приходившие в голову участникам.

––– духи парашек  в упаковке колбе.

––– крем-духи в упаковке в виде  кондитерского шприца.

––– духи разных видов в упаковке кубик-рубик.

––– духи «сделай сам» из нескольких жидкостей, упаковка напоминает инструменты алхимика.

––– упаковка в виде  плитки шоколада.

––– упаковка в виде кулона, броши, кольца.

––– духи в  виде карандаша.

––– духи в  расческе дозированно наносящиеся  на волосы.

––– духи с упаковкой, которая не утилизируется, а превращается в арома-лампу.

и т.д.

Мозговой штурм  проходил весело и непринужденно, не вызывал особых трудностей у участников. Итогом стало большое количество идей за максимально малое время. После должны быть отобраны лучшие идеи.

2.2.Морфологический анализ (Морфологический ящик).

Прародителем  морфологического анализа является представитель алхимической элиты  своего времени, философ, богослов и миссионер Раймунд Луллий (1235—1314), идеи которого развил в последствии швейцарский астрофизик Цвикки. Суть метода — в сравнении аналогичных объектов и определении их существенных составляющих. Главным инструментом является построение так называемого морфологического ящика — таблицы, "шапку" которой составляют выделенные существенные составляющие, а в столбцы вносятся возможные варианты их проявления.

Составление морфологического ящика.

  1. Начертите таблицу.
  2. Выявите параметры. Которые должны сохраняться при любом решение, но могут быть представлены различно. Запишите  эти параметры в шапку таблицы.
  3. Определите возможные формы каждого отдельного параметра. Занесите результаты в колонки.
  4. Теперь попробуйте скомбинировать различные возможности.  

На примере  той же группы был проверен и метод  морфологического анализа.  Для примера  мы взяли  ту же тему разработка уникальной упаковки парфюмерной продукции (духов).

Сравнили  — обычный аэрозоль в стеклянном пузырьке и сухие духи в металлической баночке. Они отличаются: консистенцией содержимого, способом нанесения духов, материалом, формой. Это и есть существенные составляющие, к ним добавляем еще одну графу — дополнительные функции. Построим морфоящик и заполнили его возможными проявлениями существенных составляющих и дополнительных функций.

 

 

 

Как извлекаются

Материал

упаковки

Форма

упаковки

Дополнительные 

функции

выливаются

стекло

конус

сувенир (вазочка)

распыляются

метал

цилиндр

освещение

натираются

дерево

в форме карандаша

канцелярская

высыпаются

бумага

плоская

безопасность

выдавливаются

пластик

тюбик

развлекательная


 

Выбирали случайным образом сочетания существенных составляющих объекта.

                      Получаем сочетание:

натираются  –– бумага –– конус –– безопасность

Вот и получили из морфоящика  идею упаковки сухих, твердых духов в виде конуса, сверху в бумажной упаковке. Их можно без опасения носить с собой, зная что упаковка не разобьется.

Действуя таким  образом, мы можем получить из ящика  огромное количество комбинаций, то есть потенциальных идей, которые еще нужно подвергнуть дальнейшей обработке, анализу и критике на предмет выявления наиболее полезных.

          

2.3.Сравнение методов.

Теперь проверив все на практике, мы можем сравнить оба метода, выявить их эффективность, сильные и слабые стороны техники.

 Первый опыт  показал, что мозговой штурм  дает большое количество результатов  за короткое время. Но в результате  того что участники расслаблены, они порой отвлекались на другие темы, из-за чего процесс выходил из под контроля. При подробном рассмотрении результатов большое количество идей оказываются совершенно не во плотимыми в жизни. Но в дизайне ,как известно, из самых сумасшедших идей порой рождаются гениальные проекты.

+ легкость проведения  в любой обстановке.

+ быстрота проведения.

+ большое количество идей.

+ нестандартные, отвлеченные от всех стереотипов варианты.

+ сплочение  коллектива.

- большое количество  неадекватных идей.

- отсутствие  критериев отбора вариантов

- отвлечения  участников от темы.

- смущение некоторых участников

Проведенный нами морфологический анализ дал свои результаты. Идей было не так много, но они были логически обоснованы. Поиск происходил более сосредоточено  и структурированно. Идеи так же были не стандартны и уникальны. Однако метод морфологического анализа,  не гарантируют получения сильных идей.

+ более систематизированный  поиск.

+ больше логически  обоснованных результатов.

- отсутствие  механизма определения всех возможных  вариантов. 

- отсутствие  объективных критериев отбора  лучших вариантов.

Из данного  сравнения видно, что все методики  активизации творческого мышления имеют свои плюсы и минусы. И  техник гарантирующих точность получение результатов нет. Хотя каждая методика дала нам свои неповторимые варианты решения поставленной задачи. Из этого следует, что при поиске идей лучше использовать сразу несколько техник, это даст больше интересных результатов

И стоит заметить, что при проведении всего лишь этих двух экспериментов, у нас родилось много интересных идей, которые при дальнейшем их развитии могли воплотиться в интересных проектах.

Вывод.

Актуальность  данной работы неоспорима. В век  высоких технологий креативность необходима любому профессионалу. А для дизайнера креативность является первостепенной задачей.

В данной работе разобрано понятие креативности и методы активации креативного мышления. Мной были исследованы особенности творчества дизайнеров. Был детально рассмотрен процесс поиска креативных идей в области дизайна. И экспериментально доказана возможность активации креативного мышления дизайнера.

По результатам  исследования стало ясно, что групповые методики активации креативного мышления дают эффективные результаты. Мы получили большое количество нестандартных решений одной проблемы. Каждая техника дала свои неповторимые результаты, за разный промежуток времени, и они были нами сравнены.

Цель и задачи научной работы были выполнены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Список литературы.

  1. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин – СПб. : Питер, 2002 – 127с.
  2. Сильванович, С.Ф. Требуются активные и креативные / С.Ф. Сильванович// Отдел кадров – 2004. – № 12. – 63с.
  3. Йири, Ш. Техники креативности / Ш. Йири – М. :Smart book, 2009. –70 с.
  4. Маслоу, А. Г. Мотивация и личность / А.Г.Маслоу – СПб. : Евразия, 1999. – 478 с. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Активация креативного мышления в творчестве дизайнеров