Анализ исторического развития скульптурного римского портрета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 07:58, курсовая работа

Описание работы

Из всего богатейшего художественного наследия Древнего Рима скульптурному портрету принадлежит едва ли не первое место. Скульптурный портрет наиболее полно отразил тогда и тщетные попытки вернуться к старому и поиски многими мастерами новых средств выражения. Пластика мраморных и бронзовых портретных статуй и бюстов того сложного и противоречивого столетия запечатлела в художественной форме характер мыслей и чувств позднеантичных римлян.
В рамках еще одной Римской империи - от Британских островов до Пальмиры и от Северной Африки до Германии, Фракии и Северного Причерноморья - создавались портретные образы, сохранившиеся до наших дней во многих музеях мира

Содержание работы

Введение
Глава 1. Основы идеологии и общие тенденции скульптурного римского портрета
1.1Появление римского скульптурного портрета как художественного явления
1.2 Функции римского портрета
1.3 Общие тенденции скульптурного римского портрета
Глава 2. Анализ исторического развития скульптурного римского портрета
2.1 Этрусский портрет
2.2 Портрет эпохи Республики
2.3 Портрет эпохи Империи
2.3.1 Портрет эпохи Августа
2.3.2 Портрет Юлиев-Клавдиев
2.3.3 Портрет Флавиев
2.3.4 Портрет эпохи Траяна
2.3.5 Портрет эпохи Адриана
2.3.6 Портрет Антонинов
2.3.7 Портрет Северов
2.3.8 Портрет эпохи солдатских императоров
2.3.9 Портрет иллирийских императоров
2.3.10Портрет IV века
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

портрет.docx

— 469.81 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

Глава 1. Основы идеологии и общие тенденции скульптурного римского портрета

1.1 Появление римского скульптурного портрета как художественного явления

1.2 Функции римского портрета

1.3 Общие тенденции скульптурного римского портрета

Глава 2. Анализ исторического развития скульптурного римского портрета

2.1 Этрусский  портрет

2.2 Портрет  эпохи Республики

2.3 Портрет  эпохи Империи

2.3.1 Портрет  эпохи Августа

2.3.2 Портрет  Юлиев-Клавдиев

2.3.3 Портрет  Флавиев

2.3.4 Портрет  эпохи Траяна

2.3.5 Портрет  эпохи Адриана

2.3.6 Портрет  Антонинов

2.3.7 Портрет  Северов

2.3.8 Портрет  эпохи солдатских императоров

2.3.9 Портрет  иллирийских императоров

2.3.10 Портрет IV века

Заключение

Библиографический список

Приложение

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

От Септимия Севера до Диоклетиана в римской культуре в философии, религии, литературе, в архитектуре, живописи, мозаиках, рельефах, глиптике происходила решительная ломка античных форм и совершался переход к новым средневековым принципам воплощения действительности.

Из всего богатейшего художественного наследия Древнего Рима скульптурному портрету принадлежит едва ли не первое место. Скульптурный портрет наиболее полно отразил тогда и тщетные попытки вернуться к старому и поиски многими мастерами новых средств выражения. Пластика мраморных и бронзовых портретных статуй и бюстов того сложного и противоречивого столетия запечатлела в художественной форме характер мыслей и чувств позднеантичных римлян.

В рамках еще одной Римской империи - от Британских островов до Пальмиры и от Северной Африки до Германии, Фракии и Северного Причерноморья - создавались портретные образы, сохранившиеся до наших дней во многих музеях мира.

Римский скульптурный портрет- один из самых значительных периодов в развитии мирового портрета, охватывающий примерно пять веков (Iв. до н.э.— IVв. н.э.), характеризуется необыкновенным реализмом и стремлением передать характер изображённого; в древнеримском изобразительном искусстве по своему качеству занимает одно из первых мест среди других жанров.

Актуальность исследования. Римский скульптурный портрет отличается значительным количеством дошедших до нас памятников, которые, кроме художественной, имеют значительную историческую ценность, так как дополняют письменные источники, демонстрируя нам лица участников важных исторических событий.

По мнению исследователей, этот период заложил основы последующего развития европейского реалистического портрета. Подавляющее количество изображений выполнены в мраморе, встречаются и бронзовые изображения, дошедшие в меньшем количестве. Хотя многие римские портреты идентифицированы с конкретными личностями либо прямо имеют надпись, указывающую на то, кто послужил им моделью, ни одного имени римского портретиста не сохранилось.

Объект исследования – историческая и художественная составляющие римского скульптурного портрета.

Предмет исследования – римские скульптурные портреты разных эпох.

Цель исследования – анализ римского скульптурного портрета как своеобразного художественного явления.

Задачи исследования:

  • Изучить литературу по теме исследования;
  • Рассмотреть историю появления римского скульптурного портрета как художественного явления;
  • Определить функции римского скульптурного портрета и его основные тенденции;
  • Дать исторический анализ развития римского скульптурного портрета.

При выполнении данного исследования использовались труды многих авторов. Например, сборник авторов Бритовой Н.Н., Лосевой Н.М., Сидоровой Н.А."Римский скульптурный портрет" (1975). Этот сборник посвящен развитию римского скульптурного портрета от суровых, лаконичных образов к более психологическим, от изысканных к пышно нарочитым, а затем канонически отвлеченным. Глубоко и интересно раскрывают авторы специфику пластического языка древних скульпторов, стилистические особенности каждого периода. Данная книга знакомит с богатым наследием римского скульптурного портрета. Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

 

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ И ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ СКУЛЬПТУРНОГО РИМСКОГО ПОРТРЕТА

 

1.1 Появление римского скульптурного портрета как художественного явления

 

Римский скульптурный портрет как самостоятельное и своеобразное художественное явление четко прослеживается с начала I века до н.э.

К этому времени Рим из небольшого города, владевшего лишь непосредственно прилегающей к нему территорией, каким он был в момент образования республики, превратился в могущественнейшее государство античного мира. В V-IV веках до н.э. Рим подчинил себе племена центральной Италии; затем наступила очередь Этрурии на севере и греческих городов на юге Италии. К III веку до н.э. в результате длительной борьбы плебеев с патрициями за политические и экономические права сложился государственный строй Рима — аристократическая рабовладельческая республика. Основой ее экономики было сельское хозяйство, в котором преобладало мелкое и среднее землевладение. Свободные крестьяне составляли главную силу римской армии, обеспечивавшую успех экспансии Рима. Но, осуществляя свои завоевания, Рим действовал не только прямым военным насилием, опираясь на армию, превосходившую боевыми качествами вооруженные силы его соперников; не меньшую роль играла умелая политика, применявшая на практике принцип "разделяй и властвуй".

Победоносные войны с Карфагеном (III-II вв. до н.э.) были первым походом Рима за пределы Италии. Во II веке до н.э. им были покорены Македония и Греция. Огромная военная добыча, в том числе большое число рабов, была захвачена завоевателями в покоренных странах. С ростом богатства в Риме развивается крупное землевладение, широко использовавшее труд рабов; одновременно начинается разорение мелких землевладельцев, не выдерживающих конкуренции с дешевым рабским трудом. Борьба римского крестьянства за землю, борьба покоренных Римом италийских племен за политические права явились сущностью политических движений II века до н.э., приведших в конце концов к гражданским войнам I века до н.э. Эта борьба свидетельствовала о кризисе Римской республики, крайне ослабленной многочисленными восстаниями рабов, происходившими в это время. I век до н.э. в истории Рима можно охарактеризовать как зарождение Римской империи в условиях непрекращающейся ожесточенной борьбы между различными группировками и партиями, одни из них защищали интересы аристократии, крупных землевладельцев и сената (оптиматы), другие — демократических слоев римского общества (популяры). В этой борьбе все большую роль играют военачальники, имеющие в своих руках такую могучую силу, как римская армия, которая благодаря реформе, проведенной полководцем Марием, превратилась из гражданского ополчения в постоянное войско, состоящее из получавших жалованье от государства солдат. Начало I века до н.э. — период борьбы между Марием и Суллой, закончившейся победой последнего, ставшего, правда на короткое время, неограниченным диктатором Рима. По существу, его власть предвосхищала позднейшую власть римских императоров.

Вспыхнувшее вскоре после смерти Суллы крупнейшее в истории Рима восстание рабов под предводительством Спартака (73-71 гг. до н.э.) еще ярче, чем внутренние раздоры и гражданские войны, показало разложение и упадок Римской республики. Возникнув как небольшое город-государство, Римская республика оказалась не в состоянии плодотворно управлять обширной, состоящей из самых различных стран и племен империей, в какую Рим превратился в результате захватнических войн.

Выход из создавшегося положения различные слои рабовладельцев Римского государства видели в установлении диктатуры, единоличной власти, опирающейся на наиболее действенную силу этого времени — армию. Плутарх говорит: "Государство погружалось в пучину анархии, подобно судну, несущемуся без управления, так что здравомыслящие люди считали счастливым исходом, если после таких безумств и бедствий течение событий приведет к единовластию, а не к чему-либо еще худшему. Многие уже осмеливались говорить открыто, что государство не может быть исцелено ничем, кроме единовластия" (Плутарх, Цезарь, XXVIII). Переход к этой новой форме государственной власти — империи — не был простым и естественным — об этом свидетельствует история Рима второй-третьей четверти I века до н.э. Однако в этот момент никто из крупнейших претендентов на диктаторскую власть в Риме — ни Помпей, прославленный полководец, ни Цезарь, популярность которого в народе быстро возрастала, ни Красс, богатейший из римлян, — не был настолько силен, чтобы захватить эту власть единолично. В 62 году до н.э. эти три государственных деятеля объединились в борьбе с сенатом для защиты собственных интересов. Их союз получил название I триумвирата. Однако непрочный в своей основе, он просуществовал недолго; Красс погиб в войне с парфянами в 53 году до н.э., а через четыре года Цезарь выступил против Помпея, захватившего власть в Риме, и после недолгой борьбы победил его, стал единственным владыкой Рима. И хотя его власть оказалась недолговечной, — он был убит сторонниками республики в 44 году до н.э., — фактически он положил конец существованию Римской республики и открыл новую эру Римской империи.

Борьба приверженцев республиканского образа правления со сторонниками новых, пришедших им на смену форм общественного устройства сопровождалась кризисом староримской идеологии. Этому способствовало влияние эллинистической культуры, усилившееся после включения Греции в состав Римского государства. Греческий язык, греческая образованность, греческие обычаи начиная с II века до н.э. все более распространяются среди высших слоев римского общества. В то же время широкие круги народа и часть аристократии, не воспринявшие нововведений, стремились сохранить "нравы отцов", идеализируя ушедшие в прошлое времена Римской республики. Выразителем их во II веке до н.э. был Катон Старший, который ".хотел опорочить Грецию в Глазах своего сына и, злоупотребляя правами старости, дерзко возвещал и предсказывал, что римляне, заразившись греческой ученостью, погубят свое могущество. Но будущее показало неосновательность этого злого пророчества. Рим достиг вершины своего могущества, хотя принял с полной благожелательностью греческие науки и греческое воспитание" (Плутарх, Катон Старший, XXIII).

Воспринимая многие элементы философии, риторики, литературы, искусства эллинов, римляне переделывали их по-своему, создавая собственно римскую культуру, отражавшую всю сложность и противоречивость той эпохи, в которую она возникла. Особенно ясно это наблюдается в искусстве. После завоевания Греции в Италию были вывезены не только многочисленные произведения скульптуры, живописи, даже архитектурные детали, но в качестве рабов и их создатели — художники и скульпторы, которые с конца II века до н.э. играют заметную роль в художественной жизни Рима.

Пожалуй, ни в одной области изобразительного искусства это воздействие Греции не проявилось со столь исчерпывающей полнотой, как в скульптурном портрете, где оно столкнулось со старыми римскими традициями.

 

1.2 Функции римского портрета

 

Религиозная функция

Одним из корней реализма римского портрета стала его техника: как считают многие ученые, римский портрет развился из посмертных масок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтаря (lararium) вместе с фигурками лар и пенатов1. Они изготавливались из воска и назывались imagines.

В случае смерти представителя рода маски предков неслись в погребальной процессии, чтобы подчеркнуть древность аристократического рода. (Это являлось рудиментом культа предков)2. Кроме восковых масок, в ларариуме хранились бронзовые, мраморные и терракотовые бюсты предков. Маски-слепки делались непосредственно с лиц усопших и потом обрабатывались с целью придания им большего натуроподобия. Это привело к прекрасному знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики, что повлекло за собой прекрасные результаты уже при обычном позировании. Корни подобного погребального культа были восприняты римлянами у этрусков, у которых портрет также был чрезвычайно развит.3

Политическая функция

Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (уже в полный рост) политических должностных лиц или военный командиров. Подобная честь оказывалась по решению Сената, обычно в ознаменование побед, триумфов, политических достижений. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах (cursus honorum). В случае преступления человека его изображения уничтожались (damnatio memoriae). С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды.

Психологический аспект

Развитие древнеримского портрета было связано с усилением интереса к индивидуальному человеку, с расширением круга портретируемых. Риму свойственен нарождающийся интерес к конкретному человеку (в отличие от интереса к человеку вообще в искусстве Древней Греции). В основе художественной структуры многих древнеримского портрета- чёткая и скрупулёзная передача неповторимых черт модели при соблюдении единства индивидуального и типического. В отличие от древнегреческого портрета с его тягой к идеализации (греки считали, что хороший человек обязательно должен быть красивым- калокагатия), римский скульптурный портрет оказался максимально натуралистичным и до сих пор считается одним из наиболее реалистичных образцов жанра за всю историю искусства. Древние римляне обладали такой верой в себя, что считали личность человека достойной уважения в том виде, какая она есть, без всяких приукрас и идеализаций, со всеми морщинами, лысинами и избыточным весом (см. к примеру портрет императора Вителлия).

Римские портретисты впервые попытались разрешить задачу, которая в конечном счете стоит и перед современными художниками,- передать не только внешний индивидуальный облик определенного человека, но и отличительные особенности его характера.4

 

1.3 Общие тенденции скульптурного римского портрета

 

Из Греции искусство портретов перешла к римлянам, которые к прежним родам пластических портретных изображений, (статуе и герме), прибавили новый род- бюст. Многие греческие ремесленники работали в Риме, правда, уже с соблюдением желаний римского заказчика.

Наряду с портретными бюстами и статуями, широкое распространение получили портреты на монетах, камеях ит.п., отчасти живописные портреты. Искусство чеканки было так развито, что по профилям на монетах (сопровождаемых надписями) современные исследователи опознают безымянные мраморные головы. Ранние образцы станковой портретной живописи представляют фаюмские портреты (территория эллинистического Египта, I-IVвв. н.э.), исполнявшие функцию погребальных масок. Во многом связанные с традициями древневосточного портрета и с религиозно-магическими представлениями, вместе с тем они создавались под воздействием античного искусства, непосредственно с натуры, несли в себе ярко выраженное сходство с конкретным человеком, а в поздних образцах- специфическую духовность

Информация о работе Анализ исторического развития скульптурного римского портрета