Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 22:44, реферат
Дошедшие до нас, хотя и в сильно искаженном виде, памятники Киевской Руси свидетельствуют о блестящем расцвете монументального зодчества в этот период. К сожалению, от этого времени уцелели лишь храмы, являвшиеся в ту эпоху не только культовыми, но в значительной степени и общественными зданиями. В богато украшенных огромных залах храмов совершались пышные всенародные религиозные церемонии и торжественные приемы князей, связанные с важными событиями в жизни государства.
Самое крупное сооружение Владимира — Успенский собор, строительство собора было начато в 1158 году, и затем, после пожара, он был перестроен. Первоначальное здание было окружено галереями, добавлены четыре главы, внесены и другие изменения. Расширенный и переделанный собор получил необычайно гармоничное, композиционно четкое, превосходно проработанное во всех деталях белокаменное оформление. Фасады собора расчленены на отдельные вертикальные поля, разграниченные тонкими полуколонками и завершенные закомарами. Посередине высоты здания проходит широкая лента — колончатый пояс, состоящий из маленьких колонок, соединенных арочками. Главы завершены шлемовидными покрытиями. Медная крыша была первоначально позолочена. Внутри собор был расписан фресками и содержал драгоценную утварь.
Другое ценнейшее произведение владимиро-суздальского зодчества — Дмитриевский собор (1194—1197), служивший придворные храмом. Сооружение имеет кубическую форму, внутри его — четыре опорных столба, поддерживающих единственную главу. С восточной стороны — три апсиды. Это самый богатый по убранству храм. Система декоративного оформления в основе та же, что и в Успенском соборе, но роль скульптуры здесь несравненно большая. Применена сложная орнаментальная резьба — даны скульптурные изображения святых, маски, грифоны, животные, птицы, растительные и другие мотивы, высеченные из белого камня. Изображений так много, что они превращают верхнюю часть стены над широким горизонтальным поясом в сплошную орнаментально разработанную «ткань». Орнаментация применена и между колонками основного пояса, в обработке барабана главы между колонками и в верхней части апсид. Рельефы Дмитриевского собора вдохновлены народным творчеством, но ряд образов в них связан с византийским и восточным влияниями, переработанными народной фантазией. Сходная скульптурная декорация наблюдается и в некоторых других памятниках Владимира и Суздаля. Дмитриевский собор в свое время, как и другие храмы, был целиком расписан фресками, сохранившимися лишь фрагментарно. Вся верхняя часть наружных стен собора сплошь покрыта резными украшениями. Здесь можно видеть и царя Давида, и Александра Македонского, возносимого на небо грифонами, и охотников, и фантастических зверей, птиц — все это рассеяно среди диковинных трав и пышных цветов. Каждое изображение располагается на отдельном камне, но все вместе они складываются в стройное целое и составляют подобие узорчатой ткани, словно наброшенной поверх каменного массива храма. Особенно пышны рельефы на стенах Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (1230—1234).
В Боголюбове был сооружен дворец князя Андрея Боголюбского, находившийся в пределах княжеского замка. Дворец непосредственно был связан с придворным собором. От этого комплекса до нашего времени дошел лишь небольшой фрагмент — двухэтажная лестничная башня с частью перехода из башни в собор. Характерно, что в лестничной башне применены те же мотивы, что и в почти одновременно создававшихся храмах: аркатурный поясок с колонками на небольших, вделанных в стену кронштейнах. Это доказывает, что светские сооружения Древней Руси обладали общностью стиля с культовыми сооружениями.
Знаменит своим совершенством х
Согласно старинному источнику, князь построил храм «на лугу» в ознаменование своей печали о смерти любимого сына. В этом здании поражает стройность и изящество, исключительное богатство новых, небывалых ранее соотношений между его частями. Белизной камня, правильностью и стройностью силуэта Нерлинский храм выделяется из окружающего его пейзажа. Это гордое утверждение человеком красоты своего творчества. Храм этот не способен отвратить человека от реального мира. Всем своим обликом он призывает человека оглянуться на окружающий мир, порадоваться тому, что между делом его рук и природой нет никакого разлада.
Архитектура Новгорода
Основным строительным материалом Новгородской земли всегда было дерево. Об этом свидетельствуют письменные источники и археологические раскопки. Образцы поздних построек из дерева собраны в музее-заповеднике «Витославлицы», расположенном неподалёку от города, рядом с Юрьевым монастырём. Здесь представлены жилые и хозяйственные постройки, разнообразные по типу храмы, в которых органично соединены конструктивная логика с красотой оригинальных форм. Из дерева возводились крестьянские дома и княжеские дворцы, крепостные стены, храмы, колокольни. Из дерева была построена и первая христианская церковь города во имя Софии Премудрости Божией (989 г.). Упоминаемое в летописи её завершение тринадцатью главами позволяет предполагать, что это была сложная по группировке объёмов и весьма эффектная в художественном отношении постройка.
Начало каменного
Принятие Русью христианства
в его восточном варианте предопределило
обращение к уже в совершенстве
отработанным в Византии нормам религиозной
жизни, высоким образцам искусства
и, прежде всего, архитектуры. Тип храма,
его конструктивное и стилистическое
решение, оформление интерьера и
строительная техника на первых порах
были вполне византийскими. В дальнейшем,
когда на Руси сформировались собственные
кадры зодчих, «византийское наследие»
получило своеобразную интерпретацию
в соответствии с запросами и
художественными вкусами
Тот тип храма, который получил развитие в южнорусских землях в XI веке, нашёл признание и в Новгороде. Это не значит, что строители новгородских храмов просто копировали киевские образцы. На облике возводимых здесь храмов сказалось своеобразие жизни города, художественные вкусы тех, кто постройку заказывал, и тех мастеров, которые её возводили. Надо учесть и особенности местного строительного материала, который наряду с плинфой (кирпич) употреблялся в кладке стен, сводов и глав. Это был волховский известняк — порода камня, которым богата новгородская земля. Добыча известняковых плит не требовала больших усилий, камень легко поддавался тёске и в большом количестве употреблялся в кладке стен. Плинфа использовалась в кладке таких ответственных конструкций как арки и своды.
Первая каменная постройка Новгорода — Софийский собор (1045–1050 гг.), возведённый вслед за одноименным киевским храмом. Софийская тема, связанная с идеей благоустройства Русской земли на христианских началах, и здесь получила замечательное, по-новгородски своеобразное воплощение. Пятиглавый храм Новгорода выглядит проще, но не менее внушительно, чем тринадцатиглавая София в Киеве. Внутреннее пространство расчленено мощными крещатыми столбами на пять продольных нефов, из которых три нефа — центральный и примыкающие к нему с севера и юга — завершаются алтарными выступами — апсидами. С трёх сторон — севера, запада и юга — к храму примыкают двухэтажные паперти — галереи. У юго-западного угла располагается башня, заключающая в себе лестницу, которая выводит на полати (хоры), устроенные П-образно в виде второго яруса над крайними нефами. С хор открывается величественный вид на центральную часть храма. Массивность форм, их неторопливый торжественный ритм способствуют появлению у зрителя особого благоговейного чувства. Покоряет властная сила средневековой архитектуры, избыточная мощь форм, их уверенная, мастерская прорисовка.
Эпической силой дышит внешний вид храма. Его каменная масса, увенчанная компактным пятиглавием, создаёт впечатление несокрушимой богатырской мощи. Былинной стариной веет от стройных барабанов и глав, стен, расчленённых массивными лопатками, узких окон и плавных полукружий в завершении стен. Есть в образе собора непреклонная духовная мощь, та твердость и сила, размах души и мужественное достоинство, которые были свойственны чувствам и действиям жителей этого города.
Первоначально собор предназначался для княжеских захоронений. Здесь был похоронен основатель храма князь Владимир Ярославович. В дальнейшем собор стал местом захоронения новгородских владык, т. е. высших церковных чинов, возглавлявших новгородскую церковь. От первоначальной настенной живописи (середины XI века) сохранилось изображение равноапостольных Константина и Елены. Полностью храм был расписан лишь в 1108—1109 годах. От этой живописи остались изображения пророков в простенках окон центрального барабана. До Великой Отечественной войны главный купол Софийского собора украшала мощная фигура Христа-Вседержителя, но в 1941 году в купол попал снаряд и фреска погибла.
После постройки Софийского собора в Новгороде почти 50 лет не возводили каменных храмов. Строительство возобновилось в начале XII века, когда князь Мстислав, сын Владимира Мономаха, в своей загородной резиденции на Городище близ Новгорода закладывает церковь Благовещения (1103 г.).
Длительный перерыв в
каменном строительстве, отсутствие собственных
мастеров заставили новгородцев
при его возобновлении
Вслед за Никольским храмом строится Рождественский собор Антониева монастыря (1117–1119гг.). Его основателем был Антоний Римлянин, первый игумен монастыря. Как повествует его житие, Антоний был родом из г. Рима, в Новгород, к месту будущего монастыря, он прибыл чудесным образом — приплыл на камне. Этот камень можно увидеть у западного входа в храм.
Как показали недавние исследования, вначале по заказу Антония был построен сравнительно небольшой четырёхстолпный одноглавый храм. По размерам, по производимому впечатлению он, конечно, уступал большим княжеским соборам. Но его значение в истории новгородской архитектуры как раз и заключалось в том, что он предвосхитил появление многочисленных «малых» храмов второй половины XII века. Именно такие храмы определяли облик новгородского зодчества и в XIV–XV веках. Вероятно, Антоний не был удовлетворён скромной первоначальной постройкой, и вскоре к храму была пристроена западная часть с башней, и собор, увенчанный дополнительно ещё двумя главами, стал похож на княжеские постройки этого времени. Несмотря на некоторые искажения первоначального облика, собор до сих пор не утратил того мужественного достоинства, которое свойственно новгородским храмам.
В летописи под 1119 годом сообщается о закладке Георгиевского собора в Юрьеве монастыре, строившегося по заказу князя Всеволода и игумена Кириака. «А мастер трудился Пётр», — добавляет летописец. Возможно, этот зодчий был автором и других храмов Новгорода этого времени, которые близки друг другу по техническим, конструктивным и образным особенностям.
Георгиевский собор вырастает перед нами как образ торжествующей победы над тяжестью. Эта вечная тема архитектуры воплощена в постройке мастера Петра с непререкаемой убедительностью в истинно новгородском стиле. В характере словно от руки прорисованных архитектурных масс, в подчёркнутой асимметрии композиции, в строгой организованности и одновременно непринуждённости целого есть та особая стать, которую можно найти только в новгородской архитектуре.
Постройки первой четверти XII века продолжают ту линию в архитектуре Новгорода, которая была намечена Софийским собором. Именно от этого первого каменного храма города исходит как бы импульс, формирующий образные особенности последующих построек Новгорода. Они отличаются от главного храма размерами, местоположением в городской застройке, техническими, конструктивными, декоративными особенностями, но в каждом из них живёт унаследованный от Софийского собора образ мужественной силы, которая порождена духовной мощью.
После 1136 года, когда у новгородцев произошёл конфликт с князем Всеволодом, который был вынужден покинуть город, создаются особенно благоприятные условия для формирования порядков вечевой республики. Новая ситуация возникает и в каменном строительстве. Вместо князя на первые роли в качестве заказчиков выступают бояре, купцы, объединения жителей того или иного конца (района), той или иной улицы. Активно участвует в каменном строительстве глава новгородской церкви — архиепископ. Конечно, у перечисленных заказчиков были совсем иные, чем у князя, материальные возможности, и потому возведение таких больших храмов, как Софийский или Георгиевский соборы, было невозможно. Строить во второй половине XII — начале XIII века стали больше, но зато заметно уменьшились размеры зданий, упростилось их внутреннее и внешнее убранство. Изменилась социальная база каменного строительства, стала другой и архитектура, отражая возможности и вкусы демократических слоев города. Новгородцы научились строить быстро, просто, без всяких конструктивных или декоративных ухищрений. Часто храм возводили за 2–3 летних месяца. При этом образный лад, художественная выразительность новгородского типа остаётся легко узнаваемой и в этих постройках. Устойчивость, повторяемость особенных черт и позволяют говорить о существовании новгородской архитектурной школы не только в XII–XIII, но и в более позднее время, в XIV–XV веках.
Образцами новгородского строительства второй половины XII — начала XIII века могут служить хорошо сохранившиеся храмы Ладоги — Успенский и Георгиевский (третья четверть XII века). Ладога, подобно Пскову и Руссе, находилась на положении пригорода и подчинялась светским и церковным властям главного города земли — Новгороду. Строительство каменных храмов в Ладоге началось в середине XII века возведением не сохранившейся до наших дней церкви Климента (1153 г.). Построенные вслед за ней храмы Успения Богоматери и Св. Георгия принадлежат к одному типу — это совсем небольшие четырёхстолпные одноглавые храмы. Построены они по-новгородски: об этом свидетельствуют материал, технические, конструктивные и декоративные особенности. Ладожские храмы — этап в развитии новгородской архитектурной школы. В Новгороде малый тип храма получил широкое распространение несколько позже — в конце XII — начале XIII века.
Информация о работе Архитектура Киевской Рус, X век - начало XII века