Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 20:57, реферат
В конце 15, начале 16 века начинает распространяться новый тип храма, в котором отразились демократические потребности посадских жителей. Величайшим завоеванием архитектурной мысли 16 века, одним из высших достижений всего древнерусского зодчества являются шатровые храмы – столпообразные сооружения с невиданной дотоле конструкцией верха, как в деревянном зодчестве.
1.Введение_________________________________________________ 3
2. Покровский собор (Москва)_________________________________4
3. Успенский собор (Дмитров)_________________________________7
4. Донской монастырь________________________________________9
5. Никитский монастырь (Москва)______________________________12
6. Собор Рождества Богородицы (Муром)________________________14
7.Список литературы__________________________________________16
22 декабря 1925
года, вскоре после ареста
В 1920-х годах
в монастыре устраивали антирелигиозную
выставку, в дальнейшем в нём был
организован Антирелигиозный
В 1934 был открыт музей архитектуры Академии архитектуры СССР. В 1930-е на территорию монастыря были свезены фрагменты некоторых разрушенных московских храмов: Успения на Покровке, Николы в Столпах,горельефы Храма Христа Спасителя; фрагмент Сухаревой башни, а также часть убранства Триумфальной арки, стоявшей на Триумфальной площади.
В 1964, монастырь был превращён в филиал научно-исследовательского Музея архитектуры им. Щусева.
Малый собор, где богослужения возобновились в 1946, был в 1960-е приписан к храму Положения Ризы Господней на Донской улице; в храме была устроена мироваренная печь, которая и поныне используется для изготовления мира для всей Русской Церкви.
В 1982 было принято решение о передаче Донского монастыря Патриархии для создания в нём официальной резиденции московского патриарха. Однако в итоге церкви был передан не Донской, а Данилов монастырь.
В 1991 монастырь
был передан Московскому
В 1990-е исторически сложившийся облик обители был сильно изуродован поставленной сразу за святыми вратами многочисленной бронетехникой, а также новыми постройками.
16 августа 2007,
накануне подписания Акта о
единстве с Московским
В январе 2010 года
наместник монастыря епископ
Кирилл заявил, что планируется открыть
музей новомучеников и
Никитский монастырь (Москва)
Не позже 1534 года
на месте будущего Никитского монастыря
была построена церковь
При этой церкви
в 1582 году боярином Никитой Романовым
(дедом царя Михаила Фёдоровича)
основан Никитский монастырь. После
его основания проходившая
В 1682 году монастырь был опустошён пожаром, после чего пострадавшая церковь Никиты была основательно перестроена и расширена (например, заново возведён Введенский придел).
В начале XVIII века в монастыре построена каменная колокольня. В 1750-х годах архитектором Д. В. Ухтомским сооружены корпуса келий. В 1764 году обитель зачислена в третий класс по штату.
В 1767 году к обители была приписана стоявшая неподалёку и бывшая прежде приходской Дмитриевская церковь. Первый деревянный храм в честь св. Димитрия Солунского, стоящий на этом месте, был выстроен в год основания монастыря (1582 год — год рождения царевича Димитрия, и, возможно, посвящение церкви вызвано этим событием). В 1629 году деревянный храм сгорел и в середине XVII столетия церковь была выстроена вновь в камне. В начале XVIII столетия было переделано завершение Дмитриевской церкви: её украсил новый шестиглавый барабан.
Никитский монастырь сильно пострадал в 1812 году: ценности обители были разграблены и выгорели все строения, кроме Дмитриевской церкви. Монастырь был предназначен к упразднению архиепископом Августином, однако восстановлен на частные пожертвования.
В 1833 году к Никитскому Собору пристроен придел Николая Чудотворца. В 1861 году на месте разобранной колокольни XVIII века архитектором М. Д. Быковским заложена новая колокольня с Церковью Воскресенья Словущего (освящена в июле 1868 года). В 1877 году возле ворот монастыря устроена часовня во имя великомученика Никиты. В 1894 году вновь освящена Церковь великомученика Дмитрия Солунского, стоявшая без службы в 1812—1894 годах.
До революции
в монастыре хранилась
В 1904 году в деревне
Катюшки Московской губернии устроен
храм Серафима Саровского — подворье
Никитского монастыря. При нём выстроена
церковная школа на 50 детей. Женская
Никито-Романовская церковно-
Монастырь закрыт в 1920-х годах. Некоторое время после закрытия в его зданиях ещё жили монахини (под началом игуменьи Агнесы и казначеи сестры Серафимы), а на колокольне бывшего монастыря регулярно звонил звонарь-виртуоз К. К. Сараджев. В 1929 году из архива монастыря были изъяты некоторые сохранившиеся документы, ценные в историческом отношении (ныне хранятся в Главархиве Москвы), впрочем, основная часть монастырского архива была утрачена в 1920-е годы.
После закрытия
здания бывшей обители переданы Московскому
университету, а в 1930—1933 годах —
разобраны. В 1935 году на месте бывшего
монастыря построено здание Никитской
электроподстанции (арх. Д. Ф. Фридман).
Сохранились лишь небольшой фрагмент
монастырской ограды и один корпус
келий, занятый с 1990 года Центральным
управлением рыбной экологии и нормативов.
Собор Рождества Богородицы (Муром)
Точное время основания собора неизвестно. Существование в Муроме каменных храмов ранее XVI века не доказано; тем не менее местные краеведы считают, что первый собор Рождества Богородицы был построен в камне ещё в начале XIII века, в связи с утверждением в рязанско-муромских землях традиции почитания Богородицы князем Юрием Всеволодовичем Владимирским. Существует гипотеза, что на место, где позднее высился собор, Муром был перенесён с течением времени, а древнейшие храмы города стояли на территории, занимаемой ныне Благовещенским монастырём.
В 1458 году собор был возобновлён трудами Ивана III Московского. В XVI веке в храме несколько раз молился первый русский царь, Иван Грозный. По случаю взятия Казани в 1552 г. он выделил средства на возведение четырех каменных храмов в Муроме, в число которых попал и городской собор. Храм был поставлен на высокий подклет, служивший арсеналом, где хранили вооружение. По периметру его окружала открытая галерея — гульбище. Судя по гравюре в книге Олеария, до переделок середины XVII века он был трёхверхим.
Писцовая книга
Бартенева 1636/37 годов сообщает: «В городе
соборная церковь Рождества Пречистыя
Богородицы о трех верхах с папертью,
паперть каменная ж, (…) в приделе
верховных апостол Петра и
Павла лежат Муромские
Как следует из этого описания, в Петропавловском приделе (устроенном в правой апсиде) почивали мощи муромских чудотворцев Петра и Февронии. Сохранились фотографии массивной кипарисовой раки, изготовленной для мощей в 1797 году. Деревянная церковь Петра и Февронии стояла рядом с храмом. В конце XVIII века её разобрали, чтобы освободить место для строительства трёхъярусной колокольни. Её гордостью стал благовест в 1049 тонн весом, про который говорили: «Большой колокол из ада душу вызвонит». При колокольне имелись тёплый Спасский храм и устроенный в 1814 году придел в честь Муромской иконы Божией Матери.
В связи с
учреждением в Муроме викарной кафедры
собор грозненского времени с 1868
года вновь стал кафедральным. Губернский
архитектор Н. А. Артлебен приступил
к восстановлению «древней византийской
архитектуры», в ходе которого храму
вернули позакомарное покрытие, а
в основании барабанов
В XIX веке протоиерей
Леонид Белоцветов составил описание
храма: «Внутри собор очень
После революции
собор был разграблен, часть древнейших
икон и утвари передана в местный
краеведческий музей, равно как
и мощи Петра и Февронии. В 1924 г.
собор был закрыт, а десять лет
спустя его передали военному ведомству.
Перед храмом было устроено футбольное
поле, причём колокольня была приспособлена
под раздевалку для спортсменов.
В 1939 г. начали разбирать стены 400-летнего
храма. Колокольня простояла на несколько
лет дольше, так как использовалась
как пожарная каланча. В настоящее
время на месте соборного комплекса
— городской парк им. В. И. Ленина
(«Окский»).
Список
литературы