Архитектура России 16 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 20:57, реферат

Описание работы

В конце 15, начале 16 века начинает распространяться новый тип храма, в котором отразились демократические потребности посадских жителей. Величайшим завоеванием архитектурной мысли 16 века, одним из высших достижений всего древнерусского зодчества являются шатровые храмы – столпообразные сооружения с невиданной дотоле конструкцией верха, как в деревянном зодчестве.

Содержание работы

1.Введение_________________________________________________ 3
2. Покровский собор (Москва)_________________________________4
3. Успенский собор (Дмитров)_________________________________7
4. Донской монастырь________________________________________9
5. Никитский монастырь (Москва)______________________________12
6. Собор Рождества Богородицы (Муром)________________________14
7.Список литературы__________________________________________16

Файлы: 1 файл

архитектор.docx

— 38.38 Кб (Скачать файл)

22 декабря 1925 года, вскоре после ареста Патриаршего  Местоблюстителя митрополита Петра  (Полянского), в монастыре под  председательством архиепископа  Екатеринбургского Григория (Яцковского) состоялось совещание 10-и архиереев,  образовавшее Временный высший  церковный совет, что положило  начало так называемому григорианскому  расколу.

В 1920-х годах  в монастыре устраивали антирелигиозную  выставку, в дальнейшем в нём был  организован Антирелигиозный музей; в 1929 все монастырские храмы были закрыты для богослужения. Ценные документы XVIII—XIX веков из архива монастыря  были перемещены в государственные  архивы (сейчас находятся в РГАДА)

В 1934 был открыт музей архитектуры Академии архитектуры  СССР. В 1930-е на территорию монастыря  были свезены фрагменты некоторых  разрушенных московских храмов: Успения  на Покровке, Николы в Столпах,горельефы Храма Христа Спасителя; фрагмент Сухаревой башни, а также часть убранства Триумфальной арки, стоявшей на Триумфальной площади.

В 1964, монастырь  был превращён в филиал научно-исследовательского Музея архитектуры им. Щусева.

Малый собор, где  богослужения возобновились в 1946, был  в 1960-е приписан к храму Положения  Ризы Господней на Донской улице; в храме была устроена мироваренная печь, которая и поныне используется для изготовления мира для всей Русской  Церкви.

В 1982 было принято  решение о передаче Донского монастыря  Патриархии для создания в нём  официальной резиденции московского  патриарха. Однако в итоге церкви был передан не Донской, а Данилов  монастырь.

В 1991 монастырь  был передан Московскому Патриархату; 18 августа был вновь освящён  Большой собор. В том же году, 18 ноября, неизвестным злоумышленником  был подожжён Малый собор. Во время  его ремонта были проведены раскопки, в ходе которых 19 февраля 1992 года было вскрыто захоронение Патриарха  Тихона, действительное наличие которого до того вызывало сомнения. Обретённые мощи святителя были положены в раку и впоследствии перенесены в Большой  собор, где покоятся открыто на северной части солеи.

В 1990-е исторически  сложившийся облик обители был  сильно изуродован поставленной сразу  за святыми вратами многочисленной бронетехникой, а также новыми постройками.

16 августа 2007, накануне подписания Акта о  единстве с Московским Патриархатом, делегация Русской Православной  Церкви Заграницей во главе  с митрополитом Лавром посетила  монастырь и молилась у мощей  Патриарха Тихона; молебен святителю  Тихону у раки его мощей  отслужил в присутствии наместник  архимандрит Агафодор.

В январе 2010 года наместник монастыря епископ  Кирилл заявил, что планируется открыть  музей новомучеников и расширить  доступ в монастырь, создав здесь  общецерковный миссионерский и  образовательный центр с миссионерскими экскурсиями. 
 
 

Никитский монастырь (Москва)

Не позже 1534 года на месте будущего Никитского монастыря  была построена церковь великомученика Никиты у Ямского двора с Введенским приделом. Храм был двухстолпный.  При разборке собора в 1930 году выяснилось, что храм был большей частью построен из итальянского кирпича.

При этой церкви в 1582 году боярином Никитой Романовым (дедом царя Михаила Фёдоровича) основан Никитский монастырь. После  его основания проходившая рядом  Волоцкая (или Новгородская) улица  стала называться Большой Никитской; улица была частю дороги к Волоку Ламскому и Великому Новгороду, сформировавшейся в XIV-XVI веках.

В 1682 году монастырь  был опустошён пожаром, после  чего пострадавшая церковь Никиты была основательно перестроена и расширена (например, заново возведён Введенский придел).

В начале XVIII века в монастыре построена каменная колокольня. В 1750-х годах архитектором Д. В. Ухтомским сооружены корпуса  келий. В 1764 году обитель зачислена  в третий класс по штату.

В 1767 году к обители  была приписана стоявшая неподалёку и бывшая прежде приходской Дмитриевская церковь. Первый деревянный храм в честь  св. Димитрия Солунского, стоящий на этом месте, был выстроен в год  основания монастыря (1582 год —  год рождения царевича Димитрия, и, возможно, посвящение церкви вызвано  этим событием). В 1629 году деревянный храм сгорел и в середине XVII столетия церковь была выстроена вновь  в камне. В начале XVIII столетия было переделано завершение Дмитриевской церкви: её украсил новый шестиглавый  барабан.

Никитский монастырь  сильно пострадал в 1812 году: ценности обители были разграблены и выгорели все строения, кроме Дмитриевской церкви. Монастырь был предназначен к упразднению архиепископом  Августином, однако восстановлен на частные  пожертвования.

В 1833 году к Никитскому Собору пристроен придел Николая  Чудотворца. В 1861 году на месте разобранной  колокольни XVIII века архитектором М. Д. Быковским заложена новая колокольня с Церковью Воскресенья Словущего (освящена в июле 1868 года). В 1877 году возле ворот монастыря устроена часовня во имя великомученика Никиты. В 1894 году вновь освящена Церковь великомученика Дмитрия Солунского, стоявшая без службы в 1812—1894 годах.

До революции  в монастыре хранилась священная  реликвия — частица пальца Св. Никиты.

В 1904 году в деревне  Катюшки Московской губернии устроен  храм Серафима Саровского — подворье Никитского монастыря. При нём выстроена  церковная школа на 50 детей. Женская  Никито-Романовская церковно-приходская школа, а также монастырская богадельня были и при самом монастыре  в Москве.

Монастырь закрыт в 1920-х годах. Некоторое время  после закрытия в его зданиях  ещё жили монахини (под началом  игуменьи Агнесы и казначеи сестры Серафимы), а на колокольне бывшего  монастыря регулярно звонил звонарь-виртуоз  К. К. Сараджев. В 1929 году из архива монастыря  были изъяты некоторые сохранившиеся  документы, ценные в историческом отношении (ныне хранятся в Главархиве Москвы), впрочем, основная часть монастырского  архива была утрачена в 1920-е годы.

После закрытия здания бывшей обители переданы Московскому  университету, а в 1930—1933 годах —  разобраны. В 1935 году на месте бывшего  монастыря построено здание Никитской  электроподстанции (арх. Д. Ф. Фридман). Сохранились лишь небольшой фрагмент монастырской ограды и один корпус келий, занятый с 1990 года Центральным  управлением рыбной экологии и нормативов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Собор Рождества Богородицы (Муром)

Точное время  основания собора неизвестно. Существование  в Муроме каменных храмов ранее XVI века не доказано; тем не менее местные  краеведы считают, что первый собор  Рождества Богородицы был построен в камне ещё в начале XIII века, в связи с утверждением в рязанско-муромских  землях традиции почитания Богородицы князем Юрием Всеволодовичем Владимирским. Существует гипотеза, что на место, где позднее высился собор, Муром  был перенесён с течением времени, а древнейшие храмы города стояли на территории, занимаемой ныне Благовещенским монастырём.

В 1458 году собор  был возобновлён трудами Ивана III Московского. В XVI веке в храме  несколько раз молился первый русский царь, Иван Грозный. По случаю взятия Казани в 1552 г. он выделил средства на возведение четырех каменных храмов в Муроме, в число которых попал  и городской собор. Храм был поставлен  на высокий подклет, служивший арсеналом, где хранили вооружение. По периметру  его окружала открытая галерея —  гульбище. Судя по гравюре в книге  Олеария, до переделок середины XVII века он был трёхверхим.

Писцовая книга  Бартенева 1636/37 годов сообщает: «В городе соборная церковь Рождества Пречистыя  Богородицы о трех верхах с папертью, паперть каменная ж, (…) в приделе  верховных апостол Петра и  Павла лежат Муромские чудотворцы — благоверный князь Петр и  княгиня Феврония, покрыты сукном черным, а над ракою — их образ  с деяньем… Строенье та соборная церковь  блаженныя памяти государя царя и  великаго князя Ивана Васильевича  всея Руси…»

Как следует  из этого описания, в Петропавловском  приделе (устроенном в правой апсиде) почивали мощи муромских чудотворцев  Петра и Февронии. Сохранились  фотографии массивной кипарисовой  раки, изготовленной для мощей  в 1797 году. Деревянная церковь Петра  и Февронии стояла рядом с храмом. В конце XVIII века её разобрали, чтобы  освободить место для строительства  трёхъярусной колокольни. Её гордостью  стал благовест в 1049 тонн весом, про  который говорили: «Большой колокол из ада душу вызвонит». При колокольне имелись тёплый Спасский храм и устроенный в 1814 году придел в честь Муромской иконы Божией Матери.

В связи с  учреждением в Муроме викарной кафедры  собор грозненского времени с 1868 года вновь стал кафедральным. Губернский архитектор Н. А. Артлебен приступил  к восстановлению «древней византийской архитектуры», в ходе которого храму  вернули позакомарное покрытие, а  в основании барабанов появились  суховато-декоративные кокошники. Вместо крытой паперти была устроена открытая лестница, и все три апсиды были расширены на восток. Иконостасы в  приделах были трехъярусными, а в  основном храме стоял иконостас  в 5 ярусов; некоторые из икон принадлежали кисти местного изографа Казанцева.

В XIX веке протоиерей Леонид Белоцветов составил описание храма: «Внутри собор очень благолепен. Четыре массивные столба поддерживают своды храма. Свет падает из 19 окон, расположенных в два ряда, из 39 окон — в пяти куполах. Под средним  куполом висит на балансе массивное, из посеребренной меди, паникадило с 40 свечами, по сторонам повешены такие  же два паникадила, меньшего размера, по 36 свеч. Восточная стена храма  занята пятиярусным, золоченым, с 62 иконами  иконостасом, украшенным колонками  из мелкой художественной резьбы».

После революции  собор был разграблен, часть древнейших икон и утвари передана в местный  краеведческий музей, равно как  и мощи Петра и Февронии. В 1924 г. собор был закрыт, а десять лет  спустя его передали военному ведомству. Перед храмом было устроено футбольное поле, причём колокольня была приспособлена  под раздевалку для спортсменов. В 1939 г. начали разбирать стены 400-летнего  храма. Колокольня простояла на несколько  лет дольше, так как использовалась как пожарная каланча. В настоящее  время на месте соборного комплекса  — городской парк им. В. И. Ленина («Окский»). 
 

Список  литературы 

  1. Молева  Н. М. Сторожи Москвы. М.: АСТ, Астрель, Олимп, 2007. С. 202.
  2. Вагнер Б. Б. Монастырские ансамбли Московии. М.: Вече, 2008.
  3. Паламарчук П. Г. Сорок Сороков. М., 1995.
  4. Аренкова Ю.И., Мехова Г.И. Донской монастырь. — М., Искусство, 1970
  5. Подъяпольская Е. Н. Памятники архитектуры Московской области. Вып. 1 — М.: Стройиздат, 1999.
  6. Яганов А. В., Рузаева Е. И. Успенский собор в Дмитрове. — М.: 2003.
  7. Хохлова С. П. Успенский собор города Дмитрова (к вопросу об итальянских влияниях в древнерусской архитектуре первой трети XVI века) // Архитектурное наследство. № 50. — М.: 2009.

   

Информация о работе Архитектура России 16 века