Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 20:57, реферат
В конце 15, начале 16 века начинает распространяться новый тип храма, в котором отразились демократические потребности посадских жителей. Величайшим завоеванием архитектурной мысли 16 века, одним из высших достижений всего древнерусского зодчества являются шатровые храмы – столпообразные сооружения с невиданной дотоле конструкцией верха, как в деревянном зодчестве.
1.Введение_________________________________________________ 3
2. Покровский собор (Москва)_________________________________4
3. Успенский собор (Дмитров)_________________________________7
4. Донской монастырь________________________________________9
5. Никитский монастырь (Москва)______________________________12
6. Собор Рождества Богородицы (Муром)________________________14
7.Список литературы__________________________________________16
Содержание
1.Введение____________________
2. Покровский
собор (Москва)________________
3. Успенский
собор (Дмитров)_______________
4. Донской монастырь_____________
5. Никитский
монастырь (Москва)____________
6. Собор Рождества
Богородицы (Муром)_______________________
7.Список литературы____________________
Введение
В конце 15, начале 16 века начинает распространяться новый тип храма, в котором отразились демократические потребности посадских жителей. Величайшим завоеванием архитектурной мысли 16 века, одним из высших достижений всего древнерусского зодчества являются шатровые храмы – столпообразные сооружения с невиданной дотоле конструкцией верха, как в деревянном зодчестве.
С
конца 15 века Москва окончательно становится
политическим, религиозным и культурным
центром Руси. После падения Константинополя
в 1453 году возникает теория –«Москва
– Третий Рим, а четвертому не бывать».
Город должен был соответствовать
новым задачам. При Иване Третьем
происходит перестройка Кремля и
город украшается величественными
соборами. Впервые после Андрея Боголюбского
Русь так широко распахнула двери
иностранным мастерам, в первую очередь,
итальянцам. В Италии в это время
уже начал творить Леонардо, были
достигнуты выдающиеся успехи в архитектуре.
Покровский собор (Москва)
Возведен в 1555-1561 гг. на Красной площади у каменной Троицкой церкви "на рву" 1553 г. зодчими Бармой и Постником Яковлевым как храм-памятник в честь покорения Иваном IV Казани в 1552 г. и во славу павших при этой битве воинов (Троицкая церковь вошла в состав нового храма). У его стен похоронен популярный в народе в те времена юродивый Василий Блаженный, и над гробом его в северо-восточном углу храма в 1588 г. был устроен придел, давший имя собору, более употребительное, чем его основное название.
Первоначально
строителям было предложено соорудить
храм Покрова с семью приделами
(не считая Троицкого) во имя тех
святых, память которых отмечалась
в дни основных этапов завоевания
Казани. Так, 30 августа, в день трех патриархов
александрийских Павла, Александра
и Иоанна (северо-восточный придел)
был разгромлен большой отряд
татарской конницы князя
Мемориальный
характер Покровского собора воплощен
во всей его архитектуре ликующе-
Сначала
купола храма были, видимо, шлемовидными,
но довольно скоро (в конце XVI в.) их заменили
узорными луковичными главами, что
больше отвечало всему узорочью декоративного
убранства Василия Блаженного, как
и многоцветная окраска, сменившая
в XVII в. прежний красный цвет с
разделкой белыми швами "под кирпич"
и с белокаменными деталями. Форма
ярусной башни-столпа, составленной
из восьмериков, доминирует в архитектуре
собора, сообщая ему устремленность
ввысь. Вдвинутые между столпами
приделы благодаря своим
Поставленные "вперебежку" кокошники разных размеров, по-разному декорированные и в разных сочетаниях, обрамляют основные объемы и вносят ту же динамику движения вверх, которой наделены все элементы архитектуры памятника.
В соответствии с мемориальным характером собора акцент сделан на его наружном убранстве, причем стихия декора (все эти пилястры, филенки, стрелы, муфтированные колонки, карнизы, машикули, розетки и т.д.) торжествует над ордерным началом, оплетая все формы сверху донизу. Внутри башни храма декорированы очень сдержанно. В шатре центрального столпа имеется орнаментальная роспись XVI в., выполненная черной и красной красками по белому фону (подобная же роспись сохранилась в шатре Троицкого придела): в декоративные "кирпичные" арки, опирающиеся на фризовые тяги восьмерикового основания шатра, вписаны раковины, напоминающие раковины в закомарах Архангельского собора в Кремле; на эти же тяги опирается ажурная сетка из гибких линий, также расписанных "под кирпич" и как бы воссоздающих конструкцию шатра (нечто подобное можно видеть в наружном белокаменном декоре шатра церкви Вознесения в Коломенском). Под шатром раскрыты фрагменты фресковой надписи XVI в. о завершении строительства Покровского храма в 1561 г. Внутренние переходы и галереи расписаны в XVII в. пышным растительным орнаментом, включающим мотивы цветов и трав (западный участок внутренней галереи сохранил уникальный для своего времени кессонированный потолок и роспись XVI в., имитирующую кирпичную кладку).
В
XVIII-XIX вв. стены собора были покрыты
масляной живописью (при реставрации
эта роспись невысокого качества
постепенно удаляется; фрагменты живописи
XVIII в. в центральном столпе сохранены).
Иконостасы приделов перенесены из других
церквей (как правило, из разобранных
в XVIII в. храмов Московского Кремля)
или установлены сразу после
окончания строительства (есть среди
них и старые тябловые иконостасы
и новые XVIII-XIX вв.). Иконы в иконостасах
относятся к XV-XVII вв. К числу лучших
образцов иконописи принадлежит
икона "Вход в Иерусалим" XVI в. в
западном Входоиерусалимском приделе.
Колокольня возведена в 1681 г. на месте
звонницы конца XVI в., четверик которой
послужил основанием для сооруженного
над ним шатрового восьмерика.
Постройка Покровского собора вне
стен Кремля на главной торговой площади
города подчеркнула его общенародное
значение и сделала храм новым
центром Москвы. Как памятник архитектуры,
он знаменовал собой вершину развития
московского зодчества XVI в.
Успенский собор (Дмитров)
По истории строительства Собора Успения Божией Матери в Дмитрове было названо несколько гипотетических дат. Все они связаны с княжением в Дмитрове князя Юрия Ивановича Дмитровского, но ни одна из них не подтверждена документально. Возможное ктиторство великого князя никем из исследователей серьёзно не рассматривалось. Обычно закладку собора относят к 1507 или к 1509, а завершение к 1533 году. В монографии Яганова А. В. Рузаевой Е.И. завершение строительства обосновывается 1512 годом.
Ранее предполагалось, что погреба храма принадлежали белокаменному храму XIV века, но исследования С. А. Гаврилова 1976-1979-х годов опровергли эти гипотезы. Исследование 1976—1979 гг. опровергло и другую устоявшуюся ошибку: двухъярусные паперти вокруг церкви построены одновременно с ней. До исследования 1976—1979 гг., все историки и реставраторы, в том числе, и проводившая реставрацию Успенского собора в 1961—1965 годах Е. Р. Куницкая, ошибались в позднем происхождении папертей.
Обычно, при описании архитектуры собора отмечают сильное влияние форм московского Архангельского собора, построенного в 1505—1508 годах итальянскими мастерами под руководством Алевиза Нового и по заказу Ивана III, отца дмитровского князя. Однако круг итальянизирующих элементов дмитровского собора значительно шире того набора, который можно было взять в Архангельском соборе. Следует говорить, что в обоих храмах использованы одинаковые, но по-разному интерпретированные ренессансные элементы. В публикациях отмечалось, что Успенский собор вышел строже и монументальнее своего прототипа. В постройке дмитровского Успенского собора итальянцы принимали самое непосредственное участие. Наиболее вероятным автором Успенского дмитровского собора мог быть архитектор-итальянец. Ему, как считает С. А. Гаврилов, незачем было обращаться к Архангельскому собору как к образцу. Он мог обращаться к опыту Ренессанса самостоятельно и по-своему мог преломлять свой собственный ренессансный опыт на русской почве. Публиковались разные мнения о возможных авторах (назывались имена Алевиза Нового, ростовского зодчего Григория Борисова), но без серьёзного обоснования.
В середине 1660-х к собору пристроили лестницу на ползучих арках, на месте её нижнего рундука в 1793—1796 по проекту архитектора М. Я. Агафонова, крепостного князя И.Ф. Голицына, была построена колокольня в стиле классицизма. Чуть ранее, в 1790—1791, позакомарное покрытие было заменено на четырёхскатную кровлю, а каменные барабаны на деревянные.
В 1820-е гг. А. Ф. Элькинским, возможно, был реконструирован купол колокольни при установке часов, в 1823-1825 гг. каменных дел мастер итальянец Л. Карлони на месте первоначальной северной галереи строит Покровский придел в псевдоготическом стиле по проекту Ф. М. Шестакова 1822г. (подлинный авторский чертеж 1822г Ф.М. Шестакова у наследников фотографа П.И.Глухова, работавшего в музее в начале 1930-х годов, в 1987г обнаружен С.А.Гавриловым и приобретен Дмитровским музеем), в 1841 Д. Ф. Борисов строит аналогичный и с южной стороны (подлинный авторский чертеж 1842г Д.Ф. Борисова найден и приобретен тогда же). Тогда же по углам появились ещё 4 широких деревянных барабана с куполами, придавшие всему собору пирамидальную композицию.
После революции
собор долгое время функционировал,
но в 1932 был закрыт и передан музею.
В середине 1930-х с его куполов
сняли кресты, а в августе 1941 была
разобрана верхняя часть
Донской монастырь
Основан царём Фёдором Ивановичем в 1593 году, когда был сооружён Малый (или Старый) собор (1591—1593).
В Смутное время был разорён польскими войсками под предводительством гетмана Ходкевича и долгое время продолжает пребывать в запустении.
По возобновлении царями Михаилом Фёдоровичем и Алексеем Михайловичем монастырь сделался «богомольем царей»: сюда совершались крестные ходы, в которых принимали участие Государи.
В 1698 был освящён новый величественный храм, также посвященный Донской иконе, называемый Большой собор, построенный усердием Царевны Екатерины Алексеевны. Стены храма расписаны фресками итальянца Клаудио; внутри сохранился монументальный 8-ярусный резной иконостас с иконами «фряжского письма».
Примерно в то же время (1686—1711) была возведена стена с двенадцатью башнями, которые напоминают ограду Новодевичьего монастыря.
В XVIII веке монастырь интенсивно развивается: по описи 1739 года Донской монастырь — крупное феодальное хозяйство, которое владеет большими территориями и множеством крепостных душ. В течение этого века формируется величественный комплекс монастыря, каким его можно увидеть и в наши дни. Появляется некрополь выдающихся деятелей российской истории и культуры. Строится Тихвинская надвратная церковь (1713—1714) и колокольня над западными воротами (окончена в 1753). В 1745—1750 годах были возведены архимандритские покои. Также возводится здание духовной семинарии, конюшни, и прочие вспомогательные сооружения; в 1796—1798 годах строится церковь Александра Свирского (храм-усыпальница А. Н. Зубова).
Одно из широко
известных и трагичных событий
XVIII века произошло в монастыре
в 1771 году во время Чумного бунта.
Беснующаяся толпа наводнила
монастырь и убила
В конце 1764 монастырь получает статус ставропигиального.
В XIX в монастыре было основано духовное училище, готовившее кандидатов на поступление в семинарию; построены церковь Архангела Михаила (усыпальница Голицыных, 1809) и церковь Иоанна Златоуста (усыпальница Первушиных, 1888—1891 гг.).
Перед революцией монастырь был 1-го класса ставропигиальной обителью.
Каждый год, 19 августа, в день празднования Донской иконе, совершался крестный ход из Успенского собора Кремля в монастырь: чудотворная Донская икона пребывала в Благовещенском соборе Кремля, где находится и ныне.
В 1918 монастырь был формально закрыт, однако монастырская жизнь продолжалась до конца 1920-х.
С мая 1922 в бывших казначейских покоях у северных врат монастыря пребывал (сначала под стражей) Патриарх Тихон (Беллавин); проживая там, за исключением 2-х периодов нахождения во внутренней тюрьме ГПУ весной — летом 1923 года, до средины января 1925 года, когда переехал в клинику Бакуниных на Остоженке. Скончавшись 25 марта (7 апреля) того же года в клинике, был погребён здесь же 30 марта (12 апреля) 1925 года, в Вербное воскресенье; был похоронен в подклёте Малого собора. В 1926 году к внешней стороне той же стены собора перенесли могилу убитого 9 декабря 1924 года келейника Патриарха — Якова Полозова.