Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 13:24, реферат
Василий Иванович Суриков родился 12 января (24 по новому стилю) 1848 года городе Красноярске в семье губернского регистратора. В середине XVI века с Дона, с казачьим войском Ермака, предки Сурикова пошли на завоевание Сибири; они сражались с полчищами Кучума, а потом осели на новых землях на постоянное жительство. Предков Сурикова считают одними из основателей города. Они участвовали в знаменитом бунте против царского воеводы Дурново. В честь деда Сурикова, казачьего атамана, один из островов на Енисее назван Атаманским. "В Сибири народ другой, чем в России: вольный, смелый", - писал Суриков. Огромное влияние на Василия Ивановича оказала его мать Прасковья Фёдоровна.
В "Боярыне Морозовой" вновь поднимает тему выбора Россией своего исторического пути. Петр I завершил то, что начал его отец - царь Алексей Михайлович. Именно при нем произошло событие, позволившее в дальнейшем Петру повернуть Россию на европейский путь развития. Это нововведение патриарха Никона, вызвавшее раскол Русской церкви и отчаянное сопротивление народа, увидевшего в происходящем посягательство на истинную веру. Темой картины Суриков избрал момент, когда одну из наиболее ярких и фанатичных защитниц старообрядчества, ближайшую сподвижницу протопопа Аввакума боярыню Федосью Морозову, состоявшую в родстве с самим царем, измученную, закованную в кандалы, увозят в Пафнутьево-Боровский монастырь, в земляной тюрьме которого она и окончила свои дни. Убогие крестьянские розвальни медленно движутся сквозь густую толпу людей. Образ боярыни, высоко поднявшей тонкую белую руку, сложенную в двуперстном крестном знамении - символе исконной веры, потрясает своей силой и выразительносью. Он целиком отвечает характеристике, данной ей протопопом Аввакумом: "Персты рук твоих тонкостны, а очи твои молниеносны. Кидаешься ты на врагов, акилев".
Пламенный протест
Морозовой вызывает живой
Фигура опальной боярыни Морозовой у Сурикова служит не только смысловым и геометрическим центром композиции, построенной по диагональному принципу. Едущие, именно "едущие", сани, чего так долго добивался художник, в сочетании с изображенной со спины идущей рядом с санями сестрой Морозовой, княгиней Урусовой, и бегущим мальчиком в полушубке с болтающимся рукавом, придают динамизм всей композиции. Они же делят толпу на две противостоящие группы: сторонников и противников старой веры. Помещенные на первом плане в правой части картины старообрядцы написаны Суриковым с особенным вниманием и любовью. Здесь каждый образ значим и значителен. Женские лица отличаются особой характерной красотой и одухотворенносью. Убедительны типы нищего и юродивого. Приковывает внимание фигура странника, его погруженное в тяжелые думы лицо философа, по типу отдаленно напоминающее самого художника.
"Боярыня Морозова" - высшее
достижение Сурикова-колориста.
После показа на очередной передвижной выставке "Боярыня Морозова", подобно двум предыдущим историческим картинам Сурикова, перешла в Третьяковскую галерею. Сам художник с семьей провел лето 1887 года в Красноярске. Однако столь долгожданная для Василия Ивановича поездка на родину оказалась роковой для его жены. Тяжелая и неудобная дорога на перекладных и на пароходе подкосила и без того хрупкое здоровье Елизаветы Августовны, страдавшей пороком сердца. После приезда из Сибири ее лечили лучшие профессора Москвы, но все было тщетно. 8 апреля 1888 года ее не стало. Для Сурикова смерть жены была тяжелейшим ударом. В это время он сблизился с Михаилом Нестеровым, который тоже пережил смерть горячо любимой жены. Нестеров вспоминал: "... в годы наших бед, наших тяжких потерь, повторяю, душевная близость с Суриковым была подлинная, может быть, необходимая для обоих..."
В это тяжелое время Василий
Иванович нашел утешение в
религии, постоянно
Живя зимой 1889/90
года в Красноярске, наблюдая
тамошние зимние развлечения,
Суриков увлекся мыслью
Как и всегда, позировали
для картины близкие и
В картине "Взятие снежного городка" зародилась новая суриковская тема - тема широкой казацкой натуры, тема героизма и силы, развернувшаяся в эпопеях позднейших исторических картин.
В начале осени 1890 года Суриков переехал из Красноярска в Москву. Законченный в Сибири "Снежный городок" он привез с собой, выставив его весной 1891 года на Передвижной выставке. Картина путешествовала с выставкой по всей России, потом была куплена коллекционером В.В. фон Мекком, от которого и приобретена в Русский музей в Петербурге.
В Москве Суриков начал новую картину - "Покорение Сибири Ермаком" (1895, Русский музей). Она так же, как и Боярыня Морозова, потребовала огромного времени, поисков композиции, соответствующей натуры и такого напряженного труда, который исключал всякую возможность другой сколько-нибудь серьезной работы.
Лето 1891 года художник снова провел в Красноярске, где собирал материалы для "Ермака". Зимой 1891/92 года картина была начата. Суриков сообщает брату ее точные размеры: 9 аршин (длины) и 4 (ширины). Кроме того, к очередной выставке он подготовил "небольшой этюд, давно начатый, - русская старинная девушка в нашем прабабушкином голубом шугае. Вышло ладно". Видимо, это тот самый, который в каталоге Двадцатой выставки передвижников назывался Историческим этюдом. Помимо него на той же выставке Суриков экспонировал еще Портрет г-жи N.
В 1892 году летом Суриков снова жил в Сибири. На этот раз он задержался в Тобольске. "Пишу этюды в музее и татар здешних, и еще виды Иртыша... Время у меня здесь проходит с пользою... Дня через два уезжаем в Самарово или Сургут, остяков в картину писать... более 3 или 4 дней там жить не думаю. А потом скорее к вам, дорогие мои! Мы ужасно соскучились по вас. Что делать! Этюды нужны".
Однако он недолго
пробыл у матери и скоро
уехал на поиски материалов, на
этот раз в Минусинский округ.
В Минусине он надеялся
В Москве Сурикову
в интересах работы пришлось
переменить квартиру на
Многие художники смотрели "Ермака" еще незаконченным и говорили Сурикову, что это лучшая его картина.
Летом 1894 года Суриков собирал материалы в Сибири, где сделал этюд для гребца с ссыльного полтавского казака, крепкого человека с мускулистыми руками. Это - фигура в глубине полотна, на носу второй лодки, но очень заметная. Особенно много материалов в том же году Суриков собрал для татарской стороны картины. В окрестностях озера Шира им были написаны этюды хакасов (местных качинских татар). Работа приближалась к концу. Вернувшись в Москву, Суриков перебрался на другую, меньшую квартиру и перевез картину в Исторический музей. Теперь она получила надлежащие условия освещения, и ее можно было смотреть издали, чего не позволяла тесная для такого огромного полотна квартира художника. Нестеров увидел законченную картину одним из первых. "Я пошел в Исторический музей, - вспоминал он,- где тогда устроился Василий Иванович в одном из запасных неконченных зал, отгородив себя досчатой дверью, которая замыкалась им на большой висячий замок. Стучусь в досчатую дверь. - "Войдите". - Вхожу и вижу что-то длинное, узкое... Меня направляет Василий Иванович в угол, и, когда место найдено, - мне разрешается смотреть. Сам стоит слева, замер, ни слова, ни звука. Смотрю долго, переживаю событие со всем вниманием и полнотой чувства, мне доступной; чувствую слева, что делается сейчас с автором, положившим душу, талант и годы на создание того, что сейчас передо мной развернулось со всей силой грозного момента, - чувствую, что с каждой минутой я больше и больше приобщаюсь, становлюсь если не участником, то свидетелем огромной человеческой драмы, бойни не на живот, а на смерть, именуемой Покорение Сибири...
Минуя живопись, показавшуюся
мне с первого момента крепкой,
Чем больше я смотрел на Ермака, тем значительней он мне казался как в живописи, так и по трагическому смыслу своему. Он охватывал все мои душевные силы, отвечал на все чувства... Повеселел мой Василий Иванович, покоривший эту тему, и начал сам говорить, как говорил бы Ермак - покоритель Сибири".
В Ермаке Суриков
поднялся на необычайную даже
для него высоту исторического
прозрения. Недаром он
Покорение Сибири
Ермаком было событием
Но Суриков не только показал
борьбу этих двух стихий: он
раскрыл их характер, правдиво
и с предельной ясностью
Поражает сила творческого
воображения Сурикова. В самых
ранних композиционных эскизах
уже дана не только общая
расстановка масс, но и характеры
большинства фигур в их
Как и в "Боярыне Морозовой", существо композиции "Ермака" - в движении. Но здесь движение еще сложнее и труднее для изображения, чем в Морозовой. Казачья флотилия движется навстречу туземному войску, но каждый отдельный казак дан в спокойном состоянии. На лицах нет и следа заботы о себе, тем менее - боязни; но нет и показного героизма. Спокойно, без всякой суеты и торопливости они делают свое дело.
Противоположны казакам
неистовые лица и резкие
Удивительно строен
и совершенен колорит картины.
Истоки его искал Суриков в
сибирской природе. Пейзажные
этюды сопутствовали всей