Болгарские танцы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 10:07, контрольная работа

Описание работы

Танцы Болгарии очень любимый и самый распространенный вид народного творчества страны.
Неповторимый темперамент, изумительной вкус потрясающая изобразительность народа выражено в обрядовых, трудовых, карнавальных, календарно-праздничных танцах Болгарии. Они являются не очень сложными по композиции рисунка, но движения ног у них разнообразны, технически сложны и удивительно красивы.

Содержание работы

Введение
1 Болгарские танцы
2 Заключение
3 Использованная литература

Файлы: 1 файл

Болгарские танцы.docx

— 28.17 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

                Арктический государственный институт  искусства и культуры

Факультет фольклора  и этнокультуры народов Арктики

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По предмету: Народный танец

На тему: Болгарские танцы

 

 

 

 

                                                                          Выполнила: студентка 4курса   

                                                                          хореографического   отделения

                                                                          Алексеева Анастасия                          

                                                                          Проверила:  Бурцева Р. Х.

                                      

 

Якутск, 2012

Содержание

 Введение

1 Болгарские танцы

2 Заключение

3 Использованная литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Танцевальное искусство Болгарии – история этой замечательной страны.  Народные пляски пронизаны теплым солнцем юга, сладким ароматом незабываемых садов и уникальных розовых плантаций. От поколения к поколению передается мастерство танца, со временем совершенствуются его формы. Это в свою очередь придает старинным танцам новое дыхание, которое близко современным людям. Болгария целых пятьсот лет находилось под игом Турции. Захватчики всевозможными способами пытались остановить духовное развитие порабощенного болгарского народа. В Болгарии доминирующими являются формы массового танца. В танцах народ страны выражал свои самые сокровенные мечты, чаяния. Они запечатлевали самые важные жизненные события в художественной форме. В итоге у болгарского народа появилась большое множество великолепных танцевальных мелодий и неповторимых ритмов. В любой точке Болгарии есть свои мелодии, которые являются душой танцев.

    Танцы,  которые сопровождаются пением, появились со временем старины  и популярны до сих пор. Как  и раньше танцы Болгарии исполняются под аккомпанемент двухголосного или хорового пения. Танцы Болгарии отличаются от других оригинальностью ритмометрического рисунка. Совпадение танцевальной и музыкальной фазы характерно для большинства из них. Рядом с музыкальными размерами 2/2,4/4 существуют размеры 5/8 и 7/8, которые называются несимметричными. Это свидетельствует о связи болгарской танцевальной музыки с древнейшей фракийской культурой. Танцы Болгарии очень любимый и самый распространенный вид народного творчества страны.

      Неповторимый темперамент, изумительной вкус потрясающая изобразительность народа выражено в обрядовых, трудовых, карнавальных, календарно-праздничных танцах Болгарии. Они являются не очень сложными по композиции рисунка, но движения ног у них разнообразны, технически сложны и удивительно красивы.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Болгарские  танцы

              Болгары по праву гордятся  своими народными плясками. Они  так же красивы и ярки, как  и природа этой страны. Их энергичные  и быстрые движения и ритмы  словно пронизаны горячим южным  солнцем, ароматом садов и розовых  плантаций. 

             Болгарский народ бережно хранит  свое танцевальное искусство,  совершенствует его формы, придает  старинным пляскам новое содержание, близкое современному человеку.

     Пятьсот лет Болгария была  под турецким игом. Оккупанты  всячески стремились приостановить  духовное развитие болгарского  народа, разрушали памятники национальной  культуры. В суровую эпоху турецкого владычества танец особенно способствовал сближению людей; вероятно, поэтому в болгарской народной хореографии преобладают формы массового танца. В песнях и плясках болгары выражали свои сокровенные чаяния, мечты, запечатлевали в художественной форме важнейшие жизненные события.

            Не счесть танцевальных мелодий  и ритмов болгарского народа. В  каждой области, в каждом  селе есть свои самобытные  мелодии, являющиеся душой танцев.

            Во времена седой старины возникли  танцы, сопровождающиеся пением.

            До сих пор многие болгарские  танцы исполняются под двухголосое  или хоровое пение. На юго-западе  страны женские танцы иногда  сопровождает вокальное трио. Одна  из участниц ведет основную  мелодию, две другие вторят  ей засурдиненным звуком.

           Болгарские танцы отличаются  сложностью и прихотливостью  ритмо-метрического рисунка. Для  многих из них характерно несовпадение музыкальной и танцевальной фразы. Рядом с такими музыкальными размерами, как 2/4 и 4/4, существуют и так называемые несимметричные – 5/8, 7/8, 9/8 и т.д. Эти особенности болгарской танцевальной музыки свидетельствуют о ее связи с древней фракийской музыкальной культурой.

    Если как взять пример размер 7/8, то мы увидим, что такт имеет  три доли: в одном случае может  быть удлиненной первая доля

 

В другом случае может быть удлиненной третья доля

 

    Сложные ритмы способствовали  обогащению пластики болгарского  танца.

    Танец в Болгарии – самый  распространенный и любимый вид  народного творчества. В обрядовых,  карнавальных, календарно-праздничных  и трудовых танцах выражены  темперамент, вкус, изобразительность  болгарского народа. Танцы эти  не сложны по композиционно-пространственному  красивы, разнообразны и технически  сложны движения ног. 

     Наиболее распространенными плясками  издавна считаются «хора» и  «рыечницы».

      «Хора» - массовые танцы. Они могут  исполняться любым количеством участников. «Хора» могут быть мужскими, женскими и смешанными. Для них характерны ходы по кругу, линиями, зигзагами, движения вперед и назад, из стороны в сторону. Исполнители держатся за руки, скрещенные спереди или сзади, или за пояса, причем, как правило, правая рука находится снизу.

     «Рыченицы» - импровизационные танцы.  Их исполняют как мужчины, так  и женщины. «Рыченицы» так же, как и «хора», распространены  по всей стране, но в каждой  области их исполняют по-разному,  со своими характерными особенностями. 

     «Рыченицы» могут  танцевать  девушка и юноша или двое  юношей, или две девушки, друг  перед другом, не держась за  руки. Танцуют их почти всегда с платком, который может быть то в руках у девушки, то у юноши, или оба исполнителя берут платок за концы, и юноша, привлекая к себе девушку, пытается ее поцеловать и т.д.

      Во всех областях страны имеются  свои наиболее характерные танцы.  Особенно славятся ими Северная, Шопская, Фракийская, Добруджанская  и Родопская области. Надо отметить  и удивительное разнообразие  национальных костюмов, отличающих  одну область от другой.

      Для Северной области Болгарии  особенно типичен смешанный танец  «пайдушко-хоро». В нем может принимать участие любое количество танцоров. Исполнители, все время держась за руки, двигаются по кругу, линией или змейкой. Один из вариантов «пайдушко-хоро» исполняется под песню «топтан-топтан». В нем танцоры также держатся за руки, и все время слегка покачивают ими вперед и назад в довольно быстром темпе.

      Танцы «дайчово», «дунавско» технически  не очень сложны. Они характерны  для Северной Болгарии, но исполняются и в других районах страны.

      В гористой Шопской области  живет сильный, волевой и в  то же время веселый, остроумный  народ. Эти черты характера  отразились и в танцах. Танцам  Шопской области свойственны  трамплинные движения (исполнители  как бы отрываются от земли,  затем пристукивают всей ступней  об пол). Почти все движения  выполняются на всей ступне  или на низких полупальцах.  Движения корпуса и плеч соответствуют движениям ног, то есть трамплинят в вертикальном положении.

    Танцы здесь темпераментные. Особой  экспрессией и энергичностью  отличаются мужские пляски с  выкриками.

     Рисунок шопских танцев строится  по кругу, полукругу, спирали  и прямым линиям.

     Ведущим и замыкающим в танце  обычно являются самые лучшие  танцоры. Иногда кто-нибудь из  них отделяется от остальных  исполнителей, затем вновь присоединяется  к ним.

    Наиболее характерны для Шопской  области танцы: «шопско-хоро»,  «граовско-хоро», «трынско-хоро», «четворно», «бистришка-компаница», «самоковско-хоро» и др.    

        «Трынско-хоро» - танец мужской, технически очень сложный. Исполнители держатся за пояса и, сохраняя линию, двигаются вперед, назад, из стороны в сторону. Вожак выкрикивает последовательность движений, а все исполнители стройным хором отвечают ему выкриком «хопа». Например: вожак выкрикивает «хана-пред», ему отвечают «хопа».Вожак выкрикивает «свий колени», все отвечают «хопа» и т.д.

      Танец «четворно» - женский, но  иногда его танцуют и мужчины.  Композиционный рисунок – круг, прямые линии. Движения острые, отрывистые. Музыкальный размер  – 7/8. Первая доля удлиненная.

      Долго складывались и формировались  танцевальная культура Фракийской области. Она испытывала кельтов, македонцев, турок. Слагая самобытную пластику, народ очищал ее от чужеродных наслоений.

    Фракиец по характеру спокойный,  с широкой душой. Двигается  крупным шагом, высоко подняв  голову и подтянув корпус. На  площадь он выходит нарядный. Головной убор украшен маленьким  букетиком цветов.

      Молодые парни танцуют подтянуто,  а взрослые мужчины чуть-чуть  приседая. Девушки танцуют сдержанно,  даже в самых вихревых танцах  сохраняя достоинство. Замужние  женщины танцуют более свободно.

      Для фракийских танцев очень характерна хороводная форма сложной структуры. В старину хоровод иногда состоял из нескольких кругов. Обычно хоровод  начинали юноши, за ними шли взрослые и затем старики. По такому возрастному принципу строились и женские хороводные танцы. Позже стали появляться смешанные танцы, исполняемые женщинами и мужчинами вместе. Ведущего во фракийских хороводах называют «баш», замыкающего «куйрук». Обычно это лучшие танцоры. Исполнители двигаются по кругу против хода часовой стрелки. Иногда движение по кругу останавливается и участники хоровода, не разъединяясь, выполняют различные движения на месте, затем снова продолжают ход по кругу и т. д., в некоторых танцах двигаются зигзагами. Танцы исполняются под пение или оркестр народных инструментов.

     Для Фракийской области характерны  танцы: «сэлскота» (музыкальный размер 2/4),  «седи донка» (музыкальный  размер  ), «камищица» (11/16), «сливесно-хоро)(2/4), «водено-хоро»(2/4), «кокиче» (11/16) и др.

   Линии и рисунок танца прекрасно  оттеняются национальными костюмами.  У женщин – сукман (казакин)  темно-зеленый или черный, длинный,  с богатой кружевной отделкой  около воротника и понизу. Фартук  у молодых светлый, с богатой  вышивкой. Кофта белая, без вышивки,  с кружевами. На голове –  платок темно-зеленый с небольшим  орнаментом. У мужчин – рубашка  тюникообразная, белая, иногда вышитая.  Рукава у кисти собраны. Потури (штаны) бежевого цвета или  черные с гайтани (шнур), которым  выкладывается орнамент. На рубашках надевается элек (безрукавка) из того же материала, что и штаны. Полы элека запахиваются, и сверху повязывается шерстяной красный или черный пояс. На голове – меховая шапка, черная или коричневая.

        Добружданская область расположена  на равнине, от которой и  произошло ее название. Жителей  этих мест называют добруджанцами  или гребенцами. Название «гребенцы»  произошло от головного убора  девушек, похожего на гребешок  петуха.

     Добружду называют житницей Болгарии, население здесь в основном занимается земледелием и скотоводством. Самые популярные танцы этой области – «сборенка», «опас», «сэй баба боб» и др. В пластике этих танцев ярко выявляется характер добруджанцев. Корпус у исполнителей здесь  более свободный, движения плеч легкие. Самые характерные движения – специфические добруджанские выбивания и тройные переступы. Темп танцев обычно вначале медленный, затем убыстряется и снова возвращается к медленному. Бывает так, что танец начинается медленно, как бы нехотя, затем постепенно оживляется и вдруг переходит в быстрый, со стремительными сложными движениями ног. Характерно, что ноги и танцоров присогнуты в коленях, то есть танец исполняется на небольшом приседании. Другая характерная особенность добруджанских танцев – покачивание корпусом вправо и влево. Название танцев часто происходит от положения рук. Например: «рыката» - исполнители держатся за руки, «опас» - за пояс ит.д.

    «Рыката» - смешанный круговой танец.  Иногда мужчины входят в круг  и исплняют присядку по 6-й позиции.  В это время женщины, сохраняя  круг, выполняют ногами другие  движения. «Данец» - женский танец.  Для него характерно движение  исполнителей змейкой. 

     «Сборенка» - мужской танец. Участники  держатся за руки, скрещенные  спереди. Периодически более сложные  движения ног чередуются с  более легкими. Исполнители линией  двигаются вперед, назад, вправо, влево. Характерно выкрикивание  «лю, лю, лю».

Информация о работе Болгарские танцы