Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 09:30, реферат
Малевич, в отличие от М. Шагала или В. Кандинского, уехавших в Европу и познавших славу и материальное благополучие при жизни, прожил в России тяжелую жизнь, полную лишений и трудностей, а имя его многие годы было забыто. Российский зритель увидел его возвращение лишь в 1988 году. Когда после долгого забвения, наконец-то, в Третьяковской галерее открылась выставка Малевича из коллекций Русского музея, Третьяковки и амстердамского музея Стеделик, очереди были такие, что даже внучка Малевича – Н.Н. Быкова, - специально приехавшая из Ульяновска, смогла попасть в здание музея в последний день.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ К.С. МАЛЕВИЧА 4
1.1. Первая «Крестьянская серия» 6
1.2. Кубофутуризм 7
2. ТРИ БЕССМЕРТНЫХ ПОЛКИ ОДНОЙ ЭТАЖЕРКИ 8
2.1. Рождение супрематизма 9
2.2. «Черный квадрат» 10
2.3. Три стадии супрематизма 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16
Сначала свой «Черный квадрат» Малевич назвал «Четырехугольником». Ведь на самом деле пары сторон непараллельные, четыре угла не являются прямыми. Позже он описал « Черный квадрат» как символ его собственного ухода в мир иной, а « Красный квадрат» как символ революции, хотя не любил различные символические толкования. Для него это своя интерпретация «иконы», и поэтому во время первого показа картины он расположил работу высоко в углу комнаты. «Квадрат» написан в стиле импрессионизма мелкими ударными мазками. Понятие формы для него - это глыба, громадина живописного объема. Цвет – создатель пространства, он вездесущ и всегда светоносен. В основе кубизма, как считал Малевич лежало значение освобождения от окружающих форм природы и технологии, это своего рода - дорога к абсолютно свободному творчеству. Далее идут работы «Белый квадрат» (олицетворение увядания форм в пространстве и полное исчезновение) и «Желтый четырехугольник», который превращается в трапецию в пределах пространства.
Свое искусство Малевич называл новым реализмом и считал его важной ступенью в истории всемирного художественного творчества.
Фон для супрематических композиций - некая белая среда… Необычное пространство живописного супрематизма ( как говорил о том и сам художник, и многие исследователи его творчества) аналогично мистическому пространству русских икон, неподвластное обыденным физическим законам. Но в супрематических композициях, в отличие от икон, происходит порождение свободной творческой воли, и они свидетельствуют только о собственном чуде. В бесцветном космическом измерении бестелесные геометрические элементы парят, представляя собой чистое действительное умозрение. Белый фон супрематических картин бездонен, причем в обе стороны - и к зрителю, и от зрителя (обратная перспектива икон – бесконечность – раскрывалась лишь в одном направлении).
Художник дал изобретенному им направлению (регулярные геометрические фигуры, погруженные в некую «белую бездну», где властвуют законы статики и динамики, и написанные чистыми локальными цветами) наименование - «супрематизм». Этот термин восходил к латинскому корню «супрем», который образовывал в родном языке художника (польском) слово «супрематия», что означало «превосходство», «доминирование», «главенство». На первом этапе существования новой художественной системы Малевич этим словом стремился зафиксировать главенство, доминирование цвета над всеми остальными компонентами живописи.
Супрематизм подразделялся на три этапа, на три периода. «Супрематизм в своем историческом развитии имел три ступени черного, цветного и белого», - писал художник в книге «Супрематизм…»
Квадрат, круг и крест это те три формы, с которых начинается Черный этап. Малевич определял его как «нуль форм» - базисный элемент бытия и мира. Первоначальным элементом нового «реалистического» творчества являлся черный квадрат. Следовательно, Черный квадрат, Черный крест, Черный круг были своего рода «тремя китами», их метафизический смысл во многом превосходил зримое материальное воплощение; и на которых основывалась вся система супрематизма в живописи. Три эти картины, написанные не ранее 1915 года, Малевич всегда датировал 1913-м. Ведь это был такой год, который служил для него отправной точкой в возникновении супрематизма и год постановки «Победы над Солнцем».
Цветной период начинался также с квадрата, правда, красного. Его красный цвет служил, по мысли Малевича, знаком цветности вообще. На последних холстах цветной стадии отмечалась многофигурность, организация, сложнейшие взаимоотношения геометрических элементов – они как будто скреплялись неведомым могучим притяжением.
А в 1918 г. супрематизм достиг своей последней стадии. Малевич - мужественный художник, который идет до конца по выбранной стезе: на третьей ступени супрематизма ушел и цвет. Появились полотна «Белое на белом», где в бездонной белизне словно таяли белые же формы.
В 1917 г., после Октябрьской революции, Малевич продолжил заниматься обширной деятельностью - вместе с Татлиным и другими левыми художниками он занимал ряд постов в органах Народного комиссариата просвещения. Особенное внимание Казимир Северинович уделял развитию музейного дела в России. Он, активно участвовал в музейном строительстве, разрабатывая концепции музеев нового типа, где были представлены работы авангардистов. В Москве, Санкт-Петербурге и некоторых провинциальных городах были открыты такие центры под названием «музей художественной культуры», «музей живописной культуры».
Первый большой теоретический труд «О новых системах в искусстве» Малевич написал летом 1919 года. Ему очень хотелось издать свое произведение, но не хватало средств. А тут еще и нарастающие житейские трудности! Это заставило его принять приглашение переехать в провинцию. Во время командировки в Москву будущий знаменитый дизайнер Лазарь Лисицкий (преподаватель школы в Витебске, архитектор, график) убедил Малевича в необходимости переезда. Он поселяется в губернском городе Витебске, где уже работало Народное художественное училище. Руководителем и организатором данного училища был Марк Шагал, полностью поддержавший инициативу Лисицкого и выделивший новоприбывшему профессору мастерскую в училище.
В конце 20-х годов XX века Третьяковская галерея приступила к организации персональной выставки Малевича. Это было чрезвычайно значимым событием для него, как и для любого отечественного художника. Своеобразная прижизненная канонизация. Этот творческий «проект» был целиком принят и современниками, и потомками. Таким образом, после многолетнего упорного труда Малевич смог подчинить себе не только пространство, но и время, убедив при этом всех(друзей, коллег и даже недоброжелателей) в истинности и значимости своей ретроспективной фантазии.
Неизлечимая болезнь настигла великого живописца Но осенью 1933 г... Предчувствуя, свою смерть, художник завещал похоронить себя близ Немчиновки у дуба, под которым любил отдыхать. Малевич скончался через полтора года, в мае 1935-го. Не совсем обычное траурное шествие проследовало по Невскому проспекту: черный квадрат на капоте грузовика, на котором был установлен супрематический саркофаг. После кремации тела в Москве урну с прахом Малевича погребли на поле под дубом(как и завещал художник). Над захоронением был установлен символичный памятник, который спроектировал Николай Суетин, в виде куба с черным квадратом. Это было данью уважения к личности великого живописца. Могила Казимира Малевича была утрачена во время войны. Но, в 1988 г. памятный знак был восстановлен на опушке леса, окаймляющего поле.
Картина «Черный квадрат» Казимира Малевича скоро отметит свой столетний юбилей, однако до сих пор она сохраняет за собой статус самого радикального арт-объекта. «Черный квадрат» все так же будоражит сердца и умы людей, он по-прежнему загадочен и непонятен. Все новые и новые поколения вглядываются в его «черную прямую пропасть», кто - с надеждой, верой, а кто-то – с недоверием, страхом, непониманием.
Довольно долгое время творчество Казимира Севериновича Малевича не вспоминали на общероссийском уровне. И вот, наконец-то, свершилось!
В 2007 году в Русском музее Санкт-Петербурга прошла масштабная выставка «Приключения черного квадрата». На ней экспонировались картины, которые изображали черный квадрат. Написаны эти полотна художниками, составлявшими близкий круг Малевича, работавшие в его системе: Иван Клюн, Эль Лисицкий, Татьяна Глебова, Ольга Розанова, Любовь Попова, , Лев Юдин, Константин Рождественский, Надежда Удальцова, Николай Суетин, Владимир Стерлигов и Александр Родченко.
Кураторы на выставке в Русском музее поместили «Черный квадрат» Малевича в «красном углу» в одном из первых залов, как в 1915 году на исторической выставке «О,10».
Чтобы экспозиция выставки дала возможность проследить различные трансформации этого образа, кураторам пришлось очень постараться. Что только с «Квадратом» ни делали! Цитируют, преображают, копируют, побеждают и хоронят или, напротив, превозносят и возвеличивают. Подвергают живописной обработке и рентгену, уменьшают, увеличивают. Выкладывают из монет, ягод, мух, семечек. Заставляют смотреть и говорить, превращают в карточный стол, полиэтиленовые мешки, экран компьютера, подушки, народные поделки, краюху черного хлеба, окно или космическое пространство. Съедают, одевают в камуфляж. Отправляют в путешествия по истории мирового и русского искусства, привязывают к личной биографии. Обнаруживают - на стенах и крышах городских домов, в воротах деревенского сарая, а порой – в горах Тибета. Художники воспринимают «Черный квадрат» как «своего рода интерактивный полигон для тестирования новых идей»(это определение дал один из современных художников). Малевич использовал квадрат как знак супрематизма, как философское понятие, как личную подпись. Выставка удалась! Благодарные посетители оставили памятные записи о своих впечатлениях после просмотра экспозиции выставки.