1.1Декоративно-прикладное
искусство в жизни детей
дошкольного возраста.
Декоративно – прикладное
искусство – одно из древнейших.
Первые
образцы такого искусства относятся
к первобытной эпохе. Традиции
народного прикладного искусства
складывались веками, развивались и
бережно передавались из поколения
в поколение. Россия богата разными
видами народного декоративного
творчества. Росписи и резьба по дереву,
кружева, плетение, вышивка,
ткачество, работа по металлу и т.п.
Подлинно народное
искусство отличается особой
простотой, вкусом,
выразительностью. Именно поэтому
оно понятно и доступно людям и даже
самым маленьким – дошкольникам.
Произведения народного
декоративного искусства отличает
красочность, яркость. Смелые
контрастные цветовые сочетания, особая
насыщенность цвета характерны
для большинства народных росписей.
Народное декоративное
искусство – часть национальной
культуры. В
нём проявляются лучшие черты
народа, общечеловеческие ценности:
гуманизм, оптимизм, мудрость,
смелость, извечное стремление к красоте.
В
то же время в искусстве каждого
народа отчетливо проступает его
самобытность: нравы, обычаи,
образ мышления, эстетические пристрастия,
национальная психология, культура,
история. Все это богатство представлено
в ярчайшей, максимально выразительной
форме искусства, обращенной в
первую очередь к чувствам и
мыслям людей. Эмоциональный язык искусства
– самый легкий, верный и доступный
мостик от души народа к душе ребенка.
Новейшие требования
в системе дошкольного образования
требуют
развития у детей самостоятельности,
инициативы и творчества во всех
областях их деятельности. Работа
эта должна начинаться с раннего детства
и
осуществляться разными средствами,
среди которых особое место
принадлежит художественно-творческим
деятельностям. Одной из таких
деятельностей является декоративно-прикладное
искусство.
На занятиях по декоративно-прикладной
росписи развиваются
эстетическое восприятие, представление,
эстетические чувства.
Декоративно – прикладное
искусство – одно из древнейших.
Первые образцы такого искусства
относятся к первобытной эпохе.
Традиции народного прикладного
искусства складывались веками,
развивались и бережно передавались
из поколения в поколение. Россия
богата разными видами народного
декоративного творчества. Росписи
и резьба по дереву, кружева, плетение,
вышивка, ткачество, работа по металлу
и т.п.
Декоративное искусство по своим
мотивам близко к природе. Художники
веками наблюдали мир животных,
растений, видели, чувствовали гармонию
в природе: ритм, соразмерность, упорядоченность,
разумность и рациональность. Восхищение
человека природой, ее гармонией,
соединение с тонким анализом,
сравнением и обобщением нашло
отражение в обобщенных стилизованных
формах и ритмах искусства. Так
появились элементы и композиции
декоративного искусства по мотивам
растительных форм. В узорах разных
мастеров мы находим стилизованные
изображения животных, человека. Крайней
формой стилизации и обобщения
стали элементы в геометрическом
орнаменте.
В народном декоративном искусстве
нет ничего лишнего, в нем отработано
и сохранено главное. Самые выразительные
признаки окружающих предметов
переданы выразительно и лаконично.
Подлинно народное искусство
отличается особой простотой, вкусом,
выразительностью. Именно поэтому
оно понятно и доступно людям и даже самым
маленьким – дошкольникам.
Произведения народного декоративного
искусства отличает красочность,
яркость. Смелые контрастные цветовые
сочетания, особая насыщенность
цвета характерны для большинства
народных росписей.
Народное декоративное искусство
– часть национальной культуры.
В нем проявляются лучшие черты
народа, общечеловеческие ценности:
гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость,
извечное стремление к красоте.
В то же время в искусстве
каждого народа отчетливо проступает
его самобытность: нравы, обычаи, образ
мышления, эстетические пристрастия,
национальная психология, культура,
история. Все это богатство представлено
в ярчайшей, максимально выразительной
форме искусства, обращенной в
первую очередь к чувствам
и мыслям людей. Эмоциональный
язык искусства – самый легкий,
верный и доступный мостик
от души народа к душе ребенка.
Вот почему в отечественной
педагогике с давних времён (К.Д. Ушинский,
Е.А. Флерина, А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Б.Д.
Неменский и др.) проповедуется главный
принцип: воспитывать детей в семье и детском
саду на искусстве близком, родном искусстве
того края, где живёт человек.
Декоративное искусство не есть
что – то изолированное, особое
в жизни людей, оно существует
и органично сочетается с бытом,
трудом, праздниками, нравами, традициями
народа.
Большой вклад в анализ, выявление
особенностей декоративного искусства
разных народов, выделение в нем
содержания, приемлемого в художественной
деятельности детей – дошкольников,
внесла З.А. Богатеева
Собственную художественную деятельность
детей в сфере декоративного
искусства следует рассматривать
не как цель, а как средство
решения более важной задачи:
развитие основ личности ребёнка.
Присвоение детьми через искусство
нравственно-эстетических ценностей
своего народа, развитие первого
чувства Родины имеет огромное
значение и для будущего становления
личности, осознание себя как
частицы своего народа, своей
страны. Ностальгия проявляется
в зрелые годы, а зарождается
в детстве. Не случайно взрослые
люди, нередко на склоне лет, хотят
взглянуть на свою родину, вернуться,
пусть на короткое время туда,
где прошло детство.
Задача развития творчества
детей, воспитателей, учителей, преподавателей
вузов была выдвинута как одна из центральных
задач всей системы образования в нашей
стране. Развитие творчества в обществе,
отвергающем «духовную монополию» становится
одной из первоочередных задач воспитания
подрастающего поколения. В наши дни подчеркивается
необходимость формирования нового человека,
сочетающего в себе духовное богатство,
моральную чистоту и физическое совершенство.
Задачи перестройки системы народного
образования в стране, поставленные
в документах реформы общеобразовательной
и профессиональной школы, включая
первое ее звено – дошкольные
учреждения, требуют развития
самостоятельности, инициативы и
творчества детей во всех областях
их деятельности. Работа эта должна
начинаться с раннего детства
и осуществляться разными средствами,
среди которых особое место
принадлежит художественно-творческим
деятельностям. Одной из таких
деятельностей является декоративно-прикладное
искусство. Оно рано начинает
привлекать внимание
На занятиях по декоративно-прикладной
росписи развиваются эстетическое
восприятие, представление, эстетические
чувства. Накапливается сенсорный
опыт, обогащается речь. У детей
развиваются мыслительные процессы:
сравнение, анализ, синтез, обобщение.
В последнее время подчеркивается
важность занятий по декоративно-прикладной
росписи в детском саду для
формирования коллективных форм
работы, умения работать вместе,
действовать согласованно, сообща,
оказывать помощь товарищам. Развивается
способность радоваться успехам каждого
воспитанника, достижениям всего коллектива
группы. Все это создает основу для воспитания
в дальнейшем подлинного коллективизма,
взаимной требовательности и вместе с
тем товарищеской взаимопомощи.
Обучение декоративно-прикладной
росписи дошкольников заключает
в себе большие потенциальные
возможности всестороннего развития
ребенка. Однако эти возможности
могут быть реализованы лишь
тогда, когда дети будут постепенно
овладевать этой деятельностью
в соответствии с возрастными
особенностями и будут получать
удовлетворение от нее. Если же, дети
не почувствуют радости от созданного
ими, если у них процесс творчества не
вызовет хорошего настроения, а наоборот,
дети будут испытывать неудовлетворенность,
огорчение от того, что не получается задуманное,
то постепенно это приведет к потере интереса
к росписи, и тогда их влияние на всестороннее
развитие личности окажется не со знаком
плюс, а со знаком минус. В связи с этим
перед нами стояла задача найти пути оптимизации
деятельности с целью увеличения ее влияния
на всестороннее воспитание личности
ребенка, развитие его способностей и
творческого потенциала.
Исключительно важное значение
в духовном развитии дошкольников,
в их трудовом и эстетическом воспитании,
в подготовке их к труду в народном хозяйстве
имеет декоративно-прикладное искусство.
Народное декоративно-прикладное искусство
является неотъемлемой частью культуры,
активно влияет на формирование художественней
вкусов.
Высокая духовно-идейная значимость
народного декоративно-прикладного
искусства оказывает мощное влияние
на формирование внутреннего
мира детей. Систематические занятия
различными видами художественной
обработки материалов благотворно
сказываются на развитии эстетического
вкуса детей и, в то же время,
связаны с приобретением ими
навыков, необходимых для дальнейшей
трудовой деятельности. Технологический
процесс обработки материалов
базируется на промышленном оборудовании
и вместе с тем невозможен
без использования ручных инструментов,
умения владеть приемами работ
столяря, токаря, фрезеровщика, штамповщика,
сварщика, паяльщика, формовщика, электрика,
кузнеца многих других. Занимаясь
художественной обработкой материалов,
дошкольники осваивают навыки
этих конкретных профессий, приобретая
умения творческого подхода к
выполнению трудовых операций.
Различные виды художественной
обработки материалов заставляют
детей невольно соприкасаться
с техническими и технологическими
задачами. Благодаря интересу к
этим занятиям, увлеченности ими,
воспитываются трудолюбие и настойчивость
в работе. Через процесс создания
красивых, эстетически оправданных изделий
декоративно-прикладного искусства исподволь,
ненавязчиво, но весьма продуктивно прививается
детям любовь к различным профессиям.
Занятия декоративно-прикладным
искусством сочетает в себе основы многих
наук, имеющих главное значение в политехническом
развитии детей.
Декоративно-прикладное искусство, как
никакой другой вид учебно-творческой
работы дошкольников, позволяет одновременно
с вооружением их техническими знаниями,
развитием у них трудовых умений и навыков,
психологической и практической подготовкой
к труду, к выбору профессии раскрывать
красоту, огромную духовную ценность изделий
народных мастеров, их высокое мастерство
и искусство, формировать эстетический
вкус и эстетический идеал.
Таким образом, специфика декоративно-прикладного
искусства, выражающаяся в единстве
формы и практического назначения
декоративной вещи, в единстве
трудовых умений, навыков и художественно-эстетического
вкуса позволяет осуществлять
комплексный подход к постановке
занятий декоративно-прикладным
искусством в детском саду, определяет
органическое единство трудового
и эстетического воспитания дошкольников.
Это единство обусловлено и
современным требованием международных
стандартов в промышленных изделиях,
которое выражается не только
в высокоэффективном уровне рабочего
процесса, но и в требованиях
технической эстетики.
Наибольший воспитательный эффект
дает знакомство дошкольников
с декоративно-прикладным искусством
народных художественных промыслов.
Изделия народных мастеров отличаются
чувством материала, органическим
единством утилитарности (практической
направленности) вещи с ее декором,
национальным колоритом, высокими
нравственно-эстетическими достоинствами.
В народном искусстве заложено
столько воспитывающего заряда (не
только в готовых изделиях, радующих
глаз, но и в самом процессе,
в технологии их создания), что
естественно возникает вопрос
о самом активном его использовании
в работе с дошкольниками.
Задача воспитателя - направлять
творческий процесс дошкольников, ориентируя
их на изучение образцов народного декоративно-прикладного
искусства. Принцип ориентации на народное
искусство должен быть заложен в основе
содержания занятий с дошкольниками различными
видами деятельности: лепке, рисованию,
аппликации, конструированию.
Значение изобразительной деятельности
для всестороннего развития детей
Занятия по изобразительной
деятельности, кроме выполнения учебных
задач, являются важным средством всестороннего
развития детей. Обучение рисованию, лепке,
аппликации, конструированию способствует
умственному, нравственному, эстетическому
и физическому воспитанию дошкольников.
Изобразительная деятельность
тесно связана с познанием окружающей
жизни. Вначале это непосредственное знакомство
со свойствами материалов (бумаги, карандашей,
красок, глины и т. д.), познание связи действий
с полученным результатом. В дальнейшем
ребенок продолжает приобретать знания
об окружающих предметах, о материалах
и оборудовании, однако его интерес к материалу
будет обусловлен стремлением передать
в изобразительной форме свои мысли, впечатления
от окружающего мира.
О значении рисования
для умственного развития писал М. И. Калинин:
«Человек, который научился и привык рисовать,
особо подойдет к каждому новому предмету.
Он прикинет с разных сторон, нарисует
такой предмет, и у него будет уже образ
в голове. А это значит, что он глубже проникнет
в самую суть предмета».
Чтобы правильно изобразить
предмет, надо иметь четкое представление
о нем, т. е. видеть характерные черты предмета,
их соотношение друг с другом, форму, цвет.
Младший дошкольник в своих рисунках выделяет
лишь несколько наиболее ярких признаков,
являющихся иногда не существенными. Например,
рисуя человека, дети иногда изображают
очки, пуговицы на несуществующем платье,
считая их основными деталями. В результате
целенаправленного обучения ребенок начинает
выделять главное, существенное в изображаемом.