Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 23:45, курсовая работа
Народное художественное творчество - означает процесс создания народом новых культурных ценностей, воплощение их в художественных произведениях, которые передаются из поколения в поколение. Цель моей работы показать динамику развития народного творчества начиная с древнерусской культуры по нынешний день. Выявить факторы и явления, впоследствии влияния которых менялось народное творчество. Подчеркнуть качества и сильные стороны свойств художественной культуры , которыми обладает народное творчество. А именно; самодеятельное по характеру – это свободная самостоятельная творческая деятельность, никем не регламентированная, не навязанная извне. Любительское по социально-психологическим мотивам – обозначает любимую деятельность, осуществляемую под воздействием внутренней потребности. Национальное по форме – отражается в специфике разговорного языка, в особенностях национального характера, особенностях выразительных и изобразительных средств, а также в предпочтительных формах творчества. Массовое, по своим движущим силам и представительству носителей культурного потенциала – имеется ввиду сфера его бытования и большое количество его творцов.
Введение……………………………………………………………… 3
1. Ход развития народного художественного творчества……… 5
1.1 Дохристианский период………………………………………………… 5
1.2 Христианский период…………………………………………………....7
1.3 Период Отечественной истории……………………………………….. 12
1.4 Период ХХ века………………………………………………………….15
2. Изменения народного художественного творчества в ХХ веке……………………………………………………………..……..19
2.1 Динамика современного фольклора……………………………………21
Заключение……………………………………………………...…...27
Список литературы…………………………………………………30
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ и ИСКУССТВА»
Курсовая работа
По дисциплине: Теория и история НХТ
На тему: Динамика НХТ в ХХ веке
Подготовил студент
Очного отделения
Группа 11105 о
Мирзоев Фирдавс
Преподаватель: Гайманова Е.В.
Москва 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Ход развития
народного художественного
1.1 Дохристианский период………………………………………………… 5
1.2 Христианский период…………………………………………………....7
1.3 Период Отечественной истории……………………………………….. 12
1.4 Период ХХ века………………………………………………………….15
2. Изменения народного
художественного творчества в
ХХ веке……………………………………………………………
2.1 Динамика современного фольклора……………………………………21
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………………………
Введение.
Динамика – ход развития, изменения какого- либо явления.
Народное художественное творчество - означает процесс создания народом новых культурных ценностей, воплощение их в художественных произведениях, которые передаются из поколения в поколение. Цель моей работы показать динамику развития народного творчества начиная с древнерусской культуры по нынешний день. Выявить факторы и явления, впоследствии влияния которых менялось народное творчество. Подчеркнуть качества и сильные стороны свойств художественной культуры , которыми обладает народное творчество. А именно; самодеятельное по характеру – это свободная самостоятельная творческая деятельность, никем не регламентированная, не навязанная извне. Любительское по социально-психологическим мотивам – обозначает любимую деятельность, осуществляемую под воздействием внутренней потребности. Национальное по форме – отражается в специфике разговорного языка, в особенностях национального характера, особенностях выразительных и изобразительных средств, а также в предпочтительных формах творчества. Массовое, по своим движущим силам и представительству носителей культурного потенциала – имеется ввиду сфера его бытования и большое количество его творцов.
Попробовать проследить как в течение такого длительного пути развития народного художественного творчества определились четыре его вида :
- фольклор - мировоззрение определенного народа, его нравственные убеждения, система его взглядов на природу, человека, общество, выраженные в словесно- поэтических, музыкально-хореографических, драматических формах, а также в изделиях декоративно-прикладного и изобразительного творчества.
-декоративно прикладное творчество- это вид изобразительного искусства, обслуживающий бытовые нужды человека и одновременно удовлетворяющий его эстетические потребности.
-бытовое любительское творчество – комплекс художественных явлений, заполняющих повседневную и праздничную жизнь населения.
-самодеятельное художественное творчество – социально – организованное творчество, ориентированное на воспроизводство и развитие существующих образцов элитарной, массовой и фольклорной культуры посредством специального обучения определенной части населения художественным навыкам и умениям.
Цель курсовой работы - изучить сущность и специфику динамики развития народного художественного творчества в ХХ веке.
Задачи:
ознакомиться с историей возникновения и развития народного творчества;
выявить характерные черты народного творчества, его особенности;
изучить особенности развития народного художественного творчества на современном этапе;
Объект работы – народное художественное творчество.
Предмет работы - история становления, структура и современное состояние народного творчества.
Народное художественное творчество включает в себя произведения различных видов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художественно- творческой деятельности. Процесс и результаты народного художественного творчества неразрывно связаны с представлениями того или иного народа о мире, с особенностями его характера и творческих устремлений. Народное художественное творчество изначально связано с трудовой деятельностью человека, развивается как коллективное творчество, основанное на преемственности традиций. Народное художественное творчество – это то, что полнее всего отражает духовный облик человека, его внутренний мир. Это живая национальная память народа. Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями в глубь веков. Вместе с человеком развивался и его духовный мир, его творчество. В старину люди были склонны видеть скрытый смысл и особую значимость в самых повседневных вещах. Так рождались дремучие суеверия. Рациональное осмысление мира породили проверенный тысячелетней практикой комплекс многообразных примет, прогнозов погоды, сроков проведения хозяйственных работ. Годовые циклы обновления и угасания природы отразились в загадках, пословицах и поговорках, задушевных песнях и озорных частушках, седых легендах, волшебных сказках.
В истории развития
народного художественного
-Дохристианский период
(Языческий, охватывает период до
10 века)
-Христианский период (10 – 17 века)
1.1 Дохристианский период.
Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси.Значительное место в нем занимала календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, песни, являвшиеся неотъемлемой частью аграрного культа. Обрядовый фольклор включал в себя также предсвадебные песни, похоронные плачи, песни на пирах и тризнах. Распространенными были и мифологические сказания, отражавшие языческие представления древних славян. На протяжении многих лет церковь, стремясь искоренить остатки язычества, вела упорную борьбу с «поганскими» обычаями, «бесовскими игрищами» и «кощунами». Тем не менее, эти виды фольклора сохранились в народном быту вплоть до XIX-ХХ веков, потеряв со временем свой начальный религиозный смысл. Существовали также такие формы фольклора, не связанные с языческим культом, как пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни. Авторы литературных произведений широко использовали их в своем творчестве.
Письменные памятники донесли до нас многочисленные предания и легенды о родоначальниках племен и княжеских династий, об основателях городов, о борьбе с чужеземцами. Народные сказания о событиях II-VI веков отразились в «Слове о полку Игореве».
Значение исторических жанров фольклора возрастает с образование государства и началом складывания древнерусской народности. На протяжении многих лет народ создавал и хранил своеобразную «устную» летопись в виде прозаических преданий и эпических сказаний о прошлом родной земли. «Устная летопись» предшествовала летописи письменной и послужила одним из ее основных источников. К числу таких преданий, использованных летописцами, относятся предания о Кие, Щеке и Хориве и основании Киева, о призвании варягов, о походах на Константинополь, об Олеге и его смерти от укуса змеи, о мести Ольги древлянам, о белгородском киселе, и многие другие. Летописное повествование о событиях IX-Х веков практически целиком основано на фольклорном материале.
К Х веку относится возникновение нового эпического жанра - героического былинного эпоса, явившегося вершиной устного народного творчества. Былины - устные поэтические произведения о прошлом. В основе их лежат реальные исторические события, прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди. Так, прообразом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Святославовича - воевода Добрыня, имя которого неоднократно упоминается в летописи. Однако былины редко сохраняли точность фактических деталей. Но не в точном следовании историческим фактам было достоинство былин. Главная их ценность в том, что эти произведения созданы народом и отражают его воззрения, оценку сущности исторических событий и понимание социальных отношений, сложившихся в Древнерусском государстве, его идеалы. Большинство былинных сюжетов связано со временем княжения Владимира Святославовича - временем единства и могущества Руси и успешной борьбы со степными кочевниками. Но истинный герой былинного эпоса не князь Владимир, а богатыри, олицетворявшие народ. Любимым народным героем стал Илья Муромец, крестьянский сын, мужественный воин-патриот, защитник «вдов и сирот». Народ воспел и крестьянина-пахаря Микулу Селяниновича. В былинах отразилось представление о Руси как едином государстве. Главная их тема - борьба народа с иноземными завоевателями, они проникнуты духом патриотизма. Идеи единства и величия Руси, служения родине сохранялись в былинах и во времена политической раздробленности, золотоордынского ига. На протяжении многих столетий эти идеи, образы героев-богатырей вдохновляли народ на борьбу с неприятелем, что и предопределило долговечность былинного эпоса, сохранившегося в народной памяти.
Существовала устная поэзия и в княжеско-дружинной среде. В дружинных песнях прославлялись князья и их подвиги. Отзвуки этих песен слышатся, например, в летописной характеристике князя Святослава и в описании его походов. В княжеских дружинах были свои «песнотворцы» - профессионалы, слагавшие песни-«славы» в честь князей и их воинов. Такими придворными певцами были, вероятно, упоминаемый в «Слове о полку Игореве» и «словутый певец Митуса», о котором говорится в Галицко-Волынской летописи.
Устное народное творчество продолжало жить и развиваться и после появления письменной литературы, оставаясь важным элементом культуры средневековья. Его влияние на литературу сохранялось и в последующие столетия: писатели, поэты использовали сюжеты устной поэзии и арсенал ее художественных средств и приемов.
1.2 Христианский период.
С принятием христианства на Руси архаический земледельческий быт и соответствующее ему мировоззрение земледельца поддавались воздействию православного вероучения. Однако полной победы церковь так и не одержала. На Руси произошло смешение двух картин мира - «языческой» и «христианской». Благодаря этому древнеславянские праздники и обряды не утрачены полностью, а лишь подверглись некоторым изменениям. Этот период дал богатые традиции празднично-обрядовой культуры: святочные, масленичные гуляния, праздник Ярилы на Троицу, праздник Ивана Купалы и др. с диковинными костюмами, масками, элементами бутафории и реквизита (ветки деревьев, цветы, венки, страшные чучела, куклы, различные травы) доставшиеся нам от скоморошества.
Если попытаться проанализировать христианские и языческие праздники, то можно найти их тесную взаимосвязь. У них много общего. Совпадают по времени проведения. У них общая смысловая нагрузка.
Рождение жизни
В середине 4 века впервые появляется отдельный праздник Рождество. Празднуется он 25 декабря по григорианскому календарю, Римской католической церковью. У православных христиан, у которых служение проводится по юлианскому календарю, Рождество празднуется в январе, 7 числа. Установлен он был в честь рождения от Девы Марии сына Божьего Иисуса Христа. Празднуется он, когда после самого короткого дня в году, солнце начинает подниматься над горизонтом. День увеличивается, и жизнь природы заново возрождается. У славян есть праздник под название "зимний коловорот", когда солнце обошло круг вокруг земли и пошло на новый. Происходит символичная смерть солнца и его возрождение заново. У язычников земля всегда отождествлялась с матерью, с кормилицей. Солнце для славян было богом дающим жизнь земле.
Святки
У православных христиан с 7 января, от дня Рождения Христа до 19 января, дня Крещения Господня проходят святки. Праздновать эти дни церковь начала давно. Ефрем Сирин, умерший в 373 году, упоминал о них в своих беседах. Так же есть ещё источники подтверждающие древность празднования этих дней. К ним относится устав Саввы Освященного, умершего в 530 году и в кодексе Юстиниана, изданного в 535 году, они также подтверждаются. Символично проходит праздник рождения Спасителя, возрождение мира. А на Руси, с 25 декабря по 6 января праздновались Велесовы дни или их ещё их называли Большие Велесовые Святки. Длились они двенадцать дней, по количеству месяцев в году. Это время считалось у язычников пограничным. Когда двери между Явью и Навью открыты. В эти дни было принято поминать умерших предков. Ряженые люди, с личинами животных, обходили дома соседей, пели святочные песни с пожеланиями здоровья и процветания в будущем году. За это их вознаграждали разными яствами и традиционным поминальным блюдом кутей. Было поверье, то вместе с ряженными в дом приходят умершие родственники. В эти дни ряженые пели колядки и щедровки. Колядки - это песни возвеличивающие солнце, месяц, звезды. А щедровки были песнями, в которых хозяевам дома и их детям высказывалось пожелание хорошего урожая, благополучия и здоровья. В дни святок на Руси девушки гадали на будущего мужа. Те, у кого уже была семья, гадали какой урожай им ждать в наступившем году, и какой будет приплод домашнего. Даже катание на санках с горы имело свой магические смысл. Чем дальше съедешь с горы, тем лучше будет урожай, стебли льна будут долговолокнистые.
Освящение воды
19 января христианская
церковь празднует Крещение
Вода является одним из самых сложных веществ на Земле. Она обладает своей памятью, умеет впитывать как позитивную информацию, так и негативную. Эти свойства воды были неоднократно доказаны современными учеными.