Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 23:45, курсовая работа
Народное художественное творчество - означает процесс создания народом новых культурных ценностей, воплощение их в художественных произведениях, которые передаются из поколения в поколение. Цель моей работы показать динамику развития народного творчества начиная с древнерусской культуры по нынешний день. Выявить факторы и явления, впоследствии влияния которых менялось народное творчество. Подчеркнуть качества и сильные стороны свойств художественной культуры , которыми обладает народное творчество. А именно; самодеятельное по характеру – это свободная самостоятельная творческая деятельность, никем не регламентированная, не навязанная извне. Любительское по социально-психологическим мотивам – обозначает любимую деятельность, осуществляемую под воздействием внутренней потребности. Национальное по форме – отражается в специфике разговорного языка, в особенностях национального характера, особенностях выразительных и изобразительных средств, а также в предпочтительных формах творчества. Массовое, по своим движущим силам и представительству носителей культурного потенциала – имеется ввиду сфера его бытования и большое количество его творцов.
Введение……………………………………………………………… 3
1. Ход развития народного художественного творчества……… 5
1.1 Дохристианский период………………………………………………… 5
1.2 Христианский период…………………………………………………....7
1.3 Период Отечественной истории……………………………………….. 12
1.4 Период ХХ века………………………………………………………….15
2. Изменения народного художественного творчества в ХХ веке……………………………………………………………..……..19
2.1 Динамика современного фольклора……………………………………21
Заключение……………………………………………………...…...27
Список литературы…………………………………………………30
Период ХХ века отошел от фольклора, представив новый вид народного художественного творчества – самодеятельное художественное творчество. В конце 80-х годов ХХ столетия вернулись к своим корням, изучая, по-новому осмысливая творчество, которое досталось нам от древних славян.
В первые годы становления советской власти, были уничтожены, какие бы то ни было, культурные учреждения, особенно неформальные. Но необходимость формирования "нового человека" - строителя коммунизма, поставила перед необходимостью поиска новых форм влияния на сознание подрастающего поколения. Руководители государственных и партийных органов власти увидели в развитии художественной самодеятельности мощный рычаг не только повышения культурной жизни народа, но и воспитания его в духе "коммунистических идеалов". На основе городского фольклора и бытовой любительской художественной практики формировалась новая форма творчества, которая отличалась от предыдущих прежде всего своей организационной оформленностью, жанровой определенностью, наличием социальных целей и задач. Вначале это был период спонтанного зарождения и прорастания ростков художественной самодеятельности в недрах существующих форм городской художественной культуры. Постепенно существующие жанры городского фольклора, любительского творчества трансформировались, принимали за образец профессиональное искусство - театр, хор, инструментальное исполнительство. Появились любительские самодеятельные художественные образования. Самодеятельные коллективы возникали при клубах, домах (дворцах) культуры, фабриках, заводах, учебных заведениях, воинских частях, колхозах, совхозах, на транспорте и т.д.
К середине 30-х гг. художественная самодеятельность достигла высокого идейно-художественного уровня. Многие мастера профессионального искусства взяли шефство над самодеятельными коллективами. В 30-е гг. в различных союзных и автономных республиках распространение получили самодеятельные национальные хоры, ансамбли песни и пляски, кружки изобразительного и прикладного искусства. С конца 30-х гг. в репертуар театральных коллективов начали входить лучшие пьесы советских драматургов, классические произведения. Для руководства самодеятельностью и помощи ей был создан Центральный дом самодеятельного искусства, преобразованный в 1936 во Всесоюзный дом народного творчества (с 1939 - им. Н.К. Крупской), а в 1958 - Центральный дом народного творчества (ЦДНТ). В 1940-х гг. дома народного творчества организованы во всех республиках, краях и областях.
Во время Великой Отечественной войны главное место в репертуаре художественной самодеятельности заняла военно-патриотическая тема. Велась большая работа по обслуживанию фронта, госпиталей, предприятий оборонной промышленности и т.д.
Наивысшего расцвета самодеятельное искусство в современном его понимании достигло после Отечественной войны в период патриотического подъёма, когда во многих сферах искусства к руководству пришли бывшие фронтовики, которым было что рассказать и создать в искусстве.
Советская власть создала все условия для развития народного творчества.
Распространение получили различные самодеятельные ансамбли, оркестры, цирковые и эстрадные коллективы, хоры.
В 70-80-х годах проводились ежегодные смотры художественной самодеятельности. В 1975 году состоялся первый Всесоюзный фестиваль художественного самодеятельного творчества трудящихся. Широкий размах самодеятельное искусство получило и в других странах, где были созданы благоприятные условия для развития художественной самодеятельности.
Массовое развитие самодеятельности выявило много талантливых исполнителей и постановщиков. Было создано большое количество профессиональных коллективов. Среди них прославленные ансамбли народного танца, ансамбли песни и пляски, русские народные хоры, составной и неотъемлемой частью которых являются танцевальные группы.
Художественная самодеятельность продолжает жить и сегодня. Задачами современной художественной самодеятельности являются - проведение общегородских праздников, массовых гуляний. В программу развития культуры входит стимулирование народного творчества, развитие художественной самодеятельности.
Художественная самодеятельность - непрофессиональное художественное творчество народных масс в области изобразительного и декоративно - прикладного, музыкального, театрального, хореографического и циркового искусств, киноискусства, фотографии и др. Художественная самодеятельность включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно или в одиночку.
Коллектив художественной самодеятельности - творческое объединение любителей одного из видов искусства, работающее на добровольных общественных началах при клубах или других культурно-массовых учреждениях. Коллективная самодеятельность имеет ряд особенностей. Это наличие единой цели, руководителей, органов самоуправления, а также сочетание общественных и личных устремлений и интересов участников самодеятельного коллектива.
Сущностные признаки самодеятельного творчества: добровольность участия в самодеятельном коллективе, инициатива и активность участников самодеятельности, духовная мотивация участников самодеятельных коллективов, функционирование самодеятельности в сфере свободного времени. Специфические признаки самодеятельного творчества: организованность, отсутствие у участников самодеятельности специальной подготовки к деятельности, более низкий, чем у профессиональных коллективов уровень деятельности, безвозмездность и др.
Художественная самодеятельность играет большую роль в деле эстетического воспитания. Приобщаясь к искусству, человек развивает свою способность воспринимать и ценить прекрасное, повышает свой культурный уровень, развивается духовно.
Участие в самодеятельном коллективе развивает чувство ответственности. Человек стремиться качественно выполнять поставленные задачи, не подводить других участников и руководителей коллектива. Добровольное, без всяческого принуждения, посещение занятий и участие в концертах (представлениях, фестивалях, конкурсах, выставках и т.д.) способствует поднятию уровня самодисциплины.
Художественную самодеятельность можно рассматривать как социально-педагогическую ценность, осуществляющую систему функций: информационно-познавательную; коммуникативную; социальную, содержащую в художественном продукте этические ценности, нормы, идеалы, характерные для разных исторических периодов развития культуры, обеспечивающую тем самым преемственность, способность транслировать её от поколения к поколению; эстетическую, поскольку она несёт в себе представления о прекрасном в жизнедеятельности социума, в быту, в языке, пластике, формах; воспитательную, способствующую развитию и изменению духовных ценностей и потребностей личности.
Через формы художественной самодеятельности происходит во многом взаимодействие фольклоризма и профессионального искусства, их исполнителей, эстетических норм, технических приемов и т.д.
Народ всегда создавал замечательные художественные ценности. Наряду с профессиональным искусством жило народное художественнее творчество - безымянный "фольклор". Народные песни, сказки, легенды, пословицы были и остаются неисчерпаемым источником вдохновения профессиональных художников.
Не вызывает сомнений, что художественная самодеятельность вышла из фольклора. До середины ХХ века как такового различия между данными понятиями не существовало. "Относится ли самодеятельность к области фольклора - такой вопрос не ставился, да в сущности и не мог быть поставлен, потому что фольклор и народное творчество были понятиями совершенно тождественными. Потому в фольклорных сборниках 30-50-х годов, наряду с собственно фольклорными материалами, мы можем обнаружить и немало песен, сложенных в самодеятельных коллективах. В представлении тогдашней фольклористики все эти материалы были в равной степени фактами народного творчества, без каких-либо дополнительных квалификаций. Единственное, что требовалось от произведения для того, чтобы оно попало в сферу фольклористического внимания, - это совпадение в каких-либо моментах творческого (“традиционность”) или технического (коллективность, анонимность, “шлифовка”) порядка с произведениями классического фольклора. Если такое совпадение было налицо, то уж никаких других сомнений относительно фольклорности рассматриваемого произведения не возникало и не могло возникнуть. Весь вопрос, таким образом, состоял лишь в том, чтобы выявить в самодеятельности какие-то конкретные признаки, позволяющие сблизить ее с фольклором."
С течением времени понятия "фольклор" и "художественная самодеятельность" стали более различимы.
Основное, что отличает самодеятельность от фольклора - организованность. Самодеятельность - "форма, предполагающая не только вообще наличие творческих моментов, но и определенные средства организации." Фольклор, "так же будучи проявлением первичных творческих устремлений, возникает, однако, стихийно, “незапланировано" и уже по одному этому не предполагает никакой предварительной организации. Иначе говоря, возникновение фольклорного произведения никем не может быть предусмотрено. С ним всякий раз приходится считаться как с фактом, принимать его или отвергать, но предусмотреть, когда и кем оно будет создано, на какую сторону действительности будет направлено, - этого сделать нельзя ни при каких обстоятельствах. Потому и невозможно представить себе организацию или организации, в задачу которых входило бы, скажем, воспитание фольклорных кадров, изучение творческих потребностей фольклорных авторов, управление развитием фольклора, тогда как аналогичные задачи по отношению к самодеятельности ни у кого не вызывают удивления."
В фольклоре создаются художественные произведения. Самодеятельность же связана как с созданием, так и с исполнением, при этом исполняться могут произведения как фольклорные, так и профессиональных авторов. Если авторы фольклора, как правило, неизвестны, то в самодеятельности мы знаем и авторов, и исполнителей.
Можно заметить, что художественная самодеятельность повторяет виды и жанры, существующие в профессиональном искусстве. Эта особенность позволяет творчески заимствовать методы работы и учебный процесс, а в определенной степени и репертуар профессиональных исполнителей и коллективов. Стадии приближения любительского искусства к профессиональному могут быть разными.
Перед каждым самодеятельным коллективом, как и перед каждым его членом, открыта перспектива творческого роста. Она заключается в том, что, достигнув достаточно высокого уровня мастерства, коллектив или человек получают широкое признание, и дальнейшее их творчество в значительной степени профессионализируется. На базе самодеятельности выросли многие профессиональные драматические и музыкальные театры, ансамбли. За счёт талантливых участников художественной самодеятельности пополняются крупнейшие профессиональные коллективы.
И всё же основное назначение самодеятельности в другом. Она даёт возможность творческого самовыражения, проявления себя в интересующем виде искусства тем людям, которые, по каким-либо причинам, не смогли или не захотели заниматься им профессионально. Самодеятельное искусство не требует от его участников определённого уровня способностей или предшествующей подготовки. Оно доступно практически всем желающим.
Выбор творческой деятельности, само участие в том или ином коллективе исключительно добровольны и движимы прежде всего интересами самих участников.
Если профессиональное искусство можно назвать работой, то самодеятельность носит безвозмездный характер. Людей привлекает не материальная выгода от занятий тем или иным видом творчества, а само участие, удовольствие, получаемое от творческого процесса.
Что такое «фольклор» для современного человека? Это песни, сказки, пословицы, былины и прочее творчество наших предков, которое создавалось и передавалось из уст в уста когда-то давно, а теперь осталось в виде красивых книжек для детей и репертуара этнографических ансамблей. Ну, может, где-то невообразимо далеко от нас, в глухих деревнях еще остались какие-то старушки, которые еще что-то помнят. Но это только до тех пор, пока туда не пришла цивилизация.
«Современные люди не рассказывают друг другу сказок, не поют за работой песен. А если уж что-то сочиняют «для души», то сразу же это записывают.»
Я считаю, что в современном мире народное творчество занимает большую часть жизни человека, просто мы забыли, как им делиться.
Когда обнаружилось, что повсюду (и особенно в городах) выросло новое поколение, которому древняя устная культура известна лишь в бессмысленных обрывках либо неведома вовсе, начался взрыв собирательства и публикаций образцов народного творчества.
В 1810-х годах Якоб и Вильгельм Гриммы начинают публиковать сборники немецких народных сказок. В 1835 году Элиас Ленрот выпускает первое издание «Калевалы», потрясшей культурный мир: оказывается, в самом глухом углу Европы среди маленького, никогда не имевшего собственной государственности народа до сих пор бытует героический эпос, по объему и сложности структуры сопоставимый с древнегреческими мифами! Собирание фольклора (так в 1846 году английский ученый Уильям Томс назвал всю совокупность народного «знания», бытующего исключительно в устной форме) разрасталось по всей Европе. И одновременно росло ощущение: фольклор уходит, носители вымирают, во многих областях ничего не удается найти. Например, ни одну из русских былин ни разу не удалось записать там, где происходит их действие, да и вообще в историческом «ядре» русских земель. Все известные записи сделаны на Севере, в нижнем Поволжье, на Дону, в Сибири – т. е. на территориях русской колонизации разных времен. Нужно торопиться, нужно успеть записать как можно больше. В ходе этого торопливого собирательства в записи фольклористов все чаще и чаще попадало нечто странное. Например, короткие попевки, непохожие ни на что из того, что прежде пели в деревнях. Точные рифмы, правильное чередование ударных и безударных слогов роднили эти куплеты (сами народные исполнители звали их «частушками») с городской поэзией, однако содержание текстов не обнаруживало связи ни с какими печатными источниками. Среди фольклористов шли нешуточные споры: считать ли частушки в полном смысле слова фольклором или же это продукт разложения народного творчества под влиянием профессиональной культуры? Очень быстро выяснилось, что не только в деревнях (традиционно считавшихся основным местом бытования фольклора), но и в городах возникает и циркулирует много чего такого, что по всем признакам следует отнести именно к фольклору.