Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 18:18, курсовая работа
В советское время Дизайн городской среды разрабатывался по единым для всей страны программам. Дизайн предметов городской мебели оставался неизменно единым во времени (не менялся десятилетиями) и пространстве (как минимум одного отдельно взятого города, а в некоторых случаях и всей страны).
Проектирование любого изделия, используемого для благоустройства городских улиц, предполагает тщательную проработку всех его элементов. При этом важно учитывать назначение изделия, его соответствие общему стилю городских малых архитектурных форм и стоимости продукта. Чтобы сочетать указанные характеристики, необходимо идти по пути унификации и стандартизации элементов малых архитектурных форм.
1. 39 кв, площадь Ленина, аллея фонтанов – смешанная зона, в которую входят: дворовое пространство, парковая(прогулочная) зона, зона общественно-социального значения, зона парковочная. Данная территория расположена на пересечении 2-ух улиц общегородского значения: ул. Сталинградская и пр. Ленина;
2. 39 кв, Волжский Институт
3. 13 мкр., Городская поликлиника №1 – зона медицинского учреждения, которая так же расположена вдоль проспекта Ленина и ул. Молодогвардейцев.
1.2 Градостроительное обоснование
Основанием для выбора
средовым фоном именно данных территорий
послужила стандартность
Уйти от механического единообразия городской среды позволили только планировочные методы, которые с помощью плавных линий и форм сделали городскую среду более гармоничной. Был применен принцип перетекающего пространства, где человек попадает из одной функциональной зоны в другую, тем самым при переходе в другую эмоциональную среду он не получает негативных эмоций.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод: предложенные в данном проекте принципы организации комплекса городской мебели применимы для оформления предметного наполнения архитектурной среды практически в любой части города, за исключением кварталов, выполненных в стиле “сталинский ампир”, где не все типы разработанной городской мебели могут гармонировать с данным стилем.
1.3 Градостроительный анализ территории
1.3.1 Природные особенности
а) Географические условия.
Город расположен на высоком берегу реки Ахтубы, представляющем собой ровное плато без ярко выраженных ориентиров и визуальных коридоров.
б) Природно-климатические условия и экология.
Согласно карте климатического зонирования Волгоградская область находится в поясе резко - континентального климата, характеризуемого большим перепадом температур наружного воздуха (от минимальной -33˚С зимой и до максимальной +42˚С летом). Влажность – 20-40%. В переходные периоды дуют резкие порывистые ветры. Причем, преобладающие направления ветров меняются в зависимости от времени года: зимой – это западные и северо-западные, летом – южные и юго-восточные. В летний период наблюдается повышенная солнечная радиация, зимой пониженная, “полусумрак”.
Экологическая обстановка
в городе неблагоприятная. Предприятия
химкомплекса отрицательно влияют на
состав воздуха, нежелательную загазованность
создают и выбросы
в) Почва.
Полупустыня, со светло-каштановыми
солонцами и солончаковыми
Современное состояние:
Почвы переуплотненные, малоплодородные. Происходят процессы: истощения микроорганизмами, сокращения биоразнообразия, изменения микрофлоры, заражения патогенными микроорганизмами.
Прослеживается ускоренная деградация почв – потеря гумуса и питательных веществ, поверхностный смыв.
Отсутствием генетических горизонтов до глубины 0,5 м. В основном почвы города представляют собой отложения, состоящие из своеобразного пылевато-гумусного субстрата разной мощности и качества, с примесью городского мусор а.
Поэтому почти 50 % почв города неплодородны. Одним из основных факторов, ведущих к стрессу и гибели древесных насаждений, является вытаптывание и как следствие уплотнение поверхности почвы (это ограниченное проникновение корней, угнетенное состояние и гибель растения). Особенно плохо в городе обстоят дела внутри дворовых пространствах, местах скопления народа, вдоль интенсивных транспортных магистралей, т. е. местах постоянного, интенсивного антропогенного давления.
1.3.2 Планировочный каркас города
В связи с тем, что Волжский застраивался в соответствии с несколькими генеральными планами, разрабатывавшимися в разные годы, планировочный каркас можно условно поделить на четыре зоны.
Современный город вытянут вдоль Ахтубы, и имеет регулярную, в основном, прямоугольную систему планировки. Трассировка продольных улиц города в некоторой степени повторяет очертания береговой линии. Поперечные улицы, перпендикулярные продольным, также обращены к реке. Планировочная композиция подчинена структурным осям – главным продольным и нескольким крупным поперечным магистралям. На их пересечении размещены общественные центры общегородского и районного значения. Эти здания и сооружения расположены или в непосредственной близости от транспортных магистралей, или внутри жилого комплекса. Основной элемент застройки – микрорайон.
В старой части города форма главных магистралей – лучевая, планировочные узлы приближены к реке и раскрываются к ней архитектурными средствами. Единица застройки – квартал.
Вся существенная система озеленения города – искусственно созданная среда, по визуальным коридорам соединенная с природным потенциалом нижней террасы поймы реки Ахтуба.
1.3.3 Освещение
Свет - это один из аспектов городской среды благотворно влияющий на ориентацию в пространстве в темное время суток, получение информации и комфортное, здоровое состояние. Отсутствие такового или недостаток, приводит к разрушению нормальной жизнедеятельности.
Основные потоки освещения формируются вдоль транспортных магистралей, реже в пешеходных и общественно-важных зонах. Торжество искусственного света можно ощутить в правильно продуманной функциональной компоновке, отвечающей за зрительную информацию, от которой зависит работоспособность и утомляемость и просто настроение. В выходные и особенно праздничные дни свет может преобразовать знакомую среду в сказочное окружение.
Искусственное освещение уступает солнечному, отсутствием цветового спектра, который влияет на эмоции, но с помощью светофильтров можно довольно точно создавать атмосферу определенных функциональных зон.
На данных территориях освещение общее. Нет точечного, удобного для людей. В целом же проектируемые территории практически не освещены в ночное время суток, что затрудняет передвижение людей в это время.
1.3.4 Транспортно-планировочная организация территории.
Анализ проводят для определения соответствия между интенсивностью использования территории города, величиной организуемых в пределах отдельных элементов и между ними процессов и уровнем транспортного обеспечения этих процессов. В ходе анализа выявляются:
характеризующие геометрическую схему состав, распределение и плотность сети, ширину и пропускную способность улиц;
основными элементами города и в пределах их, неравномерность движения по времени (недели, сутки), распределение движения по видам (транспортное-пешеходное, пассажирское-грузовое) и скоростям;
и видам современных и перспективных транспортных и пешеходных потоков; выявление участков, не обеспечивающих потребную пропускную способность;
определения доступности основных транспортных узлов и фокусов тяготения населения;
комфортность, безопастность, затраты времени на передвижения).
Проспект Ленина, вдоль которого расположены все три территории, является 1-ой главной транспортной магистралью города. Свое начало берет как продолжение ГЭС от въезда в город, а заканчивается пос. Южным и пос. Металлургов, так же является основной градообразующей композиционной осью, которая строит поперечный каркас.
1.4 Историко-генетический анализ
Появление комплекса городской мебели связано с психофизической потребностью человека в комфортном отдыхе. Человек, прогуливаясь по городу, задумается, нравится ли ему эта мебель на улице, насколько она отвечает эстетическим требованиям.
1.4.1 Понятие
об эмоциональном воздействии
и выразительности
Связь человека с окружающим миром, в том числе и с архитектурной средой, отражается с помощью ощущения и восприятия, выступающих в единстве. Человек выражает свое отношение к воспринимаемому событию или объекту эмоциями. Эмоциональная окраска чувств может быть связана с представлениями индивида о социально-культурных нормах и ценностях, может меняться при коллективном сопереживании событий.
По смыслу архитектурная организация пространства жизнедеятельности должна особенно учитывать те эмоции, которые стимулируют адаптацию к деятельности. При этом мера эмоционального удовлетворения будет зависеть от того, насколько архитектурная среда отвечает потребностям человека (коллектива), связанным с конкретным деятельным процессом. Архитектурная форма и собственно процесс с точки зрения их восприятия имеют многообразные связи. В основу их характеристики положены два типа восприятия — избирательное и свободное. Первый концентрирует внимание на утилитарных задачах поведения и объектах деятельности (например, производство). Архитектурная форма здесь выступает как фон, сопровождающий деятельность. Наоборот, при свободном созерцании объектом восприятия становится уже сама архитектурная форма. В практике оба типа восприятия взаимно дополняют друг друга в разном соотношении.
Среди различных видов эмоций, проявляемых человеком, доминирующее значение принадлежит положительной эмоции «интерес». Она составляет необходимое условие развития чувственно-познавателъной и деятельной сферы. Архитектура как способ пространственной организации деятельности должна прежде всего ориентироваться на эту положительную эмоцию и ослаблять отрицательные эмоции. Последние возникают как признаки отсутствия интереса, а значит, выражают чувства безразличия или скуки. Отрицательную эмоцию вызывает и тревога, связанная с потерей чувства безопасности и ориентации в среде. Известно, что характер эмоционального состояния человека способен оказывать заметное влияние на его поведение и интенсивность деятельности, что должно учитываться при характеристике интерьеров.
Среди многообразных человеческих
потребностей выделены две группы —
физиологическая и
Удовлетворение физиологических потребностей определяется в среде рядом качеств, информирующих человека о ее удобстве, надежности, целесообразности и т. п. Так, окруженный стенами, внутренний двор или в меру небольшие проемы ассоциируются с защищенностью; верхние фонари в потолке, большие витражи соединяются в воображении с простором, светом, свежим воздухом и т. д.
Познавательная (ориентационная)
потребность проявляется в
Недостаточность информации порождает бедность ощущений и неудовлетворенность от однообразия архитектурной среды.
Познавательная потребность предполагает также условие формирования в сознании человека обобщенного образа структуры ограниченного пространства с целью ориентирования в движении и возможности исполнения деятельного процесса. Быстрое усвоение человеком системы организации пространства облегчает ее последующее мысленное моделирование. В приемах организации архитектурных пространств часто используются ясные направления геометрических осей, расположения акцентов, уравновешенность элементов, метроритмическая члененность и др. Благодаря структурной организации в соответствии со смысловыми центрами композиции и происходит направленный (запрограммированный) отбор информации, представляющий процесс поиска (интерес) определенных закономерностей.