Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 18:18, курсовая работа
В советское время Дизайн городской среды разрабатывался по единым для всей страны программам. Дизайн предметов городской мебели оставался неизменно единым во времени (не менялся десятилетиями) и пространстве (как минимум одного отдельно взятого города, а в некоторых случаях и всей страны).
Проектирование любого изделия, используемого для благоустройства городских улиц, предполагает тщательную проработку всех его элементов. При этом важно учитывать назначение изделия, его соответствие общему стилю городских малых архитектурных форм и стоимости продукта. Чтобы сочетать указанные характеристики, необходимо идти по пути унификации и стандартизации элементов малых архитектурных форм.
Потребность в утверждении чувства собственного достоинства индивида или коллектива выражается в ощущении общественной соизмеримости (личности и коллектива) со значительностью архитектурной среды, ее соответствующим обликом.
Материальным носителем эстетической выразительности в архитектурной среде являются пространственные формы и массы (городская мебель). Эмоциональные переживания, связанные с их восприятием, намного сложнее, чем в других видах искусств. Архитектурная форма несет в себе эстетическую положительную значимость, волнующую воображение человека, вызывающую эстетическое чувство. Чтобы объяснить природу эстетических отношений в архитектуре, следует говорить о существовании двух форм эстетической выразительности.
В первом случае в эстетическую оценку формы объекта, помимо ее утилитарной целесообразности, входит качество ее собственной выразительности, приближающейся к понятию красоты. Не все объекты в равной мере обладают красотой не только по мере творческих возможностей авторов, но часто и по соображениям значимости. Эстетическое отношение ограничивается оценкой соответствия формы ее материально-практическому содержанию. На уровне первого случая в формировании эстетических отношений возможен формалистический подход, превращение красивой формы в спекулятивную оболочку, в инструмент показного украшательства, перерождение конструктивного характера архитектурной красоты в род изобразительного «иллюзионизма», — как писал В. Тасалов.
Во втором случае, при сохранении уровня содержательности и красоты, в выразительности формы преобладает идейно-эмоциональное отношение к действительности, выраженное через систему художественных образов. Предметом эстетического отношения служат существенные стороны самой действительности, идеи философского, политического и нравственного характера.
1.4.2 Роль городской мебели в благоустройстве города
В современном благоустройстве
городской среды все чаще наряду с озеленением говорят о расстановке
в пространстве города малых архитектурных
форм. Само понятие городская мебель возникло
давно и под ним понимают сооружения, оборудование
и художественно-декоративные элементы
внешнего благоустройства, дополняющие
основную застройку населенных мест. К
ним относят киоски, торговые автоматы,
светильники наружного освещения (или
как их сейчас называют - ландшафтные светильники),
стенды для афиш и реклам, лестницы, ограды,
садово-парковые сооружения, фонтаны,
обелиски, мемориальные доски, скамьи,
лавочки, урны и т.д. Понятие давнее, но
если раньше благоустройство микрорайонов
ограничивалось укладкой асфальта по
тротуарам и расстановкой нескольких
урн, то сегодня градоначальники, например
Красноярска, все больше внимания уделяют
эстетическому преображению городов.
Все это приводит к тому, что все чаще говорят
о благоустройстве городской среды с использованием
малых архитектурных форм.
В
большинстве случаев архитектурные формы
имеют только функциональное значение,
но в последнее время к нему прибавилось
еще и эстетическое. Так в скверах и парках
расстановка городской мебели позволяет
делить территорию на определенные зоны,
различные по своему восприятию, или позволяет
расставить акценты в нужных местах. Совсем
недавно появилась тенденция в едином
оформлении целых строящихся микрорайонов
городов. А единый стиль, в котором оформлены
малые архитектурные формы, тоже должен,
по идее, соотносится с оформлением городских
территорий, гармонично вписываться в
концепцию застройки.
Малые формы могут
собираться как на месте из заранее
подготовленных комплектующих, так
и транспортироваться к месту
установки в виде готовых изделий.
К готовой городской мебели в последнее
время предъявляются много требований.
Это стандартные: экономичность, эстетичность, безопасность, функциональность,
технологичность; так и нестандартные,
главное из которых - это универсальность.
Чаще всего заказчики, а это, как правило,
администрации городов, хотят, чтобы из
стандартного набора элементов можно
было создать нестандартные, и, как правило,
более функциональные системы малых архитектурных
форм. Применение таких систем приводит к
тому, что территория, которая оформляется
с их помощью, становится уникальной, и
более приспособленной к комфортному
отдыху, а, следовательно, более популярной.
Что, в конечном итоге, положительно сказывается
на имидже городских муниципальных структур,
обеспечивающих городское благоустройство.
1.4.3 История развития городской мебели
Древнейшие из известных нам образцов мебели были найдены в Египте в царских погребениях III века до нашей эры. Это обломки ларцов из черного дерева, инкрустированных слоновой костью, малахитом и бирюзой. Там же были найдены и первые в истории человечества табуреты, один из которых был даже складным. Табуреты эти были сделаны из дерева, а ножки в виде копыт животных вырезаны из целых слоновьих клыков. Первая мебель, созданная человеком, была жесткой и очень функциональной. Только египетские фараоны могли себе позволить сидеть в кресле, украшенном золотыми накладками и сложной резьбой.
Развитие стиля рококо в городской мебели протекало совсем иначе. Как уже упоминалось, новые черты проявлялись в ней гораздо медленнее, и всю первую треть ХVIII столетия еще широко бытовала мебель предыдущего периода. Тем не менее, возникает целый ряд очень интересных форм, в которых сказывались новые стилистические особенности. К новой, удобной и практичной мебели относится немецкий шкаф-бюро. Нижняя его часть представляет собою комод с двумя-тремя ящиками или двухстворчатый шкаф; над ним откидная доска, которая могла служить письменным столом, а за ней мелкие ящички и отделения. Наконец, верхняя часть оформлял ась в виде двухстворчатого шкафчика. В Берлинском музее прикладного искусства находится интересный образец такого шкафа-бюро, облицованного наборным геометрическим орнаментом из фанеры орехового дерева вюрцбургской работы. Шкаф датируется 1750-ми годами. Вогнутые и выгнутые плоскости, ножки, имеющие довольно крутой S-образный изгиб, элементы резного орнамента рокайль, подчеркивающего тектонику, говорят об освоении и своеобразной интерпретации основных форм рококо. Новой формой, продиктованной реальными потребностями, были и шкафы-витрины. Они возникли в связи с расцветом фарфорового производства и предназначались для хранения посуды, высоко ценившейся и являвшейся украшением жилища. Нижняя часть подобного шкафа также напоминает комод, верхняя доска которого может быть использована как открытая полка, над которой укреплен высокий двухстворчатый шкаф со стеклянными дверцами. На юге и на севере Германии в XVIII веке была распространена преимущественно фанерованная мебель. Исключение составляет район Люттиха и Аахена, где сохраняется производство резной мебели из дуба. Ее основной декор - тонко исполненный орнамент рокайль, иногда несколько суховатый, в трактовке которого заметно влияние французского искусства. Стиль рококо в этих областях существовал долго. В конце XVIII века, когда уже всюду распространились формы классицизма, конструкция и резьба люттихской и аахенской мебели почти не изменилась.
Французская мебель также развивалась от несложной по конструкции и декору к более пышной и величественной, соответствовавшей особенностям искусства «большого стиля». Разница между мебелью дворцовой и распространенной в среде городской буржуазии и мелкого дворянства на протяжении XVII века увеличивается и проявляется в полной мере в период царствования Людовика XIV. Городская мебель и во второй половине столетия сохраняет, как основное качество, практичность и утилитарное назначение. Материалом для нее служат местные сорта древесины, а декор сравнительно несложен. Но все же городская мебель не осталась в стороне от общей тенденции развития стиля прикладного искусства. Она становится более разнообразной по форме и назначению, появляются многие виды кресел и стульев, столы, предназначенные для всевозможных целей (например, для письма). Размеры вещей увеличиваются, обогащается орнамент резьбы и интарсии. Начинает цениться не только прочность, но и художественность работы, так как и в городской среде мебель должна была свидетельствовать об общественном положении и состоянии владельца. Мастерство французских мебельщиков, свойственный им вкус не могли не сказаться на характере изделий, предназначавшихся и для средних классов. Но исчерпывающее представление о подобной мебели составить трудно, так как ее сохранилось довольно мало. В первой четверти XVII века табуреты, стулья и кресла из дерева местных пород - ореха, дуба и груши - еще очень просты. Ножки их, соединенные проножками, вытачивались в виде балясин или бывали витыми, резьба применялась еще довольно редко. Основным украшением служила обивка, в начале века съемная, являвшаяся, по существу, чехлом, закреплявшимся при помощи завязок. К середине XVII века формы стульев и кресел становятся более величественными, а декор богаче. Спинка делается выше, локотники приобретают волнообразный изгиб, нередко украшаются резьбой. Проножки сохраняются, принимая часто своеобразную форму, напоминающую фигурную скобку (так называемые «бараньи кости»). Обивка на сиденье и спинке уже не снималась, а прибивалась медными гвоздями.
Помимо архитектурных стилей, мебель очень "зависела" и от страны, где она создавалась. Во Франции - изящная и декоративная, в Германии - прочная с обильным скульптурным декором, демонстрирующая достаток хозяина, в Скандинавии - удобная и функциональная. А англичане даже создали собственный кабинетный стиль благодаря мастеру Т.Чиппендейлу, давшему имя этому стилю. Рациональность форм такой мебели из благородного дерева сочеталась с искусным и тонким декором. Подражание чиппендейловскому стилю в Соединенных Штатах получило название колониального стиля в мебели.
Россия тоже внесла свой вклад в формирование мебельных стилей. Особенность нашей страны - суровый климат, и жилые помещения, обогреваемые печью, были небольшими, а семьи, проживающие в них, могли состоять из нескольких поколений. Поэтому мебель была моногофункциональной. Изобретение русского интерьера - лавки - это широкие и длинные скамьи без спинок.
В двадцатом веке бурно развивается химия, а появление новых синтетических материалов и пластмассы произвело взрыв в мебельной индустрии. Минимализм 60-х годов создает пластмассовые тонконогие столы и стулья, пластиковые светильники-конусы. Производство мебели из штучного стало поточным, дерево сменили заменители. Дальнейшее развитие мебельной индустрии приводит к появлению гарнитуров - это практически уже обставленная комната. И как вершина поточного производства - ужас недавнего прошлого: одинаковые "стенки" и мягкая мебель с одинаковой обивкой в типовых квартирах.
Сегодняшнее время все расставило по местам: большое разнообразие стилей, качества изготовления (от ручной работы до потока), используемых материалов, а, соответственно, и большой ценовой разброс - это современное состояние мебельного рынка. Изменился стиль жизни, и появились новые виды мебели. Диваны-трансформеры, в которых есть все: от откидных столиков до массажеров и встроенных динамиков. Теперь каждый руководствуется в выборе мебели собственным вкусом и советами дизайнера, ограничиваясь только чувством меры и платежеспособностью. Создание мебели стало искусством.
Так же в XX веке наибольшее распространение получил один из видов визуальных коммуникаций – наружная реклама. Причем, в области рекламы лидирующее место принадлежит США. Там рекламу размещали везде, где это было возможно. Так, в пригороде одного американского города рекламу разместили даже на кладбище. На несуществующей могиле был поставлен памятник с эпитафией человеку, якобы застрелившемуся из пистолета системы Кольт. Ниже перечислялись достоинства этих пистолетов.
1.4.4 Городская мебель в современных мегаполисах
В наши дни особенно актуальна тема создания и развития городской мебели в современных мегаполисах. Огромный город концентрирует в себе значительные массы разноязычных народов (жителей и гостей), и потому особенно важно иметь хорошо продуманный комплекс городской мебели.
Проблема размещения городской мебели в открытом городском пространстве решается за счет применения различного рода мебели и ее элементов. Необходима также система размещения для транспорта, а именно парковочных мест.
Особенности проектирования элементов городской мебели все чаще занимают умы специалистов. Оптимальные для человеческого тела пропорции были выведены в теории французского архитектора Ле Корбюзье и большинство этих принципов используются в современном строительстве и не подвергаются сомнению.
Например, мэрия эстонского города Таллин решила обновить уличную мебель по финскому образцу. Так в начале октября город заключил договор с финской фирмой Lassila & Tikanoja OYJ на разработку проекта новых скамеек, мусорных урн и инфостендов с одинаковым дизайном и закругленными краями. Проект городской мебели, стоимостью 700 тыс. крон, финны должны предоставить уже в начале января 2007 года. На основании материалов, разработанных Lassila & Tikanoja таллиннская мэрия будет проводить дополнительный конкурс среди изготовителей мебели. Идея изготовления новой городской мебели в едином стиле возникла из-за того, что в разных частях Таллинна стоит совершенно разная мебель.
Также например, японские дизайнеры из компании с «говорящим» названием MindScape, Ltd. (так как по-русски название компании переводится как «Разумный стебель») разработали удивительные предметы мебели, а в качестве обивочного материала на этих стульях, столах и диванах используется не кожа и не ткань, и даже «хитрый» пластик, а самый обыкновенный зелёный газон.
Специализирующаяся на дизайнерских продуктах для городских пространств шведская компания Nola в коллаборации с датчанами Komplot выпустила бетонное кресло Concrete things chair. Эта уличная мебель из бетона подчеркивает связь между индивидуальным и коллективным в общественном пространстве. Скульптурные формы Concrete things chair повторяют естественные изгибы человеческого тела, поэтому в нем хочется развалиться как в старом кресле у телевизора. Поддавшись соблазну, вы обнаружите себя в центре шумящего города, занятого тысячей дел одновременно – не так уж плохо для обычного бетона. При создании Concrete things chair дизайнеры Komplot вдохновились застывающим бетоном, податливым и принимающим форму всего, что на него давит; эту форму бетон способен сохранять столетиями.
Betonware, Германия. Райнер
Шпель (Rainer Spehl) и Алексис Олер
(Alexis Oehler) спроектировали для Betonware
мебельную серию Urbanis. Скамьи из
бетона, скомбинированного с
Escofet, Испания. Испанцы
Escofet с конца XIX века отдают
все свои силы гармонизации
городского пространства. Начали
с тротуаров, продолжили
Биоморфные модульные скамьи Naguisa созданы для Escofet архитектором-новатором Тойо Ито (Toyo Ito). Круги диаметром 7,5 и 11 метров поделены на секции, которые могут стоять и вместе, и отдельно. Naguisa украшают город-остров Фукуока, где скамейки идеально дополнили сложносочиненную парковую зону.