Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 03:05, реферат
-В период складывания и расцвета феодализма на Руси (конец Х–XVII вв.) искусство формировалось на основе достижений художественной культуры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях скифов и сарматов. Естественно, что культура каждого племени и региона имела свои самобытные черты и испытывала влияние соседних земель и государств. Особенно ощутимым было влияние Византии с момента принятия Русью христианства (в 988 г.). Вместе с христианством Русь восприняла традиции античной, прежде всего греческой, культуры.
1.1.
-В период складывания и расцвета
феодализма на Руси (конец Х–XVII вв.) искусство
формировалось на основе достижений художественной
культуры восточнославянских племен и
обитавших до них на этих землях скифов
и сарматов. Естественно, что культура
каждого племени и региона имела свои
самобытные черты и испытывала влияние
соседних земель и государств. Особенно
ощутимым было влияние Византии с момента
принятия Русью христианства (в 988 г.). Вместе
с христианством Русь восприняла традиции
античной, прежде всего греческой, культуры.
Важно отметить, что русское искусство периода Средневековья формировалось в столкновении двух укладов – патриархального и феодального и двух религий – язычества и христианства. И как следы патриархального образа жизни еще долго прослеживались в феодальной Руси, так и язычество напоминало о себе почти во всех видах искусства.
Процесс
изживания язычества был стихийным, но
все-таки делались попытки скорее укрепить
новую религию, сделать ее близкой, доступной
людям. Не случайно церкви строились на
местах языческих капищ; в церковь проникли
элементы народного обожествления природы,
а некоторым святым стали приписывать
роль старых богов.
-Архитектура. В течение столетий у
восточных славян накапливался богатый
опыт архитектуры, сложилась национальная
традиция градостроения. Долгое время
как главный строительный материал использовалась
древесина, которая была в достатке доступная.
В центре поселений находились "грады",
которые служили для защиты от врагов,
проведения племенных собраний и культовых
обрядов. Большинство сооружений в славянских
"градах" сооружались из срубов -
колод, заключенных в четырехугольные
венцы. Из срубов строились и простые хаты,
и 2-3-этажные терема, срубы закладывались
в основу крепостных валов.
Качественно новый уровень развития
архитектуры связан с переходом от деревянного
к каменному и кирпичному строительству.
С принятием христианства началось сооружения
храмов, которые являют собой самостоятельную
древнерусскую переработку византийских
образцов.
-Десятинная церковь является первой
каменной церковью Киевской Руси, которая
была возведена византийскими и русскими
мастерами в честь Рождества Богородицы
в 988-996 годах. Князь Владимир выделил на
содержание и строительство храма десятую
часть своих доходов – десятину (отсюда
и произошло название Десятинной церкви).
Церковь не дожила до наших дней, а
фундамент первоначального сооружения
сохранился – он находится под землей.
Архитектура церкви указывает на то, что
в ее строительстве принимали участие
византийские мастера. Это касается и
типологической схемы, и особенностей
кирпичной кладки, и техники мозаичных
полов, и элементов резного мраморного
декора, и греческих клейм на некоторых
кирпичах. Кроме этого, в строительстве
Десятинной церкви участвовали и южные
славяне (болгары), о чем говорит мощение
определенных участков храма керамическими
поливными плитками.
Десятинная церковь Богородицы входила
в ансамбль княжего двора, являясь его
композиционной доминантой, а функционально
- дворцовым храмом. Возле нее в различное
время были обнаружены частично сохранившиеся
фундаменты четырех древних построек,
одна из которых - за рвом древнейшего
киевского городища, а другая - на краю
горы. В связи с этим возник вопрос о вхождении
всех этих построек, известных в границах
"города Владимира", в единый комплекс
Ярославова двора. Здания могли быть соединены
если не каменными, то деревянными постройками,
следы которых не были замечены.
Сохранившиеся под землёй фундаменты
первоначальной Десятинной церкви свидетельствуют
о том, что её архитектура носила промежуточный
характер между базиликой и центральным
типом. План и спасённые детали рассказывают
об искусстве Херсонеса и ранней эпохи
византийского стиля.
Наиболее ранним принято считать здание
к северо-востоку от Десятинной церкви,
на краю горы, остатки которого впервые
были обнаружены в 1857 г. Его две стены тогда
же уничтожили, и В.В. Хвойка мог видеть
в 1907 г. лишь их фундаменты, прослеживаемые
на протяжении двадцати одного метра,
а к 1936 г. остался только небольшой отрезок
одной из стен. Здание было двухэтажным,
с верхним этажом, скорее всего деревянным.
Если зафиксированные фундаменты отражают
плановую структуру, то сооружение состояло
из трех помещений различной величины,
большее из них было квадратным. Второе
здание было обнаружено в 1914 г. в Десятинном
переулке при раскопках С.П. Вельмина,
которому уда лось открыть только часть
дворца, протяженностью около тридцати
пяти метров. Были выяснены в основном
план сооружения и его частично сохранившиеся
фундаменты с их конструктивными особенностями,
по всей длине фундаментных рвов прослежены
остатки деревянных субструкций.
Вероятнее всего, центром дворца служило
большое продолговатое помещение, расчлененное
на фасаде на три прясла. Еще в 1868 г. к югу
от Десятинной церкви были найдены следы
третьего здания.
В ходе раскопок Десятинной церкви,
проведенных сотрудником Императорской
археологической комиссии Д.В.Милеевым
в 1908 г., было сделано предположение, что
галереи храма являются более поздними
пристройками к основному объему и относятся
ко времени Ярослава Мудрого.
- Сохранность остатков Десятинной
церкви такова, что любые попытки определения
архитектурного типа этого храма остаются
лишь гипотезами. К моменту раскопок 1930-х
гг. центральный объем храма сохранился
в виде сетки фундаментных рвов, заполненных
строительным мусором. Местоположение
и форма стен, опор и перекрытий реконструируются
на основе аналогий. Все уже выдвинутые
в литературе обоснованные предположения
сводятся к нескольким вариантам, а именно:
— тип шестистолпного храма, подобный Успенскому собору Киево-Печерского монастыря (М.К.Каргер);
— тип крестово-купольного храма с изолированными боковыми рукавами пространственного креста, подобно Спасскому собору в Чернигове (Н. В. Холостенко, А. И. Комеч, Ю. С. Асеев)(в западной терминологии — «крестово-купольная базилика»);
— тип центрически организованного
крестово-купольного храма, окруженного
галереями, подобно Софии Киевской (О.Повстенко,
Г.Ф.Корзухина, Г.Н.Логвин)
-Плинфяная стеновая кладка Десятинной
церкви, насколько можно судить по крохотным
остаткам крестчатых пилонов открытой
южной галереи, была выполнена в технике
утопленного ряда. Эта техника была распространена
в столице Византии Константинополе, его
округе и отдельных памятниках Греции,
Болгарии, Сербии в конце X–XII вв.
Плинфа, сохранившаяся in situ в кладках
Десятинной церкви и окружавших ее гражданских
построек, имеет совершенно характерный
облик. Ее форма квадратная,размеры —
около 30х 30х 2,5 см, формовка плинфы производилась
в неразъемных рамках со скошенными торцами.
На одной стороне плинф присутствуют следы
заглаживания поверхности при формовке,
на другой часто встречается маркировка
в виде разводов, сделанных тремя пальцами,
а также (редко) греческие клейма 12.
Покрытие кровли храма также является
уникальным. Десятинная церковь — единственный
памятник домонгольского времени в Киеве,
где зафиксирована черепица. По составу
керамического теста и способу формовки
она идентична плинфе с греческими
клеймами.
При раскопках Десятинной церкви найдены
толстые плитки восьмиугольной (общие
размеры 22х 22, толщина 3,5–4 см) и треугольной
формы с желто-зеленой поливой. Исследователь,
рассматривая фрагменты фресок Десятинной
церкви из раскопок 1908–1914 и 1937–1939 гг.,
описал пять типов штукатурки, из которых
для первого «характерен одинаковый состав
верхнего и нижнего слоев раствора, куда
кроме соломы входит значительное количество
необожженного лессового суглинка, несколько
меньшее количество мелкодисперсной цемянки
и немного шлака.
2.2.
Иконопись — искусство символическое.
В основе его лежит представление, согласно
которому в мире решительно все — лишь
оболочка, за которой скрывается, как ядро,
высший смысл.
Историческое рассмотрение иконописи
помогает понять ее сущность. Иконописцы
обычно не придумывали, не сочиняли свои
сюжеты, как живописцы. Они следовали выработанному
и утвержденному обычаем и церковными
властями иконографическому типу. Этим
объясняется то, что иконы на один сюжет,
даже отделенные веками, так похожи друг
на друга. Считалось, что мастера обязаны
следовать образцам, собранным в иконописных
подлинниках, и могут проявить себя только
в колорите. В остальном они были во власти
традиционных канонов. Но даже в рамках
постоянных евангельских сюжетов, при
всем почтении к традиции, мастерам всегда
удавалось что-то прибавить от себя, обогатить,
переосмыслить старинный образец.
В мире древнерусской иконы огромное
значение имеет человеческое начало. Главный
предмет иконописи — божество, но оно
предстает в образе прекрасного, возвышенного
человека. Глубокий гуманизм русской иконы
также и в том, что все изображенное прошло
через горнило отзывчивой человеческой
души, окрашено ее сопереживанием. В своем
порыве к высокому человек не теряет способности
ласково смотреть на мир, любоваться то
резвым бегом лошадок, то пастушками с
их овечками, — словом, всей «земной тварью»,
как принято было тогда говорить.
Древнерусская иконопись уделяла
большое внимание изображениям евангельских
сюжетов из жизни Христа, Богородицы (девы
Марии) и святых. Среди многочисленных
разнообразных мотивов она выбирала наиболее
постоянные, устойчивые, общезначимые.
В иконописи выработалось высочайшее
художественное мастерство, особое понимание
рисунка, композиции, пространства, цвета
и света.
Рисунок
передавал очертания предметов
так, чтобы их можно было
узнать. Но назначение рисунка
опознавательным смыслом не
Композиция — особенно сильная сторона древнерусских икон. Едва ли не каждая икона мыслилась как подобие мира, и соответственно этому в композиции всегда присутствует средняя ось. В верхней части высится небо (высшие ярусы бытия), а внизу обычно обозначалась земля («позём»), иногда под ней — преисподняя. Эта основополагающая структура иконы независимо от сюжета влияла на всю ее композицию.
В старинных
текстах перечисляются
1.3.
НОВГОРОДСКОЕ ЗОДЧЕСТВО XIV—XV ВЕКОВ
С конца XIII в. в новгородском
зодчестве происходят весьма
важные для его дальнейшего
развития процессы. Меняются материал
и техника кладки. На смену
плинфе приходит местный
- Новгородский Софийский собор –
один из самых выдающихся памятников древнерусского
зодчества. Значение новгородской Софии
в общественно-политической жизни древнего
Новгорода было исключительно велико.
Выстроенная сыном Ярослава Мудрого –
новгородским князем Владимиром в 1045 –
1050 годах, София уже в ЗО-х годах ХII века
перестала быть княжеским храмом, превратившись
в главный храм Новгородской вечевой республики,
Вплоть до последних лет новгородской
самостоятельности София была как бы символом
Новгорода.
Монументальный массив храма увенчан
пятью куполами. В древности собор был
покрыт свинцовыми листами. Только средний
купол уже в ХV веке был обит позлащенной
медью.
В 1045 году великий князь Ярослав Мудрый
и княгиня Ирина (Ингегерда) направились
в Новгород из Киева к сыну Владимиру на
закладку им Софийского собора. Строился
собор примерно до 1050 года вместо сгоревшего
перед этим 13-главого деревянного храма
989 года, однако на том же месте, а севернее.
Освящён собор был по данным разных летописей
в 1050 или 1052 году епископом Лукой. Храм
имел пять нефов и три галереи, в которых
располагалось несколько дополнительных
престолов. Северная галерея несколько
раз перестраивалась.
Первоначально стены храма
не были побелены, за исключением
криволинейных в плане апсид
и барабанов, покрытых слоем
цемянки. Внутренние стороны
На западном портале
Архитектурные особенности
Собор представляет собой
пятинефный крестово-купольный
Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.
Основной объём собора (без
галерей) имеет длину 27 м и
ширину 24,8 м; вместе с галереями
длина составляет 34,5 м, ширина 39,3
м. Высота от уровня древнего
пола, находящегося на 2 метра ниже современного,
до вершины креста центральной главы —
38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м,
сложены из известняка разных оттенков.
Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая
на поверхность стен сторона) и скреплены
известковым раствором с примесями толчёного
кирпича (т. н. цемянка). Арки, арочные перемычки
и своды выложены из кирпича. Интерьер
близок к киевскому храму, хотя пропорции
вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных
компартиментов между столпами заметно
отличаются. Благодаря этому, интерьер
имеет иной характер. Некоторые детали
претерпели упрощение: тройные аркады
заменены двухпролётными (позднее их нижние
ярусы заменены широкими арками).
Росписи и иконы Софийского собора
Впервые собор был расписан в 1109 году, однако от средневековых фресок остались лишь фрагменты росписи центрального купола и «Константин и Елена» в Мартирьевской паперти. Есть версия, что это изображение должно было стать основой для мозаики, так как выполнено сильно разбавленными красками. Фреска «Пантократор» в главном куполе была уничтожена в годы Великой Отечественной войны. Основная роспись сделана в XIX веке. В соборе три иконостаса. Из них наиболее известны главный (XV—XVI) и Рождественский (XIV—XVI, отдельные иконы — XIX век). Среди икон особо выделяются:
-Икона Божией Матери «
-Евфимий Великий, Антоний
-София, Премудрость Божия (XV век). Находится в центральном иконостасе. Отличается большим символизмом даже по сравнению с иконами того же типа. Например, Премудрость в новгородской версии имеет красный цвет, означая жертву Христа.
-Тихвинская
икона Богородицы (XVI). Находится в Рождественском
иконостасе. Эта икона находилась с новгородцами
во время заключения Столбовского мира.
Риза на иконе изготовлена по заказу царевны
Софьи.
Мощи
В соборе постоянно
находятся останки шести
Крест главного купола и легенда о голубе
На кресте
центрального купола находится
свинцовая фигура голубя —
символа Святого Духа. По легенде
когда в 1570 году Иван Грозный
жестоко расправился с
Во время Великой Отечественной войны, 15 августа 1941 года, фашистские войска оккупировали Новгород. При одном из авианалётов или артобстрелов города крест с голубем был сбит и повис на крепёжных тросах, и комендант города распорядился его снять. В Новгороде во время оккупации располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне фашистской Германии, и как один из трофеев, крест главного купола был вывезен в Испанию. По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России В. В. Путиным осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.
16 ноября 2004 года в Храме
Христа Спасителя он был