Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 03:05, реферат
-В период складывания и расцвета феодализма на Руси (конец Х–XVII вв.) искусство формировалось на основе достижений художественной культуры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях скифов и сарматов. Естественно, что культура каждого племени и региона имела свои самобытные черты и испытывала влияние соседних земель и государств. Особенно ощутимым было влияние Византии с момента принятия Русью христианства (в 988 г.). Вместе с христианством Русь восприняла традиции античной, прежде всего греческой, культуры.
1.4.
Древнерусский высокий иконостас
XV века состоял из четырех ярусов икон.
Над местным рядом помещался деисусный.
Выше располагались "праздники" и
пророки. (Подобный четырехъярусный тип
иконостаса был не единственным на Руси
и не самым многочисленным. Помимо этого
бытовали иконостасы, состоявшие из двух
рядов (местый и деисусный) и трехъярусный
(включавший местный, деисусный и праздничный
или пророческий вместо праздничного).
Исследователи отмечают, что наиболее
распространенным был двухъярусный тип
иконостаса. Местный ряд окончательно
не сформировался даже в XVI веке, как показывает
анализ письменных источников, в частности,
переписных книг.
Иконостас, что в переводе с греческого
языка означает «место, где стоят иконы»,
представляет собой характерное достижение
православной культуры и является неотъемлемым
элементом храмового строительства. Он
состоит из нескольких рядов упорядоченно
размещенных икон, и, что характерно для
религиозной культуры в целом, обладает
множеством функций и смыслов. Отделяя
алтарь от наоса, где собираются прихожане,
он символизирует границу, которая разделяет
божественный «горний» и «дольний» миры,
выражает идею таинства и подчеркивает
значение алтарной части по отношению
к остальному пространству храма. Иконостас
также представляет собой эпицентр внутреннего
убранства храма, где сосредоточены все
основные иконы. Кроме того, это — своеобразная
иллюстрация богослужения, повествующая
прихожанам о целях, истории и структуре
христианской церкви.
Традиция возведения алтарной преграды
восходит к временам зарождения христианства,
но композиция и структура «высокого»
православного иконостаса сложились в
процессе развития русского храмового
строительства на рубеже XIV – XV
веков. В отличие от византийских прообразов,
созданных на манер колоннады, русский
иконостас заполнен рядами икон и представляет
сплошную преграду во всю ширину храма.
Каждый иконостас уникален
и отличается от остальных
как по количеству и размеру
икон, так и по стилистике и
по технике исполнения. При этом
взаимное расположение
Святые образы иконостаса, закрывая
алтарь от верующих, тем самым означают,
что человек не всегда может общаться
с Богом прямо и непосредственно. Богу
благоугодно было положить между собою
и людьми сонм своих избранных и прославленных
друзей и посредников.
Таким образом, иконостас не совсем
закрывает алтарь: напротив, с духовной
точки зрения, он раскрывает верующим
величайшие истины Домостроительства
Божия о спасении. Живое таинственное
общение иконостаса (угодников Божиих,
в которых уже восстановлен образ Божий)
с людьми, стоящими в храме (в которых этот
образ еще только должен быть восстановлен),
создает совокупность Церквей Небесной
и земной. Поэтому название «церковь»
применительно к средней части храма очень
верно.
Иконостас устраивается
Глава II
2.1. РУССКИЙ ГОРОД И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО XVI ВЕКА
В архитектурном облике русского города башни и крепостные стены играли важнейшую роль. В XVI в. необходимость установки крепостной артиллерии в башнях и у основания стен вызвала к жизни специальные помещения, так называемые каморы, или печуры. Такие печуры назывались «подошвенным боем». Они представляли собой глубокие ниши, перекрытые мощными и широкими арками. Нередко одноарочное завершение печур заменялось многоарочным. Парапет «верхнего боя», т.е. перехода-галереи, расположенного за зубцами, иногда украшался со стороны, обращенной к городу, поребриком, тягами и квадратными ширинками, как на стенах Московского Кремля. Такие же тяги проходили и с внешней стороны крепостных стен. Непрерывный ряд камор-печур образовывал с внутренней стороны своеобразную аркаду. Этот прием, вызванный к жизни военно-оборонительной техникой, придавал городу единство цельного сложного организма, обладавшего видимой объемно-пространственной границей. Письменные источники XVI в. отразили это «чувство города»: Воскресенская летопись под 7042 (1534) годом говорит о строительстве оборонительных укреплений «на пространстве града Москвы».
Архитектурное решение крепостных башен
XVI в. зависит от их назначения. Воротные
башни, служившие парадным въездом в город
или монастырь, выделялись своей богатой
декоративной разработкой и композиционной
сложностью (например, Спасская башня
Московского Кремля, Пятницкая башня Коломны
и др.) и обычно завершались высоким и крутым
шатром с дозорной вышкой или надвратной
церковкой. Их начали ставить в наиболее
выгодных в архитектурном отношении местах,
а стремление к относительной симметрии
сооружения определило их расположение
по центру прясел крепостных стен. Угловые
башни, обычно круглые или многогранные,
отмечали крайние, узловые точки города
и обычно завершались высокими шатрами
с дозорными вышками вверху. Между воротными
и угловыми башнями ставились прямоугольные
башни, не имевшие проезда. Они были меньше
и скромнее, однако их расстановка создавала
тот ритм, от которого во многом зависел
архитектурный облик города.
Во второй половине XVI в. русские мастера создали новый тип храма - двустолпный, получивший известное распространение и в XVII в. Изменение внутреннего пространства храма, при наличии высокого иконостаса, привело к изоляции восточных световых глав и столбов, что привело к необходимости изменить его внутреннюю пространственную композицию. Два восточных столба упразднялись, поскольку они и так уже были скрыты за высокой стеной иконостаса. Западные же два столба были передвинуты в центр. Между ними был поставлен средний главный световой купол, опирающийся на арки. Четыре же боковые световые главы, опиравшиеся на сложную систему сводов, также располагались над основным помещением храма. Благодаря новому архитектурно-строительному приему, отпала необходимость крайних восточных делений южного и северного фасадов храма. Их роль в какой-то мере выполняли алтарные апсиды. Однако такое построение двустолпных храмов нарушило центрическое единство крестово-купольных зданий. Широтное построение объема и внутреннего пространства храма, с подчеркнутым западным входом,
с неодинаковым
количеством кокошников-
МОСКОВСКАЯ ЖИВОПИСЬ СЕРЕДИНЫ XVI ВЕКА
С середины XVI в. Московский Кремль стал центром художественной жизни страны. Здесь, при царском дворе, сосредоточивалась деятельность лучших зодчих, оружейников, художников, писцов, резчиков по камню, дереву, металлу. Строились и расписывались дворцовые палаты, соборы, писались и иллюстрировались огромные фолианты Никоновского летописного свода, «Хронограф» и другие литературные произведения. Художники XVI в. ставят себе задачу как можно подробнее и полнее разъяснить свою тему. Иллюстрируя житие святого, притчу или иной сюжет, они буквально воспроизводят каждое слово текста, овеществляя даже отвлеченные понятия и символы. Стремясь показать последовательность действий, они в одной сцене изображают целый ряд эпизодов одного и того же события, где фигурируют одни и те же персонажи в различных позах. Отсюда перегруженность композиций второстепенными деталями. В соответствии с многофигурностью и дробностью композиций красочная гамма также стала более дробной и потеряла свой былой лаконизм. Эти черты получили яркое выражение в живописи середины и второй половины XVI в.
ГРАВЮРА XVI ВЕКА
Гравюра на дереве появляется на Руси в середине XVI вместе с книгопечатанием. Русская гравюра на дереве вошла в национальную культуру как составная часть книги, что отличает ее от гравюры на Западе. В гравюре XVI в. были испробованы иные приемы, чем в живописи, и она была гораздо больше проникнута светским духом.
В анонимной типографии применялись совершенно оригинальные приемы печатания книг в две краски - красной и черной. Книги печатались в два цвета с одной покрытой двумя красками формы (на Западе для печатания каждой краской изготовлялась отдельная форма). Так напечатаны в конце 1550 - начале 1560-х гг. четыре книги (два разных издания Евангелия, одна Псалтирь и частично Триодь). Они обильно украшены заставками, маргиналиями, инициалами и заглавными строками («вязью»), выполненными гравюрой на дереве. Заставки первых русских печатных книг, представлявшие собою белый узор листвы на черном фоне, часто раскрашивались.
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ, ИКОНОПИСЬ И КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА КОНЦА XVI - НАЧАЛА XVII вв.
В стенописи церквей и в иконах 1580-1590-х гг. четко намечается архаизирующее течение, наблюдается стремление восстановить строгий величественный стиль конца XV в., вернуться к образам дионисиевской поры. Одновременно развивается и другое направление, культивирующее особую изощренность живописной техники и ювелирную тщательность обработки деталей. Первое направление получило условное название годуновской школы, так как большинство его произведений связано с именем царя Бориса Годунова (1598-1605) и его родственников. Второе именуется «строгановской школой», по имени главных собирателей и заказчиков икон этого стиля - сольвычегодских купцов «гостиной сотни» Строгановых, крупнейших меценатов XVI - начала XVII вв.
КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО КОНЦА XVII ВЕКА
Русское каменное зодчество переживает в 1680-1690-х гг. необычайный расцвет. Основным и характерным признаком русских новых архитектурно-композиционных решений этого времени является ярусное башнеобразное построение светских и культовых зданий. Одновременно наблюдается стремление зодчих придерживаться в композиции четких и симметричных форм. Каждая часть здания представляет собой логическое звено общего замысла. Основными принципами архитектурного творчества становятся порядок, ясность и логика композиционного решения.
Все это, однако, не мешает тому, что внимание зодчих по-прежнему сосредоточено преимущественно на изощренном декоративном убранстве. Оно обычно выполняется из белого камня, а
потому особенно
ярко выделяется на фоне
РЕЗЬБА И СКУЛЬПТУРА XVII ВЕКА
В XVII в. в Москве и в
других городах продолжает процветать
резьба плоскостная, барельефная, наряду
с которой во второй половине века
зарождается новая форма
Техника плоской резьбы была основана на обработке плоскости доски посредством вырезок, надрезов и выемок. Для фигурной резьбы характерен высокий рельеф, в котором отдельные части резного орнамента поднимались на различную высоту над фоном; при этом часть фона выбиралась и, таким образом, резьба становилась сквозной.
Всестороннее представление об искусстве резчиков XVII в. дают деревянные резные многоярусные иконостасы. В них нашло претворение все богатство орнаментальных форм, созданных многими поколениями русских мастеров.
Иконостасы первой половины XVII в. в основном повторяют формы иконостасов предшествующей эпохи. С середины века намечается ряд нововведений. Плоские тябла, поддерживавшие в иконостасах ряды чиновых икон с их нарочито плоскостной трактовкой орнамента, не могли соответствовать новому, более реалистическому направлению в иконописи. Многоплановое построение пространства в иконах второй половины XVII в., усиливающаяся объемность фигур и роскошные одежды с золотыми пробелами требовали иного обрамления, что обусловило появление необычайно пышной, подчеркнуто сочной, позолоченной горельефной резьбы. Иконостасы наделяются перспективными порталами, изогнутыми «корунами» и другими объемными деталями.
Порой архитектурно-
КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА XVII ВЕКА
Широкое распространение книгопечатания в XVII в. неизбежно влекло за собою падение спроса на богато иллюстрированные рукописи. Последние изготовлялись по особому заказу, чаще всего как вклады в монастыри и церкви. Они не могли выдержать конкуренции несоизмеримо более дешевой печатной книги. Более того, гравированные иллюстрации и заставки печатной книги все больше оказывают воздействие на стиль и манеру исполнения рукописных орнаментов и миниатюр. Все чаще используются художественные приемы гравюры. Так, в Евангелии 1625 г., написанном неким Саввою в Нижнем Новгороде (Нижегородский художественный музей), рамочки вокруг фигуры Симеона и евангелистов явно навеяны образцами деревянной гравюры, причем миниатюрист прибегает к параллельным черным линиям, воспроизводящим гравюрный штрих. Иногда, наоборот, заставки печатной книги раскрашиваются, и книга обогащается выполненными от руки рисунками, как в Ананьинском Евангелии (РГБ).
Миниатюра первой половины XVII в. отличается
большим архаизмом. В рукописях встречаются
фигуры, похожие на аналогичные фигуры
в иконах Дионисия, но лишенные одухотворенности
последних. Реже встречаются повествовательные
циклы в духе миниатюр времени Ивана Грозного.
Чаще всего рукописи снабжаются своего
рода фронтисписами с однофигурными или
многофигурными композициями.
Особенно много бытовых подробностей встречалось в иллюстрациях к различного рода сборникам повестей.
Совсем особое место занимают рукописи последней трети XVII в., в которых намечается разрыв с древнерусской традицией.
От XVII в. сохранилось огромное количество рукописей с миниатюрами, выполненными слегка подкрашенным «очерковым» рисунком. Такие лицевые рукописи изготовлялись для посадского населения. Большинство миниатюр этого типа украшает Синодики и Апокалипсисы.
Орнамент рукописей обогащается в XVII в. многочисленными новыми мотивами. Рядом с условно изображенными цветами и травами появляются реалистически переданные гвоздики, тюльпаны, васильки и другие цветы со стеблями и листьями, деревья, плоды и ягоды, птицы, животные и геральдические изображения, вазы с цветами и сидящими на них птицами, ширинки и ленты, продетые сквозь кольца, навеянные народным искусством образы сказочных зверей и птиц, часто расположенных парами. Одним из самых излюбленных изображений на полях рукописей становится цветок. Встречаются также изображения руки, держащей стебель с цветами и листьями, а иногда и с сидящими на нем птицами.
Раскраска орнамента рукописей XVII в. очень разнообразна. Большую нарядность придает им золото или серебро.
В рукописях XVII в. часто встречается орнамент черным по белому фону или белый по черному фону, с травами и листьями, переданными в гравюрной манере, т.е. со штриховкой пером или с легкой расцветкой золотом, киноварью или зеленой краской.