Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 20:39, курсовая работа
Духовность – это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности». Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности – любовь.
Нравственность – это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность – это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира. Процесс духовно-нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности подростка.
1.Введение……………………………………………………………….2
2.Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания……3
3.Духовно-нравственное развитие и воспитание……………………..5
4.Национальный воспитательный идеал……………………………....7
5.Базовые национальные ценности…………………………………….9
6.Духовно-нравственные ценности православной культуры………...11
7.Нравственные ценности современной молодёжи…………………..14
8.Заключение……………………………………………………………19
9.Литература.............................................................................................20
БОУСПО " Омский областной колледж культуры и искусства"
Курсовая работа по дисциплине
Народное художественное творчество
«Духовно-нравственные ценности народа»
Выполнила: студентка 311 группы
Содержание:
1.Введение……………………………………………………
2.Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания……3
3.Духовно-нравственное развитие и воспитание……………………..5
4.Национальный воспитательный идеал……………………………....7
5.Базовые национальные ценности…………………………………….9
6.Духовно-нравственные ценности православной культуры………...11
7.Нравственные ценности современной молодёжи…………………..14
8.Заключение………………………………………………
9.Литература..................
Введение
Что такое духовно-нравственные ценности? Нередко каждый из нас использовал такое словосочетание в разговоре. Попробуем растолковать его.
Духовно-нравственные ценности состоят из двух понятий: духовность и нравственность. Остановимся поподробнее на каждом из них.
Духовность – это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности». Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности – любовь.
Нравственность – это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность – это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира. Процесс духовно-нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности подростка.
Духовно-нравственные ценности – это установки личности, являющиеся системообразующим элементом ценностных ориентаций, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие её на достижение высших идеалов.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной
из приоритетных задач общества и государства является воспитание,
социально-педагогическая поддержка становления и развития
высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного,
компетентного гражданина России.
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно
обеспечить:
• готовность и способность к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни,
индивидуально-ответственному поведению;
• готовность и способность к реализации творческого потенциала в
духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и
профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного
образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться
лучше»;
• укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных
отечественных традициях, внутренней установке личности поступать
согласно своей совести;
• формирование морали как осознанной личностью необходимости
определённого поведения, основанного на принятых в обществе
представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
• развитие совести как нравственного самосознания личности,
способности формулировать собственные нравственные обязательства,
осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения
моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим
поступкам;
• принятие личностью базовых национальных ценностей,
национальных духовных традиций;
• готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную
позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
• способность к самостоятельным поступкам и действиям,
совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их
результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
• трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к
преодолению трудностей;
• осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни,
нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни,
физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности,
умение им противодействовать;
• свободолюбие как способность к сознательному личностному,
профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в
сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй,
обществом, Россией, будущими поколениями;
• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за
Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие
и воспитание обучающихся должно обеспечить:
• осознание себя гражданином России на основе принятия общих
национальных нравственных ценностей;
• готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним
вызовам:
• развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности; • заботу о благосостоянии многонационального народа Российской
Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
• осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей
принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации,
Отечеству;
• понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как
любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших,
ответственность за другого человека;
• бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
• законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами
правопорядок;
• духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В сфере государственных отношений духовно-нравственное
развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:
• формированию мотивации к активному и ответственному участию в
общественной жизни, формировании власти и участию в государственных
делах;
• укреплению и совершенствованию демократического федеративного
правового государства с республиканской формой правления;
• повышению доверия к государственным институтам со стороны
граждан и общественных организаций;
• повышению эффективности усилий государства, направленных на
модернизацию страны;
• укреплению национальной безопасности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России является ключевой задачей современной
государственной политики Российской Федерации. Законопослушность,
правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество
труда и общественных отношений -- всё это непосредственно зависит от
принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих
ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1)
установлено, что «основные общеобразовательные программы начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного
стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения,
образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и
включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов,
предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие
духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки
обучающихся».
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание
обучающихся является первостепенной задачей современной
образовательной системы и представляет собой важный компонент
социального заказа для образования.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности
определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и
приобретает определённый характер и направление в зависимости от того,
какие ценности общество разделяет, как организована их передача от
поколения к поколению.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом
является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни
человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества,
культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-
исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется
следующими положениями: • усилия общества и государства направлены
сегодня на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции,
чувства ответственности за свою страну;
• общее образование, выстраивающее партнёрские отношения с
другими институтами социализации, является основным институтом
педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности
гражданина России. При этом основным субъектом, реализующим цели
духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим
непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций
отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является
педагогический коллектив общеобразовательного учреждения;
• содержание духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся, деятельность педагогических коллективов
общеобразовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на
достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства.
Таким образом, сфера общего образования призвана обеспечивать
духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для
становления и развития его гражданственности, принятия гражданином
России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в
личной и общественной жизни.
Носителями базовых национальных ценностей являются различные
социальные, профессиональные и этноконфессиональные группы,
составляющие многонациональный народ Российской Федерации.
Соответственно духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках
общего образования осуществляется в педагогически организованном
процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:
• семейной жизни;
• культурно-регионального сообщества;
• культуры своего народа, компонентом которой является система
ценностей, соответствующая традиционной российской религии;
• российской гражданской нации;
• мирового сообщества.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в
семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет
жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте.
Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и
составляют основу гражданского поведения человека.
Следующая ступень развития гражданина России-это осознанное
принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-
исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города,
района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей,
природную среду и социальное окружение наполняются конкретным
содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная
земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина
России является принятие культуры и духовных традиций
многонационального народа Российской Федерации. Российскую
идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни
которого образуют культуры многонационального народа России. Важным
этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в
этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего
происхождения и начальной социализации.
Ступень российской гражданской идентичности - это высшая ступень
процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его
гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится
человек, осваивающий культурные богатства своей страны и
многонационального народа Российской Федерации, осознающий их
значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.
Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина