Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 20:39, курсовая работа
Духовность – это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности». Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности – любовь.
Нравственность – это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность – это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира. Процесс духовно-нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности подростка.
1.Введение……………………………………………………………….2
2.Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания……3
3.Духовно-нравственное развитие и воспитание……………………..5
4.Национальный воспитательный идеал……………………………....7
5.Базовые национальные ценности…………………………………….9
6.Духовно-нравственные ценности православной культуры………...11
7.Нравственные ценности современной молодёжи…………………..14
8.Заключение……………………………………………………………19
9.Литература.............................................................................................20
России является открытость миру, диалогичность с другими национальными
культурами.
Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников,
разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями
совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать
полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй,
культурно-региональным сообществом, многонациональным народом
Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом.
Национальный воспитательный идеал
Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е.
образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в
конкретно-исторических социокультурных условиях.
В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренён в религии и
представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса
Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи,
народа и государства в общем пространстве религиозного, духовно-
нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных
факторов, обеспечивающих духовное единство народа.
Для сохранения целостности страны, территория которой постоянно
расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров,
ценностей и смыслов жизни, таких, как честь, верность, соборность,
самоотверженность, служение, любовь. Православие объединяло русских
людей (ими считались все принявшие православие, а не только этнические
русские) в единый народ. Именно поэтому защита русской земли
приравнивалась к защите православия, что и породило такой компонент
самосознания, как образ Святой Православной Руси.
В XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в
централизации и концентрации государственной власти в руках правящего
монарха - императора. Государство возвышалось над церковью, был
сформулирован новый воспитательный идеал -- «человек государственный,
слуга царю и Отечеству». Образовательная система стала ориентироваться на
задачи подготовки профессиональных кадров для государственных нужд.
«Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества, - утверждал
М. В. Ломоносов, — должно быть мерилом жизненного смысла»1. Главным в
воспитании стало формирование человека-патриота, отличающегося высокой
нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России. Для
императорской России был характерен идеал полезного государству и
Отечеству гражданина.
В советский период государство обрело всю полноту власти над
гражданином и его частной жизнью. Устраняя влияние церкви на
общественную и личную жизнь, подавляя религиозное сознание, советское
государство само стало претендовать на роль новой вселенской церкви.
Спектр жизненных смыслов был сжат до веры в коммунизм и служения
коммунистической партии.
Вместе с тем советская эпоха в отечественной истории сформировала
высокий педагогический идеал - воспитание всесторонне развитой личности,
дала примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до
самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа,
пренебрежения материальным во имя идеального.
В 90-е гг. XX в. в России сформировался идеал свободной в своём
самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей,
национальных традиций, обязательств перед обществом.
Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, при
определении современного национального воспитательного идеала
необходимо в полной мере учитывать:
• преемственность современного национального воспитательного
идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых
эпох;
• духовно-нравственные ценности, определённые в соответствии с
действующим российским законодательством;
• внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией.
Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей
является приумножение многонационального народа Российской Федерации
в численности, повышение качества его жизни, труда и творчества,
укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и
государственности, развитие национальной культуры.
Решение этой задачи способно обеспечить устойчивое и успешное развитие
России.
Современный национальный воспитательный идеал определяется:
• в соответствии с национальным приоритетом;
• исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению
к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;
• согласно Конституции Российской Федерации;
• согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части
общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных
образовательных программ (ст. 9, п. 6).
Современный национальный воспитательный идеал — это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в
духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации.
Базовые национальные ценности
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания
и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в
социально-исторических, культурных, семейных традициях
многонационального народа России, передаваемые от поколения к
поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных
условиях.
Базовые национальные ценности производны от национальной жизни
России во всей её исторической и культурной полноте, этническом
многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники
нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений,
деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку
противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё
сознание, жизнь, саму систему общественных отношений.
Традиционными источниками нравственности являются: Россия,
многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество,
семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Соответственно традиционным источникам нравственности
определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых
раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):
• патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой
родине, служение Отечеству;
• социальная солидарность — свобода личная и национальная,
доверие к людям, институтам государства и гражданского общества,
справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность — служение Отечеству, правовое государство,
гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода
совести и вероисповедания;
• семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к
родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание,
целеустремлённость и настойчивость;
• наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина
мира;
• традиционные российские религии — представления о вере,
духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного
мировоззрения, толерантности, формируемые на основе
межконфессионального диалога; • искусство и литература — красота,
гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни,
эстетическое развитие, этическое развитие;
• природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета
Земля, экологическое сознание;
• человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов,
прогресс человечества, международное сотрудничество.
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного
пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т.е.
уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и
внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого
пространства и его полноценного функционирования требуются
согласованные усилия всех социальных субъектов -- участников воспитания:
семьи, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и
организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта,
СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Ведущая,
содержательно определяющая роль в создании уклада школьной жизни
принадлежит субъектам образовательного процесса.
Система базовых национальных ценностей лежит в основе
представления о единой нации и готовности основных социальных сил к
гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных
смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание
детей и молодёжи.
Достижение гражданского согласия по базовым национальным
ценностям позволит укрепить единство российского образовательного
пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и
социальный динамизм.
Гражданское согласие по базовым национальным ценностям не имеет
ничего общего с единообразием ценностей нации и самой нации, духовной и
социальной унификацией. Единство нации достигается через базовый
ценностный консенсус в диалоге различных политических и социальных сил,
этнических и религиозных сообществ и поддерживается их открытостью
друг другу, готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в
числе которых духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи как
основа развития нашей страны.
Духовно-нравственные ценности православной культуры
Ядром русской культуры были всегда православные устои и традиции народной жизни. В данный переходный период общеобразовательная школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной, и прежде всего через культуру своего народа. В образовательные программы введены факультативные курсы Введение в Народоведение, Введение в историю, Основы православной культуры и др., на базе некоторых общеобразовательных школ работают воскресные школы. Для того чтобы общество могло выжить и сохранить свою уникальную культуру, должна быть передача тех духовных, ценностных ориентиров, на которых держалось общество на протяжении сотен лет. Выступая с докладом на ХVI Международных Рождественских образовательных чтениях (2007 г.), Президент Российской Академии образования Н. Д. Никандров сказал: «Думая о том, что положить в основу воспитания, нельзя не придти к выводу, что искать эти ценности надо не где-то на стороне, а в истории нашей Родины, в истории тысячелетней православной России». Говоря о православии, надо понимать, что речь идет о воспитании и образовании духовно-нравственной личности, идентичной национальной культуре, сыгравшей ключевую роль в возникновении и развитии государства Российского. Традиционная культура, основанная на ценностях православия, – это не пережиток прошлого и не антинаучный вымысел, а условие выживания нации. Невозможно привить любовь к Родине, не зная ее истории, не зная национальных корней.
В русской духовной традиции важнее всего была человеческая нравственность, на первом месте была душа человека, ценились вера и верность, трудолюбие и терпеливость, милосердие и сострадание, чтилась семья и уважалась старость. Именно родная культура должна лежать в основе всей воспитательной системы в школе. Наших детей нам нужно воспитывать не на чуждых западных традициях, а на русских народных, православных традициях. Только система нравственных ценностей, выработанная нашим великим народом, может уберечь школьников от разлагающего влияния чуждой нам морали, чуждого образа жизни.
Необходимо оглянуться назад, вернуться к своим истокам, к сокровищнице, из которой – черпай – не оскудеет, объединиться вокруг родных святынь (это и история родной земли с её победами, поражениями, печалями и радостями, это святоотеческие имена устроителей и защитников Руси, это родной русский язык, литература, музыка, это русский народ, его традиции). Объединиться вокруг святынь – значит узнать их, понять, сопережить, почувствовать единение, общность свою с народом, со всеми русскими, с Отчизной, землёй отцов и дедов своих, испытать гордость за Россию, горячее желание разделить свою судьбу с судьбой страны, строить её, благоустраивать, беречь и защищать. Родные корни должны питать душу человека, а упрочить, дать им силу – наша учительская задача. В педагогической среде укрепляется мнение, что религиозное (православное) образование может послужить основой целостного воспитания и образования личности, способствовать восстановлению подлинной иерархии ценностей, остановить распад духовного ядра личности, выхолащивание ее внутренней жизни.
Особую роль в духовном воспитании играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке. Добрый пример необходим людям всегда и во всяком деле, но особенно необходим он детям для взросления души. Можно выделить две наиболее существенные педагогические задачи, связанные с нравственным идеалом: необходимо сформировать у детей потребность в идеале; нужно также указать детям образец, достойный подражания. Безграничный нравственный идеал, в котором в образе совершенной личности соединены все возможные добродетели, предлагает христианство. Богочеловек Иисус Христос стал вечным примером и для ума, и для чувств, и для воли человека. Важно обращаться вместе с детьми к сокровищнице православной веры, к Евангелию, житиям святых, воспитывать подопечных на их примерах. Чем больше учащиеся знакомятся с миром православной святости, тем больше наполняется в них духовная сторона личностного содержания.
Помимо конкретного личностного смысла для воспитанника – нравственного совершенствования и духовного возрастания, – житийная литература имеет еще и большое социально-патриотическое значение. На Руси жития святых с принятием православия глубоко проникли в народное сознание; наши соотечественники вдохновлялись ими издревле. И это не случайно. Святые страстотерпцы и князья, святители и преподобные, старцы, блаженные, наконец, исповедники и новомученики российские – все они на протяжении тысячи лет охраняли своей молитвой и строили мир русской цивилизации. Именно так и следует называть огромное пространство отечественной истории и культуры, которое всегда исходило из Евангелия, из непосредственного ощущения реального присутствия Божия. Соприкоснувшись же с этим историческим пластом, каждый человек не сможет понять, как можно не любить Отечество, породившее столько прекрасного – как людей, так и духовно-материальное наследие.