Дворцы Санкт-Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 01:25, реферат

Описание работы

Начало XVIII века было знаменательно для России заметными переменами и значительными достижениями. Это эпоха Петра Великого, его реформ в политике и экономике, происходили большие преобразования общественной жизни России, культуры. Российская империя выходила на один уровень с европейскими державами.
Затронули преобразования и искусство. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство приобретало черты общеевропейского пути развития.
Самые значительные перемены происходили в архитектуре. Новый стиль, в котором строились города при Петре I, был не похож на старое московское зодчество. Он был очень похож на европейский, но все же это был свой, русский стиль, с отпечатком европейского искусства. Главным примером такого стиля является Петербург - новая столица России Петра Великого.

Содержание работы

Дворцы Санкт-Петербурга 1
Введение 3
Основание Санкт-Петербурга 4
Архитектура нового города 5
Ф.-Б. Растрелли. Его вклад в архитектуру города 7
Музеи 8
Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Царской Село» 8
Кунсткамера 8
Этнографический музей 9
Всероссийский музей А.С. Пушкина 9
Государственный музей городской скульптуры 9
Государственный музей истории г. Санкт-Петербурга 9
Государственный Музей Истории Религии (Казанский собор) 9
Исторический музей восковых фигур (Дворец Белосельских-Белозерских) 9
Академия художеств 10
Храмы и соборы 10
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра 10
Спас на крови 10
Смольный собор 10
Казанский собор 10
Исаакиевский собор 11
Дворцы и замки 11
Меншиковский дворец 11
Шереметевский дворец 11
Юсуповский дворец 11
Петропавловская крепость 11
Михайловский замок 12
Мраморный дворец 12
Строгановский дворец 12
Летний сад и Летний дворец-музей Петра I 12
Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Петергоф» 12
Дворец Петра I (музей музея-заповедника Петергоф) 12
Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Павловск» 13
Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Ораниенбаум» 13
Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Пушкин» 13
Заключение 14
Список Литературы 15

Файлы: 1 файл

Дворцы печать.docx

— 216.36 Кб (Скачать файл)

Ф.-Б. Растрелли. Его вклад в архитектуру города

Петр с юности мечтал о новой российской столице на берегу моря. Столице, которая будет походить на западные города. И жизнь в ней будет протекать по европейским порядкам. Вот почему, едва основав Петербург, государь повелел всем послам искать и нанимать на западе опытных мастеров, художников, архитекторов.

Сын известного скульптора петровского и аннинского времени граф Франческо Бартоломео Растрелли прибыл в Россию вместе со своим отцом в 1716 году. По контракту, заключенному Бартоломео Карло Растрелли с Лефортом в Париже в конце 1715 года, он поступил на русскую службу вместе «с сыном и учеником его». Однако его «служба» этому монарху числилась только на бумаге, настоящую же службу ему суждено было нести при дочери Петра, императрице Елизавете.

В 1723 году молодой Растрелли впервые выступает в качестве архитектора, получив от Петра поручение отделать внутренние покои шафировского дома. Он был занят этой работой в течение 2 лет и создал здесь тот большой, богато убранный скульптурный зал, в котором при Екатерине I происходило знаменитое первое заседание Академии Наук.

Начиная с 1744 года, открывается самый блестящий период творчества Растрелли. Все наперерыв стараются обзавестись «настоящим растреллиевским» домом или дачей. Но заполучить его, заваленного дворцовыми делами, оказывалось нелегко, и многие были счастливы, если им удавалось уговорить обер-архитектора сделать хоть чертежик для дома или церкви где-нибудь в дальнем волжском имении.

Все, что создал Растрелли на протяжении почти полувека, было сделано в России и стало достоянием русской культуры периода елизаветинского рококо. На формирование уникального «растреллиевского стиля» оказало влияние итальянское барокко, господствовавшее на родине архитектора более полутора столетий, французский классицизм «большого стиля» Людовика XIV, при дворе которого он начинал работать вместе с отцом, традиции древнерусской архитектуры, «нарышкинское», «галицынское» барокко и, конечно же, петербургский стиль.

Ранние работы Растрелли, выполненные при Анне Иоанновне более французские, чем итальянские или немецкие. Но вскоре Растрелли начал вырабатывать собственный стиль, который называют «русским барокко». Оригинальный стиль, созданный Растрелли, прежде всего, выражал пафос русской государственности и не повторял ни европейское барокко, ни классицизм, ни рококо.

Гениальность Растрелли проявляется в том, что он разрушает привычные представления о специфике архитектурных стилей. Удивительная целостность художественного мышления Растрелли проявилась и в его внимании к деталям. Этот архитектор никогда не ограничивался, как другие, общим проектом здания, он сам пририсовывал к нему декоративную лепнину, балконные и оконные решетки, орнамент наборного паркета, мебель, камины, светильники и дверные ручки.

Оглядываясь назад на все созданное Растрелли и сравнивая его творчество с искусством лучших мастеров тогдашней Европы, мы должны признать, что по силе художественного вдохновения, по исключительному дару острой «выдумки», он не уступает никому из современников.

Всё, сооруженное Растрелли на протяжении своей жизни: великолепные дворцы и роскошные дома, соборы и храмы, парки и сады - и те, что уцелели, и те что были подняты из руин, опаленных войной, вызывают сегодня у нас неподдельное восхищение. Мы уже не мыслим свое существование без них. Ибо они часть полученной нами в наследство духовной и художественной культуры. Это высокое, настоящее искусство.

Музеи

Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Царской Село»

Дворцы и  парки Царского Села, воспетые А.С.Пушкиным, представляют единый архитектурно-художественный комплекс, сложившийся в XVIII-XIX вв. В собрании Царскосельского музея-заповедника хранятся уникальные коллекции живописи, фарфора, мебели, тканей и т.д. В ансамбль Царскосельских дворцов и парков входят также Баболовский и Отдельный парки. Государственный Эрмитаж. Эрмитаж - один из крупнейших художественных музеев мира, экспозиция которого расположена в более, чем 350 залах. Эрмитаж занимает 5 зданий: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Эрмитажный театр, Новый Эрмитаж. Главный вход в музей - парадный Иорданский подъезд Зимнего дворца (с набережной Невы). Особое место занимают парадные интерьеры дворца. В музее открыты экспозиции Отдела Античного мира, Западно-европейского Отдела, Отдела Востока, Отдела первобытной культуры, Отдела истории русской культуры, нумизматики. В залах Эрмитажа регулярно экспонируются художественные собрания из крупнейших музеев мира. Государственный Русский музей. Крупнейшее и наиболее полное в стране собрание произведений национального изобразительного искусства. Коллекция насчитывает около 400 000 экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства, все его школы, виды и жанры за 1000 лет, с Х по ХХ век.

Кунсткамера

Кунсткамера является старейшим государственным  музеем России. Он создан по указу императора Петра I в 1704 г. и послужил фундаментом созданной несколько позже Санкт-Петербургской (а затем - Российской) Академии Наук, ряда ее научных и музейных учреждений. Полное и официальное название сегодня - Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) им. Петра Великого РАН. Музей был создан с целью собирания и исследования раритетов, созданных природой и руками человека. В настоящее время собрание Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии Наук является одним из наиболее полных и интересных в мире. Оно насчитывает более одного миллиона экспонатов и отражает все многообразие культур народов Старого и Нового Света. Одновременно музей всегда был и продолжает оставаться одним из крупнейших исследовательских центров по изучению культурного наследия человека, продолжая традиции великих русских этнографов и антропологов XVIII-XX вв.

Этнографический музей

Музей основан  в 1901 г. как этнографический отдел Русского музея. Российский этнографический музей располагает полумиллионным собранием памятников традиционно-бытовой культуры, в том числе 150-тысячный массив фотоиллюстративных этнографических источников, планомерно собранных многими поколениями сотрудников почти за 100-летнюю историю музея. Коллекции РЭМ, которые пополняются постоянно, беспрецедентны по этническому диапазону, географической протяженности, разнообразию и полноте тематики. Музей располагает также уникальным архивом рукописей и богатейшей библиотекой этнографической литературы.

Всероссийский музей А.С. Пушкина

Музей открыт к 150-летию со дня рождения великого русского поэта. Его экспозиции развернуты в филиалах: Музей-квартира А.С.Пушкина, Мемориальный музей-Лицей, Музей-дача А.С.Пушкина. Государственный мемориальный музей А.В. Суворова. Музей расположен в специально построенном здании. В собрании более 100 тысяч экспонатов: подлинные вещи, оружие и награды великого полководца, боевые знамена, редкая коллекция портретов русских военных деятелей и солдат.

Государственный музей городской скульптуры

Музей охраняет и реставрирует памятники городской  скульптуры и мемориальные доски. В состав музея входят: некрополи Александро-Невской лавры, Литераторские мостки Волкова кладбища и экспозиция в Благовещенской церкви лавры, где во втором этаже помещается отдел городской монументальной скульптуры. Большинство монументов представлено в авторских моделях. При музее действует выставочный зал, в котором проходят выставки современного искусства.

Государственный музей истории г. Санкт-Петербурга

В основу музея легли коллекции  Музея Старого Петербурга, созданного в 1907 г.oбществом архитекторов-художников. Сегодня музеем развернуто несколько постоянных экспозиций, среди них  История Петербурга-Петрограда 1703-1917" в Комендантском доме,История тюрьмы Трубецкого бастиона - политическая тюрьма царской России, Газодинамическая лаборатория, Печатня - мастерская старинных видов графики. Можно посетить Петропавловский собор, где находится некрополь императорской семьи Романовых. Ежемесячно организуются временные выставки.

Государственный Музей Истории Религии (Казанский собор)

Музей располагает  ценными коллекциями предметов  культа различных вероисповеданий, произведений живописи и скульптуры, документов. Постоянно действующая экспозиция включает отделы: История русского православия, Русское церковное искусство, "История христианства на Западе, Мемориал М.И.Кутузова. В Казанском соборе проводятся богослужения.

Исторический музей восковых фигур (Дворец Белосельских-Белозерских)

Одно из наиболее известных зданий Невского проспекта. Во дворце размещена коллекция Музея восковых фигур, концертный зал и художественная галерея с временными выставками. Музей воска содержит более 200 фигур, включая фигуры таких известных в России людей как

Сперанский, Керенский, Аракчеев, Кутузов, Достоевский, Толстой, цари: Павел, Алексей, некоторые  представители династии Романовых.

Академия художеств

Здание Академии художеств - одно из самых выдающихся произведений русского зодчества XVIII века, глубокое по замыслу и по оригинальности планового решения. В архитектурном пейзаже Университетской набережной ему принадлежит очень важное место. Великолепный вид на здание открывается с противоположного берега Невы - с набережной Красного Флота. Построенное в 1764-1788 годах, оно является одним из первых в России сооружений, созданных в архитектурных формах раннего классицизма.

Храмы и соборы

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

Свято-Троицкая Александро-Невская  Лавра - ныне действующий общежительный мужской монастырь Санкт-Петербургской епархии. Лавра - один из крупнейших архитектурных ансамблей Петербурга. На сайте подробно освещена история, дано описание архитектурного ансамбля монастыря и некрополя. Богато иллюстрирован.

Спас на крови

Церковь Воскресения  Христова - Спас на крови - возведена  на месте покушения на императора Александра II. Мозаичное убранство храма - его главная художественная особенность. Здание построено с использованием национальных традиций, применением богатого декора. Великолепные работы выполнены по живописным оригиналам выдающихся художников: М.Нестерова, В.Васнецова, А.Рябушкина. Мозаичные панно на евангельские сюжеты украшают франтоны четырех крылец храма. Общая площадь мозаик храма - более 7000 кв.м. В отделке интерьеров храма использованы итальянские разноцветные мраморы и русские самоцветы.

Смольный собор

Смольный  собор, заложенный в 1748 году, был окончательно достроен архитектором В. П. Стасовым в 1835 году. Архитектурный ансамбль Смольного  монастыря состоит из собственно собора и расположенных вокруг него каре двухэтажных жилых корпусов. Полностью проект Смольного собора так и не был реализован. По замыслу  Растрелли кульминационной точкой всего ансамбля должна была стать колокольня над въездными воротами со стороны города. Высота колокольни в проекте зодчего составляла 140 метров, что на 18 метров выше шпиля Петропавловской крепости. Но даже в незавершенном виде ансамбль производил неизгладимое впечатление на современников. Собор вызывал восхищение уже при подходе к нему издалека. Обладая странным мистическим свойством как бы «уходить» в землю при приближении к нему, он не утрачивал своей величественности и грандиозности.

Казанский собор

Казанский собор  начали строить в 1801 году по проекту Андрея Никифоровича Воронихина. К сожалению, полностью проект собора осуществлен не был. В 1837 году, в 25-ю годовщину победы над Наполеоном, перед Казанским собором были установлены памятники великим полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. Выполненные по моделям скульптора Орловского, они настолько органично вошли в архитектурный ансамбль Казанского собора, что многим петербуржцам казались едва ли не сразу включенными в первоначальный проект Воронихина.

Исаакиевский  собор

Интерьер  собора украшают более 500 произведений живописи, скульптуры и мозаики, выполненных выдающимися мастерами: художниками К. Брюлловым, Ф.Бруни, П.Басиным; ваятелями И.Витали, П.Клодтом, Н.Пиминовым. С колоннады собора, с высоты 43 метра, открывается панорама центра Петербурга.

Дворцы  и замки

Меншиковский дворец

 Дворец  сподвижника Петра I А. Д. Меншикова  на Васильевском острове - одно из первых каменных жилых зданий Петербурга. Сравнительно хорошо сохранившееся до нашего времени, это здание является ценнейшим памятником гражданской архитектуры петровского времени. Постройка дворца была начата в 1710 году по проекту архитектора Д. Фонтана и продолжена архитектором Г. Шеделем. Первоначально дворец состоял из основного корпуса на набережной и флигелей, ограничивавших с севера, запада и востока небольшой двор, окруженный открытой галереей на колоннах. Несмотря на переделки и достройки, Меншиковский дворец сохранил в основных чертах первоначальный облик; это определяет его историко-художественное значение.

Шереметевский дворец

Усадьба Шереметевых  на Фонтанке, так называемый Фонтанный дом, - замечательный памятник русского зодчества середины XVIII столетия. В его создании приняли участие выдающиеся русские зодчие С. И. Чевакинский и Ф. С. Аргунов - один из представителей высокоодаренной семьи крепостных художников Аргуновых. Обширный участок на берегу Фонтанки, смежный с Итальянским дворцом Екатерины I, был в 1712 году отведен фельдмаршалу Б. П. Шереметеву. Здесь он построил небольшой деревянный дом. В конце 1730-х - начале 1740-х годов на его месте сооружен обширный каменный одноэтажный дворец на невысоком цокольном этаже.

Юсуповский дворец

В здании сохранились  предметы внутреннего убранства XVIII-XX вв. - мебель, люстры, канделябры, камины. Роскошные интерьеры Большой ротонды, Синей и Красной гостиных с великолепной плафонной живописью, Танцевального и Белоколонного залов открыты для обозрения. Во дворце проводятся экскурсии: Юсуповский дворец - историко-художественный памятник XVIII-XX вв.; Жилые покои Юсуповского дворца; Григорий Распутин: страницы жизни и смерти (с показом восковых фигур Г.Распутина и кн. Ф.Юсупова).

Информация о работе Дворцы Санкт-Петербурга