Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 02:18, реферат
В Германии романтизм сложился на рубеже XVIII - XIX вв., и получил наибольшее развитие в первой четверти XIX в. Во Франции, где были сильны традиции классицизма, формирование романтизма особенно в театральном искусстве, длилось дольше. Романтизм был порожден неудовлетворенностью широких общественных кругов результатами буржуазной революции, протестом против национального порабощения, политической реакции.
Міністерство освіти та науки України
НПУ ім. М.П. Драгоманова
Інститут соціології психології та управління
Европейская культура
XIX века
Европейская культура XIX в.
Романтизм (франц. Romantisme, от ср.-век. Romant - роман) - идейно-художественное направление, развившееся во всех странах Европы и в Северной Америке на рубеже XVIII-XIX вв. Получил отражение в различных областях науки, литературы и искусства.
В Германии романтизм сложился на рубеже XVIII - XIX вв., и получил наибольшее развитие в первой четверти XIX в. Во Франции, где были сильны традиции классицизма, формирование романтизма особенно в театральном искусстве, длилось дольше. Романтизм был порожден неудовлетворенностью широких общественных кругов результатами буржуазной революции, протестом против национального порабощения, политической реакции. Для представителей Романтизма характерно разочарование в учении просветителей XVIII в. Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Представители романтического движения проявляли значительный интерес к национальному прошлому (нередко идеализировали его), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремились создать универсальную картину мира (прежде всего в области истории и литературы). Своего расцвета романтизм достиг в 20 - 30-е годы XIX в.
Истинной родиной романтизма была Германия. Немецкий романтизм выдвинул таких выдающихся писателей, какжан Поль(1763-1885), Генрих фон Клейст(1777-1811). Вершин романтизма достиг Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776 - 1822). Его произведениям присущи драматизм и сарказм, лирика и гротеск (например, “Эликсир дьявола”). Он критически воспринимал реальности бытия повесть “Золотой горшок”, сказки “Крошка Цахес”, “Повелитель блох”). Гофман - один из основоположников немецкой романтической музыкальной эстетики и критики, автор одной из первых романтические опер “Ундина”. Поэтические образы Гофмана вдохновили композиторов - Р. Шумана (балет “Клейсле”иана”), Ж. Оффенбаха (“Сказки Гофмана”), П.И. Чайковского(балет “Щелкунчик). В первой половине XIX в. Творил Генрих Гейне (1797-1856), великий поэт Германии, сочетающий в своем творчестве романтику и иронию.
Гениальным испанским живописцем-романтиком был Франциско Гойя (1746-1828). Его искусство отличалось смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией и социально направленным гротеском. Гойя создал замечательные гравюрные произведения, избрав технику офорта. Бессмертным созданием великого испанца стали офорты “Каприччос” (80 листов), работа над которыми заняла пять лет. В них острая социальная сатира, позиции художника направлены против бесправия, суеверия, невежества, тупости.
В Англии огромным было воздействие лирического романтизма Джорджа Ноэла Гордона Байрона (1788 - 1824). Его поэма “Паломничество Чайльд Гарольда” вывела в жизнь романтического бунтаря-индивидуалиста, типичного разочарованного героя посленаполеоновской поры. Активный гуманизм и пророческие предвидения сделали Байрона властителем дум тогдашней Европы.
Английский романтизм представляют также Дж. Ките и П.Б. Шелли. Дж. Ките (1795-182I) - автор патриархально-утопической идиллии “Эндимион”, в которой выражен протест против пуританского ханжества. В одах “Огонь”, “Психея” поэт воспел культ красоты и гармонии в природе. Он автор символико-аллегорической поэмы “Гиперион”.
Перси Бишу Шелли (1792-1822) - автор аллегорической поэмы “Королева Маб”, разоблачающей порочность современного ему общества. В поэме “Восстание Ислама” Шелли оправдывает насильственное свержение деспотии. В трагедии “Ченчи” и в лирической поэме “Освобожденный Прометей” он дал философское осмысление проблем свободы и тирании.
Романтические тенденции заявляют о себе и в живописи. Начало романтизма во французской живописи связано с творчеством Теодора Жерико (1791-1824). Одна из его главных работ - полотно “Плот Медузы”. Замечательнейшее явление романтизма - живопись Эжена Делакруа (1798-1863), часто писавшего полотна на мотивы поэзии Байрона и создавшего ряд исторических композиций. Так, в разгар революционных событий 1830 г. Он пишет шедевр - картину, воплотившую бунтарский па”ос, характерный для романтизма, которую назвал “Свобода, ведущая народ.
Значительнейшим
представителем романтизма в театре и
литературе был французский поэт и драматург
Виктор Гюго (1802-1885). Предисловие к написанной
им в 1827 году драме “Оливер Кромвель”
стало значительным вкладом в теорию романтизма.
В русле идей романтизма создавали свои
литературные и драматические произведения
Александр Дюма (1808-1870), Альфред девиньи
(1797-1863),альфреддемюссе(
Романтическое направление в музыке оказалось на редкость богатым Выдающимися дарованиями. Это немецкий композитор, музыкальный критик, выразитель эстетики романтизма Роберт Ш”ман ( 1810-1856). Он создатель программных фортепьянных циклов (“Бабочки, “Карнавал”. “Фантастические пьесы”, “Крейслериана”), лирико-драматических вокальных циклов, оперы Теновена”, оратории “Рай и Пери” и многих других произведений. Представителем романтизма был французский композитор и дириже” Гектор Берлиоз (1803-1869). Ем” принадлежат “Фантастическая симфония, “Траурно-триумфальная симфония, опера-дилогия “Троянцы”, Реквием. Романтическое направление представлено и в творчестве немецкого композитора, дирижера, музыкального писателя, реформатора оперного искусства Рихарда Вагнера (1813-1883). Знамениты и широко известны его оперы “Риенци” “Летучий голландец”, “Тангейзер”, “Лоэнгрин”, “Тристан и Изольда” и многие другие музыкальные произведения.
Раздел 2
Идеи романтизма нашли отражение и в творчестве венгерского композитора, пианиста, дирижера Ференца Листа (1811-1886). Им созданы оратория “Фауст-симфония”, 13 программных симфонических поэм, 19 рапсодий, этюдов, вальсов и около 70-ти других музыкальных произведении. Представителем романтического
Направления был польский композитор и пианистфридерик Шопен(1810-1849). Им написаны 2 концерта, 3 сонаты, 4 баллады, скерцо, ряд экспромтов, ноктюрнов, этюдов и песен.
Кроме того, романтизм представлял собой форму идеологии: особое романтическое направление, сложившееся в области философско-эстетических идей, политической экономии и исторической науки.
Таким образом, в целом романтизм способствовал более углубленному философскому познанию, многостороннему художественному обобщению процесса развития человека и мира со всеми свойственными им противоречиями. Он обогатил мировую культуру непреходящими по своему значению духовными ценностями и проложил новые пути для ее развития.
Реализм утверждается в 30 - 40-е гг. XIX в. Наряду с романтизмом в художественной литературе и изобразительном искусстве, но к середине XIX в. Он становится господствующим направлением в европейской культуре.
Реализм в литературе и искусстве - это правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.
Писатели и художники обратились к действительности во всех ее проявлениях, обличая стяжательство, вопиющее социальное неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.
Во Франции в 30-40-е годы создают свои лучшие реалистические произведения писатели, пользующиеся мировой известностью, такие каконоре де Бальзак(1799-1830), написавший 95-томную “Человеческую комедию”, Виктор Гюго (1802-1885), автор романов “Собор Парижской богоматери”, “Девяносто третий год”, “Отверженные” и др., а также Гюстав Флобе” (1821-1880), автор романов “Госпожа Бовари”, “Воспитание чувств”, “Саламбо; Проспер Мериме (1803-1870) - мастер новелл (“Матео Фальконе”, “Коломба”, “Кармен”), автор пьес, исторических хроник (“Хроника времен Карла IX”).
В 30-40-е годы реализм становится ведущим направлением в литературе Англии. Основоположником и лидером английского критического реализма был Чарльз Диккенс (1812-1870). Выдающийся сатирик и юморист, он создал произведения (“Домби и сын”, “Тяжелые времена”, “Большие ожидания”), являющиеся вершиной реализма.
Его современникуильям Мейкпис Теккерей (1811-1863) в романе “Ярмарка тщеславия”, в историческом произведении “История Генри Эсмонда”, сборнике сатирических эссе “Книга снобов”, цикле пародий “Романы прославленных сочинителей” образно показал пороки, присущие буржуазному обществу.
Реалистическое направление в живописи Франции укрепило свои позиции в середине XIX столетия в творчестве Ж.Ф. Милле (1814 - 1875), создавшего цикл реалистических полотен, изображавших жизнь крестьян, и выдающегося мастера жанровой живописи Гюстава Курбе (1819 -1877). Творчество этих художников было знаменательным явлением на фоне помпезной академической живописи эпохи Второй империи. Милле и Курбе стали предшественниками импрессионистов, с которых начинается новый этап в развитии художественного творчества.
Вершиной реализма в музыкальном оперном искусстве XIX в. Стало творчество великого итальянского композито”а Джузеппе Верди (1813-1901). В знаменитых операх 1850-х гг. “Риголетто, Трубадур”, “Травиата” простой выразительностью музыкального языка Верди удалось глубоко постичь внутренний мир героев. Наиболее значительные творения Верди - оперы “Дон Карлос” (по драме Ф. Шиллера, 1867) и “Аида” (опера написана по заказу египетского правительства ко дню открытия Суэцского канала, 1870). К шедеврам оперного реализма относится музыкальная драма “Отелло” (1886) и комическая опера “Фальстаф” (1892), созданные, Верди на сюжеты Шекспира.
Высшим достижением музыкального и оперного искусства во Франции стало творчество Жоржа Визе (1838 - 1875) - авто”а опер “Искатели жемчуга”, “Пертская красавица”, “Джамиле”. Опера “Кармен, признанная вершиной французской реалистической оперы, вошла в репертуар многих театров мира.
В конце XIX в. Реалистическое направление в английской литературе было представлено творчеством, главным образом, трех писателей, завоевавших мировую известность: Джона Голсуорси (1867-1938), Джорджа Бернарда Шоу (1856-1950) и Герберта Джорджа Уэллса (1866-1946). В их произведениях реализм получил дальнейшее развитие. Так, Д.Голсуорси в трилогии “Сага о Форсайтах” и “Современная комедия” дал эпическую картину нравов буржуазной Англии конца XIX - начала XX вв. Д.Б. Шоу - один из учредителей “Фабианского общества”, создатель драм-дискуссий, в центре которых было столкновение враждебных идеологий, бескомп”омиссное решение социальных этических проблем, например “Дома вдовца, “Профессия госпожи Уоррен”, “Тележка с яблоками”. Г.Д. Уэллс - классик научно-фантастической литературы. Проблемы научно-технического прогресса он связывает с социальными и нравственными прогнозами развития общества.
В романах “Машина времени”, “Человек-невидимка”, “Война миров” Уэллс опирался на новейшие научные концепции.
В последней трети XIX в. Мировое звучание приобретает литература скандинавских стран. Это прежде всего произведения норвежских писателей Генриха Ибсена(1828-1906), Бьёрстерне Мартинуса Бьернсона(1832-1910), Кнута Гамсуна (1859-1952). В своих ост”о сатирических социально-реалистических драмах “Кукольный дом” (“Нора), “Приведения”, “Враг народа” Г. Ибсен призывал к эмансипации человеческой личности свободной от лицемерной морали. Его произведения - одно из высших достижений реалистической западно-европейской драматургии. Основоположник норвежской драматургии и критического реализма - Б.М. Бьернсон (лауреат Нобелевской премии 1903 г.). Свои социально-критические взгляды он отразил в драмах “Банкротство”, “Свыше наших сил”, а также в стихах. Пе” К. Гамсуна принадлежат психологические романы “Голод”, “Мистерии”. “Пан. “Виктория”, в которых изображен бунт личности против обывательской среды.
Раздел 3
В архитектуре XIX в. Романтизм не создал собственной школы, однако в индустриальных странах, особенно в Англии, начинает быстро развиваться промышленная архитектура. Построенные в 30-40-х годахxix в. Вокзалы, мосты, фабрики подчас предвосхищали решения, характерные для конца XIX столетия. Быстрый рост городов привел к необходимости перепланировки старых кварталов и строительства новых проспектов и транспортных артерий.
Начиная с конца 30-х годов XIX в. Классицизм постепенно себя изживал. Начинался период эклектики в архитектуре, длившийся до конца XIX в. И прошедший несколько этапов: 30-60-е гг. - увлечение готикой, итальянским Ренессансом, а затем барокко и рококо.В 70-90-х гг. Главным становится техническая и функциональная целесообразность: строятся промышленные и административные здания, вокзалы, мосты, рынки, доходные дома, театрально-зрелищные сооружения.
В архитектуре в последней трети XIX в. Новый тип инженерных конструк-ций, не пожелавших рядиться в маскарадные одеяния, нашел свое выражение в таких сооружениях, как знаменитая железная башня, построенная инженером А.Г. Эйфелем (1832 - 1923) в Париже для Всемирной выставки 1889 г.
В архитектуре и декоративно-прикладном искусстве широкое распространение в эти же годы получает художественный стиль “модерн”, который в европейских странах назывался “арт нуво”, “сецессион”. Его особенности: смелое использование новых материалов, комбинации разных материалов: металла и стекла, дерева и стекла, камня и дерева и др; широкое применение новых линий и форм в оконных и дверных проемах, в оформлении поверхности стен. Изысканные, капризные линии, утонченность, почти воздушность форм предметов.
С реализмом как стилем художественного творчества тесно связан натурализм - направление в европейской и американской литературе и искусстве последней трети XIX в.
Представители натуралистического направления в искусстве исходили из представления о полной предопределенности судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией. В 80-х гг. XIX в. Натурализм становится влиятельным направлением во французской литературе. Наиболее крупный представитель и теоретик этого течения Эмиль Золя (1840 - 1908). В своем главном труде - двадцатитомной серии романов “Ругон Маккары” - Золя нарисовал широкую панораму французского общества, охватив в ней жизнь всех слоев населения страны.
Натурализм как стиль художественного творчества нашел свое отражение не только в литературе, но и в других направлениях мировой культуры. Так, например, в театральном искусстве с натуралистических позиций выступали французский режиссер Андре Антуан (1858-1943) и немецкий режиссер Отто Брам (1836 - 1912).