Фаина Раневская

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 21:51, реферат

Описание работы

Наверное, невозможно в истории советского кинематографа найти персону более яркую и эксцентричную, чем Фаина Георгиевна Раневская. Эта феноменальная женщина сумела сделать невозможное: именно с ее подачи «кабачная ругань» и «похабство» в подчеркнуто морализаторском советском обществе перестали вызывать у окружающих наигранные приступы панического ужаса. Находились, конечно, и те, кто воспринимал выходки великой актрисы в штыки, но все же победа ее была очевидной: даже в кругах интеллигенции смаковались сочные цитаты Раневской. Фаина Раневская была актрисой от Бога. Актрисой, которая запоминалась зрителям по эпизодическим ролям - увы, кино любило ее только в качестве "характерного персонажа".

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3 стр.
Детство……………………………………………………………………..4-5 стр.
Раневская…………………………………………………………………….5 стр.
Решение стать актрисой…………………………………………………….5 стр.
Провинциальная актриса…………………………………………………6-7 стр.
Снова в Москве………………………………………………………………7 стр.
Дебют в кино…………………………………………………………………8 стр.
«Муля, не нервируй меня!»……………………………………………….8-9 стр.
«Мечта»…………………………………………………………………...9-10 стр.
«Свадьба»………………………………………………………………..10-11 стр.
«Весна»…………………………………………………………………..11-12 стр.
«Золушка»…………………………………………………………….....12-13 стр.
Другие работы послевоенных лет…………………………………..…13-14 стр.
50-е годы. Работа в театре………………………………………………14-15 стр.
Одиночество………………………………………………………….….15-16 стр.
Кино. 50-60-е годы……………………………………………………...…..16 стр.
Великая актриса.………………………………………………………...17-18 стр.
Заключение……………………………………………………………....19-20 стр.
Список литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

реферат фаина раневская к зачету.docx

— 946.19 Кб (Скачать файл)

Права или нет Фаина Георгиевна, но комедия «Свадьба» на долгие годы стала одним из любимейших зрителями  фильмов. Сколько фраз из фильма стали  крылатыми. Вспомните коронное выражение  Осипа Абдулова «В Греции все есть», или фразу Фаины Раневской «Хочут свою образованность показать». К тому же, представляя собой неиссякаемый кладезь российского остроумия, «Свадьба» беспристрастно описывает человеческие пороки и заблуждения. Пошлейшая история «свадебных разборок» в семье мещан Жигаловых, пытающихся во что бы то ни стало заполучить в женихи капризного чиновника Апломбова, превращается в подлинную энциклопедию национальных характеров.

Сама Раневская, создавая образ, пользовалась наблюдениями из реальной жизни. «Похожести гримом тут не добьешься. Я ведь напяливала платье, подтягивала кверху нос, надевала парик и шляпку и выходила на съемочную площадку, почти не гримируясь. Все дело тут в манере говорить, слушать, думать. Ходить и жестикулировать – это уже потом», – признавалась она.

 

«Весна»

После войны Фаина Раневская  сыграла несколько заметных ролей. В 1947 году на экраны вышла комедия  Григория Александрова «Весна» с  Любовью Орловой и Николаем Черкасовым в главных ролях. Фаине Раневской в сценарии отводился лишь один эпизод: ее героиня Маргарита Львовна подавала завтрак своей знаменитой племяннице.

Александров предложил актрисе  самой сделать себе роль. Раневская  придумала множество веселых  фраз и диалогов. Вместе с Ростиславом  Пляттом они внесли в картину  комедийную, характерную, водевильную  стихию. Помните разговор по телефону: «Скорую помощь! Помощь скорую! Кто больной? Я больной. Лев Маргаритович. Маргарит Львович». В итоге играющие роли второго плана Фаина Раневская и Ростислав Плятт запомнились зрителям даже больше, чем главные герои.

 

 

«Золушка»

В том же году Раневская сыграла  мачеху в знаменитой сказке «Золушка»  режиссера Надежды Кошеверовой. Эта картина одна из немногих, принесших актрисе настоящую радость. Раневская сыграла с присущей ей яркостью, правдоподобностью. Г. Скороходов в книге «Разговоры с Раневской» говорил: «В ее Мачехе зрители узнавали, несмотря на пышные «средневековые» одежды, сегодняшнюю соседку-склочницу, сослуживицу, просто знакомую, установившую в семье режим своей диктатуры. Это бытовой план роли, достаточно злой и выразительный. Но в Мачехе есть и социальный подтекст. Сила ее, безнаказанность, самоуверенность кроются в огромных связях…»

Одна из самых замечательных  сцен в фильме с участием Раневской  это, безусловно, охота за знаками  внимания короля и принца на балу. Возвращаемся к книге Скороходова: «В ней <сцене> все смешно: и то, чем занимается милое семейство, и то, как оно  это делает. Раневская здесь, повторим, минимальный соавтор Шварца-сценариста, но полная хозяйка роли. По сценарию дочки сообщают матери о знаках внимания, и та, зная силу документа, немедленно фиксирует в блокноте каждый факт».

Автор сценария Евгений Львович  Шварц, как никто другой, болезненно бережно относившийся к каждой фразе, каждому слову в сценарии, Раневской  с удовольствием позволял отсебятину. Раневская вспоминала: «Там была еще такая сцена. Я готовлюсь к балу, примеряю разные перья – это я сама придумала: мне показалось очень характерным для Мачехи жаловаться на судьбу и тут же смотреть в зеркало, прикладывая к голове различные перья и любоваться собой. Но для действия мне не хватало текста. Евгений Львович посмотрел, что я насочиняла, хохотнул и поцеловал руку: «С Богом!».

Мачеха – одна из лучших комедийных ролей Раневской. Удивительно, но она  – сугубо отрицательный персонаж сказки – вызывает у зрителей настоящий  восторг!

 

Другие работы послевоенных лет

Среди других работ Фаины Раневской  в послевоенные годы стоит отметить роль бабушки в фильме «Слон и  веревочка», где актриса впервые  снялась с Наташей Защипиной – тогда еще шестилетней девочкой. Раневская высоко отзывалась о юной актрисе и общалась с ней, как со взрослой.

Еще раз вместе они снялись в 1949 году в драме «У них есть Родина», поставленной по пьесе Сергея Михалкова. Фильм рассказывал о том как  советские разведчики, разыскав на территории Западной Германии оказавшийся под присмотром английской разведки сиротский приют с советскими детьми, добиваются возвращения детей на родину…

Фаина Раневская так отзывалась о своей роли и о фильме: «Да, фрау Вурст у меня получилась. Вурст – по-немецки колбаса. Я и играю такую толстую колбасу, наливающую себя пивом. От толщинок, которыми обложилась, пошевелиться не могла. И под щеки и под губы тоже чего-то напихала. Не рожа, а жопа. Но когда я говорю о михалковском дерьме, то имею в виду одно: знал ли он, что всех детей, которые после этого фильма добились возвращения на Родину, прямым ходом отправляли в лагеря и колонии? Если знал, то тридцать сребреников не жгли руки?»

 

50-е годы. Работа в театре

В 1949 году Раневская уходит из Театра Драмы и поступает на работу в  Театр им. Моссовета. Здесь она  играла очень мало. Репертуар театра состоял из рядовых, а порой и  просто бесцветных и скучнейших спектаклей, приуроченных к очередным советским  праздникам. С большим трудом ее уговорили на роль старухи в спектакле  «Рассвет над Москвой». Ее героиня  по сценарию представляла этакую матерь-совесть, режущую правду-матку. Великая актриса  от скуки и раздражения превратила свою роль в капустник на заданную тему, и каждое ее появление на сцене  сопровождалось аплодисментами.

Как-то Раневской достался эпизод в пьесе  «Шторм».

 

На первую же репетицию актриса  принесла огромный талмуд. Все знали: Раневская переписывает роль от руки. Но тут было что-то другое. Она принесла десятки вариантов каждого кусочка, чуть ли не каждой реплики своей  роли. Она почти полностью переписала текст, Завадский замер. «Фаина… но драматург, что он скажет?» Драматург прочитал, побагровел и стал так хохотать, что все испугались. «Здесь ничего нельзя менять, – сказал он, – все оставить… как у Раневской». На следующий день актриса принесла еще несколько вариантов. «Оставьте ее, – сказал драматург, – пусть играет как хочет и что хочет. Все равно лучше, чем она, эту роль сделать невозможно».

Раневская так великолепно играла свой эпизод в «Шторме», что затмевала  всех остальных актеров, включая  и исполнителей главных ролей. Завадский  не хотел мириться с этим, и вскоре лишил актрису роли.

Все это, конечно же, не могло устраивать Фаину Георгиевну, и в 1955 году она  покинула театр. Она перешла в  театр Пушкина – бывший Камерный театр. Одной из причин было то, что  именно в Камерном она когда-то начинала свою карьеру. Однако от старого Таировского театра ничего не осталось. Здесь она проработала до 1963 года, но затем ушла и отсюда…

 

Одиночество

За всю свою жизнь Фаина Раневская  так и не вышла замуж. Как-то ее спросили, была ли она когда-нибудь влюблена. Раневская рассказала эпизод из своей юности. Она была влюблена в красавца-актера, игравшего вместе с ней в труппе. Однажды актер  сказал ей, что вечером придет к  ней домой. Раневская нарядилась, накрыла стол… Актер пришел пьяный и с женщиной. «Деточка, погуляйте где-нибудь пару часиков, дорогая моя», – сказал он. «С тех пор не то, что влюбиться – смотреть на них не могу: гады и мерзавцы!» – признавалась Фаина Георгиевна.

Однако в начале 60-х был у  Фаины Раневской период, когда  она не чувствовала себя одинокой. Она получила письмо от своей сестры Беллы (Изабелла Георгиевна Аплеен), которая жила одно время во Франции, а потом, похоронив мужа, перебралась в Турцию. Сестра была тоже одинока и просила помочь вернуться в СССР. Помогла министр культуры Е. Фурцева.

Несколько лет сестры прожили вместе. Вскоре у Беллы обнаружили рак. Раневская  вызывала лучших врачей, проводила  с ней – уже безнадежной  – ночи. Больница, операция – все было бессмысленно. В 1964 году Белла умерла…

 

Кино. 50-60-е годы

Все это время Раневская практически  не снималась в кино. Да и о  тех редких работах актриса отзывалась так: «…Снимаюсь в ерунде. Съемки похожи на каторгу. Сплошное унижение человеческого  достоинства, а впереди – провал, срам, если картина вылезет на экран».

Фильм «Осторожно бабушка!» (1960) Надежды  Кошеверовой, где Раневская сыграла главную роль, получился откровенно провальным. Раневская восприняла это как личное оскорбление и поссорилась с режиссером, которая долгие годы была ее подругой.

Тем не менее, спустя пять лет Кошеверова рискнула вновь пригласить Фаину Георгиевну в свою новую картину. Раневской предстояло сыграть роль директора цирка в фильме «Сегодня новый аттракцион». Роль была неплохой, и актриса после долгих уговоров согласилась. Правда при этом она выдвинула ряд условий. Во-первых, двойная оплата. Во-вторых, актриса заявила, что приедет на студию только один раз, – значит, декорации выстраиваются под нее. Кроме того, ехать она должна в отдельном купе – не над колесами, а в середине вагона. Жить – в «Европейской», причем непременно с видом на Русский музей – в том крыле, где поселяют иностранцев. Любой контракт с животными исключался напрочь (по сценарию директор испытывает к ним патологическую страсть), официально это объяснялось острейшей астматической реакцией. В настоящее время ведущие актеры требуют еще и не это, но в то время такие требования были просто невероятными. И все же режиссер согласилась, хотя на практике условия были выполнены едва ли наполовину.

Роль в картине «Сегодня новый  аттракцион» была последней работой  в кино Фаины Георгиевны.

Великая актриса

В середине 60-х Раневская возвращается в театр к Завадскому. В театре Моссовета она работала до конца  своих дней.

Удивительно, но за долгие годы она  так и не сыграла ни одной великой  роли мирового репертуара. Все экранные и сценические работы Раневской  можно перечесть по пальцам. «Я в  своей жизни не сделала 99 процентов  из ста», – говорила она. Но даже то немногое сделало ее величайшей отечественной  актрисой. Лондонский ежегодник «Кто есть кто» включил ее в число десяти лучших актрис ХХ века. И это не случайно. Кто-то из крупных режиссеров сказал о Фаине Георгиевне: «Она может  все!» Актриса в совершенстве владела всеми жанрами – от трагедии до фарса. Раневская не играла – она жила своими ролями, как живут своими играми дети, до конца, по полной правды, до счастья. И если она видела равнодушие, работу в полсилы, то была беспощадна, как бывают беспощадны дети.

От непростого характера Раневской  страдали окружающие. Так постоянными  придирками она довела до слез Ию Саввину. Но потом звонила с извинениями, которые потрясали величественной откровенностью: «Я так одинока, все друзья мои умерли, вся моя жизнь – работа… Я вдруг позавидовала вам. Позавидовала той легкости, с какой вы работаете, и на мгновение возненавидела вас. А я работаю трудно, меня преследует страх перед сценой, будущей публикой, даже перед партнерами. Я не капризничаю, девочка, я боюсь. Это не от гордыни. Не провала, не неуспеха, я боюсь, а – как вам объяснить? – это ведь моя жизнь, и как страшно неправильно распорядиться ею».

За год до своей смерти Раневская  отказалась играть на сцене. Прожив долгую жизнь, полную испытаний и лишений, Раневская сумела не только дожить до старости, но и остаться довольно самостоятельной. Конечно, как и все пожилые люди, она вздыхала и сетовала: «Старость, – сказала она, – вещь страшная. Болят все мои косточки. Очень устала, очень. Восемьдесят семь лет! Я не Яблочкина, чтобы играть до 100 лет. Нет, больше на сцену не выйду!», но все же обслуживала себя сама.

У нее была домработница, ее навещали друзья, но самым близким существом  оказался пес Мальчик, ради которого она отказывалась ложиться в больницу или ехать в санаторий. Незадолго  до смерти у великой актрисы случился инфаркт, от которого она отходила долго  и мучительно. В последние дни  Фаина Георгиевна страдала от пневмонии  на фоне очаговой дистрофии в области  сердца. Кроме того, у нее был  диабет. Конечно же, почти не выходила из дома. Однажды ночью поднялась  с постели и пошла на кухню  за продуктами. Упала. Перелом шейки  бедра. В 88 лет! Страшные боли. Ни о какой  больнице не хотела даже слышать, но к  утру боли так ее измучили, что согласилась, чтобы близкие позвонили в  Кунцевскую больницу. Раневскую сразу  же госпитализировали.

На следующий день в палате она  была очень печальна, словно прощалась. Хотя пыталась держаться, даже подшучивать, врачам рассказывала анекдоты. Операция была назначена на полдевятого вечера.

Но никакой операции не было, врачи  не очень-то и спешили – видимо, боялись худшего исхода после  наркоза.

Умерла Фаина Георгиевна 19 июля 1984 года.

 

 

Заключение

Фаина Георгиевна Раневская  одна из самых ярких, талантливых  актрис XX века. Она известна своими едкими замечаниями, сотнями афоризмов и блистательно исполненными ролями в кино. Она позволяла себе некоторую дерзость в общении с сильными мира сего, ее еврейское происхождение доставляло ей немало проблем, но ни болезни, ни одиночество, казалось, не могли сломить эту великую женщину.

Раневскую можно считать  своеобразным талисманом здравомыслящей интеллигенции, которая, надо полагать, была утомлена хождением строем под  лозунгами. Она не была опасна, и  не несла в себе угрозы властям, и  даже получила Сталинскую премию целых  три раза, однако ее отнюдь нельзя назвать  идеалом советской женщины. В  эпоху всеобщего равенства ей удалось сохранить индивидуальность. Раневская стояла особняком от всех, впуская в свою жизнь только достойных  людей, в полном достоинства одиночестве  взирая откуда-то издалека на суету  людей, не наделенных ее мудростью, изредка  бросая в их сторону саркастические намеки.

Информация о работе Фаина Раневская